Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов
Презентация. (Слайд 1)
Указом Президента 2012 год объявлен годом истории. Много памятных дат этого года напоминают о многовековом историческом пути нашего народа.
(Слайд 2). Одна из них – 200 лет победе русского оружия в войне 1812 года.
(Слайд 3). 1812 год. Был год, который не был равен ни одному из множества годов……. (текст на слайде).
(Слайд 4) 12 (24) июня 1812 года армия Наполеона вторглась на территорию России, перейдя реку Неман.
(Слайд 5)
Численность французской армии была в три раза больше, российской. Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, поэтому ее называли армия “двунадесяти языков”.
Александр 1 обратился с Манифестом к народу, призывая отстоять родную Отчизну.
И млад и стар откликнулся на царственный призыв.
(Слайд 6)
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше cмepть – чем в рабстве жить.Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем сомкнемся в ратном строе
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу.
(Слайд 7) Под натиском Наполеона русские войска отходили к Витебску, а затем к Смоленску. К Смоленску прибыл новый комaндующий армией. Им стал ученик А.В.Суворова, любимец солдат М.И. Кутузов (Слайд). Обрадованные таким назначением, солдаты говорили: “Приехал Кутузов бить французов”.
Французы взять Смоленск сходу не смогли и две русские армии, наконец, соединились. Ф.Н. Глинка писал:
“…Солдаты наши желали, просили боя. Подходя к Смоленску, они кричали: “Мы видим бороды наших отцов, пора драться”.
(Слайд 8) 16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон начал сражение за город. Под ядрами и гранатами запылал весь город. Горели дома, магазины, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые. Казаки подхватывали детишек в седла и увозили их из города. Наполеон понял, что штурмом не возьмет Смоленск, и задумал обойти его. Но русские ли разгадали маневр Наполеона и стали отступать. Комaндиры, солдаты негодовали и рвались в бой: они же два дня били французов! Но Барклай исполнял свой долг: “Великая армия” была все еще много сильнее. Рисковать было нельзя: другой армии у России не было. Пылающий красавец Смоленск, был разрушен. С солдатами уходили и жители.
Утром французские войска вошли в город и бросились грабить то, что уцелело от огня. Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат. Одного из них он увидел мертвым на берегу Днепра. Императору доложили, что этот русский солдат, укрывшись на берегу, один удерживал у переправы роту французов. Каждый выстрел этого русского егеря бил наповал. Пришлось подтащить пушку. Ее ядра разбили в щепы дерево, служившее ему укрытием. Только к ночи русский прекратил стрельбу, погибнув.
Захватив Смоленск, Наполеон двинулся к Москве. В 90 км от Москвы у села Бородино произошло сражение, определившее ход событий войны 1812 года.
(Слайд 9) Накануне битвы, объехав будущее место сражения,Наполеон сказал, “Шахматы поставлены, игра начнется завтра”. Он плохо спал в эту ночь.
(Слайд 10) В русском накануне сражения был совершен крестный ход с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, спасенной из горевшего Смоленска. К иконе приложились офицеры, а затем солдаты.
(Слайд 11) Битва началась ранним утром 26 августа (7 сентября).
Рано утром, 26-го августа, Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост. Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:
“Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!”
Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Настроение русских войск, отошедших от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, было таково, что все, от рядового до генерала считали битву выигранной.
(Слайд 12) Унтер-офицер Тихонов вспоминал, что когда закончилась битва, “приказание привезли, чтобы завтра атаковать француза. Мало его осталось, повалили мы его страсть что: он очень густо стоял, нашим пушкам ловко было палить; наших зарядов много меньше пропадало, чем французских, да мы и стояли пореже. Повалил он, после полудня, у нас много народу, но все не столько, сколько мы у него”
(Слайд 13) После сражения встал вопрос, что делать дальше.
На совете в деревне Фили было принято решение: отступить и сдать Москву.
Кутузов рассуждал так: французы в Москве не задержатся. Нечего есть, нечем кормить лошадей, да и делать нечего. Захотят вернуться в Европу. Но идти по Смоленской дороге, которая ими же разорена, где они уничтожили все запасы продовольствия, фуража, им не резон. Наполеон будет отступать на Калугу, Брянск, где русская армия держала большой запас продуктов для себя. Надо построить укрепления, перекрыть Калужское направление и встретить французов хорошим огоньком и обязательно заставить отойти на Смоленск. Оторвавшись от французов, армия Кутузова получила возможность передохнуть, пополнить ряды с 85-ти тысяч до 120-ти тысяч.
(Слайд 14) Наполеон вошел в Москву. (Текст по слайду.)
(Слайд 15) Шел октябрь месяц. Наполеон сидел в Москве. Кутузов стоял лагерем в Тарутино.
