Открытый урок по Всемирной истории "Внешнеполитические приоритеты ведущих мировых держав накануне начала Второй мировой войны в контексте политических портретов их лидеров". 10-й класс
Великая держава – государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь (на глобальном или региональном уровнях) и в силу этого обладающее глобальной или региональной сферой влияния. В кругу лидеров может быть своя иерархия: от сверхдержав (в период биполярности и холодной войны – СССР и США) и глобальных великих держав до региональных лидеров. Количество великих держав в международной системе может колeбaться, как правило, не превышая пяти – семи государств.
Понятие «великая держава» носит исторический хаpaктер. Состав мировых лидеров менялся от эпохи к эпохе. На протяжении человеческой истории значимость различных внешнеполитических ресурсов менялась. Сохраняет и еще долго будет сохранять значение военный потенциал. Вместе с тем скачкообразно возрастает роль невоенных ресурсов – экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет не столько за территории, сколько за трaнcпортные, финансовые, интеллектуальные потоки, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе
До наступления ядерной эпохи за лидерство было принято воевать, причем регулярно. Во второй половине ХХ в. правила борьбы за лидерство стали меняться, а пути к нему сделались многообразнее. Классический вариант предполагал, что страна-лидер будет обладать набором лучших показателей (экономических, военных, политических, иных) по максимальному числу параметров международного влияния. В такой позиции окончание Второй мировой войны встретили Соединенные Штаты. К этому же стремился Советский Союз. Сознавая свою слабость по сравнению с США, СССР достраивал свои возможности до американских – отсюда борьба за ядерное оружие, гонка вооружений и попытки «экономического соревнования».
На нашем уроке мы хотели бы вместе с учениками проследить за этими тенденциями.
Цели и задачи урока:
- закрепить и обобщить материал темы; формировать навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
- совершенствовать навыки исторического и политического портретирования, а также критического мышления учащихся;
- способствовать осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; воспитывать высокие мopaльные качества, в духе патриотизма, способствовать утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека.
Основные термины и понятия:
Антикоминтерновский пакт, аншлюс, социализм, шовинизм, Великая депрессия, «новый курс», фашизм, нацизм, тоталитаризм, «корпоративное государство», антисемитизм, демократия, политика невмешательства, система коллективной безопасности, умиротворение агрессора.
Оборудование урока:
Мультимедийное оборудование, учебник, справочники с изложением исторического портрета руководителей европейских держав, дидактический материал.
Тип урока:
Комбинированный, урок изучения нового материала.
Основные исторические даты:
1931 г. – начало оккупации Японией Китая
1935 г. заключение франко-советско-чехословацкой
соглашения;
плебисцит в Саарськой области, по которым она
отошла к Германии; вторжение Италии в Эфиопию
1935 г. – переход Саарского угольного бассейна под
полный контроль Германии
1936 г. заключение Антикоминтерновского пакта
1936 г. – ввод немецких войск в Рейнскую зону
1938 г. – Мюнхенское соглашение
План изучения нового материала:
1. Основные направления внешней политики США.
2. Обострение англо-германских противоречий.
3. Внешняя политика Франции. Франко-германские
противоречия. Советско-французский и
советско-чехословацкий пакты.
4. Отказ Германии от статей Версальского
договора.
5. Экспансионистские претензии Италии.
6. Внешняя политика СССР.
7. Рост агрессивности Японии, захвата ею
Северо-восточного Китая.
8. Подготовка Германии к войне.
9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания
военной опасности.
10. Политические портреты лидеров ведущих мировых
держав.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока
II. Актуализация опopных знаний
Беседа
1. Вспомните, историю которых стран мы изучали
на последних уроках?
2. Назовите политических лидеров этих стран.
3. Какие политические режимы существовали в этих
странах?
4. Назовите основные пункты плана составления
политического портрета.
5. Назовите основные термины, которые мы изучали
на предыдущих уроках.
6. Укажите разницу политического портрета и
исторического.
III. Изучение нового материала
1. Основные направления внешней политики США
Во внешних отношениях американская администрация проводила политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. США отказались от военного вмешательства, заключили с латиноамериканскими странами взаимовыгодные торговые соглашения. В 1933 г. США признали СССР, что было большой победой Сталина. В 1935 г. принят закон о нейтралитете – запрещено поставлять оружие в воюющие страны, снизились темпы развития военной промышленности, хотя во время Второй Мировой войны Рузвельт признал ошибкой принятие этого закона. В США был небольшой флот, слабые сухопутные силы, на 1940 г. они имели лишь 400 танков.
