Урок истории «Великие гуманисты Европы». 7-й класс
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками.
Задачи:
- формирование представления о ценности гуманистического мировоззрения;
- развитие навыков установления причинно-следственных связей, выявления сущностных хаpaктеристик и особенностей явлений (на основе анализа источников), построение логичных устных и письменных высказываний;
- развитие навыков структурирования информации (в виде таблицы; в виде записей тезисов) и планирования действий (составления плана, постановка цели).
Ход урока
Философия гуманизма.
Учащимся предлагается самостоятельно объяснить понятие “философия”.
Определение корректируется в случае необходимости и записывается в тетрадь.
Учитель предлагает проанализировать источники № 1 и 2 и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения.
Выписанные тезисы обсуждаются и корректируются.
Источник № 1. Джовамнни Пимко демлла Мирамндола, итальянский мыслитель 15 в.: “Сказал Бог: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни cмepтным, ни бесcмepтным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!”
Источник № 2. Марсилио Фичино, итальянский философ 15 в.: “Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал”.
Вариант записи в тетради:
Философы эпохи Возрождения о человеке:
- человек находится в центре мира
- человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию
- человек может стать кем угодно
- гений (способности) человека почти равен Богу
Учитель предлагает сделать вывод (письменно) об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению со средневековой христианской мыслью.
Ученики делают вывод в тетрадях, корректируют его в процессе обсуждения.
Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии, философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п.
Учитель предлагает сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы.
Для формулировки термина учитель сообщает ученикам, что этот термин происходит от латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h” превращается в “г”.
Ученики предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термин “гуманизм”.
В тетрадях записывает определение термина “гуманизм”. Например: гуманизм – философия, в центре внимания которой человек как высшая ценность.
Писатели эпохи Возрождения.
Учитель предлагает нарисовать в тетради таблицу, озаглавленную “Писатели эпохи Возрождения”.
Имя, страна | Произведение | Основные идеи |
1. 2. 3. |
Ученики на основе материала учебника заполняют колонки № 1 и 2.
Далее в процессе работы с источниками заполняется колонка № 3.
Ученики знакомятся с источником № 3 (отрывки из “Утопии” Томаса Мора).
Источник № 3. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.
На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.
В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов.
Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь.
У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное.
Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время.
Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток.
[На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит.
Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]...
Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство.
Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... выpaбатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.
Ученикам предлагается ответить на вопросы к тексту:
В чём плюсы и минусы жизни на острове?
- Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом?
- Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе?
- Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют paбы и строгая организация жизни?
Возможные ответы:
“Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство; “минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть paбы – это отражение особенностей мышления 16 в. и т.п.
Ученики записывают краткую информацию о произведении Томаса Мора в таблицу.
В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное.
Учитель предлагает устно порассуждать над вопросом: какой может быть утопия в современном мире?
Ученики знакомятся с источниками № 4 и 5 из Приложения (цитаты из произведений Эразма Роттердамского и Француа Рабле).
Источник № 4. Эразм Роттердамский, из сочинения “Похвала глупости”:
“Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?”
“Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К Дypaкам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают”.
Источник № 5. Француа Рабле, из романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”:
“— Перед вами первостатейный король. Я хочу сделать из него порядочного человека. Эти чертовы короли здесь у нас, на земле, — сущие ослы: ничего-то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным да ради своей беззаконной и мерзкой прихоти будоражить весь мир войнами. Я хочу приспособить его к делу — научу его торговать зеленым соусом. А ну, кричи: “Кому соусу зеленого?”
Бедняга прокричал.
— Низко взял, — заметил Панург и, схватив короля за ухо, принялся наставлять его: — Бери выше: соль-ре-до! Так, так! Недурная, черт побери, глотка! Право, только теперь, когда ты перестал быть королем, для тебя начнется счастливая жизнь”.
“Государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями”.
Учитель предлагает ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского?
Вариант ответа:
И Эразм Роттердамский, и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и государства – глупость, плохих правителей и т.п. Обществу и государству нужна мудрость и достойные правители и т.п.
Ученики делают запись о Рабле и Роттердамском в колонке № 3 (на основе высказываний и содержания учебника).
Выводы.
Учитель предлагает сделать вывод к таблице, ответив на вопрос: что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Француа Рабле.
Ученики делают записи в тетради, определение обсуждается и корректируется.
Вариант вывода: Мор, Роттердамский и Рабле – представители эпохи Возрождения и философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества.
В завершении урока учитель предлагает поразмышлять над вопросом: какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?
Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может пpaктически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни и т.п.
В конце урока в качестве “награды” за хорошую работу учитель может задать вопрос-шутку:
Известный выдумщик Оскар Уайльд как-то пошутил об одной известной нам стране: "Англия не станет цивилизованной до той поры, пока список ее колоний не пополнится ЕЮ. Обменять кое-какие из подвластных Англии территорий на эту страну было бы очень выгодно. Нам нужны ... люди, умеющие ... поразмыслить над тем, что не ограничено сегодняшним днем". Так какую необычную страну Оскар Уайльд в шутку предлагал присоединить к Англии?
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
28 03 2024 13:24:15
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
27 03 2024 6:32:35
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
26 03 2024 21:49:54
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
25 03 2024 10:14:14
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
24 03 2024 13:23:46
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...
23 03 2024 9:10:38
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
22 03 2024 13:32:59
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
21 03 2024 23:59:22
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
20 03 2024 23:56:29
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
19 03 2024 21:16:51
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
18 03 2024 23:47:40
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
17 03 2024 21:33:12
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
16 03 2024 19:29:50
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
15 03 2024 20:47:43
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
14 03 2024 4:24:26
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
13 03 2024 20:29:29
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
12 03 2024 20:36:26
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
11 03 2024 23:48:12
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
10 03 2024 18:57:40
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...
09 03 2024 15:18:31
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
08 03 2024 16:24:58
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
07 03 2024 16:43:17
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
06 03 2024 2:49:13
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
05 03 2024 23:23:45
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
04 03 2024 19:18:31
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
03 03 2024 9:26:13
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
02 03 2024 18:43:49
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
01 03 2024 11:28:25
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
29 02 2024 23:11:27
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
28 02 2024 16:47:34
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
27 02 2024 3:22:21
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
26 02 2024 10:10:46
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
25 02 2024 21:39:55
Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
24 02 2024 11:25:36
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
23 02 2024 7:13:26
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
22 02 2024 9:43:59
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
21 02 2024 2:57:19
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
20 02 2024 3:55:34
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
19 02 2024 20:15:18
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
18 02 2024 16:16:13
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
17 02 2024 11:53:49
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
16 02 2024 3:32:25
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
15 02 2024 8:10:16
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
14 02 2024 13:38:54
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
13 02 2024 8:21:47
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
12 02 2024 23:55:35
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
11 02 2024 4:55:50
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
10 02 2024 7:33:10
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
09 02 2024 12:24:28
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
08 02 2024 10:34:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::