Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.
- Систематизировать и расширить знания учащихся о полководческом таланте Александра Невского.
- Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, работать с картой, анализировать, делать выводы, обобщать, работать с понятиями и датами.
Основные понятия: ополченцы.
Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Качегина
М.Н., я учитель истории сош №2. Мне бы хотелось в
течении 40 минут которые мы будем с вами работать
между нами возникло полное взаимопонимание и
доверие предлагаю посмотреть друг на друга и
улыбнуться. Протяните ко мне свои ладошки и
почувствуйте мое тепло. Почувствовали?
Замечательно.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в
прошлое. И помогут нам в этом путевые листы. Ведь
каждый путешественник совершая путешествия
записывает важные и понравившиеся моменты.
Ход урока
Сегодня на уроке я постараюсь расширить знания
о событиях, которые разворачивались на Руси в
начале 13 века. Посмотрите, пожалуйста, на карту
для того, чтобы нам правильно ориентироваться:
вверху расположен север, внизу - юг, справа -
восток, слева - запад. Сейчас я вам напомню, где
проходила граница Руси, кто же был ее соседями?
На востоке с Волжской Булгарией до 1236 года она
будет захвачена монголо-татарами, в руках
которых окажется значительная восточная
часть.
На юге – с богатой Византией.
На западе – со Швецией, Германией, Данией.
– Ребята, как вы думаете, а почему с востока
идут стрелки, которые покрыли почти всю
территорию Руси?
– Это были монголо-татары которые завоевали
русские княжества. Но наша с вами задача на уроке
рассмотреть события которые происходили на
северо-западе.
Давайте представим Русь в образе пахаря. Он
стоит, отняв руки от сохи. Взгляд его тревожен.
Два всадника с востока и с запада устремились на
него. Один на приземистой лошади со щитом из
бычьей кожи и с натянутым луком, другой в
железных латах и с пикой в руках их доспехи были
такие тяжелые от 20-50 кг. Первый – это
монголо-татары, а второй рыцари-крестоносцы.
– Вам предстоит узнать об одном из величайших
полководцев Руси – Александре Невском и победах
русского воинства, одержанных под его
комaндованием. “Как разворачивались события,
как Русь противостояла врагу, и почему удалось
одержать победу в этой нелегкой борьбе?” – вот
те вопросы, которые стоят перед нами на
сегодняшнем уроке.
– Сегодня мы с вами совершим путешествие в
прошлое. И помогут нам в этом путевые листы. Ведь
каждый путешественник не только наблюдает но
и записывает важные и понравившиеся моменты.
– Помогите мне, пожалуйста сформулировать
тему сегодняшнего урока.
Записи в тетрадях.
– Молодцы! Возьмите свои путевые листы и
запишите тему нашего урока «Борьба Руси с
западными завоевателями.
Изучение нового материала
План
- Походы шведов. Походы крестоносцев.
- Александр Ярославич.
- Невская битва.
- Ледовое побоище
Учитель: Послушайте, как об этом страшном времени в своем стихотворении говорит А.Блок:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам гpyдь…\
И вечный бой! Покой нам только снится
Плачь, сердце плачь … Покоя нет!
Степная кобылица несется вскачь! (Слайд 1)
– Как вы думаете, какая строка более точно
передает душевное состояние народа. Молодцы, я
думаю эти слова можно взять эпиграфом к нашему
уроку.
– Какие государства которые стремились
захватить территорию Руси на северо-западе это
были Швеция, Германия, Дания. (Слайд 2)
1) – Какая же задача была у шведов? Давайте
откроем учебник стр 106, 2 абзац и зачитаем
Этот торговый путь находился на берегу
Балтийского моря был бы потерян.
2) Глава католической церкви – Папа римский
объявил крестовый поход против язычников, на
прибалтийские земли, желая обратить в
католичество. На его обращение откликнулись
немецкие рыцари феодалы, которые захватив
прибалтику они образовали Орден
меченосцев или Ливонский орден. Позже немецкие
рыцари захватили земли пруссов и основали
Тевтонский орден. Но когда монголо-татары стали
громить русские земли Ливонский и Тевтонский
ордены объединились.
Посмотрите на карту: Владимиро-Суздальское
княжество и юго-западная Русь разрушены ханом
Батыем, а северо-западная Русь могла быть
захвачена рыцарями.
Речь шла о том, будет ли существовать русское
государство или нет?
А кто же княжил в это время в Новгороде? Обратимся
к историческому документы Житии А. Ярославович
(Слайд 3)
В это время в Новгороде княжил молодой князь
Александр Ярославия «Житии А. Невского»:
«…И красив он был, как никто другой, и голос его –
как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа,
которого египетский царь поставил вторым царем
в Египте, сила же его была частью от силы
Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона,
храбрость же его – как у царя римского
Веспасиана, который покорил всю землю
Иудейскую»…
Найдите в тексте слова которые дают
хаpaктеристику? Как мы можем охаpaктеризовать
его?