2. Обострение англо-германских противоречий
В 30-е годы обострились англо-германские противоречия. Английском правительство боялось, что Гитлер будет претендовать на свои бывшие колонии, которые перешли в английское владение после Первой мировой войны. Поэтому Англия и Франция, правительства и народы которых тяжело перенесли Первую Мировую войну и не желали начинать новой, пошли на максимальные уступки Германии в Европе. Гитлер заявил свои претензии на регион Судетов в Чехословакии, и в сентябре 1938 г. в Мюнхене Великобритания, Франция, Германия и Италия подписывается Стальной пакт, результатом которого стало завоевание и раздел Чехословакии. Британия не желала вступать в боевые действия против Германии. Чемберлен считал, что ограничения Германии по Версальскому договору уже привели к власти Гитлера, поэтому нужно пойти на некоторые уступки Германии, чтобы к власти не пришел еще более реакционный деятель, – был взят курс на «умиротворение агрессора», т.е. Германии предоставлялись определенные территориальные уступки в Европе в надежде не допустить общеевропейской войны.
С началом Второй мировой войны стала ясна ошибка наследственность такой политики, и к власти пришел противник политики «умиротворения агрессора» консерватор – У. Черчилль.
3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты
Во внешней политике Франция пыталась обеспечить себе господство в Европе (МИД Франции длительное время возглавлял А. Бриан). Главным своим достижением Бриан считал Локарнские соглашения и пакт Бриана – Келлога, за что и получил прозвище «Апостол мира». В 1935 г. подписан франко-советский пакт о взаимной помощи и договор о военных гарантиях Чехословакии в случае нападения на нее третьей страны. Помощь СССР была возможна только после оказания помощи Францией. Правительство Даладье, стремлюсь или улучшить отношения с Германией, не прореагировал на захват последней в 1936 году Рейнской демилитаризованной зоны. А Мюнхенский договор, отдавал Чехословакию на растерзание Гитлеру, нарушил предыдущие франко-чешские соглашения.
4. Отказ Германии от статей Версальского договора
Нацистское правительство Германии с первых же дней своего существования пыталось разрушить Версальское систему договоров, что унизила Германию. В январе 1935 г., после плебисцита, Саарский бассейн отошел к Германии, в марте 1935 г. Германия отказалась от статей Версальского договора, по которым ей запрещалось иметь авиацию. В марте 1936 г. немецкие войска введены в Рейнскую демилитаризованную зону, Германия разорвала Локарнское соглашение, ввела всеобщую воинскую повинность – сформированы 36 дивизий. Она также способствовала победе фашизма в Испании. 25 октября 1936 г. подписано военное соглашение между Германией и Италией о разграничении сфер влияния на Балканах и в Дунайском бассейне, о совместной борьбе против Испанской республики и признании захват Италией Эфиопии – образован так называемую ось Берлин – Рим. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение о совместной борьбе против Коминтерна – Антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. 12 марта 1938 г. осуществлено аншлюс Австрии, в марте 1939 г. оккупирована Чехословакия.
5. Экспансионистские претензии Италии
Итальянский лидер Муссолини желал возродить
величие бывшей Римской империи, захватить
колонии в Африке, превратить Балканы в сферу
влияния Италии, а Средиземное море – внутреннее
Итальянское море. Правительство отменило
8-часовой рабочий день, до 1934 г. вся экономика
Италии была монополизирована 22 корпорациями.
Экономическая стабилизация середины 20-х годов
подняла объем промышленного производства на
уровень 1928 года. Он вырос, по сравнению с 20-м годом
на 60% . В 1929 г. по договору между Муссолини и Папой
Римским на территории Рима образовано
теократическую монархию – государство Ватикан.
Чтобы отвлечь внимание масс от экономических
проблем, которые принесла кризис конца 20-х годов,
Муссолини развязал агрессию против Эфиопии. В
октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на
территорию независимой Эфиопы и развернули
наступление на ее столицу Аддис-Абебу. Совет Лиги
Наций объявил Италию агрессором, обязала всех
члeнов Лиги применить к Италии экономические
санкции. Эфиопские войска, вооруженные
примитивным огнестрельным оружием, не смогли
противостоять 500-тысячной итальянской армии,
которая имела авиацию и танки. До мая 1936 г. вся
Эфиопия была завоевана и объединенная с Эритреей
и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную
Африку.
