Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"


    Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

Тип урока: урок-свидание.

Цели урока:

  • ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта
  • восстановление связи времен, оживление исторической памяти
  • развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста
  • пробуждение у учащихся стремление к творческой деятельности, к самосовершенствованию
  • воспитание патриотизма, активной жизненной позиции

Методические приемы: лекция учителя, выступления обучающихся, выразительное чтение и анализ стихотворений.

МТО урока.

  • ПортретФ.И. Тютчева (нарисован учащимися)

  • Фотографии по биографии Ф.И. Тютчева;осеннего и зимнего пейзажа, сосны, кедра, Гектора и Андромахи

  • Записи произведений Штрауса, русские классические романсы «Я помню время золотое…» в исп. Э. Хиля,  «Я встретил Вас…» (муз.Л.Д. Малашкиной).

- Эпиграф: «Умом Россию не понять...»;

-  план урока записан на доске:

1. Политическое мировоззрение Ф.И. Тютчева.
2. Жизнь в Германии.
3. Переводческая деятельность.
4. Поэтика фрагмента.
5. Пейзажная лирика.
6. Любовная лирика.
7. Конкурс на лучшего знатока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.  Звучит фонограмма.

Ф.И. Тютчев

Вступительное слово - учитель русской литературы.

«Сегодня мы с вами проведем необычный урок, урок новой формы, который называется интегрированным уроком. Проведем его втроем: я, учитель немецкого языка, учитель истории. Мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева, великого русского поэта, современника Жуковского\', Пушкина, Некрасова, Тургенева, Толстого. Эпиграфом к уроку взяли 4-стишие поэта:

«Умом Россию
не понять,
В Россию можно
только верить...»

В нем автор выражает, с одной стороны, свою горечь по поводу алогичности российской истории, с другой, - надежду и веру в то, что эти обстоятельства изменятся. Зачастую оно воспринимается как лозунг некоей мессианской роли России.
Мы постараемся рассмотреть его творчество в 2 аспектах: во-первых, как переводческое, благодаря которому, русскоязычному читателю были представлены произведения немецких поэтов; во-вторых, как с его ранним творчеством, связанным с пребыванием в Германии.

Ф.И. Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в стародворянской семье в усадьбе Овстуг /Орловской губернии Брянского уезда/. Детство провел здесь же. Он испытал сильное влияние матери Екатерины Львовны /урожденной Толстой/, женщины умной, впечатлительной. Рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к обучению. Получил хорошее домашнее обучение, которым руководил с 1813 г. Семен Егорович Раич, поэт- переводчик, литературный критик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Т. рано приобщился клитературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

Одно из его подражаний - «ода «На новый 1816 год»- было прочитано Алексеем Федоровичем Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности (1818), и Т. был удостоен звания «сотрудника». В 1819 г. в «Трудах» Общества было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» - первое выступление Т. в печати.

Осенью 1819 г. Т. поступает на словесное отделение Московского университета, слушает лекции Мерзлякова Алекс.Федоровича, М.Т. Каченовского. Его университетским товарищем был Михаил Петрович Погодин, впоследствии известный историк, журналист, прозаик, драматург. В студенческие годы он много читает, участвует в литературной жизни университета.Очевиден ученический хаpaктер его ранних опытов: они рассудочны, выдержаны в духе поэзии 18 в. - классицизма и отчасти сентиментализма.
Окончив в конце 1821 г. университет кандидатом, Т. едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и вскоре - усилиями своего богатого и влиятельного родственника А.И. Остермана- Толстого - получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии 6 Баварии. В июле 1822 г. он отправляется в Мюнхен. За границей Т. предстоит провести 22 года.

Политическое мировоззрение Тютчева -  рассказ учителя истории.

а)  «За свою долгую жизнь Т. был свидетелем многих «роковых минут» истории: 

  • Отечественная война 12 г.,
  • Восстание декабристов 1825 г.,
  • Революционные события в Европе 1830-1848 гг.,
  • польское восстание,
  • Крымская война, крестьянская реформа 1816 г.,
  • франко-прусская война,
  • парижская коммуна...

