Урок по теме «Гроза двенадцатого года»
Цель: познакомить с ходом и историческим значением Отечественной войны 1812 г.
Задачи урока:
образовательные:
сформулировать представление о причинах, хаpaктере, ходе Отечественной войны 1812г., героической борьбе российского народа, выяснить, в чем заключается народный хаpaктер войны;
развивающие:
развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал;
воспитательные:
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Тип урока: изучения нового материла.
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация “Отечественная война 1812 года”.
Ход урока
1 этап урока: Создание проблемной ситуации
Учитель предлагает классу прочитать отрывок из документа:
“Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина. Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют”.
(Из Манифеста Александра 1)
Учитель спрашивает: О чем говориться в этом документе? Что позволило России одержать победу над Наполеоном?
2 этап урока: Формирование проблемы
Кто победил Великую армию Наполеона – русский народ или русские морозы?
Эпиграф к теме:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе “Евгения Онегина”, этими словами великого писателя мы ещё раз подчеркнём задачу (проблему) урока: каковы причины победы русского народа?
3 этап урока: Актуализация знаний
Учитель:
1) Что мы уже знаем по этой проблеме?
2) Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Ученики указывают:
1) Что знают направления внешней политики России, алгоритм изучения войн и революций, кто такой Наполеон и т.п.
2) Предлагают план
- Причины Отечественной войны 1812 года, планы сторон.
- Хаpaктер войны, соотношение сил.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Назначение М.И. Кутузова главнокомaндующим русской армии. Бородинское сражение.
- Совет в Филях, оставление Москвы.
- Партизанское движение и народное ополчение. Тарутинский манёвр.
- Отступление и гибель “Великой армии”.
- Историческое значение Отечественной войны 1812 года
4 этап урока: Изучения нового материла
1. Причины Отечественной войны 1812 года, планы сторон.
Учитель предлагает выяснить причины, используя учебник стр.15 и свои знания, ученики называют причины войны для Франции, для России.
Для Франции | Для России |
1. Несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах) | 1. Огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов) |
2. Указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции) | 2. Создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию |
3. Падение авторитета Александра I. |
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
2. Каков был хаpaктер войны для России и Франции?
Франция | Россия |
Захватническая, грабительская война | Отечественная война - защита независимости своей Родины |
3. Вторжение Наполеона в Россию.
А) Что вам известно о соотношении сил? Ученики анализируют цифры из разных источников.
1 группа указывает: Франция | 2 группа: Россия |
600 - 678 тыс. человек | 220-420 тыс. человек: 1-я армия – М.Б. Барклай де Толли 2-я армия – П.И. Багратион 3-я армия – А.П. Тормасов. |
Б) Как была расположена русская армия перед началом войны? Ученики рассказывают и показывают расположение русских войск, называют полководцев, рассматривают портреты.
В) Расскажите о вторжении Наполеона. (Опережающее задание)
Пользуясь картой, рассказывает о вторжении.
12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России. Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: “Если я возьму Киев - возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце”.
12-го числа рано утром Наполеон вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковысского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки и кричали: “Да здравствует император!”, и одни за другим, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного скрывавшего их доселе леса и, расстроюсь, по трем мостам переходили на ту сторону”.
Учитель: Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
Ученики: Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать
Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. Таким образом, план Наполеона был сорван.
Учитель: Начало войны связано с отступлением русских войск. Предлагаю решить следующую проблему: отступление русских войск: позорное бегство или продуманная тактика?
Ученики высказывают своё мнение и аргументы.
Ученик рассказывает о Смоленском сражении.
4. Назначение М. И Кутузова главнокомaндующим русской армии.
Учитель: Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?
Учитель: Кого они в этом винили и почему?
- Долгое отступление вызвало народное недовольство комaндованием М.Б. Барклая де Толли.
И. Жиркевич: “Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!”.
Работа с документами:
С. Глинка: “Назначение Кутузова главнокомaндующим произвело восторг и в войске и в народе”.
Сегюр: “…В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными”.
Учитель: Кто стал главнокомaндующим русской армии в августе 1812 года?
Учитель: Как отнеслись войска и народ к этому назначению?
Сообщение учащегося “М.И. Кутузов - русский полководец”.
Бородинское сражение.
Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”
Вам не видать таких сражений! ...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала...
Какому сражению Отечественной войны посвящены эти строки?
26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
Сообщение учащегося о Бородинском сражении.
Работа с документом:
С.Селиванский “В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.
Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые “Ура”, вопли умирающих. Ржание коней, крики комaндования и отчаяния, на девяти разных европейских языках, - все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах”.
