Тематический вечер "История России и российских символов"
Цели: расширение исторических знаний студентов; популяризация государственных символов и Российской Федерации; воспитание патриотизма и гражданственности.
Оформление: флаг и герб Российской Федерации; компьютер, проектор; презентация «Символы России».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1-й ведущий.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
2-й ведущий. Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты и гости!
1-й ведущий. Мы рады приветствовать вас на тематическом вечере, посвященном истории России и российской символике.
2-й ведущий. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – «гoлyбая» и «златая», «деревянная» и «полевая», задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды» и «край разливов грозных и тихих внешних сил». Такая Россия представляется многим поэтам, писателям, да и просто русскому человеку.
1-й ведущий. Непознанная, загадочная, могущественная страна, «страна березового ситца», как сказал Сергeй Есенин, со своими обычаями, со своими поражениями и победами.
Живем мы посреди большой России.
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить.
И нам порой так нужно оглянуться...
Русь моя, любимая Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
То, лиственную, то снежную,
Смотрю и не насмотрюсь.Величаю тебя опять,
Дорогая земля былинная, –
Славлю каждую высь и пядь,
Любуюсь полями, долинами.Славлю каждую тропку твою.
Славлю раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью.
1-й ведущий. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России, защищенные российскими символами.
2-й ведущий. Каждое современное государство имеет свои главные отличительные знаки – символы своего суверенитета. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Каждый символ имеет свою историю.
1-й ведущий. Любовь к своей Родине, стране выражается через эмоциональное отношение к ее государственным символам. При звуках гимна начинает взволнованно биться сердце. У победителей соревнований часто наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны. Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к ее символам.
2-й ведущий. 25 декабря 2000г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три Федеральных конституционных закона:
- «О Государственном флаге Российской Федерации»,
- «О Государственном гербе Российской Федерации»,
- «О Государственном гимне Российской Федерации».
В них официально закреплена российская государственная символика.
1-й ведущий.Укрепление государственности современной России опирается на историческую традицию. Ее современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства. Юному гражданину России важно знать историческую и современную символику государства.
Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орел человечество
России на крыльях несет.
В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славой
Единством народа всего.Как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьем поражает дpaкона
Ге opгий – наш всадник святой.Наш герб – укрепленье Отечества,
Оплот он богатства его.
Пусть помнит Руси человечество –
Святыня – дороже всего!
2-й ведущий. Российский герб – один из главных символов нашей страны. Об истории российского герба нам расскажут.
Студент 1.Герб и государство – тесно связаны друг с другом. Герб – это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество.
Студент 2. Герб – слово польского (herb) и немецкого (erbe – «эрбе») происхождения, дословно переводится как «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употрeблении.
Студент 1. Предшественником герба с двуглавым орлом можно считать изображение льва (положительное начало), пожирающего змею (отрицательное начало), отраженного на печати великого князя московского Василия II Темного.
Студент 2. В дальнейшем основатель единого Русского государства, великий московский князь Иван III Васильевич, создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба. Печать Ивана III отличается цветом материала – оттиск сделан на красном воске, отсюда ее название красная восковая печать. На лицевой стороне помещен конный воин в коротком военном доспехе, в боевых перчатках и в развевающемся плаще, поражающий дpaкона копьем в шею. Круговая надпись гласит: «Иоан Божиею милостию господарь всея Руси великий князь». На оборотной стороне печати – двуглавый орел с распростертыми опущенными вниз крыльями и коронами на головах. Его также окружает надпись: «И великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский).
Студент 1. В Московском государстве герб появился после избавления от ордынского ига и принятия в 1485г. Иваном III титула «Государя Всея Руси».
Студент 2. Первый русский царь Иван Васильевич Грозный поместил дpaконоборца на гpyдь двуглавого орла, изменив его головной убор. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин – дpaконоборец воссоединились в одной фигуре.