Все эти события не могли не волновать Т. как поэта и как гражданина. Трагически ощущая своё время, кризисное состояние эпохи, мира, стоящего накануне исторических потрясений, Тютчев считал, что все это противоречит нравственным ощущениям человека, его духовным запросам:

Волны в борении
И стихии в прении
Жизнь в изменении -
Вечный поток.

В теме человеческой личности Т. отнёсся со страстью человека, испытывающего режим Аpaкчеева, а тот Николая 1. Он понимал, как мало жизни и движения в родной стране: «В России канцелярия и казарма; все движется около чина»,- говорил он. В зрелых годах Т. напишет стихотворение «14 декабря 1825 г.», посвященное восстанию декабристов».
б) «14 декабря 1825 г.» - Фёдоров Н, 10 кл.. (Краткий анализ, чтение наизусть.)

Учитель истории: «Стихотворение «Наш век» было написано в 1851 г. В нем поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек. Это стихотворение прочитает Симонов П.

в)  «Наш век» - Фёдоров Н, 10 кл.

Учитель истории: «Тютчев чувствовал; величие революционных потрясений истории. Ещё в стихотворении «Цицерон», написанном в 1830 г., с которым хотелось бы ознакомить вас, он писал:

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так! Но прощаясь с римской славой
С капиталийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды её кровавый!...
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые
Его призывали всeблагие
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель
Он в их совет допущен был и заживо, как небожитель,
Из чаши их бесcмepтье пил!

Счастье по Тютчеву, «В самих минутах роковых», в том, что подавленное и насильственно задерживающее в своем развитии выходит на волю.

В 40-50 г.г. поэзия Т. заметно обновляется. Он возвращается в Россию и приближается к русской жизни. Теперь поэт обращает больше внимания повседневности, быту и заботам человека. В стихотворении «Русской женщине» героиня - одна из многих женщин в России, страдающая от бесправия, от ужастей и бедности условий, от невозможности строить собственную судьбу.

«Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...
И жизнь твоя пройдет незрима
На незамеченной земле,
- Как исчезает облако дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...»

3. Жизнь Т. в Германии – рассказ учителя немецкого языка.

In 20- stenJahrenJahrhundertswurdeMuenchen das kulturzentmm der Europa.Tjutscew hat vieleGelehrte, Maler, Schrifstellerkennengelernt und Studierte deutsche Philosophie und Poesi.ZudieserZeitlernteer in demliterarichen Salon den deutschenDichter Heinrich Heine kennen. BeideDichtersprachenvielueber die Poesie und dieseGespraechenannte Heinrich Heine eine “OASE” des geistigenAustauschs. FjodorTjutschewschriebsehrvielelyrischeGedichte.In Muenchenverlibteersich in Ernestine. Dort hat ervieleuebersetzungen den deutschenDichterinsRussischeuebersetzt. Tjutschew war der ersteRusse der die Gedichte von Heinrich Heine insRussischeuebersetzt. Erhartemit Heine friedlicheBeziehungen. Der bekannterussischeDichterFjodorTjutschew war imJahre 1822 von demrussischenZarengesandt.HierarbeiteteeralsGesandterRusslands in der russischenGesandschaft.

«В Мюнхене, который с середины 20 года становится крупным центром европейской культуры, круг жизненных и умственных впечатлений Т. быстро расширяется. Т. входит в придворно-аристократические и дипломатические сферы, знакомится с учеными, Литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Там он продолжает много переводить. Известно, что здесь он дружески сходится с Г. Гeйне, который высоко оценил его как превосходного человека и увлекательного собеседника. Первым из русских поэтов Т. переводит стихи Гeйне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделавших имя автора столь популярным в Германии. С ним одно время его связывают дружескиеотношения. Самым ранним из переводов стихов Гeйне является перевод «EinFictenbaumstehteinsam». Впоследствии оно было переведено Лермонтовым, Майковым, Михайловым, Фетом и др. поэтами. Но только в тютчевском переводе сделана попытка передать метрическое своеобразие подлинника».

