Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника
В современном образовательном прострaнcтве важная роль принадлежит среде обучения, которая позволяет выявлять таланты и способности личности, раскрывает ее творческий потенциал. Путь обновления школьного образования, уроков истории лежит через открытость, взаимопонимание, доверие, сотрудничество и гуманизацию.
Пpaктика изучения курсов истории и обществознания давно показала, что школьники с особым интересом воспринимают содержание урока, если в нем присутствуют образы людей или исторических событий. И чаще всего это не простая любознательность, а “проживание” чьей-то жизни.
Ученик сопоставляет себя с историческим деятелем, размышляет, что у него с ним общего и в чем они различаются, как бы он поступил на его месте.
Работа с историческими источниками является неотъемлемой частью процесса обучения . Документы приближают ученика к историческому контексту и помогают ему понять менталитет эпохи; они позволяют развивать такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез и оценка, и предоставляет учителю возможность конкретизировать оперативные цели, развивать коммуникативную культуру учащихся. Использование исторических документов помогает преодолеть трудности в понимании прошлого и усвоении достаточно абстpaктных исторических понятий. Читая исторический текст, на уроке каждый может высказаться, чей взгляд на событие ему ближе. Работа с источниками позволяет вести диалог с учениками, дополнять, иллюстрировать и аргументировать содержание урока, делать необходимые выводы, находить и обpaбатывать информацию.
В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории.
“История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг” (А. Гулыга). [1]
Школьное историческое образование реализуется через разнообразные виды уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии, уроки мужества, уроки – хаpaктеристики, уроки- конференции и т.д., позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемыми событиям, умение анализировать события, определять их значение в судьбе Отечества. Гуманизация исторического образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие самоценности человека как субъекта социального развития [2].
Список основных источников:
- Гулыга А.В. Эстетика истории.- М.: Наука, 1974. – 124 с.
- Кинкулькин А.Т. Гуманизация образования и формирование исторического сознания // ПИШ. – 1990. - № 1. – С. 132-138.
Методическое обоснование урока:
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке.
Планируемые результаты:
Предметные:
- рассмотреть яркую личность и деятельность Д.Донского .Осознать значение и важность победы на Куликовом поле;
- стимулировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки работы с документами эпохи;
- формировать у школьников чувства уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.
Личностные:
- Проявление патриотизма, любви к познавательной деятельности через чтение, уважения к слову. Развитие критического и ассоциативного мышления и творческого воображения.
Регулятивные:
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового хаpaктера.
Познавательные:
- Уметь работать с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление различной информации, подбор материала. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Осознавать необходимость нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников.
Коммуникативные:
- Формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Доносить свою позицию до других, владеть приемами монологической и диалогической речи. Грамотно оформлять свою речь.
Средства обучения:
- Презентация Microsoft PowerPoint;
- Подборка литературы по теме
Ход урока
Вступительное слово учителя истории:
“В истории нашего государства есть плеяда блистательных деятелей, которые оставили в ней неизгладимый след: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской.... Объединяет их служение Отечеству, патриотизм, национальное достоинство. Наша задача – всесторонне рассмотреть яркую личность Дмитрия Донского и проникнуться духом Руси, осознавшей свою силу и единство в борьбе с Ордой.
Ведущий
Во вторую неделю августа 1380 года Москва провожала великокняжеские полки. Множество людей сошлось к Кремлю, заполнило ближайшие улицы. Войско вышло из Кремля. Матери благословляли сыновей. Сестры провожали братьев. Жены навсегда прощались с мужьями, идущими на верную cмepть...
По нескольким дорогам стекались в Коломну войска русских княжеств. Десятки тысяч вооруженных людей – большие конные полки, пешие отряды, маленькие группы из небольших сел – спешили к назначенному дню в Коломну. Войско заполнило город, потом выплеснулось за его пределы.
Полтора века готовилась Русь к этой схватке!
Дмитрий
Всматриваясь в отблески множества походных костров, князь Дмитрий вспоминал рассказы покойного митрополита Алексея, Троицкого старца Сергия и других монахов. Тогда казалось ему, что сам он видел, как залечивала после нашествия ордынцев свои раны страна. Как медленно –десятилетиями- набирало новую силу её гигантское тело.
Русский крестьянин приходил на пустоши, заново поднимал пашню на поросших лесом – в кол, в жердь, а то и в бревно толщиной – полях. Ставил на пепелищах новые постройки.
Вспоминались и рассказы про деда – Ивана Калиту. Старательно собрал Калита земли вокруг Москвы.
Летописец
И была при Калите “ тишина великая, перестали поганые воевать русскую землю и отдохнули христиане от великой и многой тягости, от насилия татарского”. Коль не доведется самому, полагал Калита, набрав сил схватиться с Ордой, то сын сменит его. У сына не получится – внук выйдет на бой!
Дмитрий
Дмитрий понимал, что меч, лежавший сейчас в его изголовье, закалился пламенем того горна, угли в котором тайно и старательно раздувал его дед.
Отца Дмитрия, Ивана Ивановича, народ прозвал Красным. Его 6-летнее княжение было бесцветным, хотя прозвище он получил яркое.
А какое прозвище по давней традиции получит он ?
Ведущий
Четвертого сентября в урочаще Березае, в 23 верстах от Дона был взят в плен крупный ханский военачальник. Пленный показал, что монголо-татары
находятся недалеко за Доном, движутся в сторону русских земель.
Летописец
“Не счесть сил его никому, надменно ответил ордынец, такое множество!”
Дмитрий
“Что же делать сейчас? До сих пор всё как будто бы свершалось правильно. Доказательство тому – огромное войско. Ведь никогда ещё не собиралась такая могучая русская рать ! Никогда не объединялось для отпора врагу столько земель и городов, никогда не был таким единодушным порыв русских людей!
