Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»
Цели
1. Научить выделять причины и последствия возвышения Владимиро-суздальского княжества.
2. Объяснять преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
3. Создать условия для возможности оценить поступки людей того времени с позиции современного человека.
Обязательный минимум содержания:
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.
Основные виды деятельности учеников:
Объяснять смысл понятий: исторический источник, политическая раздробленность, династия, великий князь, дружина.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности.
Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.
Хаpaктеризовать особенности географического положения и социально-политического развития княжества
План урока.
I. Проблема урока: Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем остальным главным политическим центрам Руси?
II. Поиск решения проблемы.
1. Особенности Северо-Восточной Руси
Примерный вывод по проблеме: Северо-Восточная Русь изначально была обособленным центром в пределах Древнерусского государства.
2. Первые князья.
Примерный вывод по проблеме: при Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальская земля стала великим княжеством, а при Всеволоде Большое гнездо достигло своего расцвета.
3. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества.
Примерный вывод по проблеме: Политика Всеволода Большое Гнездо способствовала расцвету княжества.
Примерный вывод по проблеме урока: С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры, поэтому авторы учебника уделили этому княжеству больше внимания.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1. - Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - А на сегодняшний день, какую территорию можно назвать главным политическим центром России? А почему? - Наша история изучается по различным историческим источникам, каким? - А летописи относятся к каким источникам? - Как называется самый первый летописный источник по древнерусской истории? - Одним из источников является и “Слово о полку Игореве”. Посмотрим, как неизвестный автор говорит нам о князьях того времени. Слайд 2 Скажите, выделяет ли он каким-то образом владимиро-суздальского князя? - Откроем параграф 10-11 с.92 и посчитаем, сколько страниц авторы учебника уделили изучению истории Владимиро-Суздальского княжества - Какое наблюдается противоречие? |
- Какие территории являлись
главными в Древней Руси. - Москва. - Столица нашей Родины, в Москве находятся главные органы власти, работает президент. Есть 2 вида источников: письменные и вещественные. - Письменным. - “Повесть временных лет” написанная в XII в, монахом Нестором - Ученики должны указать, что автор “Слова” никак не выделяет владимиро-суздальского князя. - В “Слове” не выделяются владимиро-суздальские князья, а в истории их княжеству придаётся большое значение. - 5 страниц, а на изучение Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества меньше. |
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | Слайд 3 - Какую проблему урока нам предстоит решить? Как вы думаете, какие могут быть версии по решению этой проблемы? |
- Почему авторы учебника истории
Владимиро-Суздальского княжества уделили больше
внимания, чем истории других политических
центров? - Наверное, потому, что оно было самым сильным государством |
|
III. Актуализация знаний. | Слайд 4 - Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. (Соотнести понятия и определения: великий князь, дружина, политическая раздробленность, династия, государство) - Проверим. Слайд 5 Слайд 6 – Мы помним, что Древнерусское государство распалось. Когда это произошло, и на какие части распалось государство? |
Учащиеся выполняют задание
слайда. Учащиеся указывают век и называют части, на которые распалось Древнерусское государство (Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь). |
|
IV. Планирование деятельности. | Слайд 7 - Итак, сегодня мы изучаем историю Владимиро-Суздальское княжества. Но как мы должны это делать? Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Что является определяющим для развития государства? |
- Нам необходимо узнать, где находилось это княжество, выявить особенности территории и познакомиться с правителями этого княжества | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. “Особенности
Северо-Восточной Руси” Слайд 8. Рассмотрим внимательно карту, и попробуем дать хаpaктеристику территории Владимиро-Суздальского княжества. Найдите в тексте учебника факты, говорящие о особенностях этих земель/ 2. “Первые князья” Слайд 9, 10 - Успешное развитие государства во многом зависит от того человека, который является руководителем. Назовите фамилию сегодняшнего руководителя нашего государства. - А кто же тогда в в. был правителем Северо-Восточной земли? В домашнее задание входила подготовка сообщений. Слайд 11 - Сравним правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Какие плюсы и минусы они имели на ваш взгляд: 1) Юрий Долгорукий, 2) Андрей Боголюбский. (Работа с цветными карточками + -) Слайд 12 Третьим князем Владимиро-Суздальского княжества был Всеволод Большое Гнездо Слайд 13 - Как вы думаете - Почему правление Всеволода Юрьевича называют временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества? |
