Героические страницы Первой мировой войны > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Героические страницы Первой мировой войны


    Героические страницы Первой мировой войны

Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне.

Задачи:

  • Образовательные: уяснить причины втягивания России в мировую войну, цели и планы участников войны; сформировать представления о роли России в Первой мировой войне, ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.
  • Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать фактический материал, делать выводы, работать с картой, документами, таблицами.
  • Воспитательные: на примерах героических подвигов русских воинов воспитывать чувство гордости, любви к Отечеству; подвести учащихся  к осознанию того, что мировая война – это глобальная катастрофа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы  обучения, применяемые на уроке:

  • словесные (объяснение преподавателя)
  • наглядные ( презентация, таблицы)
  • пpaктические (работа с текстами, документами, таблицами)

Применяемые на уроках элементы педагогических технологий:

  • технологии проблемного обучения
  • уровневой дифференциации

Основные знания: причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных
действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг., итоги войны.

Основные термины и понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв.

Оборудование и наглядность урока: Атлас и карта «Россия в годы Первой мировой войны»; презентация «Героические страницы Первой мировой войны» (Приложение 9), мультимедийный экран,  исторические документы, материалы из книги  А. Н. Деникина «Путь русского офицера».
Опережающее задание: сделать подборку материалов о героических подвигах русских воинов в годы Первой мировой войны. Повторить материал из курса истории 9 класса об отступлении советских войск летом 1941 года.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Мотивационная беседа.
      2.1 Начало Первой мировой войны
      2.2 Россия в военных кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг.
            2.2.1 Восточный фронт в 1914 г.
            2.2.2 Восточный фронт в 1915 г.
            2.2.3 Восточный фронт в 1916 г.
      2.3 Результаты и последствия войны  
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание.  

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Мотивационная беседа:

В 2014 г. совпали два печальных юбилея: 100-летие Первой мировой и 75-летие Второй мировой. На глазах одного поколения XX века начались сразу две мировых войны. Эти две катастрофы существенно изменили облик современного мира. О Первой мировой войне писали, что это «несправедливая, бесцельная, империалистическая война».     
О Второй… В сознании политиков стран Восточной Европы стерто главное понятие – «нацизм» и заменено на понятие «сталинизм», а Великой Отечественной будто бы и не было, только Вторая мировая.
Первая мировая война долгое время находилась в тени истории в силу многих обстоятельств.
Рассматривая старые, порой истертые временем фотографии солдат, офицеров и генералов русской армии Первой мировой, знакомясь с забытыми и неизвестными страницами этой войны, испытываешь чувство обиды, неловкости, стыда и глубокой тоски за русских воинов, ушедших в небытие. Свой вклад в славные страницы побед в этой войне, внесли не только солдаты, но и генералы русской армии – А.И. Деникин, А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, и др. Их сознательно забыли, вычеркнули «красным колесом» из истории этой войны, т.к. «белые» генералы, «золотопогонники», сражались  в годы Гражданской войны против советской власти. Спустя сто лет с удивлением и гордостью мы узнали правду о русском воинстве в годы Первой мировой войны, о героических сражениях, о собственной забытой истории.
Итак, мы можем с вами сформулировать тему урока: «Героические страницы Первой мировой войны».

Слайд 1

2.1  Начало Первой мировой войны

Слайд 2

Преподаватель: В начале XX века сложились два противоборствующих военно-политических блока: Антанта (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Слайд 3

В ходе беседы, используя материал прошлого урока и актуализируя знания учащихся, совместно с учащимися определяются основные причины Первой мировой войны – это:
– борьба за передел мира и колоний;
– борьба за сферы экономического и политического влияния;
– борьба за преобладание на море и суше в военном отношении.

Слайд 4

Поводом к войне послужило убийство сербским националистом Г. Принципом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда.
Г.Принцип, конечно же, представлял последствия выстрела для себя лично, но о последствиях покушения для всей Европы … вряд ли.
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, который был отклонен.

Слайд 5

28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Война захватила не только Европу, но и стала мировой. 38 стран оказались участниками Первой мировой войны. Каждое из противоборствующих государств, имело свои далеко не бескорыстные цели.

Цели и планы сторон раскрываются в ходе работы учащимися в группах. Учащиеся используют раздаточный материал. После выполнения задания один из учащихся учебной группы подводит итоги и обобщает материал. Правильно выполненное задание оценивается 10 баллами, после сдачи его эксперту. (Приложение 1)

Для определения готовности России к войне и соотношения вооруженных сил противоборствующих сторон используется раздаточный материал. Учащиеся работают группами. После его изучения предлагается наиболее сильным учащимся ответить на вопросы и сделать вывод. (Приложение 2)

Преподаватель: Что же касается Германии, то по оценке немецкого Генерального штаба, Германия уже в 1909 году была совершенно готова к войне. В 1911-1912 годах прошли через рейхстаг законы о чрезвычайном военном налоге, об увеличении контингента и больших формированиях специальных частей. А в 1913 г. состоялось новое увеличение набора, усилившее мирный состав германской армии на 200 тыс. человек, т.е. на 32%.