Учитель: Кто, по вашему мнению, победил в этой битве?
Учитель: Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл, и, ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск.
Укажите значение Бородинской битвы.
- В этой битве были разбиты лучшие силы противника.
- Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
- Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода.
- Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
5. Совет в Филях, оставление Москвы.
Запись на доске и в тетради: 1 сентября 1812 года - совет в Филях.
Учитель: На совете решался вопрос - оставлять Москву или дать сражение. Кутузов сказал: “Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…”. Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?
2 сентября русские покинули Москву, Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.
Работа с документами. Почитайте документы, ответьте на вопрос:
- Какой предстала Москва перед французскими войсками?
- В чем была причина недовольства Наполеона?
А. Ермолов: “…Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека”.
С.Селиванский: “Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе”.
Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.
6. Партизанское движение и народное ополчение. Тарутинский манёвр.
Учитель: Кто такие партизаны?
И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном хаpaктере войны, в которой не только армия, но и весь народ, поднялся на защиту своего отечества.
Учитель: Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.
Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.
7. Отступление и гибель “Великой армии”.
После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.
Учитель: Куда повернул Наполеон? (Работа с картой)
12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили Малоярославец после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
Учитель: Что ждало Наполеона на смоленской дороге?
Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.
Работ с документом. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
- Что осложняло отступление французов?
Н.Муравьев “Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, пpeдoxpaняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.
Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, гoлые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были гoлые и накрывались рогожей или обвивались соломой”.
Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.
Отметьте на карте: р. Березину; Отступление французской армии.
В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.
Запись в тетради: 25 декабря 1812 года Александр I подписал манифест об окончании войны.
8. Историческое значение Отечественной войны 1812 года.
5 этап урока: Применение новых знаний
Подведём итог, вернёмся к проблеме: Кто победил Великую армию Наполеона – русский народ или русские морозы?
Вывод. Нашествие на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный хаpaктер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.
6 этап урока: Закрепление.
1. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны?
а) Отечественная война была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;
б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации;
в) это была обычная война двух монархий;
г) французы несли в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, в случае покорения Наполеоном Россия сегодня вошла в число цивилизованных стран мира;
д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более гуманным и прогрессивным путем.
2. Сейчас много говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предположения?
а) Да, полностью;
б) В принципе, да, но сейчас у страны нет денег;
в) Нет, сейчас не время этим всем заниматься;
г) Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;
д) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.
3. Отметьте на карте: Тарутино; Малоярославец; Можайск; Тулу; Калугу, Смоленскую дорогу.
7 этап урока: Домашнее задание.
Прочитать §3-4, письменно ответить на вопрос –
Каково историческое значение Отечественной войны?
Выполнить задания из рабочей тетради №8, 9, 12, 13, 14.
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
28 03 2024 18:38:16
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
27 03 2024 23:46:28
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
26 03 2024 23:46:12
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
25 03 2024 15:10:40
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...
24 03 2024 22:24:43
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
23 03 2024 4:47:41
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
22 03 2024 23:45:51
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
21 03 2024 12:14:31
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
20 03 2024 13:21:10
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
19 03 2024 3:15:16
Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
18 03 2024 10:55:36
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
17 03 2024 3:12:43
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
16 03 2024 22:46:18
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
15 03 2024 0:44:42
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
14 03 2024 0:30:45
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...
13 03 2024 19:23:34
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
12 03 2024 1:17:44
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
11 03 2024 10:11:52
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
10 03 2024 6:35:31
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
09 03 2024 19:21:17
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
08 03 2024 9:10:19
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
07 03 2024 17:13:30
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
06 03 2024 15:48:39
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
05 03 2024 20:36:57
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
04 03 2024 5:45:58
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
03 03 2024 10:36:54
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
02 03 2024 20:57:28
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
01 03 2024 21:18:25
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
29 02 2024 7:11:35
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
28 02 2024 2:54:55
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
27 02 2024 19:58:58
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
25 02 2024 1:33:15
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
24 02 2024 2:33:15
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
23 02 2024 14:52:25
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
22 02 2024 20:27:41
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
21 02 2024 4:41:47
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
20 02 2024 6:11:50
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
19 02 2024 3:23:51
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...
18 02 2024 19:31:56
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
17 02 2024 1:18:45
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
16 02 2024 0:46:45
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
15 02 2024 4:45:23
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
14 02 2024 18:35:38
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
13 02 2024 19:36:13
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
12 02 2024 4:11:38
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...
11 02 2024 15:23:50
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
10 02 2024 1:58:59
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
09 02 2024 22:46:40
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...
08 02 2024 21:10:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::