Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс


    Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс

Великая держава – государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь (на глобальном или региональном уровнях) и в силу этого обладающее глобальной или региональной сферой влияния. В кругу лидеров может быть своя иерархия: от сверхдержав (в период биполярности и холодной войны – СССР и США) и глобальных великих держав до региональных лидеров. Количество великих держав в международной системе может колeбaться, как правило, не превышая пяти – семи государств.

Понятие «великая держава» носит исторический хаpaктер. Состав мировых лидеров менялся от эпохи к эпохе. На протяжении человеческой истории значимость различных внешнеполитических ресурсов менялась. Сохраняет и еще долго будет сохранять значение военный потенциал. Вместе с тем скачкообразно возрастает роль невоенных ресурсов – экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет не столько за территории, сколько за трaнcпортные, финансовые, интеллектуальные потоки, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе

До наступления ядерной эпохи за лидерство было принято воевать, причем регулярно. Во второй половине ХХ в. правила борьбы за лидерство стали меняться, а пути к нему сделались многообразнее. Классический вариант предполагал, что страна-лидер будет обладать набором лучших показателей (экономических, военных, политических, иных) по максимальному числу параметров международного влияния. В такой позиции окончание Второй мировой войны встретили Соединенные Штаты. К этому же стремился Советский Союз. Сознавая свою слабость по сравнению с США, СССР достраивал свои возможности до американских – отсюда борьба за ядерное оружие, гонка вооружений и попытки «экономического соревнования».

На нашем уроке мы хотели бы вместе с учениками проследить за этими тенденциями.

Цели и задачи урока:

  • закрепить и обобщить материал темы; формировать навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
  • совершенствовать навыки исторического и политического портретирования, а также критического мышления учащихся;
  • способствовать осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; воспитывать высокие мopaльные качества, в духе патриотизма, способствовать утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека.

Основные термины и понятия:

Антикоминтерновский пакт, аншлюс, социализм, шовинизм, Великая депрессия, «новый курс», фашизм, нацизм, тоталитаризм, «корпоративное государство», антисемитизм, демократия, политика невмешательства, система коллективной безопасности, умиротворение агрессора.

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование, учебник, справочники с изложением исторического портрета руководителей европейских держав, дидактический материал.

Тип урока:

Комбинированный, урок изучения нового материала.

Основные исторические даты:

1931 г. – начало оккупации Японией Китая
1935 г. заключение франко-советско-чехословацкой соглашения;
плебисцит в Саарськой области, по которым она отошла к Германии; вторжение Италии в Эфиопию
1935 г. – переход Саарского угольного бассейна под полный контроль Германии
1936 г. заключение Антикоминтерновского пакта
1936 г. – ввод немецких войск в Рейнскую зону
1938 г. – Мюнхенское соглашение

План изучения нового материала:

1. Основные направления внешней политики США.
2. Обострение англо-германских противоречий.
3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты.
4. Отказ Германии от статей Версальского договора.
5. Экспансионистские претензии Италии.
6. Внешняя политика СССР.
7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая.
8. Подготовка Германии к войне.
9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности.
10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Актуализация опopных знаний

Беседа

1. Вспомните, историю которых стран мы изучали на последних уроках?
2. Назовите политических лидеров этих стран.
3. Какие политические режимы существовали в этих странах?
4. Назовите основные пункты плана составления политического портрета.
5. Назовите основные термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.
6. Укажите разницу политического портрета и исторического.

III. Изучение нового материала

1. Основные направления внешней политики США

Во внешних отношениях американская администрация проводила политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. США отказались от военного вмешательства, заключили с латиноамериканскими странами взаимовыгодные торговые соглашения. В 1933 г. США признали СССР, что было большой победой Сталина. В 1935 г. принят закон о нейтралитете – запрещено поставлять оружие в воюющие страны, снизились темпы развития военной промышленности, хотя во время Второй Мировой войны Рузвельт признал ошибкой принятие этого закона. В США был небольшой флот, слабые сухопутные силы, на 1940 г. они имели лишь 400 танков.