Слайд 6

Изначально планы сторон предполагали непродолжительность войны. Германское комaндование планировало молниеносным ударом (план Шлиффена) вывести из войны Францию, нарушив нейтралитет Бельгии, а затем расправиться с Россией и принудить Англию к мирным переговорам.

Слайд 7

Державы Антанты рассчитывали сокрушить противников, зажав их между двумя фронтами – Западным и Восточным. В реальности ни одной из сторон не удалось осуществить изначальные планы. Так «началась великая война — это экономическое разорение, мopaльное одичание, с миллионами загубленных человеческих жизней. Великая война, которая привела человечество на край пропасти...».

2.2 Россия в военных кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг.

В целях экономии времени преподаватель дает краткую хаpaктеристику боевых событий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.

2.2.1 Восточный фронт в 1914 г.

Слайд 8

Преподаватель: Сто лет назад первая в истории человечества мировая война начиналась для России с большой неудачи. Спасая Францию от военного разгрома, началось быстрое наступление русских войск в Восточной Пруссии, Галиции, на Кавказском фронте.

Слайд 9

Первая и вторая армии генералов Павла Карловича Ренненкампфа и Александра Васильевича Самсонова за три дня боев продвинулась в глубь Восточной Пруссии. Немцы вынуждены были срочно перебросить с Западного фронта в Пруссию крупные силы, что позволило французской армии отстоять Париж. В этих условиях, вместо того, чтобы закрепить свой успех и продолжить наступление, комaндование 1-й русской армии приняло решение прекратить преследование противника и остановиться на отдых. Немецкое комaндование перегруппировало свои войска, обрушив всю мощь своего удара на 2-ю армию. По русским данным в плен попало до 60 тысяч человек. Генерал Самсонов застрелился. Поражение 2-й армии генерала А.В. Самсонова действительно было настоящей катастрофой. Вскоре настал черед 1-й армии Реннекампфа. Немцы закончили сражение на Мазурских озерах и только отсутствие у них кавалерии спасло отступающие русские войска. По докладу князя Н.А. Кудашева «Реннекампф потерял 135 тысяч человек из общего числа 210000. Потеряно громадное количество припасов». Армия П.К. Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, и была вытеснена из Восточной Пруссии.
По мнению германского генерала Вильгельма Гренера «…комaндующий Северо-Западным фронтом генерал Жилинский… не обнаружил тех способностей, которые необходимы для вождения армий…»
Ряд военных историков в т.ч. Н. Яковлев, считают, что причины этой катастрофы – «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, … переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия».
Российское комaндование выполнило свои обязательства перед союзниками, выполнило их ценой огромных человеческих потерь и отвлекло силы. Маршал Фош сказал впоследствии: «Если Франция не была стерта с лица Европы, то этим, прежде всего мы обязаны России».
В Галиции русская армия заняла Львов, Перемышль, отбросила войска противника за р. Сан. Но успех на этом направлении не закрепила. Под Варшавой и Ивангородом в результате кровопролитных боев русские войска разгромили 1-ю австрийскую армию и поставили 9-ю немецкую армию под угрозу окружения. 
На Кавказском фронте турки вынуждены были отступить к Эрзеруму. Потери были огромными. Война приняла затяжной хаpaктер, но главный итог кампании – срыв первоначального плана   Центральных держав.
Изучая Великую Отечественную войну, мы стали свидетелями массового героизма, патриотизма, самопожертвования русских солдат, а вот о подвигах солдат на фронтах Первой мировой в учебниках не упоминается. И этому есть объяснение. Эту войну советская власть всегда считала чуждой. Поэтому и подвиги солдат эта власть не замечала и успешные военные операции генералов царской армии в этой войне не признавались. А ведь было место подвигу в этой войне.

Материал для сообщения учащегося на тему: «Награда за мужество-первый Ге opгиевский крест». (Приложение 3)

Слайд 10

2.2.2. Восточный фронт в 1915 г.

Преподаватель: В 1915 г основной удар Германии и Австро-Венгрии был нанесен против России. Россия отвлекала на себя более 50% сил противника.    Сконцентрировав на Восточном фронте свои основные силы, обеспечив их необходимым вооружением, усилив артиллерией, Центральные державы начали наступательные операции.

Слайд 11

Во время Первой мировой войны был применен огромнейший арсенал вооружений: подводные лодки, танки, самолеты, отравляющие вещества.
И снова мужество. А как еще можно назвать оборону крепости Осовец в Белоруссии!

Материал для сообщения учащегося на тему: «Русские не сдаются!» (Приложение 4)

Преподаватель: ГенералА.И. Деникин в годы Первой мировой войны, возглавлял так называемую Железную дивизию. Свое название дивизия получила еще во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Начало ее известности относится к знаменитому переходу через Балканы отряда ген. Гурко и славным боям на Шипке, куда бригада пришла форсированным маршем на выручку к истомленному и истекавшему кровью гарнизону, и отстояла перевал. С тех пор она носила название «Железной».

