Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси
Стоя между Востоком и Западом, Россия
должна совмещать Историю всего земного шара.
П.Я.Чаадаев
Тип урока: нового материала.
Форма: урок-пpaктикум.
Цель: формирование общенациональных и общечеловеческих ценностных ориентиров и убеждений учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для дальнейшего
развития ценностно-смысловой,
коммуникативной, общекультурной компетенции
учащихся через их знакомство с историей и
особенностями становления и развития российской
государственности и культуры, а также
факторами, повлиявшими на формирование
российской цивилизации и ее место в
мировом историческом процессе.
2. Способствовать формированию регулятивных,
познавательных и коммуникативных УУД:
определять и формулировать цель деятельности,
давать определение ключевым понятиям темы,;
владеть приемами осмысленного чтения,
высказывать свою точку зрения; преобразовывать
информацию в слайдовые презентации, в таблицу,
предъявлять презентационные навыки, владеть
письменной и устной речью, на основе
представления о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности, эффективно
работать в паре.
3. Воспитывать чувство уважения и гордости за
свою Родину, российский народ, чувство
сопричастности к отечественной культуре и
истории, осознание своей этнической и
национальной принадлежности.
Методические методы и приемы: частично-поисковый, метод «Корзина идей», метод самостоятельной работы учащихся – работа с текстами различного содержания, словесный – эвристическая беседа, прием использования межпредметных связей.
Видыучебной деятельности учащихся: использование мультимедийных образовательных ресурсов (презентации уч-ся), элементы интегрирования предметов (литература, МХК), индивидуальные выступления учащихся, участие в обсуждении, индивидуальная самостоятельная работа и работа в парах.
Межпредметные связи: МХК, обществознание.
Время: 2 часа
Материально-техническое обеспечение урока:
- Рабочие листы с текстами.
- Н.П. Строков. Серия таблиц «Цивилизационные альтернативы в истории России» – М.:«СПЕКТР».
- Атласы по истории России.
- Презентация.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Примечание. Данный бинарный урок уместно провести после предварительной подготовительной работы:
- Отбор необходимой информации (исторические источники, литературно-художественные тексты, иллюстративный материал, Интернет-ресурсы и пр.).
- Работа с информационным листом
- Составление небольших презентаций : «Восточные славяне в догосударственный период», «Архитектура и живопись», «Литература и письменность», «Двоеверие на Руси».
Информационный лист для учащихся:
1. Повторить материал:
- Учебник истории В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков §1, 2, 3-5.
- Учебник истории А.Н. Сахаров, В.И. Буганов §5-8, 9-11, 13, 17, 18.
- Курс лекций по обществознанию. Лекция «Многовариантность общественного развития».
2. Повторить понятия:
- Цивилизация
- Теории цивилизаций
- Цивилизационный подход к изучению истории
- цивилизационный выбор
- этнос
- этногенез
- космополитизм
- двоеверие
- колонизация
- Язычество
3. Повторить даты: 862, 988, 1054,1240, 1242, 1238-1380.
4. Повторить имена: О. Шпенглер («Закат Европы»),
Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), А. Тойнби («Постижение
истории»), Л. Морган («Древнее
общество»), Д.Белл и Э. Тоффлер.
Конструктор урока:
I. Вводная часть урока:
1. Актуализация знаний – вводная
беседа.
2. Организационная часть:
- Формулирование цели и задач урока
- составление глоссария урока
II. Основная часть:
самостоятельная индивидуальная работа, работа в
парах, фронтальная работа
III. Заключительный этап. Подведение
итогов обсуждения, оценивание, домашнее задание.
Ход:
I. Вступительное слово учителя
– Обратите внимание на тему нашего
урока.
– Как вы думаете, какова цель и задачи нашего
занятия?
Учащиеся высказывают свои точки зрения. Метод
«Корзина идей». Формулируется цель и задачи
урока.
Учитель: В курсе обществознания вы знакомились с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Вспомните, что вы знаете о цивилизациях вообще и о российской конкретно?
Варианты ответа:
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – понятие многозначное. Его
значение тpaктуется по-разному. Все зависит от
угла зрения.
а) синоним культуры;
б) уровень, ступень общественного развития
материальной и духовной культуры (античная,
современная);
в) ступень общественного развития, следующая за
варварством;
г) в некоторых теориях эпоха деградации и
упадка в противовес целостности, органичности
культуры.
Известны теории цивилизаций О. Шпенглера («Закат
Европы»), Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), А.
Тойнби («Постижение
истории»), Л. Моргана («Древнее
общество»), Дэниела Белла и Элвина Тоффлера и др. Одной
из распространенных теорий является теория
локальных цивилизаций, которая делит
цивилизации на Западные и Восточные. Но кроме
деления цивилизаций на Западные и Восточные в
настоящее время в российской философии признано
разделение локальных цивилизаций, предложенное
историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные
и периферийные. Первичные возникли как результат
имманентного (внутреннего) цивилизационного
синтеза. Они возникли на "голом" месте. Они
сверхустойчивы, но архаичны по природе и не
способны к развитию. Их роль заключается в
"переброске" человечества из предыстории в
историю (китайская, индийская, египетская,
шумерская и др.) Вторичные возникли на месте
ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала
первичная (архитектуру, систему хозяйственных
связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают
их "соки" (европейская, исламская,
эллинская). Периферийные складываются на окраине
мировой цивилизации. Они испытывают влияние
развитых цивилизаций (монгольская, Латинской
Америки в ХIХ в). До сих пор нет единства в вопросе
о том, какой является Российская цивилизация.