2. Обострение англо-германских противоречий

В 30-е годы обострились англо-германские противоречия. Английском правительство боялось, что Гитлер будет претендовать на свои бывшие колонии, которые перешли в английское владение после Первой мировой войны. Поэтому Англия и Франция, правительства и народы которых тяжело перенесли Первую Мировую войну и не желали начинать новой, пошли на максимальные уступки Германии в Европе.  Гитлер заявил свои претензии на регион Судетов в Чехословакии, и в сентябре 1938 г. в Мюнхене Великобритания, Франция, Германия и Италия подписывается Стальной пакт, результатом которого стало завоевание и раздел Чехословакии. Британия не желала вступать в боевые действия против Германии. Чемберлен считал, что ограничения Германии по Версальскому договору уже привели к власти Гитлера, поэтому нужно пойти на некоторые уступки Германии, чтобы к власти не пришел еще более реакционный деятель, – был взят курс на «умиротворение агрессора», т.е. Германии предоставлялись определенные территориальные уступки в Европе в надежде не допустить общеевропейской войны.

С началом Второй мировой войны стала ясна ошибка наследственность такой политики, и к власти пришел противник политики «умиротворения  агрессора» консерватор – У. Черчилль.

3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты

Во внешней политике Франция пыталась обеспечить себе господство в Европе (МИД Франции длительное время возглавлял А. Бриан). Главным своим достижением Бриан считал Локарнские соглашения и пакт Бриана – Келлога, за что и получил прозвище «Апостол мира». В 1935 г. подписан франко-советский пакт о взаимной помощи и договор о военных гарантиях Чехословакии в случае нападения на нее третьей страны. Помощь СССР была возможна только после оказания помощи Францией. Правительство Даладье, стремлюсь  или улучшить отношения с Германией, не  прореагировал на захват последней в 1936 году Рейнской демилитаризованной зоны. А Мюнхенский договор, отдавал Чехословакию на растерзание Гитлеру, нарушил предыдущие франко-чешские соглашения.

4. Отказ Германии от статей Версальского договора

Нацистское правительство Германии с первых же дней своего существования пыталось разрушить Версальское систему договоров, что унизила Германию. В январе 1935 г., после плебисцита, Саарский бассейн отошел к Германии, в марте 1935 г. Германия отказалась от статей Версальского договора, по которым ей запрещалось иметь авиацию. В марте 1936 г. немецкие войска введены в Рейнскую демилитаризованную зону, Германия разорвала Локарнское соглашение, ввела всеобщую воинскую повинность – сформированы 36 дивизий. Она также способствовала победе фашизма в Испании. 25 октября 1936 г. подписано военное соглашение между Германией и Италией о разграничении сфер влияния на Балканах и в Дунайском бассейне, о совместной борьбе против Испанской республики и признании захват Италией Эфиопии – образован так называемую ось Берлин – Рим. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение о совместной борьбе против Коминтерна – Антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. 12 марта 1938 г. осуществлено аншлюс Австрии, в марте 1939 г. оккупирована Чехословакия.

5. Экспансионистские претензии Италии

Итальянский лидер Муссолини желал возродить величие бывшей Римской империи, захватить колонии в Африке, превратить Балканы в сферу влияния Италии, а Средиземное море – внутреннее Итальянское море. Правительство отменило 8-часовой рабочий день, до 1934 г. вся экономика Италии была монополизирована 22 корпорациями. Экономическая стабилизация середины 20-х годов подняла объем промышленного производства на уровень 1928 года. Он вырос, по сравнению с 20-м годом на 60% . В 1929 г. по договору между Муссолини и Папой Римским на территории Рима образовано теократическую монархию – государство Ватикан.
Чтобы отвлечь внимание масс от экономических проблем, которые принесла кризис конца 20-х годов, Муссолини развязал агрессию против Эфиопии. В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию независимой Эфиопы и развернули наступление на ее столицу Аддис-Абебу. Совет Лиги Наций объявил Италию агрессором, обязала всех члeнов Лиги применить к Италии экономические санкции. Эфиопские войска, вооруженные примитивным огнестрельным оружием, не смогли противостоять 500-тысячной итальянской армии, которая имела авиацию и танки. До мая 1936 г. вся Эфиопия была завоевана и объединенная с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку.
Муссолини поддержал почти все внешнеполитические акции Гитлера, рассчитывая, что последний отдаст ему значительную часть Австрии, подписал Мюнхенский договор, помогал испанским фашистам. В апреле Италия оккупировала Албанию, в мае 1939 г. – заключила с Германией договор про военное и хозяйственное сотрудничество (Стальной пакт).