Слайд 12

Для определения готовности России к войне используется раздаточный материал. После его изучения предлагается учащимся ответить на вопросы и сделать вывод. (Приложение 5)

Преподаватель: Всю тяжесть войны нес на себе русский солдат: земский доктор, учитель, мелкая чиновная братия и крестьянин, крестьянин, крестьянин… Испытываешь чувство глубокого уважения и гордости перед неугасимым воинским духом, доблестью и самоотверженным патриотизмом русских солдат. И в который раз мужество, стойкость, героизм …

Материал для сообщения учащегося на тему: «Железные стрелки Железной бригады». (Приложение 6)

Слайд 13

Преподаватель:В 1915 г.  Болгария разбила сербские войска, что привело к сплошной линии фронта против России. Союзники высадили десант в Турции, который был разгромлен.
В результате Германия усилила натиск на восток, что привело к отступлению русских армий.

Итоги 1915 года учащиеся выполняют, изучая предложенный материал по вариантам. Один из представителей каждого варианта отвечает устно. Письменные ответы сдаются на проверку эксперту для оценки. (Приложение 7)

Слайд 14

2.2.3  Восточный фронт в 1916 г.

Преподаватель: Германия и Австро-Венгрия перенесли основную тяжесть своих ударов на Западный фронт, полагая, что Россия не способна к решительным действиям. По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское комaндование срочно разработало план наступления на Юго-Западном фронте.

Слайд 15

Войска под комaндованием А.А. Брусилова смогли прорвать фронт и продвинулись на запад на 150 км. (брусиловский прорыв). Число взятых в плен достигало более 400 тыс. человек, общие потери противника составляли 1,5 млн. человек.  Именно в этом сражении армия генерала А.М. Каледина наголову разбила 4-ю австрийскую армию и в течение 9 дней продвинулась на 70 верст вперед.  Успех Юго-Западного фронта не дал решающих стратегических результатов, так как не был поддержан наступательными операциями других фронтов. Успешное наступление России вынудило Германию прекратить атаки на французскую крепость Верден и перебросить подкрепления на Восточный фронт.
Одним из результатов успехов русских войск стало вступление в войну Румынии на стороне стран Антанты. Румынская армия была разбита и России на прикрытие возникшего Румынского фронта, пришлось выделить 46 русских дивизий.

Роль и значение Восточного фронта в войне учащиеся определяют, работая с документом. Наиболее подготовленный студент подводит итог.  (Приложение 8)

2.3 Результаты и последствия войны

Преподаватель: По мере того как война затягивалась, патриотические настроения в обществе и в армии сменились апатией, а затем недовольством. В России проблемы приобрели наиболее острый хаpaктер, которые выразились в нежелании и в неумении самодержавия наладить диалог с обществом, в роспуске в сентябре 1915 г. Государственной думы, а далее последовавшей «министерской чехардой».

Слайд 16

К 1917 г. Россия потеряла убитыми около 2 млн. человек, ранеными – около 5 млн. человек, пленными – около 2 млн. человек.  Росло дезертирство на фронте, упала дисциплина, вновь поднялось рабочее движение, выдвигающее политические и антивоенные лозунги. Главным настроением армии становилось стремление к миру, скорейшему окончанию длительной и кровопролитной войны. Трон российской империи зашатался.

Слайд 17 

Революция 1917 г. ввергла страну в хаос. 3 марта 1918 г. в г. Брест – Литовске был заключен сепаратный мир России с Германией. Россия вышла из войны, потеряв Польшу, Литву, часть Латвии, Белоруссии и Закавказье. Война за четыре года привела к распаду Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской империй.

Слайд 18 

Подведем итог уроку словами Л. Аннинского: «Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран-победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914-1918 годов – у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914 – 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Слайд 19

3.  Подведение итогов урока

4. Домашнее задание: Подготовить презентацию или сообщение с подборкой фотоматериалов о памятниках воинам Первой мировой войны в Европе и в России.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 5:55:18

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 5:50:14

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 21:17:54

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 8:25:30

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 7:19:33

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 17:41:44

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 9:21:23

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 8:50:27

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 1:30:25

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 2:21:42

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 8:20:14

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 23:32:40

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 15:23:13

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 17:51:20

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 21:47:37

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 20:18:52

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 17:27:13

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 0:28:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 8:57:19

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 12:27:46

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 5:32:17

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 16:14:29

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 17:56:44

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 9:22:47

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 5:37:26

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 13:24:36

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 21:27:11

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 15:55:41

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 20:16:53

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 8:40:12

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 12:15:42

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 18:14:29

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 8:31:37

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 6:11:50

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 17:13:44

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 20:57:34

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 12:38:44

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 4:26:23

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 7:16:32

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 5:45:38

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 15:41:53

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 0:22:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 18:36:30

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 10:14:38

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 22:54:40

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 0:48:53

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 0:58:36

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 19:53:26

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 23:14:26

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 18:40:27

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::