Студент 1. В XVII веке при Михаиле Федоровиче Романове к двуглавому орлу с воином на гpyди, поражающим дpaкона, добавляется третья корона над головами орла. Крылья становятся простертыми и поднятыми вверх. В когтях орел держал скипетр и державу.
Студент 2. При Алексее Михайловиче орел в гербе высоко поднял крылья. Три короны представляли три покоренных царства – Казанское, Астpaxaнское и Сибирское.
Студент 1. Петр I, став правителем, принимал участие в изменение властной атрибутики. В центре орел, на гpyди и крыльях шесть территориальных эмблем. По окружности около орла в овальных щитах помещены еще двадцать шесть эмблем такого же хаpaктера. Эмблемы соответствовали названиям княжеств, царств, земель, обозначенных в титуле русского царя. Всадник с короной на голове имел явное сходство с Петром.
Студент 2. После победоносного окончания Северной войны Петра I величают императором, Россию – империей. В 1722г. была учреждена Герольдмейстерская контора для сочинения гербов. Первым русским герольдмейстером стал Степан Андреевич Колычев. Создается новый герб – герб Российской империи: «Поле золотое, на котором изображен императорский орел двоеглавый… На орлиных гpyдях изображен герб великого княжества московского, который окружен … цепью ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков…»
Студент 1. При Николае I и Александре II принимал участие в разработке гербов Борис Васильевич Кене, ученый – нумизмат. Комиссия под его руководством представила царю серию гербов – большой, средний и малый гербы.
Студент 2. 2 марта 1917г. император Николай II отрекается от престола. Это событие ознаменовало конец в России царизма и символа последнего двуглавого орла. Но государство не может долго существовать без своего отличительного знака. Герб Временного правительства – с орла снимаются царские регалии, он опускает крылья.
Студент 1. С победой Великой Октябрьской социалистической революцией пришел новый герб: без орла, но зато с серпом и молотом на фоне земного шара. Основное изображение герба РСФСР – эмблема серпа и молота в лучах восходящего солнца. Гербовый щит обрамлен хлебными колосьями, соединенными внизу лентой. Надписи – РСФСР и пролетарий всех стран соединяйся.
Студент 2. 30 декабря 1922г. на первом Всесоюзном съезде Советов была принята декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик. Проект нового герба был разработан художником Владимиром Николаевичем Андриановым. Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, перевитыми красной лентой с надписью, которая стала девизом «Пролетарий всех стран соединяйтесь» на шести языках. На верху герба – красная пятиконечная звезда, пять ее лучей символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнета капитализма, красный цвет обозначал революцию.
Студент 1.12 декабря 1993г. в нашей стране была принята новая Конституция. Она провозгласила Россию суверенным государством. Начинается разработка новых государственных символов. 25 декабря Федеральный конституционный закон о гербе РФ подписан Президентом РФ В. В. Путиным.
Студент 2. Современный Российский герб – Двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ. Короны над головами означают теперь суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматривать как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий дpaкона – эмблема не только и не столько нашей столицы, сколько древний символ победы над злом, готовности всего народа защитить свою свободу и независимость.
1-й ведущий. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом России, отличительным знаком государства, описание которого устанавливается законом.
2-й ведущий. Государственный флаг, как
и герб, является символом достоинства нации. При
торжественном подъеме или выносе флага ему
отдаются воинские почести.
(на фоне музыки выносят флаг России, и ведущий
читает четверостишье)
Взвейся в небо, флаг России гордый!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!
1-й ведущий.О том, как создавался
государственный флаг России расскажет …
В IX в. с образованием славянских княжеств с
центрами в Пскове, Смоленске, Чернигове стали
возникать и первые предшественники флага –
стяги, символы княжеской власти.
После введения христианства на Руси на стягах
сталиизображать крест Господень, и стяги
приобрели значение святыни: под ними стали
проводить церковные службы, приносить присягу. В
конце XIV в. на русских стягах появляется лик
Спасителя.