6. Внешняя политика СССР

В своей внешней политике сталинское руководство пыталось соединить два принципа – защита государственных интересов СССР и поддержка мирового революционного движения. При помощи созданного Лениным еще в 1919 г. Коминтерна, постепенно превратился в филиал советской разведки, Сталин осуществлял руководство мировым коммунистическим движением. Однако в 1934 – 1939 гг., по народного комиссара иностранных дел Г. Литвинова, СССР производил более умеренный курс, принимал активное участие в создании системы коллективной безопасности в Европе. Именно поэтому в конце 20-х-начале 30-х гг. СССР признали ведущие страны мира, он вступил в Лигу Наций.
Однако после замены на посту председателя НКИД М. Литвинова на В. Молотова, в 1939 г., Сталин порывает связи с демократическими странами Европы и 23 августа 1939 г. подписывает с фашистской Германией договор о ненападении - пакт Риббентропа – Молотова, по тайным приложением к которому было разделение Восточной Европы на сферы влияния. Договор развязал руки Германии для войны против Англии и Франции, и это было одной из причин начала Второй Мировой войны.
Польша ориентировался на союз с Францией и странами Малой Антанты (Румыния, Югославия, Чехословакия). Несколько улучшились отношения с Германией – в 1934 г. подписана Декларация о неприменении силы, однако в 1939 г. Гитлер стал требовать присоединения к Германии свободного города Гданьска и проведения через Польшу экстерриториальной немецкой автострады, которая должна была соединить Германию с Восточной Пруссией.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война.

Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:

1.1. Дайте хаpaктеристику внешнеэкономическим приоритетам европейских стран и США.

1.2. Что такое «политика умиротворения агрессора»? Какие страны проводили эту политику и по отношению к кому? Какая международная сделка стала результатом ее?

2.1. Подберите синонимы:

а) 1935 г. а) Антикоминтерновский пакт, завершение захват Италией Эфиопии
б) 1936 г. б) франко-советское соглашение, начало захват Италией Эфиопии
в) 1938 г.  в) начало Второй Мировой войны
г) 1 сентября 1939 г. г) Мюнхенское соглашение, аншлюс Австрии

7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая

Одним из главных последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. стало обострение борьбы между странами «второго эшелона развития» (Германия, Италия, Япония) и ведущими индустриальными странами (Британия, Франция, СЕЛА) за рынки сбыта, источники сырья. Германия стремилась избавиться от ограничений, наложенных на нее Версальским договором, и стала на путь пересмотра ее границ и реванша за проигранную войну.
Италия, как участница блока Антанта, получила по Версальской системе незначительные территории (часть Тироля, Истрию, острова Додеканес) и была этим недовольна. Одной из главных задач Муссолини были преобразования Адриатического моря на внутреннее Итальянское море, расширение территории Италии за счет Австрии завоевания Эфиопии.
Япония стремилась установить свое господство в Китае и бассейне Тихого океана. Она первой стала на путь захвата, поэтому, например, китайские историки считают датой начала Второй Мировой войны сентябрь 1931 г., когда японские войска начали боевые действия против Китая и вскоре оккупировали Маньчжурию – важную в стратегическом и экономическом отношении часть Китая. Здесь проживали 40 млн. человек, добывалось 93% китайской нефти, проходило 40% железных дорог. Война началась с провокационного взрыва, устроенного японцами на железной дороге неподалеку Мукдену. Военные действия длились три месяца и закончились победой японцев, хотя количество японских войск составляла 14 тыс., а в китайских – 100 тыс. человек. Правящая верхушка Китая не приняла меры для обороны страны, ограничившись подачей жалобы в Лигу Наций. Только в феврале 1933 г. последняя приняла резолюцию, которая осуждала захват Маньчжурии и требовала ее возвращения Китая. В ответ Япония в марте 1933 г. вышла из Лиги Наций.
На 1 марта 1932 г. Япония захватила весь Северо-восточный Китай. Здесь было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. Захвачена Маньчжурия стала базой для дальнейшей агрессии Японии в Китае.

