Урок по теме «Кризис потрeбления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»
Цель урока: охаpaктеризовать социально-экономическое положение страны и итоги реализации экономической политики во второй половины 80-х годов XX века.
Задачи урока:
- установить причины неудач в реформировании экономики в середины 80 – х годов XX века;
- доказать на конкретных примерах провал экономической политики М.С. Горбачева и ухудшения социально-экономической ситуации в стране и в частности в Кузбассе;
- показать зарождение и рост забастовочного движения в стране, и особенно в Кемеровской области;
- продолжать формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками и на их основе излагать свою оценку событиям.
- вызвать у учащихся большую заинтересованность к вопросам изучения своей малой Родины.
Содержание урока: Крах экономической политики. Падение национального дохода. Увеличение денежной массы. Паника на потребительском рынке, дефицит товаров. Трудовые конфликты, рост забастовочного движения.
Основные понятия: теневая экономика, инфляция, перестройка, ускорение, хозрасчет, забастовка, дефицит.
Оборудование урока: учебники: О.В. Волобуев – «Россия и мир» 11 класс, Левандовский А.А., Щетинов Ю.А, «История России XX – начало XXI века» 11 класс; раздаточный материал с историческими документами и статистическими таблицами, наглядный материал, компьютер, диск «Портрет президента» – автор Л. Млечин.
Тип урока – комбинированный
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания: работа с
индивидуальной карточкой «М.С.Горбачев»
3. Итоги экономических реформ М.С.Горбачева
4. Кризис потрeбления в СССР в период перестройки
и подъем забастовочного движения в 1989 г
5. Кузбасс летом 1989 г.
6. Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя
Объявление темы урока: Тема нашего урока
«Кризис потрeбления и подъем забастовочного
движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»
Цель и задачи урока записаны на доске.
Актуальность темы заключается в следующих
аспектах:
1. Огромное влияния событий конца 80-х годов на дальнейшее развитие страны. 2.Более полное изучение вопросов нашей малой Родины.
Формы работы:
1. Проверка домашнего задания – работа с
карточкой – заданием «М.С. Горбачев».
2. Итоги экономических реформ – работа с
учебниками: А.А. Левандовский стр. 314 –
315 и учебник О.В.Волобуева стр. 258.
3. Кризис потрeбления в СССР и подъем
забастовочного движения в 1989 г. Работа с
учебниками: Левандовский А.А.– стр. 316 и
Волобуев О.В. – стр.258. Выполнение задания №1,
задания №2 (Приложение 3)
4. Кузбасс летом 1989 г. Работа с раздаточным
материалом (Приложение 1)
Основная часть
1. Проверка домашнего задания. Раздача карточек – задание «М.С.Горбачев» (Приложение 2). Ответить на вопросы 1-7. Задание рассчитано на 5 мин. Затем по возможности одного или двух учеников попросить прочитать свои ответы.
2. Итоги экономических реформ М.С.Горбачева и Н.И Рыжкова. (5 мин.)
Нам необходимо сегодня на уроке самостоятельно
подвести итоги экономических реформ
М.С.Горбачева и Н.И.Рыжкова.
Алгоритм работы: Задание по рядам: 1 ряд – Учебник
А.А. Левандовского стр. 314-315 и 2 ряд – учебник
О.В.Волобуева – стр.258. Необходимо
прочитать указанные страницы в учебниках и дать
оценку реформ. Выслушать ответы учащихся (1-2) с
каждого ряда.
3. Кризис потрeбления в СССР и подъем забастовочного движения в 1989 г.
При изучении указанных вопросов мы будем
опираться на работу с документами:
Задание №1 и Задание №2 (Вопросы в конце
раздаточного материала). И документ №1
«Резолюция 1 съезда шахтеров СССР по вопросам
социально – экономического положения» г. Донецк,
июнь 1990 г. Задание также возможно распределить по
рядам и по прочтению документов выслушать по
одному представителю от каждого ряда.
4. Кузбасс летом 1989 г.