Так, в 1380 г. на Куликовом поле на великокняжеском
стяге красного цвета был изображен именно Иисус
Христос. В древнейшем документе «Сказание о
побоище великого князя Дмитрия Донского» стяг
впервые называется «знаменем».
Усиление государственной власти приводит к
изображению герба на знаменах. В 1472 г. при Иване III
золотое полотнище с черным орлом, венчанным
двумя коронами, становится государственной
знаменем России.
Знамя Ивана Грозного – это знамя
«Всемилостивейшего Спаса», с которым царь Иван
Грозный ходил покорять Казань в 1552 г.
В царствовании Петра I существовало одновременно
сразу 3 флага: белый с синим поперечным крестом –
для военного флота – Андреевский флаг;
бело-сине-красный флаг – для торгового флота;
черно-желто-белый – государственный флаг
Российской империи.
1 января 1856 г. выходит указ Александра II, в котором
черный, золотой и белый цвета названы
«государственными цветами России».
Черный, желтый и белый цвета более 400 лет являлись
русскими гербовыми цветами.
Обратимся к символике цвета. Черный, цвет
российского двуглавого орла, – символ великой
державы, государственной стабильности, крепости.
Золотой (желтый), – символ духовности, твердости
духа, для русских – сохранение православной
веры. Белый – цвет вечности, чистоты, для русских
– это цвет Ге opгия Победоносца.
В 1918 г. был утвержден декрет, который гласил:
«Флагом Российской республики установить
красное знамя с надписью «Российская
Социалистическая Федеративная Республика».
Принятая 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР
определила, что торговый, морской и военный флаг
состоит из полотнища алого цвета, в левом углу
которого помещены золотые буквы РСФСР.
Вцелях увековечения народного подвига в Великой
Отечественой войне 1941—1945 гг., в ознаменование
заслуг воинов советских Вооруженных Сил перед
Отечеством и в знак благодарности потомков
победителям над фашистскими захватчиками особый
статус получило Знамя Победы.
Современный флаг России полностью соответствует
эпохе Петра Великого, а статус государственного
он приобрел после указа Президента РФ В.В. Путина
в 2000г. У нашего флага есть свой праздник, который
мы отмечаем 21 августа.
Символ Веры он, Любви, Надежды,
Святость Бога и Земли любовь.
За него не раз сыны Отчизны
Проливали алую, как лента, кровь.
Белый – мир, невинность, совершенство
Чистота и правда наших дней,
Благородство, божество, блаженство,
Путь к свободе россиян, людей.Синий – небо, символ веры, духа, чести,
Поднимавший рать против врагов.
Не во имя мести – ради чести,
Доблести и верности сынов.Красный – жар войны, защиты веры,
Героизма доблестных бойцов,
Комaндиров пыл, на cмepть ведущих
Русских несломимых храбрецов.Триколором, триединством связан,
Братской дружбою народов и славян.
Государственным, народным назван,
Самым лучшим стягом из знамен.
2-й ведущий. Самым молодым символов РФ является гимн. Слово «гимн» происходит от греческого hymnos – торжественная песнь в честь божества. В современном понятии гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимн – официальный символ каждого независимого государства.
1-й ведущий. Об истории российского гимна расскажет …
До Петра I в России гимнов не было. Торжества сопровождались церковным пением. В XVII в. стали распространяться канты – светские гимны, но исполнявшиеся на церковный манер. Но вот настало великое и переломное в истории России время Петра I. Появилась и другая музыка – военный марш, которому впоследствии было суждено стать официальным гимном России – это марш гвардейского Преображенского полка.
Звучит марш Преображенского полка.
Хотя каждый полк имел свой марш, Преображенский
марш стал главным маршем российской армии.
Именно под его музыку русская армия шагала по
Парижу в 1814 г.
Победа в Отечественной войне 1812г. вызвала
небывалый патриотический подъем. Появилось
огромное количество патриотических песен. В 1813 г.