Мыреева Л., 10 кл.(рассказ):

«Как поэт Т. сложился к концу 20 гг. Еще ранее его стихи начинают появляться в печати _ главным образом в издаваемых Раичем альманахе «Северная лира» (1827) и в журнале «Галатея», однако, ни читатели, ни критики не обратили на них внимания. Значительным событием в литературной судьбе Т. стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике»(1836 г.№3 и 4) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т. Инициатор публикации И.С. Гагарин, друг и сослуживец Т., передал копии его стихов П.А. Вяземскому, который в свою очередь ознакомил с ними В.А. Жуковского. Оба маститых поэта высоко оценили стихи Т. и рекомендовали их Пушкину. Вопрос же об отношении к ним Пушкина остается спopным по сей день. С одной стороны, сам \'факт публикации сразу 24 стихотворений свидетельствует как будто о безусловном одобрении и даже «благословении» таланта Т. С другой стороны, Гагарин, извещая Т. об успехе затеянного им дела, весьма сдержанно говорит о реакции Пушкина. Показательно также, что в пушкинскую подборку не попали наиболее хаpaктерные , самые «тютчевские» стихи, даже такой -бесспopный шедевр, как «Тени сизые смеялись...». После публикации в «Современнике» (еще несколько стихотворений были напечатаны в последующих номерах журнала) на Т. обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным».

«Сосна» (1827 г.) на немецком языке читает Кусатова Тамара (9 кл.) 

EinFichtenbaum
(vonH.Heine)
Ein Fichtenbaumstehteinsam
imNorden auf kahler Hoeh’.
Ihnschlaefert; mitweiserDecke
umhuellenihn Eis und Schnee.
Ertraeumt von einer Palme,
die fern im Morgenland
einsam und schweigentrauert
aufbrennender Felsenwand.

«С чужой стороны» - переводы Ф.И. Тютчева и М.Ю.Лермонтова читает Кусатова Тамара (9 кл.)

Сосна. М.Лермонтов.

На севере диком стоит одиноко
На гoлой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

В чужой стороне.
Ф.Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет.
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму всё снится ему,
Что в дальних пределах востока
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветёт одиноко.

4. Переводческая деятельность.

«В Германии он сближается со знаменитым философом Ф. Шеллингом. Тема ночи и хаоса, мысль о «ночной стороне» человеческой психики, её бессознательной природе связана с Шеллингом, но все тютчевские стихи рождаются в счастливой метафорической рубашке. От Горация, Ламартина, привлекавших его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и немецким романтикам.

А) Балладу Гете «DerSanger» читают Кусатова Л. (11 кл.), Захарова В.(10 кл.)

DERSANGER
«Was hoer’ ichdraussenvordem Tor,
Was auf der Brueckeschallen?
Lass den Gesangvorunserem Ohr
Im Saale widerhallen!»
Der Koenig sprach’s, der Page lif;
Der Knabekam, der Koenig rief:
Lasstmirhieren den Alten!»
«Gegruessetseinmir, edleHerrn,
Gegruesstihr, schoune Damen!
Welch reicher Himmel! Strnbei Stern!
Werkennetihre Namen?
ImSaalvoll Pracht und Herrlichkeit
Schlest, Augen, euch; hieristnicht Zeit,
Sichstaunendzuergoetzen».
DerSaengerdrueckt’ die Augenein
Und schlug in vollenToenen;
Die Ritter schautenmutigdrein,
Und in den Schoess die Schoenen.
Der Koenig, dem das Lied gefien,
Liess, ihnzuehrenfuersein Spiel,
Einegoldne Ketteholen.
«Die goldne Kettegibmirnicht,
Die Kettegib den Rittern,
Vorderenkuehnem Angesicht
Der Feinde Lanzensplittern.
Gibsiedem Kanzler, den du hast,
Und lassihnnoch die goldne Last
Zuandem Lastentragen!
Ich singe, wie der Vogel singt,
Der in den Zweigenwohnet;
Das Lied, das aus der Kehltedringt,
IstLohn, der reichlichlohnet.
Dochdarfich bitten, bitt’ icheins:
Lassmir den besten Becher Weins
In purem Goldereichen».

Б) «Певец» (1830) -перевод Т. читает Анахин Д., 9 кл. (Краткий анализ, чтение наизусть.)

В)  «Певец» - Кугданов Г., 10 кл. читает перевод Светлова.

