Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси


    Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать Историю всего земного шара.

П.Я.Чаадаев

Тип урока: нового материала.

Форма: урок-пpaктикум.

Цель: формирование общенациональных и общечеловеческих  ценностных ориентиров и убеждений учащихся.

Задачи:

1. Создать условия для дальнейшего развития ценностно-смысловой, коммуникативной,  общекультурной компетенции учащихся  через их знакомство с историей и особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также  факторами, повлиявшими на формирование  российской цивилизации   и ее место в мировом историческом процессе.
2. Способствовать формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: определять и формулировать цель деятельности, давать определение ключевым понятиям темы,; владеть приемами осмысленного чтения, высказывать свою точку зрения; преобразовывать информацию в слайдовые презентации, в таблицу, предъявлять презентационные навыки, владеть письменной и устной речью, на основе представления о тексте как продукте  речевой (коммуникативной) деятельности, эффективно работать в паре.
3. Воспитывать чувство уважения и гордости за свою Родину, российский народ, чувство сопричастности к отечественной культуре и истории,  осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Методические методы и приемы: частично-поисковый, метод «Корзина идей», метод самостоятельной работы учащихся – работа с текстами  различного содержания, словесный – эвристическая беседа, прием  использования межпредметных связей.

Видыучебной деятельности учащихся: использование мультимедийных образовательных ресурсов (презентации уч-ся), элементы интегрирования предметов (литература, МХК), индивидуальные выступления учащихся, участие в обсуждении, индивидуальная самостоятельная работа  и работа в парах.

Межпредметные связи: МХК, обществознание.

Время: 2 часа

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Рабочие листы с текстами.
  • Н.П. Строков. Серия таблиц «Цивилизационные альтернативы в истории России» – М.:«СПЕКТР».
  • Атласы по истории России.
  • Презентация.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

Примечание. Данный бинарный урок уместно провести после предварительной подготовительной работы:

  • Отбор  необходимой информации (исторические источники, литературно-художественные тексты, иллюстративный материал, Интернет-ресурсы и пр.).
  • Работа с информационным листом
  • Составление небольших презентаций :  «Восточные славяне в догосударственный период», «Архитектура и живопись», «Литература и письменность», «Двоеверие на Руси».

Информационный лист  для учащихся:

1. Повторить материал:

  • Учебник истории  В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков §1, 2, 3-5.
  • Учебник истории А.Н. Сахаров, В.И. Буганов §5-8, 9-11, 13, 17, 18.
  • Курс лекций по обществознанию.  Лекция «Многовариантность общественного развития».

2. Повторить понятия:

  • Цивилизация
  • Теории цивилизаций
  • Цивилизационный подход к изучению истории
  • цивилизационный выбор
  • этнос
  • этногенез
  • космополитизм
  • двоеверие
  • колонизация
  • Язычество

3. Повторить даты: 862, 988, 1054,1240, 1242,  1238-1380.
4. Повторить имена: О. Шпенглер («Закат Европы»), Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), А. Тойнби («Постижение истории»),  Л. Морган («Древнее общество»), Д.Белл  и Э. Тоффлер.

Конструктор урока:

I. Вводная часть урока:

1. Актуализация знаний – вводная  беседа.
2. Организационная часть:

  • Формулирование цели и задач урока
  • составление  глоссария урока

II. Основная часть: самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа
III. Заключительный этап. Подведение итогов обсуждения, оценивание, домашнее задание.

Ход:

I. Вступительное слово учителя

– Обратите внимание на тему нашего урока.
– Как вы думаете, какова цель и задачи  нашего занятия?
Учащиеся высказывают свои точки зрения. Метод «Корзина идей». Формулируется цель и задачи урока.

Учитель: В курсе обществознания вы знакомились  с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Вспомните, что вы знаете о цивилизациях вообще и о российской конкретно?

Варианты ответа:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – понятие многозначное. Его значение тpaктуется по-разному. Все зависит от угла зрения.
а) синоним культуры;
б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная, современная);
в) ступень общественного развития, следующая за варварством;
г) в некоторых теориях эпоха деградации  и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
Известны теории цивилизаций О. Шпенглера («Закат Европы»), Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), А. Тойнби («Постижение истории»),  Л. Моргана («Древнее общество»), Дэниела Белла и Элвина Тоффлера и др. Одной из распространенных теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные. Первичные возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на "голом" месте. Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в "переброске" человечества из предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.) Вторичные возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их "соки" (европейская, исламская, эллинская). Периферийные складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций (монгольская, Латинской Америки в ХIХ в). До сих пор нет единства в вопросе о том, какой является Российская цивилизация.