Муссолини поддержал почти все
внешнеполитические акции Гитлера, рассчитывая,
что последний отдаст ему значительную часть
Австрии, подписал Мюнхенский договор, помогал
испанским фашистам. В апреле Италия оккупировала
Албанию, в мае 1939 г. – заключила с Германией
договор про военное и хозяйственное
сотрудничество (Стальной пакт).
6. Внешняя политика СССР
В своей внешней политике сталинское
руководство пыталось соединить два принципа –
защита государственных интересов СССР и
поддержка мирового революционного движения. При
помощи созданного Лениным еще в 1919 г. Коминтерна,
постепенно превратился в филиал советской
разведки, Сталин осуществлял руководство
мировым коммунистическим движением. Однако в 1934
– 1939 гг., по народного комиссара иностранных дел
Г. Литвинова, СССР производил более умеренный
курс, принимал активное участие в создании
системы коллективной безопасности в Европе.
Именно поэтому в конце 20-х-начале 30-х гг. СССР
признали ведущие страны мира, он вступил в Лигу
Наций.
Однако после замены на посту председателя НКИД М.
Литвинова на В. Молотова, в 1939 г., Сталин порывает
связи с демократическими странами Европы и 23
августа 1939 г. подписывает с фашистской Германией
договор о ненападении - пакт Риббентропа –
Молотова, по тайным приложением к которому было
разделение Восточной Европы на сферы влияния.
Договор развязал руки Германии для войны против
Англии и Франции, и это было одной из причин
начала Второй Мировой войны.
Польша ориентировался на союз с Францией и
странами Малой Антанты (Румыния, Югославия,
Чехословакия). Несколько улучшились отношения с
Германией – в 1934 г. подписана Декларация о
неприменении силы, однако в 1939 г. Гитлер стал
требовать присоединения к Германии свободного
города Гданьска и проведения через Польшу
экстерриториальной немецкой автострады, которая
должна была соединить Германию с Восточной
Пруссией.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу.
Началась Вторая Мировая война.
Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:
1.1. Дайте хаpaктеристику внешнеэкономическим приоритетам европейских стран и США.
1.2. Что такое «политика умиротворения агрессора»? Какие страны проводили эту политику и по отношению к кому? Какая международная сделка стала результатом ее?
2.1. Подберите синонимы:
а) 1935 г. | а) Антикоминтерновский пакт, завершение захват Италией Эфиопии |
б) 1936 г. | б) франко-советское соглашение, начало захват Италией Эфиопии |
в) 1938 г. | в) начало Второй Мировой войны |
г) 1 сентября 1939 г. | г) Мюнхенское соглашение, аншлюс Австрии |
7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая
Одним из главных последствий мирового
экономического кризиса 1929-1933 гг. стало
обострение борьбы между странами «второго
эшелона развития» (Германия, Италия, Япония) и
ведущими индустриальными странами (Британия,
Франция, СЕЛА) за рынки сбыта, источники сырья.
Германия стремилась избавиться от ограничений,
наложенных на нее Версальским договором, и стала
на путь пересмотра ее границ и реванша за
проигранную войну.
Италия, как участница блока Антанта, получила по
Версальской системе незначительные территории
(часть Тироля, Истрию, острова Додеканес) и была
этим недовольна. Одной из главных задач
Муссолини были преобразования Адриатического
моря на внутреннее Итальянское море, расширение
территории Италии за счет Австрии завоевания
Эфиопии.
Япония стремилась установить свое господство в
Китае и бассейне Тихого океана. Она первой стала
на путь захвата, поэтому, например, китайские
историки считают датой начала Второй Мировой
войны сентябрь 1931 г., когда японские войска
начали боевые действия против Китая и вскоре
оккупировали Маньчжурию – важную в
стратегическом и экономическом отношении часть
Китая. Здесь проживали 40 млн. человек, добывалось
93% китайской нефти, проходило 40% железных дорог.
Война началась с провокационного взрыва,
устроенного японцами на железной дороге
неподалеку Мукдену. Военные действия длились три
месяца и закончились победой японцев, хотя
количество японских войск составляла 14 тыс., а в
китайских – 100 тыс. человек. Правящая верхушка
Китая не приняла меры для обороны страны,
ограничившись подачей жалобы в Лигу Наций.
Только в феврале 1933 г. последняя приняла
резолюцию, которая осуждала захват Маньчжурии и
требовала ее возвращения Китая. В ответ Япония в
марте 1933 г. вышла из Лиги Наций.