Г) «Переводы Ф. Шиллера, И.В. Гете, др. европейских поэтов, и это помогает ему обрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Огромное влияние на него оказало творчество Гете. Великий немецкий поэт знал, что этот светлый и дневной мир не есть первоначальное, что под ним скрыто совсем другое и страшное, но он не хотел останавливаться на этой мысли, чтобы не смущать своего олимпийского спокойствия. Но при таком одностороннем взгляде смысл Вселенной не может быть раскрыт во всей своей глубине и полноте. Т. одинаково чуток к обеим сторонам действительности; он никогда не забывает, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания. Вечное и высокие идеалы определяют нравственные критерии Т. Гордость и восхищение вызывают у него те люди, которые как Гёте сумели принять действенное участие в общей жизни человечества. Счастье для cмepтного человека, утверждал Т. видеть й понимать движение мировой истории и участвовать в нем.
Д)«На древе человечества высоком...»

- Фёдоров Н. (10 кл.) читает стихотворение, посвященное немецкому поэту, а также ознакомит Нас со своим самостоятельным переводом стихотворения Т.на немецкий язык, содержание которого не оставляет сомнений в том, что оно вызвано cмepтью Гете, последовавшего 22 марта 1832 г.

Auf demhohen Baum der Menscheit
Du warstseinbesseres Blatt
Eshsaugend die sauberste S tte
Erziehendsanffigen Sonnenstrall/
Mit Seiner grossen Siele Geleicklingelndzitterstdu .        
Du sprachst prophetisch  mit Gewitter
undspilteleistigmitdem Wind
Nichtspater Wirbelwind, nichtsturmi Regenguss
Risstdichauslieben Zwerg
War schoenste, und langsahrigite
Und fielselbst, wieausdem Kranz.

E) «Гектор и Андромаха» (1822 г.) - перевод стихотворения Ф.Шиллера читают по ролям Фёдоров Инн. (10 кл.), Мыреева Л. (10 кл.)

5. Поэтика фрагмента.

«Т., которого Тургенев ещё в конце 30-х годов поставил «решительно выше всех своих собратов», (он же назвал Т. «одним из самых значительных наших поэтов, как бы завещанных нам приветом и одобрением П.»), расширил , а точнее- сместил жанровые рамки русской лирики.»

А) Рассказ Евдокарова Влад. (11 кл.)

«Он попытался удержать  в своих опытах монументальные формы «догматической поэмы» и «философского послания». Но так как эти формыразлагались уже в державинской поэзии, Т. пытается найти выход в малых жанрах - в послании пушкинского стиля (послание к А.В.Шереметеву, в песне в духе Раича), но недолго на этом задерживается: слишком силна в нем струя, идущая от монументального стиля 18 века. И Т.находит этот выход в художественной форме фрагмента. Т. закрепил поэтику фрагмента как полноценной художественной формы - не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь," Гeйне. более значительные лирические сочинения Т. поражают нас краткостью, образной концентрацией и непомерной смысловой нагрузкой на каждое, никогда не праздное, слово - образ, символ, метафору.

Философская мысль Т. - поэта, питавшаяся как идеями Шеллинга, так и постоянной связью - полемикой с доктринами славянофильства - как сказал бы сейчас, «из-за бугра», - всегда оплодотворена его личным, выстраданным чувством одиночества, невозможности противиться хаосу и неизбежности, приближающейся гибели. Таков его чувственный хаос.
Одной из важных его составляющих этой психофилософской структуры является и настойчивое ощущение Т. невозможности высказаться, быть изреченным и понятым, сказаться: "Молчи, скрывайся и таи... Мысль изреченная есть ложь...» Мотив этот варьируется и во многих иных вещах Тютчева.

«Silentium!» - Кусатова Л., 11 кл.  (анализ и чтение наизусть).

«Поэзия его была полна осознанной мысли, а его мысли находили в себе только поэтическое, то есть одушевленное и законченное выражение»— так писал В. С.Соловьев о поэзии талантливого поэта - мыслителя Федора Ивановича Тютчева. Великий русский поэт Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 году в родовом имении Тютчевых в селе Овстуг Орловской губернии, Брянского уезда вторым сыном у дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны.Война и мирпрошли через его впечатлительное детское сердце. И все это зародило в душе поэта одну из сокровенных тем его творчества, нашедшую затем воплощение в стихотворениях «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять...» и~в других, посвященных России и ее судьбе.