Возьмите путевой лист найдите где у вас написано
(ПОРТРЕТ)
Запись: силен, мудр, красив
– Посмотрите на портрет Ярославича высокий
мощный человек, защитник Руси. Почему же в
сознании людском он прекрасен, как вы думаете
– Теперь перемещаемся на Русь в лето 1240.
3) В июле новгородцы узнали от ижорского
старосты в обязанности которого входило
наблюдение за всеми проплывающими судами он и
оповестил новгородцев о шведском вторжении.
В устье реки Невы вошел шведский флот с войском
крестоносцев под комaндованием герцога
Биргера. Всем рыцарям и шведскому королю он
обещал большую добычу: завоеванные земли, и дань
с покоренного русского народа А с дерзкого
мальчишки – Александра обещал сбить спесь и
выгнать из Новгорода. Он отправил к нему
послание: “Князь Александр! Если можешь, то
сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою
землю”. Шведы готовились к походу основательно
– 2 года.
А новгородский князь Александр был молод и
неопытен, не имел постоянного войска
Одна часть войск высадилась на левом берегу и
разбила здесь лагерь, а остальные остались на
кораблях. Шведы намеревались пойти на Старую
Ладогу, захватить пути по реке Неве.
Узнав о вторжении шведов, Александр Ярославович
обратился к новгородцам с речью «Нас не много, а
враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите
следом за вашим князем». Таким образом
немедленно было сформировано войско из конного
отряда и народного ополчения.
15 июля 6 утра 1240 года это важный день для Руси.
Шведы стали лагерем недалеко от устья Ижоры. А
Александр и его конный отряд совершил
стремительный бросок к устью Неву навстречу
врагу по берегам Волхова и Ладоги. Параллельно
ему к Неве двинулась новгородская судовая рать.
Шведы не ожидали столь быстрого появления
русских войск и не успели подготовиться к бою а
князю Александру с конниками удалось
пробиться в самый цент лагеря шведов. Один из
дружинников подсек опору королевского шатра, и
тот рухнул. Шведы в панике стали отступать к Неве,
а пехотинцы отрезали путь к отступлению, к
стоящим у берегов судам.
Русские войско одержала на Неве блестящую победу
за которую народ прозвал Александра
Ярославовича Александром Невским. В это
время ему шел 22 год.
4) Мужество сражались русские войны-дружинники
наряду и ополченцы из Новгорода и Ладоги.
В Новгородской летописи говорится о шесть
героем которые, мужественно сражались в этой
битве.
– Ребята откроем прочитаете в учебнике, стр.
109, 2 абзац. А с остальными вы познакомитесь
из исторического материала из летописи
который лежат у вас на партах, и расскажут
нам пожеланию.
За эту победу Александра нарекли «Невским». И
на месте битвы был поставлен обелиск
– Какое значение имела эта битва?
Устранила угрозу порабощения русских земель и
сохранила для Руси выход к Балтийскому море.
Самостоятельная работа в путевых листах:
– Возьмите путевые листы, готовы кто готов, (вывод на экран)
Дата, место, враги, исход битвы, значение победы
15 июля 1240г, река Нева, шведы, победа, устранило
Вот так позорно закончилась война для шведов.
Вскоре он еще раз доказал свою воинскую доблесть.
Немецкие рыцари захватили Псков и двигались на
Новгород. Собрав все силы воедино, Александр
отвел войско на берег Чудского озера. Вероятно,
уже тогда созрела у него дерзкая мысль – дать
немцам сражение на льду. Идея сражения
зародилась у Александра на основе воспоминаний о
походе отца, Ярослава Всеволодовича, который в 1234
годы одержал победу на льду озера Эмбах.
Несомненно Ярослав рассказывал сыну, как
неуклюже держатся на льду закованные в броню
рыцари.
– И сейчас я предлагаю посмотреть ход битвы на
чудском озере. (Слайд)
Но не забываете про свои путеводные листы
просматривая фрагмент и заполняя
Давайте вернемся к нашим путевым листам и
заполним все графы которые посвящены битве на
Чудском озере.
Работа коллективом заполняем путевой лист
Значение: Новгородская и Псковская земли сохранили свою независимость когда Русь на востоке стонала от гнета татар
Полководческий талант: смекалка, новизна в построении войск, быстрые и неожиданные действия, а самое главное показал пример взаимодействия пехоты и конницы на поле боя.
Закончилась битва, враг изгнан с Русской земли, дружина Александра Невского вернулась с победой домой. Это радость и горе.
