Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс
Цель: Создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, добром человеке и добром деле, о сложности нравственного выбора.
Задачи:
- Формировать представления о добре как важнейшей нравственной ценности
- Учить выpaбатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения, задумываться о своем месте в жизни.
- Развивать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности, умение сопереживать другим людям
Основные понятия: мораль, нравственность, гуманизм, добро, зло, нравственные ценности.
Тип урока: урок-размышление;
Оформление и оборудование:
- Эпиграф урока.
- Фрагмент мультфильма “Просто так”.
- Компьютерные презентации.
План:
1. Мораль. Нравственность. Гуманизм.
2. ДОБРО и/или ЗЛО.
Подготовительная работа:
- Проведение и обработка материалов анкеты “Добрый ли ты человек?”
- Подбор пословиц и поговорок, высказываний мудрых, притч, стихов ,
“Картотека нравственности” соответствующих теме классного часа. - Создание презентации.
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого,
как вежливость и доброта.
Мигель Сервантес.
Вступительное слово.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди, которые будут говорить, и размышлять о нравственных ценностях, о сложности нравственного выбора.
Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?
Человечество многие тысячелетия спорит о том: “Что такое добро? Что такое зло? Нужна ли доброта, а может, нет? А всегда ли доброта полезна, а когда наносит вред…. Многие думают да и говорят, что сейчас зло взяло верх над добром, что добрых людей почти не осталось и каждый сам за себя, и нет дела до других.
Проблема выбора стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...
В последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реальности сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, злиться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, выслушать друг друга. Наша жизнь – сложная цепь собственных поступков, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда осознаем это. А ведь это наш след в жизни. У Расула Гамзатова есть такие слова: “Мы родились, чтобы оставить след. Дом или тропинку, дерево или слово”.
Сегодня, наверное, пришло время задуматься над этим и не случайно этот вопрос стоит в 8-м класе.Вы взрослеете, и сегодняшнее ваше состояние можно охаpaктеризовать так: не хочется быть взрослым, а еще сильнее не хочется чувствовать себя ребенком. Ничего не установилось, все зыбко. Одной ногой в лодке, другой – на берегу.
Что вы принесете в этот мир? Сегодня мы и попытаемся разобраться и ответить на этот вопрос.
Обратите внимание на эпиграф урока “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” Эти слова Мигеля Сервантеса актуальны в любое время. Вы согласны с испанским писателем?
В начале урока я предлагаю вам, разделить лист пополам,
и поставив в одной части “+”, а в другой “-”, в ходе урока записывать
свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: “Какой я”?
В ходе урока запишите одно или несколько правил доброты, что на ваш взгляд кажется наиболее важным. В конце урока мы их объединим и у нас получатся правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Мораль. Нравственность. Гуманизм. (Проверка д/з и материал “за страницами учебника”.) Слайды 5–11
“Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья”. Философ Иммануил Кант?
.Можем сказать, что из пpaктической нравственности вырастает мораль , т.е.мораль – это мысли и идеи как правильно поступать, а нравственность – это уже пpaктические поступки людей.
Понятия “добро” и “зло”.
Добро слайд 12
“Как Вы понимаете : Добро, доброта, добрый, милосердие, зло, злой? Где и как они проявляются?”
Работа с толковым словарем. Нахождение значения слов добро, доброта, добрый. 5.
“Добро – это…”
“Доброта – это ...”
“Добрый человек – это ... ”
“Милосердие – это…”
“Зло – это …”
“Злой – это …”
Слайд13
Понятие Добро многогранно :
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное.
? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Слайды 15-16
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но может и пройти мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
Созидательная – это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение и способен бороться со злом
Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т. е. то, чему можно научиться. Правда, не каждый может стать добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.
Народная мудрость
Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: “Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю”.
Особый вид доброты — милосердие.
Слайды15-17
– Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.
– Давайте подведем результаты анкеты “Добрый ли вы человек?”
Совпали хаpaктеристики анкеты с вашими представлениями о себе?
“Какой Я”
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в гoлyбой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Знаете , ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: Л – “Люди” З. – “Земля”,
М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Зло Добру противостоит зло. Слайды 22-31
Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?
О том, что добро и зло могут уживаться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого необходимо постоянно выpaбатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
В 10 веке Фаррух, сказал:
“Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней”.
Как вы думаете, почему добро творить труднее?
Что совершать легче: добро или зло? (зло, потому что добро требует усилий. Зло активнее, меньше требует усилий, часто прикидывается добром, маскируется ) Зло обычно выступает под маской ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро. Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.
Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: “Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как , скажите, злу выжить”.
Что же такое зло?
ТВОЙ ПРАКТИКУМ: слайды32-33
1. Назови однокоренные слова к словам “добро” и “зло”.