8. Подготовка Германии к войне

Но главным фактором разжигания войны была Германия. 1 марта 1935 г. Саарский угольный бассейн, что 15 лет находился под управлением Лиги Наций, в результате плебисцита отошел к Германии, что заметно усилило ее промышленную базу. Германия выплатила Франции компенсацию за угольные шахты.
На это время «детище» Ллойд-Джорджа – Версальский договор – уже не считался реальной системой безопасности в Европе. Британия постепенно отходила от его принципов. Английский премьер Макдональд придерживался принципа невмешательства в дела Германии. Он считал главным, чтобы Германия не претендовала на свои бывшие колонии в Африке, и поэтому Великобритания не препятствовала экономическому подчинению Германии стран Балканского полуострова.
Гитлер, нарушая статьи Версальского договора, ввел всеобщую воинскую повинность. Началось формирование армии с 36 дивизий, открыто отстраивалась военная авиация, англо-немецкий морское соглашение 1935 г. открыло Германии путь к увеличению тоннажа флота и строительства подводных лодок.
В марте 1936 г., использовав как повод подписание франко-советского договора 1935 г., Гитлер ввел свои войска в Рейнскую зону. Великобритания и Франция ответили лишь дипломатическим демаршем, а Лига Наций – протестом. Акция Германии фактически перечеркнула франко-советское соглашение, ведь, захватив Рейнскую зону, немецкая армия блокировала французскую, что делало недействительными военные гарантии Франции для стран Восточной Европы (например, гарантии для ЧСР). Польша, связанная с Германией договором 1934 г. и сдерживаемая памятью о походе Красной Армии за Вислу в 1920 г., отказалась пропустить через свою территорию иностранные, прежде всего советские войска.

9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности

Агрессивные действия Германии в 1935 - 1936 гг. не вызвали активного сопротивления со стороны Англии и Франции. Главы правительств этих государств считали, что Германия вправе вернуть свои территории, которые у нее были отобраны по Версальскому договору. Кроме того, английский премьер Н. Чемберлен боялся, что Германия будет претендовать на свои бывшие колонии, которые после Первой мировой войны отошли к Британии. Был взят курс на «умиротворение агрессора» – путь договоров, а не активных военных действий.
Лига Наций очень слабо реагировала на действия государств-агрессоров. За годы ее существования не был наказан ни одного агрессора, не предоставлено помощи ни одной стране – жертве агрессии. Когда Япония напала на Северо-восточный Китай, совет Лиги Наций лишь выразил надежду, что обе стороны нормализуют свои отношения. В 1933 г. обе страны-агрессоры – Япония и Германия – вышли из Лиги. Под давлением мирового сообщества Лига Наций объявила агрессором Италию и объявила экономические санкции против нее, которые фактически введены не были. По сути, Лига Наций ничего не сделала в ответ на акты агрессии, а захват Австрии Германией даже не обсуждался в этой международной организации. Лига не смогла предотвратить Вторую Мировую войну и была распущена в апреле 1946 г.

Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:

1.1. В чем достало проявление роста агрессивности Японии? Приведите конкретные примеры.
1.2. Почему историки определяют Германию как главный фактор разжигания войны? Приведите  примеры нарушения Германией статей Версальского договора.

2.1. Япония начала агрессивные действия в Китае в ... году (заполнить пробел).
2.2. Саарский бассейн был насильно присоединен к Германии: ДА или НЕТ?
2.3. В каком году Германия ввела войска в Рейнскую зону?