Учитель: Что мы называем цивилизационным выбором? При решении каких проблем, по вашему мнению, Россия стояла перед таким выбором?
Варианты ответа: Цивилизационный выбор или цивилизационные альтернативы – небольшие по длительности фазы смены вектора движения, поворотные по своим последствиям события, меняющие ход развития целого народа и государства. Было их несколько, причем, исследователи называют разные количество, но сходятся в основных:
- Призвание варягов на Русь, IX век
- Крещение Руси,Xв.
- Раскол христианской церкви, XIв.
- Внешнеполитическая экспансия с Востока и Запада, XIIIв.
- Модернизация Петра I, XVIIIв.
- Либеральные реформа Александра II, XIXв.
- События февраля и октябрь 1917 года
- «Перестройка» в России конца ХХ века
- Интеграция РФ в мировое сообщество XXIв.
Учитель: Какие из этих
альтернатив будут интересовать нас сегодня?
(первые четыре)
Древнерусский период становления и развития
отечественной государственности и культуры
является начальным, основополагающим и самым
длительным этапом исторического бытия нашего
народа. Он длился примерно с VIII века н.э. по конец
XVII века, что составляет около тысячи лет, причем
начало его может быть отодвинуто на одно-два
столетия назад, оно трудно определимо.
Дореволюционные историки выделяли три основных
периода в развитии страны и ее культуры.
Первоначальный называли Киевским по
наименованию столицы восточного славянства,
второй – Московским, связанный со
становлением Российского централизованного
государства, и третий – Петербургским,
начиная с реформ Петра Великого и до революции 1917
г.
Наша задача – разобраться с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации.
II. Пpaктикум.
Задание 1. Используя карты атласа и дополнительный материал (Приложение 1), докажите, что еще в догосударственный период на Руси существовал межкультурный обмен с другими этносами.
Выводы:
1. Норманны, проложившие речной путь «из варяг в греки» от Балтийского до Черного моря, называли Древнюю Русь «Гардарикой», страной городов. Старейшим градом был Киев, основанный на берегах Днепра более полутора тысяч лет назад. Немного моложе его были Чернигов, Смоленск, Новгород, Ладога, Углич и другие древнерусские города. Эти данные свидетельствуют о том, что еще в догосударственный, дохристианский период на Руси существовала не только сельская, аграрная культура, но и городская, которая была связана торговыми и межкультурными отношениями со странами Балтийского региона, с Византией, Балканами, степными кочевыми народами юга нынешней Украины и Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют археологические данные, письменные источники, устные предания. Таким образом, история межкультурного обмена начинается с самой ранней истории Руси.
2. История возникновения древнерусского народа (Этногенез (от греч. ethnos — племя, народ и ...генез), процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов ), происходил не только на основе восточнославянского субстрата, но и с участием финно-угорского, балтского, тюркского, норманнского, сарматского и иных компонентов, что отразилось в мифологии, языке, топонимике ранней Руси. На обширном прострaнcтве Восточной Европы от южных степей до северных лесов жило много племен и этносов, которые, общаясь между собой, заложили основу внутреннего диалога в рамках будущего государства, а потом после его создания и христианизации Руси вышли на уровень внешнего диалога с соседними странами и народами.
3. 862 год – время призвания князя Рюрика в
Новгород, с которого начинается государственный
период отечественной истории и усиливается
воздействие норманнского фактора.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои
домашние презентации.
Задание 2. Проанализируйте документы (Приложение 2) и ответьте на вопросы к ним.
Выводы:
988 год – начало массовой христианизации
Руси при великом князе Владимире и активного
влияния византийской культуры.
Древняя Русь, равно как новая Россия, находилась
на стыке Европы и Азии, Севера и Юга, понимаемом
не в географическом, а культурно-типологическом
смысле. Важнейшим цивилизационным вектором в
отечественной истории на раннем этапе был южный,
связанный с воздействием эллинской культуры
через города-полисы Причерноморья и Приазовья, а
затем с широким и массированным воздействием
Византии потому, что именно оттуда пришла
православная вера, и были заимствованы высокие
достижения греческой цивилизации
Традиционное язычество и привнесенное
христианство образовали то, что принято называть
«двоеверием», сложным соединением двух разных
типов мировоззрения и культуры. Язычество
осталось на уровне бытовых привычек, народного
фольклора, архаических верований, а христианство
способствовало развитию высокой духовной
культуры, храмового зодчества, книжности,
изобразительного искусства. Язычество носило
этноцентричный, то есть традиционно народный,
фиксирующий прошлый опыт, хаpaктер, а
христианство было космополитично,
интернационально, оно стояло над этническими
различиями и формировало культуру европейского
и мирового уровня. В этом состоит его великая
заслуга.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои
домашние презентации.
