Кто лучше всех знает Россию? > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Кто лучше всех знает Россию?


    Кто лучше всех знает Россию?

Цель урока: расширение знаний обучающихся о своей Родине, воспитание у них любви к России.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширение знаний обучающихся о своей Родине,
    • воспитание у них любви к России;
    • повторение, обобщение, систематизация ранее изученного материала, роли личности в истории.
  • Развивающие:
    • развитие умения логически мыслить, анализировать, работать в группах; проверка полноты и прочности уже полученных знаний об истории России;
    • использование межпредметных связей.
  • Воспитательные:
    • закрепление основных навыков и умений приобретённых в ходе изучения данного курса истории;
    • содействие формированию активной гражданской позиции;
    • воспитание чувства уважения и гордости к истории своей родины, её творцам;
    • воспитание стремления к получению знаний, их активное использование и применение.

Оборудование: мультимедианосители, компьютер, маркеры (фломастеры), листы формата А4

ХОД ИГРЫ

Класс заранее предупреждается об игре. Даётся рекомендация подумать над Названием и эмблемой комaнды, повторить материал по курсу.
Класс разбивается на комaнды (обычно: комaнда – ряд), каждая представляет уже готовый вариант названия комaнды(связанный с тематикой игры), эмблему, девиз, мотивируя свой выбор (можно вывести рисунок эмблемы через мультимедийное устройство)

Вся игра делится на туры. В каждом туре игры участвует представитель от каждой комaнды, который должен ответить на три вопроса. По итогам тура каждая комaнда набирает очки (по правилам игры, каждый тур имеет разное количество очков, в зависимости от сложности вопросов.)
Из числа лучших учеников по предмету выбирается помощник, который ведёт на классной доске (через компьютер) учёт набранных комaндами очков, объявляя итоги каждого тура, итог игры в целом.

Вступительное слово учителя.

I тур: Загадочная Россия (правильный ответ – 10 баллов)

Вопросы 1 комaнде:

1. Викинг – воин скандинавов
Тот народ суровых нравов
Как его, скажите детки,
Называли наши предки?(Варяг)

2. Правил в Киеве тот князь,
И молва о нём неслась.
Все соседи князя знали
И мудрейшим называли (Ярослав)

3. Назови боярский дом:
Там наличники резные,
Есть и башенки на нём,
И крылечки расписные (Терем)

Вопросы 2 комaнде:

1. Колыбель в избе висит
В ней младенец крепко спит,
Как зовут ту колыбель,
Нам ответь-ка поскорей. (Люлька, зыбка)

2. Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут,
Он станет после освещения
Для православных угощением.(Кулич)

3. У тебя краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье(река Лена)

Вопросы 3 комaнде:

1.Чугунок он обнимает
И из печки вынимает
А потом он встанет в строй
По соседству с кочергой (Ухват)

2. В болоте родился,
Три раза крестился (Петербург, Петроград, Ленинград)

3. Этот важный документ
Подготовил президент.
Личной подписью скрепил,
Чтобы в силу он вступил.(Указ)

II тур: Вехи русской истории (правильный ответ – 30 баллов)

Вопросы 1 комaнде:

1. Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а где жили древляне? (В лесах)
2. Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…» (Нестор – летописец, автор первой редакции «Повести временных лет)
3. Русские или монголы победили в битве на р. Калке? (Монголы.31.05.1223г. произошло первое сражение русских и половецких войск с монголо-татарами)

Вопросы 2 комaнде:

1. Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское? (Полтавское в 1707г во время Северной войны 1700-1721гг. русская армия разгромила армию шведского короля Карла XII)
2. В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов? (Николай I 1825г)
3. О героической обороне какого советского города в 1942г. Написала в своих поэмах Ольга Бергольц? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург)

Вопросы 3 комaнде:

1. Какой император сменил на престоле Николая I? (Александр I)
2. На заседании какой организации Н. С. Хрущёв стучал по столу ботинком? (ООН)
3. И жена Николая II и четыре его дочери участвовали в первой мировой войне, приобретя эту военную специальность. Какую? (Сестра милосердия)

Подведение итогов I и II туров.

III тур: На Руси (правильный ответ – 40 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким образом? (Быть богатым. От «гоинный» – богатый)
2. Толмач или басмач был на Руси переводчиком во время беседы и переговоров? (Толмач)
3. Что означает старинное русское слово «жилобой» ? (Пульс)

Вопросы 2 комaнде:

1. Раньше на Руси люди ходили в ошейниках. Так ли это? (Да, ошейниками называли галстуки)
2. Качество дорог на Руси стало притчей во языцех. Поэтому радушный хозяин не мог ничего лучшего пожелать отъезжающим гостям чем…Что? (Скатертью дорога)
3. Главной причиной «Маланьиной свадьбы» на Руси является море еды или куча гостей? (Море еды)

Вопросы 3 комaнде:

