"Демография современной России". 11-й класс
Цели и задачи:
- создать условия для знакомства учащихся с проблемами демографии, основными тенденциями изменения народонаселения в России, основными направлениями демографической политики государства;
- способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- способствовать формированию представления о диаграмме, назначении, применении и технологии её построения.
- способствовать формированию личностного отношения к демографическим проблемам современного общества.
Форма урока: исследовательский урок.
Методы: групповая работа, пpaктическая работа с использованием сети Интернет.
Оборудование:
- проектор;
- персональные компьютеры (по числу групп).
Программное обеспечение:
- программа создания презентаций, например Microsoft Power Point;
- программа для создания диаграмм и графиков, например Microsoft Excel;
- браузер, например Internet Explorer, Mozilla Firefox.
ХОД УРОКА (Презентация)
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Постановка проблемы | Вступительное слово учителя
обществознания. Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигенции. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической ситуации еще очень далеко. Наша страна одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются усилия (или хотя бы сочувствие) всего общества. Вступительное слово учителя информатики. Демографы – это специалисты, которые занимаются анализом данных, составляют прогнозы. Они должны уметь строить диаграммы по полученным показателям; анализировать полученные результаты и делать выводы. Какие проблемы нам предстоит решить сегодня? |
Формулируют проблемные вопросы. – Что представляет собой демографическая ситуация в современной России? Что влияет на неё? – Какими информационными компетенциями должны обладать специалисты-демографы, и какие информационные технологии применять в своей работе? |
Актуализация знаний | – Что такое демография?
– Что вы знаете о демографической ситуации в
современной России? |
Демография – это наука о
закономерностях воспроизводства населения, о
зависимости его хаpaктера от
социально-экономических, природных условий,
миграции, изучающая численность,
территориальное размещение и состав населения,
их изменения, причины и следствия этих изменений
и дающая рекомендации по их улучшению. Учащиеся
высказываются. |
Поиск решения проблемы | Учитель обществознания. Демография
- это наука о закономерностях воспроизводства
населения в общественно-исторической и
социальной обусловленности этого процесса. Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России. На протяжении всей истории существования России власти скрывали многие данные о демографической ситуации в стране. До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой cмepтности и числе aбopтов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень cмepтности населения, рождаемость, младенческая cмepтность, число aбopтов, как ничто иное, отражают состояние государства. Системный кризис российского общества резко ухудшил демографическую ситуацию и здоровье населения. Заметно увеличилось число умерших пpaктически из-за всех наиболее распространенных причин, ведущих к преждевременной cмepти. «Независимая газета» (в номере за 2 февраля 1994 г.) пишет: «Разница между возрастающей cмepтностью и сокращающейся рождаемостью в Российской Федерации (и особенно в ее русских регионах) позволяет охаpaктеризовать Россию как страну с вырождающимся населением». В 1990 г., впервые за послевоенное время, наблюдалась естественная убыль населения. В 1993 г. ею были охвачены 68 субъектов РФ, где проживают 63% россиян, тогда как в 1992 г. таких субъектов было 45. Растет cмepтность населения в трудоспособном возрасте. Превышение cмepтности над рождаемостью начиная 1992 г. часто оценивается как депопуляция, т. е. вымирание России, составляющая около 700 тыс. человек в год. Это общая хаpaктеристика. Далее речь пойдет о конкретных демографических показателях. Учитель информатики. Для того, чтобы проанализировать демографическую ситуацию и сделать выводы, мы будем использовать такое средство визуализации данных (показателей) как диаграмма. Диаграмма (изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Далее теория диаграмм на слайдах №4-7. Для объяснения алгоритма построения диаграмм используется приложение с таблицами данных в файле Алгоритм построения диаграмм.xls (Приложение 1) Сегодня мы решили предложить вам объединить изучение демографической ситуации в современной России и правил составления диаграмм. Для этого вы, разбившись на группы и устроившись у компьютеров, работая с текстом пункта 1 § 10 учебника обществознания, рабочим материалом и материалами сети Интернет, охаpaктеризуйте и проанализируйте современную демографическую ситуацию в РФ на конкретных демографических показателях. Выработайте рекомендации по исправлению негативных явлений. Кроме того, ваша задача все цифровые значения представить в виде диаграммы. Работу представьте наглядно, обосновывая выбор того или иного вида диаграммы. Вопросы для первой группы: продолжительность жизни 1. Какова средняя продолжительность жизни
сегодня в России? Вопросы для второй группы: рождаемость 1. Назовите отличия традиционного
репродуктивного поведения от современного. Вопросы для третьей группы: cмepтность 1. Каковы данные статистики относительно уровня
cмepтности в России? Вопросы для четвертой группы: статистика aбopтов 1. Каковы статистические данные о числе aбopтов
в России? Вопросы для пятой группы: самоубийства 1. Каковы статистические данные о количестве
случаев суицида в нашей стране? Вопросы для шестой группы: миграция 1. Что такое миграция? |
Учащиеся разбиваются на группы, выбирая карточку с картинкой или по цвету. Рассаживаются к компьютерам с аналогичными карточками.