Лирика Тютчева оценивалась Соловьевым в связи с философскими проблемами преодоления зла с помощью любви и красоты. А также великий русский поэт Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», с точностью сказал о поражающем дву единстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:

Здесь дух мощного господство.
Здесь утонченный жизни цвет...

Лирический мир Тютчева поражает каждого слиянием мощи духа и предельной утонченности души. Слияние это определяет незаменимость и абсолютную ценность Тютчева в мировой лирике. Стихи Тютчева носят философский хаpaктер. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого нет у Тютчева. Его стихи философичны только по проблематике, по глубине, по способности выйти к конечным вопросам бытия: жизнь и cмepть, вера и безверие, хаос и космос. Но мысли и чувства поэта лишены абстpaктности, их пробуждает только конкретная жизнь, и они высекаются со страшной силой, отзывалась захватывающим лирическим порывом. Его поэзия не информация о найденном, не провозглашение окончательных истин, не сообщение о итогах поиска, но сам неостановимый поиск. Этот поиск приводит прежде всего к благовейному преклонению перед жизнью природы.

«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык...» — говорит Тютчев о природе. Эту душу природы, этот язык и эту её свободы он стремится уловить, понять и объяснить во всех её проявлениях.
Переменчивый мир природы казался Тютчеву исполненным глубокого смысла и будил ответную мысль поэта. В этих строчках виден поэт особого философского склада. У него был дар не только пейзажиста, но и своя философия природы. Ум его бился над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Всё в природе Тютчева живо, всё говорит с ним «понятным сердцу языком» и не жалеет тех, при ком леса молчат, пред кем ночь нема, с кем в дружеской беседе не совещается гроза...  Стихи поэта оприроде - почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку — любоваться многообразными проявлениями жизни природы.Именно Тютчеву был доступен «гул непостижимый», «роящийся хаосе ночном», «мир бестемный». «Сверкающие зарницы» в грозовом небе наводят поэта на мысль о Божественном начале Вселенной:

Не остывшая от зною
Ночь июльская блестала...  
Инад тусклою землёю
Небо полное грозою,          
Всёв зарницах трепетало... 

Образ  не простолирического стихотворения, а стихотворения философского Тютчев раскрыл в стихотворении «SILENTIUM!» — «Молчание».

Стихотворение «SILENTIUM» — одно из наиболее замкнутых у Тютчева. «SILENTIUM» не просто «молчание», а призыв к молчанию. Образ — призыв данного стихотворения — одна из граней мира всей поэзии Тютчева в целом образ отъединенного голоса, который звучит в душе отдельного человека и противостоит морю-хаосу звучаний вообще. Центральный образ молчания в стихотворении — частный образ отражения всей художественной - мировоззренческой системы тютчевских образов. Само латинское название несёт в себе двойственную образную тональность.

Восклицательным знаком и сразу же переходя и «взрываясь» в первых словах стихотворения: «Молчи, скрывайся и таи...» даёт ряд синонимичных слов. Эти синонимы дают на миг углублённую перспективу. Даже в таком призыве к тому, чтобы чувства и мечты вставали и заходили в душевной глубине, как звёзды в ночи, Тютчев делает ударение на слове «безмолвно», так как подгоняет к центральному образу стихотворения — молчанию.

Во второй строфе стихотворение повелительно — призывное получает иную форму и тональность. А так в первой половине находятся риторические вопросы: «Как сердцу высказать себя?», «Другому как понять тебя?», «Поймёт ли он, чем ты живёшь?» Здесь повелительный призыв к молчанию приглушён, а само накопление риторических вопросов создает цепь «доказательств», которые должны привести к выводу, что и раньше — «Молчи». Развивая образмолчания, Тютчев прибегает к системе логического объяснения своей мысли о необходимости молчания. Образ этот организующий мотив, - который пронизывает всё стихотворение, где сила художественной доказательности держится на том, что эти мысли — лишь опора, связанная с центральным мотивом, повторяющихся в произведении. В философском стихотворении Тютчева его риторические вопросы — доказательства являются и повторами, которые открывают центральный образ — молчание.