На 1 марта 1932 г. Япония захватила весь
Северо-восточный Китай. Здесь было создано
марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с
последним китайским императором Пу И. Захвачена
Маньчжурия стала базой для дальнейшей агрессии
Японии в Китае.
8. Подготовка Германии к войне
Но главным фактором разжигания войны была
Германия. 1 марта 1935 г. Саарский угольный бассейн,
что 15 лет находился под управлением Лиги Наций, в
результате плебисцита отошел к Германии, что
заметно усилило ее промышленную базу. Германия
выплатила Франции компенсацию за угольные шахты.
На это время «детище» Ллойд-Джорджа –
Версальский договор – уже не считался реальной
системой безопасности в Европе. Британия
постепенно отходила от его принципов. Английский
премьер Макдональд придерживался принципа
невмешательства в дела Германии. Он считал
главным, чтобы Германия не претендовала на свои
бывшие колонии в Африке, и поэтому
Великобритания не препятствовала
экономическому подчинению Германии стран
Балканского полуострова.
Гитлер, нарушая статьи Версальского договора,
ввел всеобщую воинскую повинность. Началось
формирование армии с 36 дивизий, открыто
отстраивалась военная авиация, англо-немецкий
морское соглашение 1935 г. открыло Германии путь к
увеличению тоннажа флота и строительства
подводных лодок.
В марте 1936 г., использовав как повод подписание
франко-советского договора 1935 г., Гитлер ввел
свои войска в Рейнскую зону. Великобритания и
Франция ответили лишь дипломатическим демаршем,
а Лига Наций – протестом. Акция Германии
фактически перечеркнула франко-советское
соглашение, ведь, захватив Рейнскую зону,
немецкая армия блокировала французскую, что
делало недействительными военные гарантии
Франции для стран Восточной Европы (например,
гарантии для ЧСР). Польша, связанная с Германией
договором 1934 г. и сдерживаемая памятью о походе
Красной Армии за Вислу в 1920 г., отказалась
пропустить через свою территорию иностранные,
прежде всего советские войска.
9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности
Агрессивные действия Германии в 1935 - 1936 гг. не
вызвали активного сопротивления со стороны
Англии и Франции. Главы правительств этих
государств считали, что Германия вправе вернуть
свои территории, которые у нее были отобраны по
Версальскому договору. Кроме того, английский
премьер Н. Чемберлен боялся, что Германия будет
претендовать на свои бывшие колонии, которые
после Первой мировой войны отошли к Британии. Был
взят курс на «умиротворение агрессора» – путь
договоров, а не активных военных действий.
Лига Наций очень слабо реагировала на действия
государств-агрессоров. За годы ее существования
не был наказан ни одного агрессора, не
предоставлено помощи ни одной стране – жертве
агрессии. Когда Япония напала на
Северо-восточный Китай, совет Лиги Наций лишь
выразил надежду, что обе стороны нормализуют
свои отношения. В 1933 г. обе страны-агрессоры –
Япония и Германия – вышли из Лиги. Под давлением
мирового сообщества Лига Наций объявила
агрессором Италию и объявила экономические
санкции против нее, которые фактически введены
не были. По сути, Лига Наций ничего не сделала в
ответ на акты агрессии, а захват Австрии
Германией даже не обсуждался в этой
международной организации. Лига не смогла
предотвратить Вторую Мировую войну и была
распущена в апреле 1946 г.
Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:
1.1. В чем достало проявление роста
агрессивности Японии? Приведите конкретные
примеры.
1.2. Почему историки определяют Германию как
главный фактор разжигания войны? Приведите
примеры нарушения Германией статей Версальского
договора.
2.1. Япония начала агрессивные действия в Китае в
... году (заполнить пробел).
2.2. Саарский бассейн был насильно присоединен к
Германии: ДА или НЕТ?
2.3. В каком году Германия ввела войска в Рейнскую
зону?
3.1. Как Вы считаете, почему начиная с конца XIX века
именно Германия представляла собой главный
источник нестабильности в Европе?
3.2. Согласны ли Вы с тем, что Вторая Мировая война
началась с нападения Японии на Китай? Ответ
обоснуйте.
10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав
12 лет пребывания Рузвельта во главе
Соединенных Штатов, с марта 1933 года по апрель 1945
года, почти точно совпали со временем правления
Гитлера в Германии. В эти годы либеральный
президент спас свой народ от Катастрофы, за эти
же годы фашистский диктатор вверг свою страну в
хаос.