Особенно напряженная и острая социально – экономическая обстановка сложилась летом 1989 г. в Кузбассе. Это выразилась в колониальной политике министерств и ведомств, которая выражалась в деградации почв, отравленной атмосфере и рек и вырубленные леса. И перестройка, которая продолжалась 4 года, не принесла изменений к лучшему. Кузбасс давал стране продукции на 17 млрд. рублей, а получал дотации на 1.3 млрд. рублей. Тотальный дефицит продуктов питания и предметов повседневного спроса, гигантские очереди и тревога за будущее не могли не сказаться на настроениях шахтеров и они поднялись на борьбу. 10 – 20 июля 1989 г. в Кузбассе прошла мощная забастовка, которая потрясла всю страну. (Динамика забастовок на стенде «Сегодня на уроке»).
Ознакомление учащихся с фрагментом статьи
«Хроника событий», взятой из книги В.
Костюковского «Кузбасс. Жаркое лето 1989 г.».
Работа с раздаточным материалом № 3 «Протокол о
согласованных мерах между региональным
забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК
КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС».
Прочитать документ и ответить на вопрос:
Перечислить основные цели и задачи Союза
трудящихся
Кузбасса?
Возможно выступление ученика с сообщением
«Начало рабочего движения в Кузбассе».
Подведение итогов урока
1. Оценка работы учащихся: а) индивидуальная Б)
групповая.
2. Итоги и оценка реформ М.С.Горбачева
Основные итоги:
- Развал комaндной экономики, разрушение союзного народо-хозяйственного комплекса, распад единого экономического прострaнcтва.
- Резкое падение уровня жизни советского народа.
- Рост забастовочного движения в СССР в конце 80-х годов.
- Кузбасс становится одним из основных центров забастовочного движения.
- Забастовка в Кузбассе в июле 1989 года оказала огромное влияние на дальнейшее обострение обстановки в стране и укреплению оппозиции М.С.Горбачеву в лице Б.Н.Ельцина.
Домашнее задание: 37-38, стр. 257-258. Россия и мир. XX век. 11 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Понамарев, В.А. Рогожкин.
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
18 03 2024 18:16:44
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
17 03 2024 17:14:16
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
16 03 2024 2:35:41
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
15 03 2024 14:33:30
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
14 03 2024 13:42:49
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
13 03 2024 23:56:15
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
12 03 2024 2:53:48
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов. ...
11 03 2024 21:48:43
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...
10 03 2024 21:26:16
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?" ...
09 03 2024 11:28:58
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
08 03 2024 12:12:22
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
07 03 2024 7:33:11
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
06 03 2024 2:28:55
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
05 03 2024 9:15:45
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
04 03 2024 2:29:37
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
03 03 2024 8:37:55
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
02 03 2024 2:28:58
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
01 03 2024 7:41:32
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
29 02 2024 2:16:25
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
28 02 2024 22:58:33
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
27 02 2024 18:37:39
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
26 02 2024 11:16:53
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
25 02 2024 14:37:14
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
24 02 2024 5:50:50
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
23 02 2024 12:18:22
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
22 02 2024 3:26:34
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
21 02 2024 1:48:18
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
20 02 2024 6:53:42
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
19 02 2024 2:28:19
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
18 02 2024 2:18:49
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
17 02 2024 0:26:58
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
16 02 2024 15:30:39
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
15 02 2024 15:34:31
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
14 02 2024 5:20:46
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
13 02 2024 11:46:58
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
12 02 2024 14:53:12
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
11 02 2024 5:55:21
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
10 02 2024 9:47:55
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
09 02 2024 20:40:49
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
08 02 2024 7:50:47
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
07 02 2024 16:26:26
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
06 02 2024 22:12:13
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
05 02 2024 4:31:47
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
04 02 2024 10:40:16
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
03 02 2024 14:52:31
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
02 02 2024 13:19:29
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
01 02 2024 7:55:31
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
31 01 2024 15:26:32
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
30 01 2024 0:23:22
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
29 01 2024 23:24:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::