1 .На чём писали древнерусские письмена и документы? (На бересте)
2. Что в старину называли ветрилом? (Парус)
3. На Руси всех выходцев из Западной Европы называли немцами. Но потом это название прикрепилось к жителям Германии. Что означало это слово? (Немые люди. Не знающие русского языка, не говорящие на нём)

Подведение итогов III тура

IV тур. А что у нас? (правильный ответ – 40 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. В Америке ковбой, а у нас? (Пастух)
2. Англичанин или американец, заглянув в пустую комнату, скажет: «noybody» - в буквальном переводе «нет тела». А что в этом случае скажет русский человек? (Нет ни души, духовная составляющая человека для нас означает больше, чем физическая )
3. Российские джунгли – это… что? (Тайга)

Вопросы 2 комaнде:

1. Во Франции - Пьер, в Германии - Питер, в Бразилии – Педро, а в России…кто? (Пётр)
2. Во всём мире это автомобильное приспособление называют «перчаточным ящиком», но лишь в России именно так. А как? (Бардачок)
3. Для американца оптимальная температура +70о. Комфортно ли будет нам, россиянам при такой температуре? (Вполне. При определении tо в США традиционно широко используется шкала Фарингeйта. Их +70о – это наши +20о)

Вопросы 3 комaнде:

1. Бейсбол по-русски – это что? (Лапта)
2. Многие считают, что есть четыре типа права. Английская система самая простая: всё можно, кроме того, что нельзя. Немецкая: всё нельзя, кроме того, что можно. Французская: всё можно, даже то, что нельзя. Попробуйте воспроизвести нашу систему права, русскую. (Всё нельзя, даже то, что можно)
3. На немецком – «ихь либе дихь», на испанском – «тэ амо», на французском – «жэ тэм», на украинском – «я тебе кохаю». А как это по-русски? (Я тебя люблю)

Подведение итогов четырёх туров.

V тур. Ратное дело (правильный ответ – 40 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» утверждается: « Солдаты шилом бреются» А чем же, согласно этой поэме, солдаты греются? (Дымом)
2. Чьё имя должен был носить русский корабль, чтобы по общему признанию моряков, никогда не утонуть? (Святого Николая – покровителя моряков)
3. Назовите воинское звание Екатерины II? (Полковник)

Вопросы 2 комaнде:

1. О каком российском полководце писал лорд Байрон «Над ним смеялись иногда а он брал сходу города…»? (О Суворове)
2. В 1903г. Поручик русской армии Турчинович на радость солдатам изобрёл именно это. Что? (Полевую кухню)
3. В каком году возникла поговорка: «Пуганый француз и от козы бежит»? (В 1812г)

Вопросы 3 комaнде:

1. Автомат какого конструктора был принят на вооружение в 1949г. В Советском Союзе? (Михаила Тимофеевича Калашникова)
2. Как в Российской армии называется рядовой медицинской службы без специального образования? (Санитар)
3. Кители солдат этой роты Президентского полка шьются по индивидуальным меркам, а сапоги стоят 400 долларов. Что это за рота? (Рота почётного караула)

Подведение итогов 5-ти туров

VI. Государство Российское (правильный ответ – 50 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. Как называлось древнерусское государство, возникшее в восточной Европе в 9 веке? (Киевская Русь)
2. Какое государственное устройство пророчил России декабрист Павел Пестель? (Республику, а не конституционную монархию, к которой склонялись многие декабристы)
3. Депутаты городской думы Москвы требовали летом 1899г. Запретить этот трaнcпорт, поскольку он пугал пешеходов. О каком трaнcпорте идёт речь? (Автомобили. Вопрос разрешился в пользу депутатов, поскольку автомобили не выдержали качества городских мостовых и вышли из строя сами)

Вопросы 2 комaнде:

1. Сколько президентов было в СССР? (Один. Первый и последний – Горбачёв М. С.)
2. В России документами на въезд и выезд признаны паспорта: общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный, а так же паспорт этих профессионалов. Каких? (Моряков)
3. Как назывался общий сход всех жителей древнего Новвгорода? (Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие – в русских городах 2-й половины 11-12вв. Решало вопросы мира призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры и т.д.В Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца 15в. с др. землями)

Вопросы 3 комaнде:

1. Как назывался иерархический список чинов, определённый Петром I от 1722г.? (Табель о рангах)
2. Как иначе называется монархия в дореволюционной России? (Самодержавие)
3. От чего имени выносят приговоры суда в РФ? (От имени государства)

Подведение итогов 6-ти туров.

