Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права
Тип урока: комбинированный (комплексного применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний)
Групповая работа. Тема работы в малых группах: В России создаются условия для развития малого и среднего бизнеса. Анализ документов по итогам работы международных экономических форумов.
Предварительная работа: определялась тема для изучения, интересная и актуальная для старшеклассников.
- Ставилась общая цель: выяснить, какие перспективы развития существуют в малом бизнесе; какие условия для развития малого бизнеса существуют в нашем регионе (городе)
- Определение заданий и публичная защита
- На доске в виде тезисов выстраивается ДОМ – НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ развития малого бизнеса как фактор экономического роста страны
- Для слаженной и продуктивной работы над заданием распределяются роли в группе: организатор работы, протоколист, докладчик, оформитель
- Методика: “градусник” - в отдельную группу вошли учащиеся, которые считают, что в России не созданы условия для развития малого бизнеса; “подводим итоги”, “общая награда”
- Экскурсия в бизнес – инкубатор го Краснотурьинск. Проблемы, особенности и перспективы развития малого бизнеса в нашем городе. Есть ли будущее у молодежи…
Количество групп и задания:
- 1 группа - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
- 2 группа - Саммит "Группа Двадцати" (G20)
- 3 группа - Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)
- 4 группа - Гайдаровский форум. “Русский ДАВОС”
- 5 группа - Программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
Данная форма работы позволяет в течение 2-х уроков проанализировать большое количество документов, обобщить, выявить общие тенденции развития, вовлечь в работу всех учеников в классе, лично заинтересовать каждого.
Развивались следующие интеллектуальные и коммуникативные навыки:
- Более глубокие знания по вопросу развития малого предпринимательства, развития России в условиях мирового экономического прострaнcтва
- Умение анализировать, обобщать материал, выявлять причинно- следственные связи
- Умения слушать друг друга, доверять, задавать вопросы друг другу
- Умения пользоваться “обратной связью”, разрешать споры, приходить к согласию
- Умение работать в комaнде
Предварительное задание: ознакомиться с историей появления развития заданного экономического форума. Все материалы заранее готовятся учителем в отдельные папки, т.к. все документы за 2013 г
Расстановка мебели менялась, каждая группа имела своё рабочее место с табличкой на столе и названием задания
Ход урока
I. Организационный.
Ставится проблемный вопрос: “В июне 2013 г. на экономическом форуме в С-Петербурге провели анкетирование среди участников по вопросу создания условий для развития малого и среднего бизнеса, результат данного анкетирования удивил не только меня, оказывается Россия занимает 1 место”.
Наша задача, выяснить, действительно ли такие условия создаются, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России? У нас работает группа учащихся – провокаторов, которые не верят в то, что в России создаются условия для развития малого бизнеса.
II. Группы приступили к работе:
- Изучение материала, обсуждение (по записям протоколиста), оформление и подготовка к докладу – в течение 40 мин.
- Представление результатов работы (докладчик) и обобщение оформленного материала в виде кирпичей для ДОМА на доске
- Общие выводы по работе групп (анализ) проводится учениками в классе, затем анализирует работу учитель
- Используя методику “Подводим итоги”, ребята кратко записывают в рабочих тетрадях ответы на 2 вопроса: чему я научился сегодня (что нового узнал?); какие вопросы у меня остались?
- Учащиеся объединяются в 3 группы по принципу “жребия” (цветовые карточки) – коллегиально выбирают самые интересные вопросы, которые зачитываются классу. Если времени нет, то вопросы идут как домашнее задание
- Учитель отмечает активность и слаженность работы групп, метод “Общая награда”
- Учитывая результаты экскурсии, работа над проблемным вопросом продолжается на следующем уроке
III. Выводы: малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса.
В России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.
Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, бизнес – инкубаторы и учебные центры.
Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
IV. Подводим итоги.
- Цель достигнута. Ребята изучили условия развития, особенности малого бизнеса. Данная тема имеет профориентационное значение, т.к. для ребят важно знать какие перспективы существуют на рынке профессий и рабочей силы.
- Изучить, за ограниченной учебное время, большое количество документов по проблеме, позволяет организация групповой работы в малых группах. Но уроки с использованием такой формы работы часто проводить не следует. И темы необходимо подбирать, содержащие проблемный вопрос, обсуждение которого может вызвать дискуссию.
- Как себя вели дети: при условии четко организованной работы и ограниченности во времени, активность высокая, организаторы в группах работали четко. В старших классах проводить уроки с использованием групповой формы организации проще и достаточно эффективно
- После уроков для учащихся организуется экскурсия в бизнес- инкубатор го Краснотурьинск
- На следующем уроке - творческая работа по проблемному вопросу (метод “Общая награда”)
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
27 03 2024 1:24:35
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
26 03 2024 9:17:56
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
25 03 2024 1:18:49
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
24 03 2024 18:22:48
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
23 03 2024 17:35:17
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
22 03 2024 18:28:24
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
21 03 2024 9:54:59
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
20 03 2024 21:57:17
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 03 2024 7:29:23
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
18 03 2024 7:53:50
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
17 03 2024 19:15:23
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
16 03 2024 10:47:46
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
15 03 2024 19:28:12
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
14 03 2024 0:58:18
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
13 03 2024 23:46:38
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
12 03 2024 14:41:16
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
11 03 2024 10:12:55
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
10 03 2024 8:58:50
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
09 03 2024 20:16:56
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
08 03 2024 9:38:23
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
07 03 2024 9:35:30
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
06 03 2024 16:15:42
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...
05 03 2024 20:12:50
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
04 03 2024 9:56:33
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
03 03 2024 15:28:26
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
02 03 2024 21:23:19
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
01 03 2024 0:48:15
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
29 02 2024 13:49:19
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
28 02 2024 15:44:46
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
27 02 2024 9:47:47
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
26 02 2024 19:33:47
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
25 02 2024 7:47:55
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
24 02 2024 2:29:27
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
23 02 2024 6:49:51
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
22 02 2024 11:36:54
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
21 02 2024 13:32:56
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
20 02 2024 19:39:52
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
19 02 2024 5:18:36
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
18 02 2024 20:36:25
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
17 02 2024 7:49:24
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...
16 02 2024 13:46:10
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
15 02 2024 8:58:19
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
14 02 2024 11:11:26
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
13 02 2024 23:10:53
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
12 02 2024 22:50:36
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
11 02 2024 18:51:53
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
10 02 2024 10:19:32
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
09 02 2024 15:45:18
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
08 02 2024 19:47:57
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
07 02 2024 9:57:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::