в Петербурге была исполнена торжественная песня
«Песнь русскому царю» на музыку английского
гимна «Боже, храни короля
В 1816 г. по велению императора Александра I эта
песнь становится российским гимном.
Сменивший на престоле Александра Николай I дал указание композитору А.Ф. Львову сочинить новую музыку для российского гимна. Слова сочинил В.А. Жуковский. Он озаглавил их «Боже, царя храни». Впервые новый гимн прозвучал 25 декабря 1833 г. Этот гимн звучал в России вплоть до 1917 г. Он был спокоен и гармоничен, но одновременно исполнен внутренней силы.
Звучит запись гимна «Боже, царя храни».
Гимном новой революционной России по праву
стал «Интернационал». Автор слов – француз Э.
Потье, члeн Парижской коммуны, а композитор –
французский рабочий из Милля П. Дежейтер. В
январе 1818 г. «Интернационал» стал официальным
гимном советской республики – РСФСР. С 1922 по 1934
гг. он оставался гимном СССР.
На смену «Интернационалу» пришел новый гимн.
Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь 1
января 1944 г. Музыка написана JI.B. Александровым,
слова – С.В. Михалковым и Г.Г. Эль-Регистаном. Они
были изменены С.В. Михалковым в 1977 г. Таким он гимн
был до 1990 г.
Звучит гимн СССР.
После президентских выборов 2000 г. опять встал вопрос о гимне. 25 декабря был утвержден федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» президентом В.В. Путиным. Текст гимна написал С.В. Михалков. Согласно закону, гимн должен звучать в особо торжественных случаях. При исполнении гимна необходимо вставать.
Звучит запись гимна Российской Федерации.
«Живи, Отечество мое!» –
Поют поляны и дубравы.
«И славься! Славься, – мы поем, –
Наш голос светлый, величавый».
1-й ведущий.Наши государственные символы – это знаки русской истории, а историю своей страны надо любить так, как любил ее А.С. Пушкин, который писал «...Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
2-й ведущий. Тематический вечер подошел к концу. До свидания!
Приложение 1
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
18 03 2024 14:19:26
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
17 03 2024 6:39:27
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...
16 03 2024 2:50:21
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
15 03 2024 1:46:46
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
14 03 2024 2:30:50
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
13 03 2024 18:24:35
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
12 03 2024 13:35:19
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
11 03 2024 3:11:23
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
10 03 2024 15:19:42
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...
09 03 2024 19:35:37
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...
08 03 2024 6:50:46
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
07 03 2024 3:56:42
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху. ...
06 03 2024 23:37:38
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
05 03 2024 7:18:28
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
04 03 2024 6:58:19
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
03 03 2024 6:34:59
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
02 03 2024 21:12:50
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
01 03 2024 19:10:12
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
29 02 2024 0:56:32
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
28 02 2024 3:38:57
Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
27 02 2024 21:49:48
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
26 02 2024 4:48:46
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
25 02 2024 14:55:30
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
24 02 2024 9:24:42
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
23 02 2024 16:19:37
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
22 02 2024 21:50:47
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
21 02 2024 1:46:58
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
20 02 2024 16:55:24
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
19 02 2024 9:43:46
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...
18 02 2024 1:44:33
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
17 02 2024 10:58:52
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
16 02 2024 17:26:33
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
15 02 2024 20:27:46
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
14 02 2024 23:41:53
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
13 02 2024 18:18:14
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
12 02 2024 0:52:25
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
11 02 2024 8:37:43
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
10 02 2024 23:12:59
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
09 02 2024 3:35:25
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
08 02 2024 22:16:28
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
07 02 2024 22:22:21
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
06 02 2024 11:17:54
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
05 02 2024 22:33:27
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
04 02 2024 20:41:34
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
03 02 2024 2:57:53
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...
02 02 2024 10:12:44
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
01 02 2024 17:21:58
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
31 01 2024 0:41:52
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...
30 01 2024 14:53:52
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
29 01 2024 15:40:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::