Фраза из стихотворения»Мысль изречение есть ложь» становится афоризмом, то есть отвлеченной мудростью. Эти слова - момент развертывания стихотворного образа. Иснова в конце третьей строфы понимаемая образность - «Дневные разгонят лучи», - «Внимай их пенью - и молчи!» - играет подсобную роль в развитии основного образа. В заключение, хочется сказать,что поэзия у Тютчева была психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет людской в виде поэтических произведений. У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль, мысль чувствующая и живая. Художественная форма Тютчева срослась с мыслью и сотворена вместе, одним процессом: это сама плоть мысли.

3) Захарова Венера (10 класс)

«Фрагмент, как художественная форма, был осознан на западе главным образом романтиками и канонизован Гeйне. Если сравнить некоторые произведения Уланда и Ю.Кернера с тютчевскими фрагментами, связь станет вполне ясна. В фрагменте сфера предмета сужена до минимума, и слова, теряющиеся в огромном прострaнcтве поэмы, приобретают необычайную значительность. Одна метафора, одно сравнение заполняют все стихотворение. (Вернее, стихотворение является одним сложным образом.) Фрагментарность ведет к усилению, динамизации. Вместе с тем фрагмент у Т. закончен.

Все современные критики отмечают краткость его стихотворений: «Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» (Некрасов); «Самые короткие стихи г. Т. почти всегда самые удачные.

Не только цивилизация, но и природа в её нынешних формах, вечная по сравнению с человеком и человечеством, выглядит у Т. чем-то неустойчивым, непрочным, обреченным на гибель. В глубине её, полагает поэт, скрыт «хаос» - некая первозданная темная стихия; а все сущее, видимое - лишь всплеск, временное порождение этой хаотической бездны. Неизбежна поэтому катастрофа, «когда пробьет последний час природы». Со стихотворением «Последний катаклизм» ознакомит вас Гильманова Е.

«Последний катаклизм» (1831) – читает наизусть Фёдоров И.(11 кл.).

6. Пейзажная лирика.

Рассказ Фёдорова Юрия  (11 кл.):

«Творчески усвоивший философско-эстетические идеи немецких романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Т. глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема: «Дума за думой, волна за волной. Два проявленья стихии одной» писал поэт в стихотворении «Волна и дума» в 1851 г. Природа предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Природа в этих стихах запечатлена в её движении, смене явлений, «тютчевские пейзажи» проникнуты напряжением и драматизмом устремленности мысли поэта к тайнам мироздания и человеческого Я.

Т. особенно любил весеннюю и осеннюю природу - возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод... Здесь картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу осенней дивной поры.

«Есть в осени первоначальной...» - Анахина Л., 11 кл. (анализ и чтение наизусть); Толстой отметил это стихотворение буквой К! «Красота!»

«Чародейкою зимою...» - Захаров М., 11 кл. (анализ и чтение наизусть «Я люблю мир, преображенный поэзией Ф.И. Тютчева. С его стихами материальное вокруг как бы оживает, одухотворяется, становится ближе и роднее сердцу. Вообще я считаю, что Т. - поэт для узкого круга читателей. Т.Е для читателей тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Я бы добавил еще, и определенного душевного темперамента.

Природа у Т. изменчива, динамична, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Т. проникнута восторгом перед величием и красотой бесконечностью и многообразием природного царства. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил. Природа в стихах Т. очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна: «В ней есть душа/ в ней есть свобода, /В ней есть любовь, в ней есть язык».- убежден поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится», «лазурь небесная смеется», «полураздетый лес грустит», с небес глядят «чуткие звезды». Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Т. это непросто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи Т. проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни», ощущением целостного широкого бытия, некоего сплошного действия, непрерывной всемирной мистерии. Способность «узреть», под оболочкой зримой сокровенной сути природы, сопричастность ее тайнам, глубоко личное, иHTиMно-родственное переживание жизни божески всемирно, все это придает лирике Т. неповторимый колорит и философскую значительность.

 «Чародейкою зимою...» - Кусатова Т., 9 кл. (на немецком языке);

«Imwunderschone Winter
Bezaubertsteht der Wald
Und der Schneefranse hinter
Glanzter in seiner Praht.

