Интегрированный урок по теме "Тема раскола в литературе и искусстве"
Цели урока:
Задачи урока:
- активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед аудиторией;
- развивать навыки поисковой деятельности с целью самостоятельного нахождения и изучения материала;
- развивать устную монологическую речь обучающихся.
Межпредметные связи: история, литература, мировая художественная культура.
Наглядные материалы: В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, отрывки из “Жития”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Вторая половина XIX века в русском искусстве прошла под знаком реализма, уделявшего внимание проблемам отражения социальной жизни русского общества. Передовое русское искусство, движимое стремлением освободиться от цензурного контроля со стороны государства, видело эти нужды в разоблачении темных уpoдливых сторон российской действительности. Предоставим слово историку.
2. Выступления учащихся
Ученик-историк:
Наивысшие достижения русской живописи 1870-х годов связаны с деятельностью художников, входивших в состав Товарищества Передвижных художественных выставок. Возникновение Товарищества Передвижников было для русского искусства фактом большой исторической важности, положившим начало новой эпохи активной демократизации искусства, обретения им живой связи с обществом, эпохи освобождения искусства от контроля со стороны самодержавно-бюрократического государства, осуществляющегося через Имперскую Академию Художеств. Главную цель своей деятельности Товарищество видело, как это было записано в его уставе в “развитии любви к искусству в обществе”. Передвижники чрезвычайно расширили аудиторию русского искусства, включив в неё многочисленную русскую провинцию, и тем заслужили всенародное признание и горячее сочувствие общества к своей деятельности.
Ученик-искусствовед:
Одним из активных члeнов Товарищества Передвижников был выдающийся русский художник В.И. Суриков. Кто хотя бы один раз видел картины, написанные Василием Ивановичем Суриковым, запомнит это имя навсегда. Это великий русский художник, исторический живописец и портретист.
К какой бы картине Сурикова мы ни прикоснулись, будь это исторические полотна, автопортреты и портреты детские - все они трогают нашу душу.
Ученик-историк:
Начиная разговор о знаменитой картине Сурикова “Боярыня Морозова”, обратимся к русской истории. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения в церковных обрядах. Если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Раскольников жестоко преследовали: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем. Среди раскольников были люди всех слоев общества, некоторые из них пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Такой была боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы. Перед вами шедевр русской исторической живописи.
Ученик-искусствовед:
Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской истории можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи. Судьба Морозовой давала возможность прославить самопожертвование ради убеждений. Художник окружил Морозову различными людьми, чтобы выразить, как народ относиться к ее подвигу. В центре и в левой части показаны насмехающиеся, издевающиеся над боярыней, хохочущие купчины. Сочувствующие даны в правой части картины. Странница с посохом - человек, хаpaктерный для Руси. Юродивый также типичный персонаж старой Руси. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.
Интересно решение картины в цвете. Художник создавал образ толпы с помощью групп, а не отдельных лиц. В правой части холста люди хаpaктеризуются сочетанием темных цветов. Затем следует группа в светлых, ярких одеждах. Стрелец и княгиня Урусова (сестра Морозовой) организуются в особую группу. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Следом - дeвyшка в светлом платке, повязанном поверх шапки, и розовое смеющееся лицо подростка. Далее головы, написанные в общем гoлyбоватом тоне. Таким образом, вся толпа разделена на части объединенные цветовым решением.
Ученик-историк:
Старообрядчество стало всесословным явлением. Верность старым русским традициям, твердость убеждений, неприятие церковных новшеств — главное для раскольников. Они отгородились от мира. Причиной тому была враждебность к ним светских и духовных властей. Еще одним примером самопожертвования во имя идеи является протопоп Аввакум. Решением церковного собора 1666 г. протопоп Аввакум был осужден, лишен сана и предан анафеме (проклятию). Затем Аввакум был отправлен в ссылку в северный Пустозерск. Пятнадцатилетнее пребывание в земляной тюрьме не изменили его веры и в 1682 г. за великие на царский дом хулы Аввакум был сожжен на костре вместе со своими сподвижниками. “Аввакума называют первым ссыльным всероссийской кат opги, потому, что он вынес все мучения и не предал своей веры”. Его подвиг не раз повторили русские люди в тяжелые для России годы.
Ученик-чтец: зачитывает отрывки из “Жития”; другим обучающимся розданы заранее приготовленные тексты этих отрывков. На основании прочитанного материала обучающиеся делают выводы о хаpaктере Аввакума, приводят примеры непреклонности воли, верности героя своим убеждениям, необычайной его жизнестойкости, позволяющей ему переносить физические и нравственные мучения, издевательства, пытки, голод, побои, тюремное заключение, и вместе с тем о его человеколюбии и доброй душе.