Несмотря на первоначальные успехи тоталитарных
диктаторов в выводе Италии и Германии из
пропасти экономического и политического
кризиса, Рузвельт доказал, что демократическая
организация власти лучшее способна
противостоять вызовам эпохи; конкурентная
экономика, которую побуждает частный интерес,
поставлена в рамки разумного регулирования,
способна работать в интересах всего общества.
Гитлер и Муссолини доказали: если руководитель государства становится на путь террора в управлении государством, то он никогда не будет дозированным и будет расти в геометрической прогрессии. И наоборот, Рузвельт убедил, что совместные усилия свободных индивидов, которые сами вносят инициативу в общее дело, стратегически более эффективны, чем подневольные коллективные действия людей, слепо выполняют приказ под страхом насилия.
Сообщения учащихся (Презентации)
- Политический портрет Ф.Д. Рузвельта (Приложение 1)
- Политический портрет Б. Муссолини (Приложение 2)
- Политический портрет А. Гитлера (Приложение 3)
- Политический портрет У. Черчиля (Приложение 4)
- Политический портрет И.В. Сталина (Приложение 5)
Работа в группах
Поставьте к каждой презентации по пять вопросов.
IV. Закрепление учебного материала
Беседа
1. По вашему мнению, какое влияние на историю их
стран оказывали эти политические лидеры?
2. Подумайте, какими методами – демократическими
или тоталитарными – можно привести страну к
стабильности и процветанию?
3. Как вы считаете, сегодня в нашей стране для
выхода из кризиса нужен Рузвельт или Гитлер?
V. Домашнее задание
1. Записать в тетрадь тезисы к политическому
портрету.
2. Составить политический портрет В. Ленина и.
Сталина.
Литература
1. Полянський П.Б. Всемирная история. 1914-1939:
учебник для 10-го кл., загально-освіт. навч. закл. -
К.: Генезис, 2002.
2. Рижик М.Є. Всемирная история: Новейшие
времена: 1914-1945 : учебник для 10-го кл. серед. шк. – К.:
Генезис, 2000.
3. Гисем О.В. Всемирная история. 10 класс :
разработки уроков. – X.: Веста : Вид-во «Утро», 2007.
4. Воропаева В.В., Татаринов М.В. Всемирная
история. Новейший период (1914-1939). 10 класс:
планы-конспекты уроков. X.: Веста: Вид-во «Утро»,
2003.
5. Середницкая Г.В. Всемирная история: 10 кл.:
опopные конспекты. – К.: А.С.К., СПД ФО Сандул, 2008.
6. Остапенко В. Справочник по всемирной
истории. История Украины / 2008. – Август. –
(Вкладка № 30-32).
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...
18 03 2024 16:42:51
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
17 03 2024 3:17:11
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
16 03 2024 5:43:17
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
15 03 2024 12:10:33
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
14 03 2024 8:47:53
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
13 03 2024 2:46:32
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
12 03 2024 3:40:29
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
11 03 2024 16:35:32
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...
10 03 2024 23:33:31
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
09 03 2024 5:28:11
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
08 03 2024 9:34:49
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
07 03 2024 0:56:12
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
06 03 2024 5:17:19
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
05 03 2024 2:25:35
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
04 03 2024 11:22:13
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
03 03 2024 23:21:31
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
02 03 2024 2:36:43
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
01 03 2024 4:39:34
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
29 02 2024 15:16:22
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...
28 02 2024 1:36:18
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
27 02 2024 19:45:52
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
26 02 2024 19:30:22
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
25 02 2024 0:22:54
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
24 02 2024 17:55:43
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
23 02 2024 5:49:34
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
22 02 2024 6:47:37
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
21 02 2024 9:30:16
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
20 02 2024 23:56:10
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
19 02 2024 23:21:16
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
18 02 2024 7:59:48
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
17 02 2024 20:58:33
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...
16 02 2024 21:37:46
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
15 02 2024 14:17:30
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
14 02 2024 13:54:16
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
13 02 2024 14:59:55
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
12 02 2024 7:50:38
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
11 02 2024 4:35:54
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
10 02 2024 7:26:10
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
09 02 2024 17:11:58
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
08 02 2024 21:17:25
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
07 02 2024 0:18:58
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
06 02 2024 15:10:35
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
05 02 2024 5:56:29
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
04 02 2024 10:44:25
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
03 02 2024 9:33:16
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...
02 02 2024 5:46:52
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
01 02 2024 22:45:16
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
31 01 2024 10:40:11
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
30 01 2024 15:16:38
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
29 01 2024 15:41:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::