Da stehtergansim Zauber
Nict tot und nictlebendig.
ErfasstmitschonemTraum
Umhulltmit Schneeflokenewig.

Wenn die Wintersonne
IhreStrahlensendet,
Da zittertkeineTanne
Mitihrengruhnen Zweigen.»

7. Любовная лирика.

Рассказ Иннокентьева Свят. (11 кл. )

«Одной из центральных тем в творчестве стала тема любви. Т. - поэт возвышенной любви, он раскрывает её как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, и «блаженство», и «безнадёжность». Мюнхенский период:

пора светских успехов и сердечных увлечений Т. Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер). К концу 182Ф г. его любовь достигла высшего накала, что выразилось в написанном тогда стихотворении, которое многие исследователи вполне основательно считают обращением к 16-летней Амалии - «Твой милый взор, невинной страсти полный...»

А в 1833 г. Т., давно уже женатый на другой, написал одно из обаятельнейших стихотворений, которым, по-видимому, отметил (это было хаpaктерно для него) 10-ую годовщину своей влюбленности в Амалию, воссоздав поразившую его душу встречу с ней. В нем выразилось то, что было главным для него: его возлюбленная предстает как центр, как своего рода средоточие целого прекрасного мира.»

Стихотворение «Я помню время золотое..»Иннокентьев Св., 11 кл. на фоне записи романса в исполнении Э.Хиля.

Учитель немецкого языка: «Ihrderschoenen Nesstiisteszuverdanken, dassdieheutein Russlan dberuemte Liebeslyrik Tjutschewserhaltengebliebenist. Um die gedichteihres Marines im Original lesenzukoennen, lernte Nesti die russischeSprache. 1844 folgtsieihrem Mann nach Russland und bringtrund 400 Gedichtemit. “Ohne Ernestine” warensieverlorengewesen. Ihristeszuverdanken, dass Tjutschews Werkgesammelt und veroeffentlichtwurde, berichtetekuerzlicheindeutscher Dichter, der vieledieser Gedichte ins Deutsche uebersetzt hat. Zum 200 Geburtsjar des Dichterserinnert in Muencheneine Tafelan Fjodor Tjutschew. Der Moskauer BuergermeisterLuschkow hat siebeiseinemletzten Besuchan der Stelleerthuelt, woeinst die russische Gesandschaft stand. In Russlandist Tjutschew so beliebtwie Puschken und Tolstoi.

«Любовь у Т. похожа на мир природы своей возвышенностью, отрешённостью от быта. Часто эти темы переплетаются. В его творчестве преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил. Стихи Т. о любви носят психологический и философский хаpaктер, о чём, в частности, писал В. Гиппиус: « Т. поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».

В Т. нас поражает непреходящая сила его любовных чувств. Огонь этого чувства горел в душе поэта до последних его дней на земле. В возрасте, для многих мужчин уже не обещающем страстность взлётов души, Т. после многолетней разлуки вновь влюбился с пылкостью юноши, и русская поэзия обогатилась прекрасным стихотворным признанием в любви: «Я встретил вас - и всё былое...» (1870г), ставшее популярным романсом.

Т. в любовной лирике словно купался душой в потоках волшебного света. Ясное и нежное чувство всегда присутствовало в его стихах.
Стихотворение «К.Б.» было написано в июле 1870 г. в Карлсбаде, где лечился Т. и куда прибыла на лечение Амалия с мужем. Оно обращено к конкретному лицу - любимой женщине поэта. Инициалы «К.Б.» в заглавии означают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюденер» (по свидетельству Я.П. Полонского). К этому времени прошло уже 6 лесть после cмepти Денисьевой. Наступила старость. Блаженство сменилосьбезнадежностью. И вдруг оклик юности.  Пожелал «Времени золотому»  не только напомнить о себе, но и повториться. Воспоминанье? Нет - очарованье. И главное - самое главное - «И та ж в душе моей любовь!...»

Несмотря на то, что «при всем умении поэта подыматься в своих художественных образах до общечеловеческих обобщений, при способности его проникать в сокровенные глубины переживаний человека эти стихи о любви в исключительной степени индивидуальны и субъективны, и они ни в коей мере не могут служить нравственной «нормой», какой, например, она выступает в стихотворениях П. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,...» и «Нет, не должен я, не смею, не могу...», даже те читатели, кто не знал его творческой истории, далекие от эпохи Т., получают наслаждение от чтения или прослушивания.