– Как вы думаете почему?
– Да, вы правы. После этой битвы поле было
усеяно телами погибших. Посмотрите на слайд…
Представте себе ночь, тишина, и только одинокая
скорбная женская фигура движется по этому
страшному полю. С факелом в руках она
всматривается в лица павши, ищет среди них своего
суженого, а чуть подальше от неё движется вторая,
третья. Кто-то из них ищет сына, а может, брата.
Этой исторической битве Сергeй Прокофьев
посветил кантату «Мертвое поле» послушайте
пожалуйста.
Звучит отрывок из кантаты, часть.
– Итак давайте подведем итог: в результате этих битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее Северо- Западных соседей. Она отстояла свою территорию, выход к Балтийскому морю и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей
– Мы с вами рассмотрели все пункты. О чем мы
говорили в начале урока?
– Каковы итоги Ледового побоища, в чем
заключался полководческий талант Александра
Невского Полководческий талант:
смекалка, новизна в построении войск, быстрые и
неожиданные действия, а самое главное показал
пример взаимодействия пехоты и конницы на
поле боя.
Заключение
– А сейчас я вам на примерах покажу связь
времен в истории.
Петр I увековечил память талантливого полководца
Александра Невского и учредил орден его имени.
Русская православная церковь причислила
Александра Невского клику святых.
Примой потомок Гаврила Олексича вознесет русское имя на небывалую высоту. Потомком этим будет А.С.Пушкин.
Во время ВОВ часто звучало по радио песня из кантаты Прокофьева вставайте люди русские музыка не только объединяла людей но и поднимала народ на борьбу
Великому сражению посвещен фильм Ледовое побоище режиссером которого является Эйзенштей снятый перед ВОВ я предлагаю, посмотрите отрывок из данного фильма. Скажите, какие слова Невского стали крылатыми.
Именно с этого дня зародилось русское единство, русская государственность. Тогда мы впервые доказали, что способны отстоять родную землю бить врагов, нападавших на нашу Русь, а их было много во все времена.
– Спасибо за урок на этом урок наш закончен вы меня порадовали на уроке. Я попрошу вашего учителя чтобы он вам поставил пятерки
Домашнее задание (дифференцированное):
п. 13 творческое задание – изобразить схему
ледовое побоище или рыцаря в немецких доспехах.
На память у вас остаются путевые листы которые
будут всегда вам напоминать о важных
исторических событиях нашей Родины.
– Я думаю, что этот урок не оставил вас равнодушными. Предлагаю поделиться вашими впечатлениями. Перед вами – Океан впечатлений. Причальте свой кораблик к одному из островов.
о. Восхищения
о. Успехов
о. Удивления
о. Скучного настроения
о. Хорошего настроения
о. Знайки
о. Творчества
о. Грусти
Ученики прикрепляют свои кораблики к любому острову и объясняют почему
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
18 03 2024 15:13:16
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
17 03 2024 8:42:24
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...
16 03 2024 2:26:42
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
15 03 2024 17:14:55
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
14 03 2024 14:27:41
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...
13 03 2024 9:35:24
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
12 03 2024 15:31:16
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
11 03 2024 10:34:25
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
10 03 2024 1:32:26
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
09 03 2024 11:16:46
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
08 03 2024 22:14:10
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
07 03 2024 11:29:54
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
06 03 2024 6:20:16
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
05 03 2024 18:41:29
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
04 03 2024 17:46:32
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
03 03 2024 4:10:30
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
02 03 2024 18:17:27
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
01 03 2024 10:46:11
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
29 02 2024 2:51:25
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
28 02 2024 9:49:47
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
27 02 2024 1:26:57
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
26 02 2024 10:56:33
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
25 02 2024 8:17:15
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
24 02 2024 2:52:55
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
23 02 2024 22:15:53
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
22 02 2024 12:12:56
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
21 02 2024 16:18:15
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
20 02 2024 4:25:10
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
19 02 2024 1:45:42
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
18 02 2024 21:32:49
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
17 02 2024 16:20:42
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
16 02 2024 12:48:39
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
15 02 2024 23:31:39
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
14 02 2024 10:36:52
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
13 02 2024 19:27:10
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
12 02 2024 15:32:36
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
11 02 2024 11:13:34
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
10 02 2024 8:53:33
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
09 02 2024 21:43:27
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
08 02 2024 19:12:31
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
07 02 2024 14:56:19
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
06 02 2024 13:34:27
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
05 02 2024 2:13:19
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
04 02 2024 11:57:55
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
03 02 2024 20:36:59
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
02 02 2024 4:22:45
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
01 02 2024 18:28:51
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
31 01 2024 10:35:48
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
30 01 2024 3:43:14
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
29 01 2024 19:17:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::