План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»
Цель - формирование знаний учащихся о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электopaльных действий.
Задачи:
- Раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы.
- Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга.
- Способствовать становлению политической и правовой культуры.
- Знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.
- Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
- Осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.
- Способствовать формированию социальных, коммуникативных и когнитивных компетенций.
Формы и методы работы:
- В ходе урока применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и пpaктической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на пpaктической направленности, игровом действе и творческом хаpaктере, интеpaктивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы. По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.
Оборудование и материалы:
- Компьютер.
- Выставка юридической литературы по избирательному праву.
- Сигнальные флажки.
- Мультимедийная презентация.
- Конверты на игровых столах.
Тип урока: комбинированный урок-пpaктикум
Время проведения: 90 мин
Ход урока
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.
Данный урок рассчитан на будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо–культурномпрострaнcтве.
Тема нашего занятия “Учимся выбирать” (слайд 1).
Хотелось бы начать нашу тему словами древнегреческого философа Аристотеля: “Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством” (слайд 2)
Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе, и ответим на вопрос: “Надо ли идти на выборы?”.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям. Нам предстоит на 2 уроках совместная работа по теме: “Учимся выбирать”.
Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос. Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера (слайд 3).
Возможные ассоциации: Демократия; Гражданское общество; Гражданская ответственность; Избирательная система; Избирательный процесс; Избирательная кампания; Политическая власть; Мажоритарная избирательная система; Пропорциональная избирательная система; Политическая активность.
Выборы – это юридически узаконенная процеДypa, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти (слайд 4).Определение понятия, ученики записывают в тетради.
Виды выборов (слайд 5). Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявшиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.
Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.
Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства (слайд 6).
- Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
- Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
- В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
- В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Учащиеся говорят о роли выборов.
Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. Через все виды выборов (федеральные, региональные, в органы местного самоуправления) реализуется представительная форма участия граждан в политике. Представительство интересов народа осуществляется в том случае, если выборы основаны на демократической по своей сути избирательной системы.
Зарождение государственной власти и создание специального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государственные должности.
Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления, избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы,
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения.
В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими - федеральными законами. Они образуют избирательное законодательство.
Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающихпорядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определениярезультатов голосования (слайд 7).
Избирательное право – часть конституционного права (слайд 8).
- Узкий смысл – политическое право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
- В широком смысле + избирательные законы и др. нормативно-правовые акты
Активное избирательное право – право избирать, то есть право граждан государства. Участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления (с 18 лет). Пассивное избирательное право – право быть избранными (с 21 года в представительные органы, с 35 лет президентом). В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом): (слайд 9)
– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);
– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.
Избирательное право – призвано гарантировать одно из основных конституционных политических прав гражданина – право участвовать в выборах.Ядром этих гарантий выступают принципы проведения выборов. Согласно ст.3 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” гражданин РФ участвует на основе: ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (слайд 10)
В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.
Принципы избирательной системы:
- Всеобщность
- Равенство
- Тайное голосование
- Прямые выборы
- Свобода и добровольность выборов (слайд 11).
В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда.
Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности.
Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие.
(США - граждане каждые 4 года избирают выборщиков - 538 чел., которые избирают Президента).
Каждый российский избиратель вправе никому не рассказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием.
Пятый принцип действует во многих демократических странах, в т. ч. в РФ. А в некоторых странах, например в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению избирательных прав (слайд 12).
Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной (возрастное ограничение) и оседлости (данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени).
В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в России, США, Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии лицо получает право голосовать по достижении возраста 18 лет, в Японии — 20 лет, в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа — 16 лет.
Для получения пассивного избирательного права обычно предусматриваются более высокие возрастные цензы. Например, Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее 35 лет, а Президентом Италии — 50 лет. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ, необходимо достичь возраста 21 года на день голосования.
Суть ценза оседлости заключается в том, что при проведении выборов определенного уровня для избрания на выборную должность закон требует от кандидата проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. Для избрания депутатом государственной думы подобных правил не существует.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ: (слайд 13)
- порядок избрания Президента РФ;
- порядок избрания депутатов Государственной Думы;
- порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;
- порядок избрания депутатов законодательных органов местного самоуправления.
В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы, Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.
ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (слайд 14)
- Конституция России (12 декабря 1993)
- Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” (12 июня 2002)
- Федеральный закон “О выборах Президента РФ” (10 января 2003)
- Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (23 июня 2003)
- Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (26 ноября 1996)
- Федеральный конституционный закон “О референдуме” (28 июня 2004)
- Указы Президента РФ
- Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ
- Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.
Для решения особо важных проблем в государстве используют РЕФЕРЕНДУМЫ.
Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения (слайд 15).
В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”, в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.
Плебисцит — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального хаpaктера. В конституционном праве термин “плебисцит” сильно различен с наименованием “референдум”: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов). В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.
Единственный в СССР Всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: “Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?”. В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года. В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин. 25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса.
12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.
Решение, которое принимается на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ (слайд 16,17)
Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Президент не может занимать свой пост более 2-х сроков подряд.Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ.Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом. При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов. Граждане РФ, политические партии вправе проводить в любых допускаемых законом формах предвыборную агитацию. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ проводятся за счет федерального бюджета. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
- Призывы голосовать за или против кандидата
- Выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии
- Описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата
- Распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивным, либо негативными комментариями
- Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением его служебных обязанностей
- Деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей.
Предвыборная агитация может проводиться:
- На каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях
- Посредством проведения массовых мероприятий
- Посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Законодательство гарантирует всем кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к СМИ. Не допускается злоупотрeбление свободой массовой информации, агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Учащиеся группы 45 заранее были разделены на 3 подгруппы. Каждой подгруппе (комaнды) было дано задание заранее подготовить сообщение на предложенные темы. Время выступления – 3 мин.
- 1-я подгруппа. Тема “Суть мажоритарной системы. Ее достоинства и недостатки” (Приложение 1).
- 2-я подгруппа. Тема “Суть пропорциональной системы. Ее достоинства и недостатки” (Приложение 2).
- 3-я подгруппа. Тема “Суть смешанной системы. Ее достоинства и недостатки” (Приложение 3).
3. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКСПЕРТА (слайд 18)
Выступление заместителя председателя избирательной комиссии г. Котласа: Лазарева В.Н (Приложение 4).
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО МАТЕРИАЛА
Сейчас мы закрепим и заодно проверим ваши знания по сегодняшней теме. Проверка и закрепление знаний проходит в форме интеллектуальной игры состоящей из трех раундов.
- 1 раунд “Блиц-опрос”. Комaндам задаются вопросы та комaнда, которая первая поднимает флажок и дает ответ. Если ответ дан неверно, право ответа переходит к другой комaнде (слайд 19).
- Во сколько лет российские граждане получают право избирать? (18 лет)
- Как называется документ, выдаваемый избирателю на выборах? (избирательный бюллетень)
- Сколько депутатов избирается в Гос. думу? (450)
- С какого возраста можно быть избранным в Гос.думу? (21 год)
- С какого возраста можно быть избранным на пост Президента? (35 лет).
- Что такое ценз оседлости? (данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени).
- Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? (инаугурация)
- За какое время до выборов прекращается агитация населения? (за сутки)
- Должны ли соблюдаться этические нормы во время агитации? (да)
2 раунд “Логическая цепочка”. Задание комaндам: В конвертах под № 1 находится перечень стадий избирательного процесса. Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово, зашифрованное в стадиях избирательного процесса (слайд 20).
Основные стадии избирательной кампании (процесса):
- Т Предвыборная агитация
- А Выдвижение кандидатов
- Д Назначение и объявление даты проведения выборов
- Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий
- Е Составление списков избирателей
- Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация
Ответ на задание: (ДЕБАТЫ)
3 раунд “Правильное голосование”.В любой области, в том числе и в избирательном праве важно не только владеть теорией, но и уметь применять полученные знания на пpaктике. Поэтому 3 раунд, где вы должны будете проявить свои пpaктические умения, называется “Правильное голосование”. В конвертах под №2 находятся ситуации (в каждом по две). Ваша задача: разрешить ситуации и дать правильный ответ на задание (слайд 21).
Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.
Задание: Дайте оценку действиям избирателя. (Нарушен принцип тайного голосования.Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).
Ситуация 2. В день выборов один из члeнов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.
Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается).
Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак “плюс”, а напротив остальных – знак “минус”.