«Я встретил вас-и все былое...» - читает Кугданов Гр., 10 кл.  на фоне записи романса (муз.Л.Д. Малашкина)..

8. Закрепление урока.

Конкурс между комaндами.

Вопросы 1-й комaнде:

1 .Какую профессию избрал Т. после окончания Московского университета?

2. Кому были посвящены «Стихотворения «Весь день она лежала в забытьи», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»?

3. Творчество  какого русского поэта оказало значительное влияние на поэзию Ф.И. Тютчева?

4.Укажите,  каких лирических жанров присутствуют в творчестве Ф.И. Тютчева?

Вопросы 2-й комaнде:

1. Назовите поэта, которому посвящены следующие строки Ф.И. Тютчева:

«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет».

2. Какие чувства преобладают в любовной лирике Ф.И. Тютчева, посвященной Е.А. Денисьевой?

3. Назовите  стихотворение Ф.И. Тютчева, ставшее известным романсом.

4. По отрывкам определите стихотворение:

а)«Мысль  изреченная есть ложь».

б) «Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые-
Его призвали всeблагие,
Как собеседника на пир...»

в) 

«Весне игоря мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала наперекор врагу»;

г)

«Ты скажешь: ветреная Геба
Кормя Зевесова орла,
Громкокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила».

9. Подведение итога урока - учитель русского языка и литературы.

«Время отбросило все случайное, субъективное и одностороннее в истолковании поэзии Тютчева и оправдало оценку, данную его творчеству Пушкиным, Некрасовым, Толстым, революционными демократами. Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать в тайны природы и души человеческой, получило широкое признание. И в полной мере подтвердились слова Некрасова, писавшего о том,что книгу стихов Т. «каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения».

С годами все расширяется, все углубляется наше знакомство с творчеством великого лирика-мыслителя, проникновенного выразителя человеческих чувств, вдохновенного певца природы... Нас влечет высокая красота и духовная неисчерпаемость поэзии Т., его эстетические, философские и политические воззрения. Растет интерес к биографии поэта, его внешне обыкновенной и внутренне столь драматической, сложной жизни.

Хочется закончить урок наш стихотворением Алексея Николаевича Апухтина «Памяти Тютчева» (1873 г.):

«Ни у домашнего простого камелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика,
С улыбкой едкою, с душою благосклонной!
Ленивой поступью прошел он жизни путь,
Но мыслью обнял все, что на пути заметил,
И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,
Он был как гoлyбь чист и как младенец светел.
Искусства, знания, событья наших дней, -
Все отклик верный в нем будило неизбежно,
И словом, брошенным на факты и людей,
Он клейма вечные накладывал небрежно...
В нем злобы не было. Когда ж он говорил,
Язвительно смеясь над жизнью или над веком,
То самый смех его нас с жизнью мирил,
А светлый лик его мирил нас с человеком».

Действительно, поэзия Т. - наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что" мы можем предъявить миру; это - наш патент на благородство».


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 8:16:21

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 7:17:11

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 16:47:16

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 3:40:26

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 18:12:32

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 21:21:27

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 18:23:54

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 20:33:36

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 5:40:26

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 9:26:17

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 12:53:16

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 22:25:47

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 4:54:20

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 12:25:58

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 18:59:18

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 8:45:42

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 2:43:25

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 15:42:34

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 9:18:12

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 13:10:29

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 19:11:40

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 13:13:32

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 10:30:54

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 10:21:27

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 5:35:50

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 2:47:22

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 17:55:42

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 19:20:33

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 7:11:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 19:54:18

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 20:12:34

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 17:34:21

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 9:29:52

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 2:18:19

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 12:23:42

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 9:44:13

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 19:54:28

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 7:34:54

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 20:42:42

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 12:46:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 15:14:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 3:20:58

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 0:44:29

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 7:30:33

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 18:51:51

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 6:55:16

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 8:38:21

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 2:16:30

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 13:52:28

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 7:45:53

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::