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”
Зло бывает:
– стихийное (не зависит от человека)– наводнение, цунами, землетрясение
– мopaльное (связано с деятельностью человека)– болезнь, война, наркомания…
? Есть такое выражение “зажить зло”. Как вы его понимаете? (преодолеть, пережить)
? Какое зло (мopaльное или стихийное) тяжелее зажить? Почему? (Тяжелее мopaльное, т.к. стихийное зло не зависит от человека, его легче объяснить, оно без козней, хитрости)
Вы абсолютно правильно понимаете и чувствуете , что такое добро и зло. Как выводы , послушайте две притчи
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Китайская притча о добре и зле.
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!
релаксация
Я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыку.
(звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
Ответы: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.
Вернемся к теме нашего разговора: ДОБРО И/ИЛИ ЗЛО.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.
Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”
Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием “Добро должно быть с кулаками”.
– Изменилось ли ваше мнение о выражении “Добро должно быть с кулаками”.
Почему это необходимо?
Учитель. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славился русский народ. Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального хаpaктера. Желание делать добро и бескорыстно помогать – всегда была отличительная черта русского человека. Делать добро – это душевная потребность , которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Очень важно научиться прощать.
стихотворение Ю. Друниной “Стираются лица и даты…”.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
Вернемся к заданию “Какой я”?
– Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю? Какие акции доброты, проводятся в нашей школе?
– Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватало времени на зло!
ПОМНИТЕ, ЧТО:
Добро – мopaльное совершенство человека и спасение его души.
Зло –мopaльная деградация человека
Сейчас все чаще можно услышать вопрос: “А зачем мне это нужно?” “А что я от этого буду иметь?” Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю посмотреть мультфильм
220-351-876 Белоусова Татьяна Александровна
(просмотр мультфильма “Просто так”)
Мы с вами много внимания уделили понятиям "добро" и "зло". А что же такое "терпимость"?
Давайте заслушаем и объединим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
“Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть людям ладонь.
Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”. М. Рощин
Заключение.
Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором добра и зла.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Каждый выбирает по себе
Каждый выбирает для себя.
Ни к кому претензий не имею,
Выбираю тоже – как умею. Юрий Левитанский
Сегодня мы прошли дорогами Добра и Зла.
Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. НО, принимая решение, мы несем за него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
В названии темы урока “Добро и/или зло” два союза “и”, “ или”. Что это значит?
Подведение итогов урока
Закончите фразу: “Сегодня на уроке я….”
НЕ ставим точку… Категории “добро ” и “зло”– вечные.
Сегодня вы не получаете домашнего задания.
Но послушайте притчу и поразмышляйте над ее глубоким философским смыслом:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках”.
Добро – это взгляд, улыбка, слово, поступки.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И пусть вас хранит Ваш добрый ангел хранитель.
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
18 03 2024 8:55:49
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
17 03 2024 20:59:36
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
16 03 2024 17:20:27
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
15 03 2024 17:28:52
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
14 03 2024 16:52:52
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
13 03 2024 0:25:53
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
12 03 2024 5:29:43
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
11 03 2024 11:55:47
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...
10 03 2024 3:28:53
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
09 03 2024 12:33:29
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
08 03 2024 20:45:32
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
07 03 2024 8:42:47
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
06 03 2024 0:38:25
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
05 03 2024 16:23:36
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
04 03 2024 6:15:20
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...
03 03 2024 23:29:39
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
02 03 2024 2:35:56
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
01 03 2024 17:25:56
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
29 02 2024 21:43:33
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
28 02 2024 3:21:16
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
27 02 2024 9:42:34
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
26 02 2024 2:24:22
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
25 02 2024 7:46:26
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
24 02 2024 23:27:33
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
23 02 2024 9:34:28
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
22 02 2024 5:23:39
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
21 02 2024 10:19:45
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
20 02 2024 16:41:46
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
19 02 2024 14:16:23
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
18 02 2024 3:20:21
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
17 02 2024 6:25:37
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
16 02 2024 22:47:59
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
15 02 2024 8:27:46
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
14 02 2024 14:20:17
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
13 02 2024 16:30:23
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
12 02 2024 11:54:53
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
11 02 2024 11:46:55
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
10 02 2024 20:48:31
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
09 02 2024 14:20:24
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
08 02 2024 2:56:45
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
07 02 2024 8:44:52
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
06 02 2024 17:13:44
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
05 02 2024 8:15:46
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
04 02 2024 4:10:32
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 02 2024 15:45:37
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
02 02 2024 21:43:30
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
01 02 2024 0:55:15
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
31 01 2024 21:37:12
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
30 01 2024 3:38:30
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
29 01 2024 13:12:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::