Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
Тип урока – изучение новой темы.
Цель урока: Изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича.
Задачи:
- дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством.
- охаpaктеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.
- развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.
- воспитание гордости за свой народ.
Оборудование урока:
- учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс, картина “Суд во времена Русской Правды” Презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Вводная беседа.
Схема Владимир и его сыновья
Владимир | |||||
Святополк | Мстислав | Борис | Глеб | Изяслав | Ярослав |
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси править от его имени.
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису(второй - Глеб).
Это не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба так начались усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол.
В результате внутренней борьбы с 1019 г. великим князем киевским стал сын Владимира – Ярослав.
Изучение нового материала.(слайд2)
План.
1. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
2. Внешняя политика Ярослава Владимировича
3. Личность Ярослава Мудрого.
1. Рассказ учителя:
Сообщение темы, целей, плана урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с темой “Расцвет Руси при Ярославе Мудром ”, определим в чем значение его деятельности для укрепления государства Киевская Русь.
В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: "Оправдывает ли Ярослав Владимирович прозвище Мудрый?
Ярослав Мудрый – сын Владимира Великого. После cмepти отца и братьев – Глеба, Бориса и Святослава – Ярослав выступил против Святополка, захватившего власть в Киеве. На короткое время (1015-1017 годы) Ярослав изгнал Святополка из Киева и правил государством, оставаясь князем Новгородским. С помощью новгородского войска и варяжского отряда он одержал окончательную победу над Святополком. В 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским.
2 .Сообщения учащихся (слайд3)
Борис Владимирович (христианское имя Роман), князь Ростовский (до 988-1015). (Приложение 1)
Глеб Владимирович (в крещении Давыд), князь Муромский (до 988-1015). (Приложение 2)
3. Рассказ учителя: (слайд4-6)
Русское государство при Ярославе Мудром превратилось в одно из самых сильных в Европе. Ярослав утвердил власть Русского государства на западном берегу Чудского озера и пытался обеспечить выход Руси к Балтийскому морю. Укрепляя границы государства, Ярослав основал несколько городов, среди которых Ярославль (1010 год). В Киеве были построены собор Святой Софии и Золотые ворота.
4. Сообщение ученика (Приложение 3)
Софийский собор в Киеве (слайд7-11)
5. Слово учителя:. В соборе Святой Софии хранилась собранная Ярославом библиотека славянских и греческих книг. Около Киева был основан Киево-Печерский монастырь. Его монахи писали летопись и переписывали книги. Ярослав Владимирович сам умел читать и заставлял учиться других. В Новгороде и Киеве по его указу отобрали около 300 детей и отдали "учиться книгам".
А сейчас физкультминутка:
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
Ярослав известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "Русская Правда". Несмотря на усобицы князей, Киевская Русь оставалась единым государством. Около 1072 г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный “Русской Правдой”. До этого судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение. Широко распространена была кровная месть - мстили за убийство или другое преступление против родича. “Русская Правда” отменяла кровную месть и определяла денежные штрафы за различные преступления. Люди по этому закону разделялись по имущественному и должностному положению, что хаpaктерно для всех законов феодальной эпохи.(слайд 12-15)
6. Исторический документ “Русская правда”. (Приложение 4)
Беседа по вопросам: Кто такие огнищанин, тиун, смерд, холоп? Что такое вира, вервь?
Вывод: С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь.
7. Учитель: Поднялся престиж Русской
православной церкви. В 1051 году впервые за
недолгую историю русской церкви без участия
Константинопольского патриарха был избран глава
Русской православной церкви митрополит
Илларион.
Слава Ярослава приобрела международный размах.
Правители европейских государств считали за
честь быть его союзниками и родственниками.
Ярослав укрепил и расширил северо-западную
границу Руси. В 1030г. на западном берегу Чудского
озера он построил город Юрьев (Юрий- второе имя
князя, данное ему при крещении). Ярослав
обезопасил южные границы Руси. 1036г. им были
разбиты степняки- печенеги. После этого они
перестали совершать набеги на Русь. В 1046г., после
неудачного для Ярослава военного похода против
Византии, с ней был подписан мирный договор.
Международное положение Руси князь Ярослав
стремился укрепить с помощью династических
бpaков. Сам Ярослав был женат на дочери шведского
короля, Ингегерде Шведской (в крещении Ирина),
сестру выдал замуж за польского короля, старшая
дочь- супруга французского короля, вторая -
королева Венгрии, третья - замужем за Норвежским
принцем. Таким образом, ближайшие родственники
князя породнились с правителями европейских
государств. При помощи этих династических бpaков
Ярослав укрепил международное положение Руси.
Сам Ярослав имел десять детей. Перед cмepтью Ярослав разделил свое государство между сыновьями. С этого момента начинает развиваться удельная система княжения. В результате раздела Руси старший сын Ярослава – Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Игорь – Владимир Волынский. Ярослав Мудрый умер в 1054 году и был похоронен в Киеве в храме Святой Софии.
Сегодня мы познакомились с историей Руси первой половины XI в. Это было время расцвета Древнерусского государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Это время формирования на Руси феодальной земельной собственности и различных категорий зависимого населения. Но всё - же большинство земель принадлежало государству, а большинство населения составляли свободные люди.
8. Нам предстоит ответить на вопрос: "Оправдывает ли Ярослав Владимирович прозвище Мудрый? (слайд16)
V. Домашнее задание. Прочитать параграф №6, заполнить таблицу события внутренней политики в годы правления князя Ярослава. (слайд17)
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...
18 03 2024 2:27:33
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
17 03 2024 4:59:35
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
16 03 2024 17:56:47
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
15 03 2024 10:39:25
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
14 03 2024 16:55:21
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...
13 03 2024 13:39:11
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
12 03 2024 13:12:35
Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
11 03 2024 19:54:50
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
10 03 2024 7:37:19
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
09 03 2024 0:45:54
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
08 03 2024 19:40:41
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
07 03 2024 12:59:12
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
06 03 2024 13:40:42
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
05 03 2024 18:32:45
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
04 03 2024 10:13:48
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
03 03 2024 3:10:59
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
02 03 2024 1:49:22
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
01 03 2024 12:13:35
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
29 02 2024 1:56:35
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
28 02 2024 10:21:35
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
27 02 2024 3:34:57
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
26 02 2024 16:35:41
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
25 02 2024 18:29:34
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
24 02 2024 20:53:31
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
23 02 2024 17:57:35
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
22 02 2024 22:54:53
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
21 02 2024 10:47:47
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
20 02 2024 21:42:19
Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
19 02 2024 2:31:26
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
18 02 2024 13:28:45
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
17 02 2024 2:41:46
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
16 02 2024 19:38:48
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
15 02 2024 16:49:35
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
14 02 2024 22:54:34
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
13 02 2024 23:46:16
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
12 02 2024 8:11:57
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
11 02 2024 9:39:26
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
10 02 2024 9:33:31
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
09 02 2024 12:35:34
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
08 02 2024 1:16:23
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
07 02 2024 3:22:49
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
06 02 2024 20:47:21
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
05 02 2024 9:25:14
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
04 02 2024 12:18:59
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
03 02 2024 2:52:25
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
02 02 2024 7:42:45
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
01 02 2024 12:48:13
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
31 01 2024 18:58:25
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
30 01 2024 0:29:40
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
29 01 2024 23:32:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::