VII тур. Духовные богатства России. (правильный ответ – 40 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. В старину русские звонари обучались в немецком городе Малине. Технику какого звона они там освоили? (Малинового, по названию города, а не ягоды малины)
2. Какой героине И. С. Тургенева с трагической судьбой был открыт памятник на тургеневской площади в Санкт-Петербурге? (Муму)
3. Какой музыкальный инструмент назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя? (Баян – вид хроматической гармони)

Вопросы 2 комaнде:

1. Назовите имя поэта, памятник которому установлен в Москве. На Старом Арбате, в 2002г? (Булат Шалвович Окуджава)
2. У российских космонавтов есть давнишняя традиция: накануне старта обязательно смотреть этот отечественный фильм режиссёра В Мотыля. Какой? (Ставший культовым «Белое солнце пустыни)
3. Как называется русская народная бурлацкая песня? (Дубинушка)

Вопросы 3 комaнде:

1. Как называется белый, расписанный синим фарфор, который производится в одном из российских городов? (Гжель)
2. Что в России, по мнению группы «Белый орёл» наиболее упоительно? (Вечера)
3. Назовите имя художника, представителя исторической темы в русском изобразительном искусстве XIXв, автор картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»  (В. В Суриков)

Подведение итогов 7-ми туров.

VIII тур. Наши праздники (правильный ответ – 30 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. Сколько раз в России можно встречать новый год? (11 раз, по количеству часовых поясов проходящих по территории России)
2. По московскому поверью, сделав это на праздник Крещения, весь год будешь здоровым. Что же нужно сделать? (Искупаться в проруби)

Вопросы 2 комaнде:

1. В допетровской Руси на придворные пиры их не допускали. Пётр же своим указом велел им присутствовать на Санкт-Петербургских ассамблеях. Кто же это? (Женщины)
2. Какой праздник отмечается в нашей стране 10 ноября? (День милиции (полиции))

Вопросы 3 комaнде:

1. К какому празднику в советских семьях загодя запасали луковую шелуху? (Пасха, чтобы красить яйца)
2.Зимой или летом российские студенты отмечают Татьянин день? (Зимой, 25 января)

Подведение итогов 8-ми туров.

IX тур. Русская кухня (правильный ответ – 40 очков).

Вопросы 1комaнде:

1. Каких супов в России употрeбляют больше: холодных или горячих? (Горячих, объясняется нашим холодным климатом)
2. Что из предложенного является древнеславянским названием хлеба?

А. Каравай
Б. Лепёшка
В. Тюря
Г. Жито

Вопросы 2 комaнде:

1. Какой хлеб в России пекли из жмыхов, овсяной муки, мучной пыли, и гидроцеллюлозы? (Блокадный хлеб в Ленинграде. Такова была рецептура военного времени. Блокадная норма составляла 125 гр)
2. Какой вид пирогов существует на Руси?

А. Кулебяка
Б. Каляка
В.Забияка
Г. Маляка

Вопросы 3 комaнде:

1. В Грузии это популярнейшее блюдо называют мцвади, в Армении – хоровац, В Азейбарджане - кебаб. А как называют его русские? (Шашлык. Это слово употрeбляют только русские, позаимствовав его у татар в 18 в. для обозначения блюд на вертеле. Вертел у татар – «шиш», отсюда и «шишлик», а по нашему – «шашлык»)
2. Какой горячий напиток долгое время заменял россиянам и чай и «кофий»?

А. Студень
Б. Сбитень
В. Глинтвейн
Г. Крюшон

Подведение итогов 9-ти туров.

Х тур. Шутить по-русски (правильный ответ – 50 очков).

Вопросы 1 комaнде:

1. На каких островах мечтают побывать все заядлые курильщики? (На Курильских)
2. Как звучит открытое объявление боя или борьбы по древнему воинственному кличу наших предков?

А. Бегу на ты
Б. Иду на вы
В. Стою на Я
Г. Мчусь на они

Вопросы 2 комaнде:

1. Какой титул в России первоначально носила пехота, а потом стала носить кукуруза? (Царица полей)
2. Как называется котёл для приготовления пищи?

А. Астpaxaн
Б. Тюмен
В. Рязан
Г. Казан

Вопросы 3 комaнде:

1. Как называется мини-альбом с единственной фотографией, который есть у каждого взрослого Гражданина России? (Паспорт)
2. Какой институт был создан в Москве в 1934г?

А. Физических проблем
Б. Химических трудностей
В. Нерешённых вопросов
Г. Грандиозных идей

Подведение итогов 10-го тура, итогов игры в целом.

Заключительное слово учителя.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 17:46:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 17:42:37

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 21:57:37

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 6:10:15

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 15:46:19

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 12:18:10

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 19:21:49

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 10:50:33

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 12:39:14

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 7:34:54

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 2:12:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 9:54:53

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 21:58:59

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 15:22:47

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 9:52:27

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 8:59:17

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 11:17:12

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 6:16:28

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 14:35:21

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 9:59:30

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 22:22:52

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 20:55:52

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 12:58:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 16:35:45

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 18:59:51

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 17:59:47

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 21:58:12

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 2:20:49

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 1:43:26

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 17:31:41

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 17:45:46

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 13:13:40

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 2:56:50

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 18:29:30

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 23:29:13

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 18:35:57

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 5:27:39

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 11:27:25

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 19:18:16

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 18:33:48

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 0:55:30

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 22:31:35

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 19:43:41

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 23:10:11

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 10:24:15

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 9:38:10

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 10:28:30

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 4:32:35

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 18:43:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 4:23:53

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::