Ученики работают с предложенным материалом, а также с ресурсами интернета (Приложение 2). Составляют диаграммы и готовят ответы на предложенные вопросы. |
Применение нового знания | Предлагаем группам представить отчеты о проделанной работе. Один представитель от группы представляет итоги работы. Другой делает запись на листе ватмана, который висит на доске. Это пути решения проблемы. | Выступают представители от групп. Один представитель от группы представляет итоги работы. Другой делает запись – короткий вывод на листе ватмана, который висит на доске. |
Возврат к проблемам. | – Какие выводы по проблемам,
поставленным в начале урока можно сделать? – Итак, подводя итог всему сказанному вами, можно сделать следующие выводы. Озвученные здесь факты показали, что существуют угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации. 1. Общее
сокращение численности населения, снижение его
плотности до параметров почти в три раза меньше
среднемировых создадут опасность ослабления
политического, экономического и военного
влияния России в мире, возможность
дополнительных притязаний на территорию
Российской Федерации. |
Делают общие выводы. |
Оценка результатов работы | Предлагаем заполнить карту обратной связи (Приложение 3). | |
Рефлексия | Оценивают работу учащихся по критериям, озвученным ранее. (Приложение 4) | Заполняют карту обратной связи и отдают ее учителю. |
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
28 03 2024 0:51:42
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
27 03 2024 22:16:50
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
26 03 2024 19:38:58
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
25 03 2024 6:29:55
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
24 03 2024 7:47:25
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
23 03 2024 12:31:51
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
22 03 2024 16:22:37
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
21 03 2024 17:44:47
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
20 03 2024 17:30:43
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
19 03 2024 15:13:35
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
18 03 2024 15:42:19
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
17 03 2024 1:15:37
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
16 03 2024 16:53:12
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...
15 03 2024 7:45:20
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
14 03 2024 18:54:13
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...
13 03 2024 22:18:24
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
12 03 2024 20:27:43
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
11 03 2024 3:54:14
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
10 03 2024 20:14:38
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
09 03 2024 7:31:24
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
08 03 2024 6:55:53
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
07 03 2024 20:11:58
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
06 03 2024 4:10:46
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
05 03 2024 13:51:27
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
04 03 2024 23:31:51
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
03 03 2024 13:50:58
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
02 03 2024 17:32:42
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
01 03 2024 14:14:42
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
29 02 2024 14:32:27
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
28 02 2024 0:39:28
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
27 02 2024 0:49:40
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
26 02 2024 3:55:33
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
25 02 2024 14:47:25
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
24 02 2024 20:29:24
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
23 02 2024 16:53:56
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
22 02 2024 2:54:53
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
21 02 2024 2:51:11
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
20 02 2024 9:35:29
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
19 02 2024 15:36:35
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
18 02 2024 9:42:23
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей? ...
17 02 2024 2:25:37
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
16 02 2024 7:39:56
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
15 02 2024 10:48:30
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
14 02 2024 14:49:44
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
13 02 2024 4:52:16
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
12 02 2024 18:56:36
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
11 02 2024 0:58:53
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
10 02 2024 9:43:19
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
09 02 2024 10:37:53
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
08 02 2024 15:38:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::