Учитель: Что мы называем цивилизационным выбором? При решении каких проблем, по вашему мнению, Россия стояла перед таким выбором?

Варианты ответа: Цивилизационный выбор или цивилизационные альтернативы  – небольшие по длительности фазы смены вектора движения,   поворотные по своим последствиям события, меняющие ход развития целого народа и государства. Было их несколько, причем, исследователи называют  разные количество, но сходятся в  основных:

  1. Призвание варягов на Русь, IX век
  2. Крещение Руси,Xв.
  3. Раскол христианской церкви, XIв.
  4. Внешнеполитическая экспансия с Востока и Запада, XIIIв.
  5. Модернизация Петра I, XVIIIв.
  6. Либеральные реформа Александра II, XIXв.
  7. События февраля и октябрь 1917 года
  8. «Перестройка» в России конца  ХХ века
  9. Интеграция РФ в мировое сообщество XXIв.

Учитель: Какие из этих альтернатив будут интересовать нас сегодня? (первые четыре)
Древнерусский период становления и развития отечественной государственности и культуры является начальным, основополагающим и самым длительным этапом исторического бытия нашего народа. Он длился примерно с VIII века н.э. по конец XVII века, что составляет около тысячи лет, причем начало его может быть отодвинуто на одно-два столетия назад, оно трудно определимо. Дореволюционные историки выделяли три основных периода в развитии страны и ее культуры. Первоначальный называли Киевским по наименованию столицы восточного славянства, второй – Московским, связанный со становлением Российского централизованного государства, и третий – Петербургским, начиная с реформ Петра Великого и до революции 1917 г.

Наша задача – разобраться  с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также  факторами, повлиявшими на формирование  российской цивилизации.

II. Пpaктикум.

Задание 1. Используя карты атласа и дополнительный материал (Приложение 1), докажите, что  еще в догосударственный период на  Руси    существовал межкультурный обмен с другими этносами.

Выводы:

1. Норманны, проложившие речной путь «из варяг в греки» от Балтийского до Черного моря, называли Древнюю Русь «Гардарикой», страной городов. Старейшим градом был Киев, основанный на берегах Днепра более полутора тысяч лет назад. Немного моложе его были Чернигов, Смоленск, Новгород, Ладога, Углич и другие древнерусские города. Эти данные свидетельствуют о том, что еще в догосударственный, дохристианский период на Руси существовала не только сельская, аграрная культура, но и городская, которая была связана торговыми и межкультурными отношениями со странами Балтийского региона, с Византией, Балканами, степными кочевыми народами юга нынешней Украины и Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют археологические данные, письменные источники, устные предания. Таким образом, история межкультурного обмена начинается с самой ранней истории Руси.

2. История возникновения древнерусского народа (Этногенез (от греч. ethnos — племя, народ и ...генез), процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов ), происходил не только на основе восточнославянского субстрата, но и с участием финно-угорского, балтского, тюркского, норманнского, сарматского и иных компонентов, что отразилось в мифологии, языке, топонимике ранней Руси. На обширном прострaнcтве Восточной Европы от южных степей до северных лесов жило много племен и этносов, которые, общаясь между собой, заложили основу внутреннего диалога в рамках будущего государства, а потом после его создания и христианизации Руси вышли на уровень внешнего диалога с соседними странами и народами.

3. 862 год – время призвания князя Рюрика в Новгород, с которого начинается государственный период отечественной истории и усиливается воздействие норманнского фактора.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои домашние презентации.

Задание 2. Проанализируйте документы (Приложение 2) и ответьте на вопросы к ним.