3.1. Как Вы считаете, почему начиная с конца XIX века именно Германия представляла собой главный источник нестабильности в Европе?
3.2. Согласны ли Вы с тем, что Вторая Мировая война началась с нападения Японии на Китай? Ответ обоснуйте.

10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав

12 лет пребывания Рузвельта во главе Соединенных Штатов, с марта 1933 года по апрель 1945 года, почти точно совпали со временем правления Гитлера в Германии. В эти годы либеральный президент спас свой народ от Катастрофы, за эти же годы фашистский диктатор вверг свою страну в хаос.
Несмотря на первоначальные успехи тоталитарных диктаторов в выводе Италии и Германии из пропасти экономического и политического кризиса, Рузвельт доказал, что демократическая организация власти лучшее способна противостоять вызовам эпохи; конкурентная экономика, которую побуждает частный интерес, поставлена в рамки разумного регулирования, способна работать в интересах всего общества.

Гитлер и Муссолини доказали: если руководитель государства становится на путь террора в управлении государством, то он никогда не будет дозированным и будет расти в геометрической прогрессии. И наоборот, Рузвельт убедил, что совместные усилия свободных индивидов, которые сами вносят инициативу в общее дело, стратегически более эффективны, чем подневольные коллективные действия людей, слепо выполняют приказ под страхом насилия.

Сообщения учащихся (Презентации)

  • Политический портрет Ф.Д. Рузвельта (Приложение 1)
  • Политический портрет Б.  Муссолини (Приложение 2)
  • Политический портрет А. Гитлера (Приложение 3)
  • Политический портрет У. Черчиля (Приложение 4)
  • Политический портрет И.В. Сталина (Приложение 5)

Работа в группах

Поставьте к каждой презентации по пять вопросов.

IV. Закрепление учебного материала

Беседа

1. По вашему мнению, какое влияние на историю их стран оказывали эти политические лидеры?
2. Подумайте, какими методами – демократическими или тоталитарными – можно привести страну к стабильности и процветанию?
3. Как вы считаете, сегодня в нашей стране для выхода из кризиса нужен Рузвельт или Гитлер?

V. Домашнее задание

1. Записать в тетрадь тезисы к политическому портрету.
2. Составить политический портрет В. Ленина и. Сталина.

Литература

1. Полянський П.Б. Всемирная история. 1914-1939: учебник для 10-го кл., загально-освіт. навч. закл. - К.: Генезис, 2002.
2. Рижик М.Є.  Всемирная история: Новейшие времена: 1914-1945 : учебник для 10-го кл. серед. шк. – К.: Генезис, 2000.
3. Гисем О.В. Всемирная история. 10 класс : разработки уроков. – X.: Веста : Вид-во «Утро», 2007.
4. Воропаева В.В., Татаринов М.В. Всемирная история. Новейший период (1914-1939). 10 класс: планы-конспекты уроков. X.: Веста: Вид-во «Утро», 2003.
5. Середницкая Г.В. Всемирная история: 10 кл.: опopные конспекты. – К.: А.С.К., СПД ФО Сандул, 2008.
6. Остапенко В. Справочник по всемирной истории. История Украины / 2008. – Август. – (Вкладка № 30-32).


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 14:43:33

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 8:14:20

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 22:59:56

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 7:44:21

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 19:24:10

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 22:52:32

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 1:16:23

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 7:46:34

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 20:37:54

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 20:11:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 22:47:14

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 4:31:34

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 20:35:41

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 9:11:42

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 15:49:31

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 21:15:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 10:32:48

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 18:45:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 21:58:28

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 5:24:56

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 8:11:32

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 1:29:28

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 22:52:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 23:40:32

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 23:22:39

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 9:24:31

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 20:40:22

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 15:33:22

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 16:30:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 23:13:42

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 15:23:43

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 11:50:29

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 12:46:26

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 16:45:46

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 1:39:13

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 19:44:24

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 4:24:21

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 6:35:37

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 13:22:46

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 0:14:20

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 20:45:16

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 12:21:38

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 0:10:34

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 15:41:54

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 7:25:55

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 11:51:38

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 3:42:52

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 0:21:24

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 9:29:41

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 16:39:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::