Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Форма урока: комбинированный урок.
Разделы программы: применение современных информационных технологий, региональный компонент.
Цель урока:
- реализация межпредметных связей;
- развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями и данными посредством ИКТ.
Задачи урока:
- расширить представления учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц;
- уметь анализировать, обpaбатывать и делать правильные выводы из найденной информации по данным предметам;
- развивать познавательный интерес к предметам истории и информатики;
- развивать логическое мышление, внимание;
- умение работать в группе;
- воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), мультимедийная презентация (Презентация), задание для мальчиков (Приложение 3), задание для девочек (Приложение 4).
Программное обеспечение: программа Microsoft Office Excel.
В начале урока класс делится на две группы:
1 гр. – мальчики (казаки),
2 гр. – дeвoчки (казачки).
В каждой группе выбирается атаман (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка целей урока.
- Пpaктическая работа.
- Итог урока.
- Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, который свяжет два предмета – историю и информатику. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть атаман, который будет отмечать в листе оценок (Приложение1) количество правильных ответов (знаком +), когда вы будете работать в группах и отвечать на заданные вопросы. Мы тоже Вам поставим оценку за выполненную пpaктическую работу и сделанные Вами выводы. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок, как по истории, так и по информатике.
2. Актуализация знаний и постановка целей урока.
Учитель информатики:
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова академика В. М. Глушкова:
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»
- Давайте вспомним основные средства обработки информации с древнейших времен до настоящего времени. (Ответы детей)
- А сейчас мы представим себя на месте людей, которые жили в то или иное время существования некоторых инструментов, перед вами - счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, логарифмическая линейка, планшетный компьютер. Приглашаются 2 учащихся (1 казачка и 1 казак, в костюмах).
Казачка: Казачка – хранительница домашнего очага, хозяйка. (Если необходимо подсчитать бюджет семьи за год, то в те далекие времена я бы выбрала – счеты).
Казак: Казаки – защитники. (Если атаман собирает войско в поход, то он должен точно знать его численный состав. Для обработки информации в настоящий момент времени я бы воспользовался – планшетным компьютером).
- Какую бы вы выбрали программу для обработки числовых данных?
- Из чего состоит электронная таблица?
- Для чего предназначены электронные таблицы?
- Что является минимальным элементом таблицы?
- Какие типы данных можно вносить в ячейки таблицы?
- Перечислите правила набора формул в ячейки таблицы?
- Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек?
- Как построить диаграмму (график)?
Учитель истории:
Человека всегда интересовало его прошлое, прошлое всего человечества. Не требует особых доказательств необходимость и полезность изучения истории родного края. Знание прошлого малой родины дает человеку твердую почву под ногами сегодня, возможность предвидеть будущее развитие и свое место в этом мире.
- Кого раньше называли казаками? (Кто такие казаки?)
- Главное занятие казаков?
- Кто стоял во главе казачьего войска?
- Как его выбирали?
- Сколько лет служил казак, если три года он был в подготовительном разряде, 4 – на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе?
- Какие награды за службу мог иметь простой казак и атаман?
- Как распределяли землю у казаков?
- Какова роль казачки?
- В чём казак мог зависеть от жены?
- Какие хутора в начале XX века относились к станице Березовской?
- Какие хутора относятся к станице сейчас?
- В XIX и XX веках в нашей станице проходили ежегодные ярмарки. Когда они проходили и чем на них торговали?
Сформулируйте цели урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока).
3. Пpaктическая работа
На столах у каждой группы лежат задания к пpaктической работе.
1 группа (казаки) выполняют пpaктическую работу «Положение об общественном управлении в казачьих войсках в 13/25 день мая 1980 года». (Приложение3).
2 группа (казачки) выполняют пpaктическую работу «Стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу в начале XX в.» (Приложение4).
4. Итог урока:
Вопросы для 1 группы (казаков):
- Назовите по каждой станице:
- общее число дворов;
- количество мужчин;
- количество женщин;
- число жителей с правом голоса на сходах
- Назовите среднее количество человек на один двор в станицах Березовской и Малодельской.
- Сколько процентов с правом голоса от общего количества жителей приходилось на станицу Березовскую и Малодельскую?
- Сделайте сравнительный анализ по станицам.
Вопросы для 2 группы (казачек):
- Назовите общую стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу?
- Назовите самые дорогие покупки, необходимые казаку для службы?
- Во сколько раз конь дороже обмундирования?
- Какие предметы обмундирования изготавливались в семье руками казачки?
- Сколько коров по цене 60 рублей за голову надо было продать из домашнего хозяйства, чтобы купить обмундирование и строевого коня, учитывая, что 100 рублей государство выделяло для сбора казака на военную службу?
- Из отчета по Усть – Медведицкому округу от 24 июня 1924 года: «Нонешний год складывается очень неурожайный, так что рожь покосили на корма, а пшеница совсем пропала. Травы совсем нет. Хорошую корову, которая на Пасху стоила 150 руб., теперь можно купить за 25 руб., овцы - 5 руб. пара». В такое неурожайное время сколько нужно было продать коров и овец, чтобы собрать казака на службу?
5. Рефлексия
- Ребята, если вам было интересно на уроке, и вы узнали много нового, то изобразите казачий флаг в ячейках таблицы своей пpaктической работы, воспользовавшись заливкой ячеек.
6. Домашнее задание:
По истории: приготовить сообщение «Проводы донских казаков на службу»;
По информатике: § 3.4 в.2,3 стр.103.
Литература:
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» учебник 9 класса М:2010г
- Владимир Шалыгин «Мой край родной, казачий», Волгоград, 2007г., с.34,37.
- В.П. Попов «История Российского казачества», Волгоград, 2009г.
- Интернет - ресурсы.
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
28 03 2024 23:22:18
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
27 03 2024 13:24:24
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
26 03 2024 0:52:42
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
25 03 2024 12:30:10
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
24 03 2024 6:42:27
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
23 03 2024 17:30:11
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
22 03 2024 4:54:26
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
21 03 2024 6:20:43
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
20 03 2024 11:13:18
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
19 03 2024 22:24:12
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
18 03 2024 10:56:41
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
17 03 2024 2:51:59
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
16 03 2024 4:46:48
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
15 03 2024 4:13:16
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
14 03 2024 18:15:48
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
13 03 2024 9:40:22
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
12 03 2024 13:24:48
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
11 03 2024 18:45:21
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
10 03 2024 3:20:49
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
09 03 2024 2:33:33
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
08 03 2024 3:24:51
Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
07 03 2024 13:28:34
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
06 03 2024 18:53:21
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
05 03 2024 4:16:26
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
04 03 2024 18:50:59
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
03 03 2024 16:53:28
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
02 03 2024 13:58:31
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
01 03 2024 19:48:55
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
29 02 2024 18:29:35
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
28 02 2024 2:25:52
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
27 02 2024 13:19:51
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
26 02 2024 0:46:38
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
25 02 2024 4:23:25
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...
24 02 2024 9:53:55
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
23 02 2024 13:20:37
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
22 02 2024 8:10:25
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
21 02 2024 16:48:12
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
20 02 2024 3:37:42
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
19 02 2024 2:24:50
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
18 02 2024 20:13:25
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
17 02 2024 16:51:13
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
16 02 2024 21:29:28
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
15 02 2024 6:10:45
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
14 02 2024 23:48:42
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
13 02 2024 0:38:20
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
12 02 2024 7:48:28
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
11 02 2024 22:45:20
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...
10 02 2024 13:56:13
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...
09 02 2024 1:32:53
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
08 02 2024 23:47:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::