Положение французов было катастрофическим, Наполеон понял, что его план победить Россию – провалился. Французы стали спешно паковать награбленное, и покидать Москву. Обоз, где были много золота и награбленного добра, двинулся к Смоленску. Армия – по Новой Калужской дороге. Это к западу от Тарутино. Наполеон задумал скорым маршем проскочить мимо Кутузова, выйти на Калугу, разжиться хлебом и боеприпасами, а уж затем повернуть на Смоленск. Разведкапартизан, в лице Александра Никитича Сеславина, донесла Кутузову о маневре неприятеля, и он бросил наперехват передовой отряд Дохтурова. 12 октября отряд прибыл в Малоярославец.
(Слайд 16) К тому времени город уже находился в руках французов. В коротком бою русские выбили неприятеля. Французы, получив подкрепление, вновь заняли город. Затем русские, собрав свежие силы, выбили неприятеля. Восемь раз город переходил из рук в руки. Бои были страшные. Город горел, черные облака закрывали небо. Колонны солдат давили массой друг друга, кололи штыками, били прикладами. Телами убитых и раненых были завалены овраги и русло Лужи. В сражении с обеих сторон участвовало по 25 тысяч человек. К вечеру городом овладели французы. Наутро к югу от Малоярославца Кутузов выстроил свою армию. Это было предложение Наполеону провести генеральную битву. Такую же, как под Бородино. Весь день 13 октября Наполеон думал: биться или нет? А утром 14 октября французские войска в спешном порядке отступили на Смоленск. Струсили. После Малоярославца инициатива полностью перешла к Кутузову. Адъютант Наполеона Филипп Се Гюр напишет: “Здесь остановились завоевания Вселенной”. У поселка Красный (65 километров от Смоленска) Кутузов встретил горе – завоевателей. Бой продолжался 3 дня и закончился победой русских. Наполеон потерял лучшие части, 6 тысяч убитыми, 26 тысяч пленными, большую часть артиллерии. Остатки французов бежали на запад – к Березине, месту их окончательного разгрома
(Слайд 17) Французская армия постепенно разлагалась в условиях тяжелейшего отступления. Из 650 000 солдат, пришедших с Наполеоном в Россию, кампанию пережило лишь около 93000. В конце 1812 года остатки некогда непобедимой армии перешли Неман и покинули Россию.
25 декабря последний солдат некогда великой армии покинул пределы Российской империи, император Александр 1 издал манифест об окончании Отечественной войны. А Михаил Илларионович Кутузов поздравил свои войска с победой и призвал “довершить поражение неприятеля на собственных его полях”. Всего три месяца русскому народу и его армии, чтобы сокрушить Наполеона. Он имел полное право сказать такие слова: “Война закончилась за полным истрeблением неприятеля”. К русским же солдатам он обратился с приказом об окончании войны, в котором были замечательные слова: “Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!”. И вслед за Кутузовым и мы повторяем: “Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!”.
Приложение 2. Состязание.
Приложение 3. Домино. Восстала Русская земля.
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
28 03 2024 6:18:18
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
27 03 2024 14:25:40
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
26 03 2024 4:23:47
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
25 03 2024 15:26:34
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
24 03 2024 16:54:32
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
23 03 2024 0:24:37
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
22 03 2024 12:41:15
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...
21 03 2024 15:20:28
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
20 03 2024 11:42:39
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
19 03 2024 14:12:33
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
18 03 2024 0:24:49
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
17 03 2024 0:39:33
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
16 03 2024 10:14:21
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы. ...
15 03 2024 3:51:44
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
14 03 2024 22:54:10
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
13 03 2024 2:35:43
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
12 03 2024 21:57:20
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
11 03 2024 10:43:13
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
10 03 2024 4:18:41
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
09 03 2024 8:18:12
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
08 03 2024 6:27:29
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
07 03 2024 21:53:56
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
06 03 2024 3:11:59
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
05 03 2024 11:53:53
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...
04 03 2024 16:12:24
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
03 03 2024 16:17:54
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
02 03 2024 19:46:56
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
01 03 2024 12:11:48
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
29 02 2024 9:27:17
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
28 02 2024 4:45:10
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
27 02 2024 20:22:23
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
26 02 2024 9:52:41
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
25 02 2024 17:52:59
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
24 02 2024 12:37:34
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
23 02 2024 11:26:23
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
22 02 2024 17:44:20
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...
21 02 2024 0:27:31
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
20 02 2024 0:41:44
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
19 02 2024 0:22:55
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
18 02 2024 16:56:59
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
17 02 2024 21:20:29
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
16 02 2024 6:42:37
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
15 02 2024 10:15:52
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
14 02 2024 20:16:35
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
13 02 2024 13:32:37
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
12 02 2024 16:49:10
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
11 02 2024 2:13:13
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
10 02 2024 15:10:50
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
09 02 2024 14:26:49
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
08 02 2024 7:24:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::