Ученик-литературовед:
Из прочитанного материала мы можем сделать вывод, что автор (протопоп Аввакум) — талантливый художник, воссоздающий с помощью портретных зарисовок, диалогов, описаний и прямых оценок хаpaктеры людей, раскрывающий свой внутренний мир. Его повествование отличается силой, краткостью, выразительностью. Отрывок о берегах Енисея, о горах, в которых обретаются разные звери и птицы, исполнен трагического лиризма. В посланиях к царю Алексею Михайловичу, к своим единомышленникам Аввакум выступает как трибун, как философ. Верующий в торжество истины и бесcмepтие праведников. В письме к боярыне Морозовой сказывается необузданный нрав Аввакума, не желающего даже в мелочах идти на уступки. И в тоже время - его мягкость и гуманность. Аввакум владеет и высокой ораторской речью проповедника, и просторечием человека из народа. Его слова, сказанные перед страшной cмepтью: “Из каждой золинки их, из пепла, аки из золы феникса, изростут миллионы верующих” - оказались пророческими.
Ученик-историк:
Кроме старообрядцев, раскол Церкви послужил убежищем для тех, кто был недоволен политикой царя и крепостническими порядками в стране. Государство и Церковь преследовали староверов, поэтому раскольники уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения - скиты. Фанатично преданные своей вере, они нередко устраивали коллективные самосожжения в скитах. Отвергли церковные нововведения и монахи Соловецкого монастыря. Восемь лет продолжалась осада монастыря. Восставшие не поступились своими убеждениями. Более того, они отказались молиться за государя. Преследование старообрядцев стало делом государственным и продолжалось еще три столетия. Только в 1971 г. Русская Православная Церковь отменила решения церковных соборов, предавших старообрядцев проклятию.
3. Подведение итогов занятия
Слово учителя:
Дорогие друзья, мы едва прикоснулись к миру Высокого искусства и поняли его познавательную силу. Мне бы хотелось продолжить начатое дело, но в несколько ином варианте. Я предлагаю к следующему уроку подготовиться ученикам-биографам, ученикам-искусствоведам и ученикам-литературоведам. Тема выбирается вами произвольно, но в соответствии с программой изучения Отечественной истории. О сделанном вами выборе прошу оповестить меня заблаговременно. А сейчас прошу дать оценку работе обучающихся, выступивших сегодня и поблагодарить их за проделанную работу.
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
18 03 2024 18:42:47
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
17 03 2024 22:31:16
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
16 03 2024 6:56:43
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
15 03 2024 13:19:54
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
14 03 2024 13:32:18
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
13 03 2024 1:14:55
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
12 03 2024 20:31:59
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
11 03 2024 0:59:10
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
10 03 2024 14:19:39
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
09 03 2024 9:53:31
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
08 03 2024 3:13:59
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
07 03 2024 7:57:59
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
06 03 2024 18:17:37
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
05 03 2024 8:53:40
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...
04 03 2024 0:42:41
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
03 03 2024 4:26:15
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
02 03 2024 23:46:35
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
01 03 2024 7:22:44
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
29 02 2024 18:34:47
Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
28 02 2024 22:55:49
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
27 02 2024 8:20:20
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
26 02 2024 23:28:54
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...
25 02 2024 21:12:39
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
24 02 2024 2:48:29
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
23 02 2024 18:58:22
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
22 02 2024 6:56:37
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
21 02 2024 18:56:10
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
20 02 2024 4:35:27
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
19 02 2024 10:55:46
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
18 02 2024 5:13:32
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
17 02 2024 6:52:53
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
16 02 2024 19:42:41
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
15 02 2024 1:53:25
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
14 02 2024 5:46:18
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
13 02 2024 22:56:38
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
12 02 2024 6:41:27
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...
11 02 2024 18:33:15
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
10 02 2024 18:52:43
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
09 02 2024 18:22:46
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
08 02 2024 23:41:10
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
07 02 2024 23:51:25
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...
06 02 2024 2:34:57
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
05 02 2024 0:54:42
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
04 02 2024 3:26:57
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
03 02 2024 13:55:23
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
02 02 2024 23:44:32
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
01 02 2024 11:31:47
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
31 01 2024 12:44:36
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
30 01 2024 10:15:20
Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
29 01 2024 4:18:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::