Задание 3. Проанализируйте документы (Приложение 3) и ответьте на вопросы к ним.
Выводы: Монгольское нашествие,
в ходе которого погибло много людей и памятников
культуры, имело не только негативные
последствия. Сопротивляясь Золотой Орде,
подчинив ее остатки в виде Казанского,
Астpaxaнского, Сибирского ханств, Россия
двинулась на Восток вплоть до Тихого океана и
стала в результате этого великой евразийской
державой, оставаясь до сего дня самой большой в
мире по территории и обладающей огромными
природными ресурсами.
Древняя Русь, а потом Россия, вошла в
соприкосновение с великими цивилизациями
Востока, откуда были заимствованы многие дары
материальной культуры – чай, фарфор, хлопок,
шелк, порох. В русский язык попали и стали давно
привычными слова «богатырь», «базар», «ямщик»,
«деньга», «ярлык» и многие другие. Немало
российских дворян имели восточное происхождение
в лице Юсуповых, Шереметьевых, Годуновых и других
знатных фамилий. Немало таковых и среди видных
деятелей культуры, достаточно вспомнить
Тургенева, Булгакова, Рахманинова.
III. Заключительное слово учителя:
В России как нигде более произошло
соединение, смешение, взаимовлияние множества
культур, этносов, традиций. Одаренность, присущая
нашему народу, связана в значительной степени с
широким генетическим кодом, который плодотворно
проявил себя в потомстве от смешанных бpaков.
Коренное население присоединяемых территорий не
испытывало культурно-национального гнета, оно не
ассимилировалось, как это было при создании
других империй, а имело возможности для
сохранения своих традиций. На этой же основе в
нашей стране сложилось взаимоуважительное
отношение к представителям разных вер, культур,
обычаев. И это не декларируемая ныне
толерантность, а давний способ взаимного
сосуществования многих народов, входящих ныне в
состав Российской Федерации.
Выставление оценок
Домашнее задание. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым в ее принятие целиком и полностью?» – писал английский философ А. Тойнби. Как вы ответите на этот вопрос?
Список используемой литературы:
1. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской
истории.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки
этнической истории. М., с. 123-127.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.
4. Данилевский И.Н. Русские земли глазами
современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций. М.,
2001. С.217-220.
5. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация.
//Отечественная история. –1992.– № 4.
6. Российская цивилизация IX – начало XX в.: Учеб.
для 10-11 кл.–М.: Просвещение, 2009.
7. Н.П. Строков. «Цивилизационные
альтернативы в истории России». Методич.
рекомендации к таблицам по истории. – М.:ЗАО
«Интерсигнал СП».
8. Степанянц М.Т. и др. Программа учебного
курса «Диалог культур» для 9-10 классов
негосударственных общеобразовательных
учреждений ОАО «РЖД».– Москва. 2013г.–
с.144-151.
Интернет-ресурсы:
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
18 03 2024 7:26:29
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
17 03 2024 5:24:40
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
16 03 2024 21:40:39
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
15 03 2024 20:41:31
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
14 03 2024 5:25:16
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
13 03 2024 13:42:35
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
12 03 2024 6:16:49
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
11 03 2024 8:39:53
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...
10 03 2024 22:26:30
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...
09 03 2024 2:14:11
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
08 03 2024 20:35:42
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
07 03 2024 19:46:55
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
06 03 2024 13:18:42
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
05 03 2024 20:45:47
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
04 03 2024 20:25:46
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
03 03 2024 22:10:18
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...
02 03 2024 18:27:11
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
01 03 2024 21:16:47
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
29 02 2024 5:51:49
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
28 02 2024 18:51:41
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
27 02 2024 6:28:38
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
26 02 2024 16:46:19
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
25 02 2024 22:34:24
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
24 02 2024 16:27:18
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
23 02 2024 10:15:28
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
22 02 2024 12:27:59
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
21 02 2024 19:10:55
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
20 02 2024 8:26:18
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
19 02 2024 1:14:54
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны. ...
18 02 2024 17:58:16
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
17 02 2024 0:54:30
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
16 02 2024 10:31:49
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
15 02 2024 4:11:53
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
14 02 2024 13:39:11
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
13 02 2024 22:11:29
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
12 02 2024 13:52:26
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
11 02 2024 4:33:54
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России. ...
10 02 2024 7:37:29
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
09 02 2024 13:19:44
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
08 02 2024 4:13:49
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
07 02 2024 22:56:25
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
06 02 2024 14:39:14
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
05 02 2024 4:45:18
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
04 02 2024 5:53:26
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
03 02 2024 14:18:29
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
02 02 2024 21:35:29
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
01 02 2024 0:11:29
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...
31 01 2024 10:25:23
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
30 01 2024 14:25:42
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
29 01 2024 13:44:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::