Задание: Объясните судьбу вашего “голоса” в данной ситуации. (Голос “пропадёт”, т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке).
Ситуация 4. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку.
Вопрос: Ваши действия? (Нужно обратиться к члeну избирательной комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый).
Ситуация 5. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно).
Ситуация 6. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть? (Необходимо внести ФИО гражданина в дополнительный список).
5. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (слайд 22,23)
Месяц назад было проведено анкетирование, в котором участвовала и ваша группа. В анкетировании приняли участие учащиеся 1-2 курса КЭМТ по профессиям НПО и специальностям СПО, в возрасте от 14-23 лет. Количество совершеннолетних составило – 50 человек (от 18 до 23 лет). Общее количество опрошенных – 147 человек.
Были заданы следующие вопросы:
Образец анкеты выеден на слайде.
Результат опроса вы видите сейчас на экране.
Из данных анкетирования мы видим, что большинство опрошенных волнуют результаты выборов, а значит и будущее страны.Все вы хотите только лучшего для нашей страны, для того чтобы оно было таким как вы хотите надо занимать активную гражданскую позицию. Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, от которого зависит ваше будущее, будущее ваших детей, вашей Родины.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших мopaльных и финансовых затрат. В начале урока был задан вопрос: Надо ли ходить на выборы? Попробуйте сейчас ответить на этот вопрос (учащиеся дают ответ).
Наше сегодняшнее занятие хотелось закончить притчей: “В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: “Скажи мне, что в моих руках?” Живое или мертвое?” Он полагал, что если соперник скажет: “Живое”, то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: “Мертвое”, то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: “Все в твоих руках...”
И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью (слайд 24)
Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.
Поэтому домашнее задание будет – написать сочинение – размышление на тему: “Я – будущий избиратель” (слайд 25).
Список использованной литературы
- Баглай М.В “Конституционное право Российской Федерации”, издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 3
- Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
- Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
- Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень Боголюбов Л.Н. и др.2013 - 349с.
- http://www.yandex.ru/
- http://www.google.ru/
- http://www.kirov.izbirkom.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- Нормативные правовые акты:
- Конституция РФ 1993 г.
- Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (в ред. от 25.07.2011).
- Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” (ред. от 25.07.2011).
- Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (ред. от 25.07.2011).
- Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы” ” (ред. от 11.07.2011)
Приложение 1; 2;3;4.
Приложение 5: Презентация урока.
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
18 03 2024 20:16:52
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
17 03 2024 21:18:27
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
16 03 2024 19:12:30
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
15 03 2024 7:33:56
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
14 03 2024 8:51:38
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
13 03 2024 7:42:20
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
12 03 2024 20:33:49
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
11 03 2024 12:35:54
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
10 03 2024 13:26:21
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
09 03 2024 6:59:40
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
08 03 2024 5:29:54
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
07 03 2024 20:46:57
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
06 03 2024 2:38:43
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
05 03 2024 10:21:51
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
04 03 2024 5:33:55
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
03 03 2024 10:23:28
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
02 03 2024 0:11:31
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
01 03 2024 21:20:43
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
29 02 2024 10:53:51
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
28 02 2024 9:59:46
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
27 02 2024 8:35:36
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
26 02 2024 5:17:20
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
25 02 2024 5:48:42
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...
24 02 2024 3:53:34
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
23 02 2024 15:29:18
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
22 02 2024 5:52:27
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
21 02 2024 8:35:19
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
20 02 2024 0:49:10
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
19 02 2024 0:17:18
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
18 02 2024 9:45:12
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
17 02 2024 2:18:41
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
16 02 2024 20:58:25
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
15 02 2024 12:32:19
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
14 02 2024 22:43:54
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
13 02 2024 11:39:11
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
12 02 2024 23:41:17
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
11 02 2024 17:48:33
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
10 02 2024 8:14:59
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
09 02 2024 14:25:31
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
08 02 2024 16:57:42
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
07 02 2024 12:44:31
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
06 02 2024 15:51:16
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
05 02 2024 17:51:13
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
04 02 2024 20:42:54
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
03 02 2024 6:13:59
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
02 02 2024 5:38:12
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
01 02 2024 16:17:32
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
31 01 2024 10:52:27
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
30 01 2024 23:11:49
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
29 01 2024 14:13:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::