Выводы:

988 год – начало массовой христианизации Руси при великом князе Владимире и активного влияния византийской культуры.
Древняя Русь, равно как новая Россия, находилась на стыке Европы и Азии, Севера и Юга, понимаемом не в географическом, а культурно-типологическом смысле. Важнейшим цивилизационным вектором в отечественной истории на раннем этапе был южный, связанный с воздействием эллинской культуры через города-полисы Причерноморья и Приазовья, а затем с широким и массированным воздействием Византии потому, что именно оттуда пришла православная вера, и были заимствованы высокие достижения греческой цивилизации

Традиционное язычество и привнесенное христианство образовали то, что принято называть «двоеверием», сложным соединением двух разных типов мировоззрения и культуры. Язычество осталось на уровне бытовых привычек, народного фольклора, архаических верований, а христианство способствовало развитию высокой духовной культуры, храмового зодчества, книжности, изобразительного искусства. Язычество носило этноцентричный, то есть традиционно народный, фиксирующий прошлый опыт, хаpaктер, а христианство было космополитично, интернационально, оно стояло над этническими различиями и формировало культуру европейского и мирового уровня. В этом состоит его великая заслуга.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои домашние презентации.

Задание 3. Проанализируйте документы (Приложение 3) и ответьте на вопросы к ним.

Выводы: Монгольское нашествие, в ходе которого погибло много людей и памятников культуры, имело не только негативные последствия. Сопротивляясь Золотой Орде, подчинив ее остатки в виде Казанского, Астpaxaнского, Сибирского ханств, Россия двинулась на Восток вплоть до Тихого океана и стала в результате этого великой евразийской державой, оставаясь до сего дня самой большой в мире по территории и обладающей огромными природными ресурсами.
Древняя Русь, а потом Россия, вошла в соприкосновение с великими цивилизациями Востока, откуда были заимствованы многие дары материальной культуры – чай, фарфор, хлопок, шелк, порох. В русский язык попали и стали давно привычными слова «богатырь», «базар», «ямщик», «деньга», «ярлык» и многие другие. Немало российских дворян имели восточное происхождение в лице Юсуповых, Шереметьевых, Годуновых и других знатных фамилий. Немало таковых и среди видных деятелей культуры, достаточно вспомнить Тургенева, Булгакова, Рахманинова.

III. Заключительное слово учителя:

В России как нигде более произошло соединение, смешение, взаимовлияние множества культур, этносов, традиций. Одаренность, присущая нашему народу, связана в значительной степени с широким генетическим кодом, который плодотворно проявил себя в потомстве от смешанных бpaков.
Коренное население присоединяемых территорий не испытывало культурно-национального гнета, оно не ассимилировалось, как это было при создании других империй, а имело возможности для сохранения своих традиций. На этой же основе в нашей стране сложилось взаимоуважительное отношение к представителям разных вер, культур, обычаев. И это не декларируемая ныне толерантность, а давний способ взаимного сосуществования многих народов, входящих ныне в состав Российской Федерации.

Выставление оценок

Домашнее задание. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым в ее принятие целиком и полностью?» – писал английский философ А. Тойнби. Как вы ответите на этот вопрос?

Список используемой литературы:

1. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., с. 123-127.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.
4. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций. М., 2001. С.217-220.
5. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация. //Отечественная история. –1992.– № 4.
6. Российская цивилизация IX – начало XX в.: Учеб. для 10-11 кл.–М.: Просвещение, 2009.
7. Н.П. Строков. «Цивилизационные альтернативы в истории России». Методич. рекомендации к таблицам по истории. – М.:ЗАО «Интерсигнал СП».
8. Степанянц М.Т. и др. Программа учебного курса «Диалог культур» для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД».– Москва. 2013г.– с.144-151.

Интернет-ресурсы:

http://istorik.3dn.ru/publ/lekcii_po_istorii_rossii/istorija_rossii_lebedev_v_eh/civilizacionnyj_vybor_rusi/2-1-0-10


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 18:57:10

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 3:30:15

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 22:54:27

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 13:35:33

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 2:42:54

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 22:25:51

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 18:43:12

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 8:17:25

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 13:54:22

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 16:36:24

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 16:50:13

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 21:30:57

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 21:56:12

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 6:14:17

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 23:45:10

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 17:50:55

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 12:43:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 18:52:36

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 1:51:28

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 13:23:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 20:54:38

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 15:58:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 3:52:55

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 0:35:29

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 16:33:19

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 10:24:36

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 5:48:13

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 7:58:22

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 20:38:56

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 11:45:26

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 1:27:35

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 10:19:23

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 19:37:12

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 2:36:41

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 22:40:50

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 21:22:31

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 14:35:57

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 22:47:20

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 3:22:11

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 4:19:54

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 8:42:52

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 18:20:50

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 0:47:33

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 3:50:49

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 12:38:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 1:21:27

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 17:25:33

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 10:44:42

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 19:48:32

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 23:24:24

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::