(Называют особенности). 1. Лес мог защитить от набегов кочевников, лес давал возможность иметь заниматься охотой. 2. Здесь была пригодная для земледелия почва. 3. Развивались ремесла. 4. Земли осваивались самими князьями и поэтому эти земли они считали своими. Вывод. Территория Владимиро-Суздальского княжества изначально была обособленным княжеством Путин В.В. Учащиеся выступают по очереди с сообщениями, (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, работают с картой. Отмечают основные события, связанные с князьями, и дают хаpaктеристику их правления. Сообщение о Всеволоде Всеволод Большое Гнездо) работают с картой. - При Всеволоде княжество стало большим, могущественным, а княжеская власть была очень сильной, и князь вмешивался в дела соседних княжеств |
|
VI. Выражение решения проблемы. | Слайд 14 - И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: - Почему авторы учебника истории Владимиро-Суздальского княжества уделили больше внимания, чем истории других политических центров? |
С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры. | |
VII. Применение нового знания. | Слайд 15 - Мы узнали, какие действия совершали князья Владимиро-Суздальской земли, попробуем оценить их действия с точки зрения людей XXI века… Какие качества князей я считаю положительными, а какие недопустимыми? И почему? Слайд 16 - А здесь вы видите факты, связанные с князьями. Определите в парах - какой князь, какие действия совершал. Проверим. Слайд 17 |
Любая точка зрения должна быть
аргументирована. Работа в парах. |
|
Самооценка действий учеников | Учащиеся оценивают свои действия | ||
VIII. Домашнее задание. | Слайд 18. - На следующем уроке мы выясним особенности Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Д/з: прочитать до конца п.10-11, ответить на вопросы, приготовить сообщения-презентации о правителях этих княжеств |
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
27 03 2023 5:25:43
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
26 03 2023 1:35:18
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
25 03 2023 11:13:53
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету.
...
24 03 2023 19:27:30
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
23 03 2023 1:29:10
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
22 03 2023 4:55:45
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
21 03 2023 22:18:59
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
20 03 2023 9:43:12

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
19 03 2023 17:54:43
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
18 03 2023 7:51:22
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США.
...
17 03 2023 17:32:13
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
16 03 2023 19:20:34
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
15 03 2023 15:30:53
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
14 03 2023 7:45:46
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
13 03 2023 8:10:53
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
12 03 2023 7:55:57
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
11 03 2023 18:38:19
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
10 03 2023 0:56:26
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
09 03 2023 5:21:55
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
08 03 2023 22:19:21
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
07 03 2023 22:58:32
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность.
...
06 03 2023 15:19:37
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
05 03 2023 8:17:40
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
04 03 2023 5:12:56
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
03 03 2023 17:46:31
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
02 03 2023 22:50:44
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
01 03 2023 7:42:35
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
28 02 2023 15:27:47
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
27 02 2023 1:35:19

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
26 02 2023 7:49:14
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
25 02 2023 0:11:54
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
24 02 2023 1:40:28
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
23 02 2023 21:25:38
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
22 02 2023 2:39:11
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
21 02 2023 20:54:14
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
20 02 2023 14:37:26
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
19 02 2023 5:10:46
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
18 02 2023 7:45:52
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
17 02 2023 23:40:31
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
16 02 2023 1:23:12
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
15 02 2023 22:54:55
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
13 02 2023 10:23:29
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
12 02 2023 13:54:40
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся.
...
11 02 2023 7:38:27
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
10 02 2023 7:31:57
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
09 02 2023 19:16:54
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
08 02 2023 18:45:41
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
07 02 2023 19:45:50
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
06 02 2023 15:27:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::