Дон нужно переходить ...Этот решительный шаг укрепит дух войска, никто не будет помышлять об отступлении...Дон нужно переходить!!!”
Ведущий
Ранним утром, когда ещё не рассеялась мгла и только первые проблески рассвета появились в туманном воздухе, боевые трубы возвестили о начале переправы. Всё шло организованно и быстро, каждый воин шел со своим отрядом и под своим стягом.
Дмитрий ехал вдоль войска, растянувшегося на несколько верст. Когда всадники въехали на небольшой холм, войско показалось им огромным, протянувшимся до горизонта морем.... Объехав все отряды, Дмитрий прискакал к передовому полку. Он сошел с коня , снял золоченый великокняжеский доспех....
Дмитрий
Самый близкий друг Михаил Бренк надел доспехи и встал под великокняжеским знаменем ...Спросите зачем? Всё произошло на глазах у тысяч воинов, и, скоро весть эта, передаваемая из уст в уста, стала известна во всех концах громадного войска. И когда в ходе битвы Бренк был убит, когда пробившись к знамени великого князя, ордынцы подрубили его и оно, упав, скрылось в шквале бушующей битвы, это не вызвало смятения и отчаяния у воинов : все знали, что одетый в простой и крепкий доспех князь сражается в большом полку, а под великокняжеским стягом один из его бояр... Самый близкий и преданный друг...
Ведущий
Несколько князей, с которыми Дмитрий объезжал полки, подъехали к нему, уговаривали не вставать впереди войска.
Летописец
“Княже! Не становись впереди, но стань сзади, или на крыле, или где-нибудь в другом месте”
Дмитрий
Да как я скажу: “Братья станем на врага!” - а сам стану сзади и лицо своё скрою? Не могу я так сделать, чтоб таиться и скрыть себя, но хочу как словом, так и делом прежде всех начать....”
Ведущий
Из-за Дона окнами тёмных изб смотрела на выстроенные полки русская земля. Замерли белые города, смолк колокольный звон. Не кричали в торговых рядах купцы зазывалы, молча сидели у домов старики, и дети бросили игры . Что там за Доном?..
Прилетит ли оттуда белым облаком победная весть, или как полтора века назад, новой бурей, сметая сёла и города, обрушится на русские земли ордынская мгла.......
Взошло солнце, рассеяло покрывший землю мглистый туман и осветило Куликово поле......
Мамай не надевал доспехов и не проверял отточена ли сабля. Ордынские ханы никогда не участвовали в битвах....Они наблюдали и руководили. Мамай злился на Дмитрия.
Летописец
Уж коль надумал драться, так хоть место выбери подходящее! Ну да ладно, будет твоё войско лаптями в болоте чавкать, да гнилую воду кровью разбавлять. Добыча и слава любят быстрых, а кто не успел, тот ещё и сам приплатит хану....
Ведущий
Когда сблизившись на расстояние полёта стрелы, армии остановились, из вражеского войска выехал огромного роста всадник и проскакал по широкому коридору вдоль широкого войска. Он вызвал себе противника.
И тогда тронул своего коня и выехал из передового полка Александр Пересвет...
Замерли оба войска.. Слушали топот коней, смотрели, как , привстав в стременах, неудержимо сближаются, начинают битву два человека.
Всадники сшиблись, и столкновение было настолько яростным, что не помогли ни щиты, ни доспехи. Пробив друг друга копьями, оба замертво упали с коней. Конец неистовой схватки Пересвета с Темир-Мурзой явился сигналом к началу сражения.
Летописец
“Вступили обе силы великие на бой, и была брань и сеча зла зело, и лилась кровь, как вода, и пало мертвых бесчисленно с обеих сил. Всюду мертвые лежали, и не могли кони ступать по мертвым. Не только от оружия умирали, но и под конскими копытами, от великой тесноты задыхались, потому что не могло вместить поле Куликово такое множество.”
Ведущий
На закате солнца длинные траурные тени легли на Куликово поле...
Время шло, и скоро почти все уцелевшие собрались...Дмитрия не было. Начали искать его среди убитых. Ломаные копья, куски закаленных клинков, зазубренные топоры...Все иссечено, помято, окровавлено. И среди военного металла , на изрытой, напитанной кровью земле, на бурой траве – невероятное число убитых. Рядом друг с другом , сжимая в руках оружие, лежали несколько белозерских князей. Вместе бились, один умирал за другого. Проехали дальше, туда, где лежал, раскидав полы черного монашеского одеяния, начавший битву Пересвет. Рядом громоздился сраженный им в поединке ордынец...
Князь Дмитрий лежал без памяти под сломанным деревом, в помятых, изрубленных доспехах.
Дмитрий
“Скажите мне как теперь? Побеждены ли враги наши? А коли так считайте, братия, скольких воевод и скольких служилых людей нет...”
Летописец
“Двести тысяч, государь, без четырех человек убито у нас от безбожного Мамая воевод и бояр многих княжеств...”
Ведущий
Многих... Многих. Вот начало единения Руси после долгой братоубийственной раздробленности. Огромно и неоценимо значение Куликовской битвы. Исход затеянной Мамаем большой войны был решен одним сражением, до основания потрясшим Орду. И до этой битвы, ни после нее не было на полях средневекового мира таких схваток. Спустя много столетий историки назвали Куликовское сражение генеральной битвой средневековья. Это был первый удар – удар страшной силы, нанесенный Русью поработителям. И хотя до полного освобождения страну отделяло ещё целое столетие тяжелейшей борьбы и уже вызревала в недрах Орды злоба нового хана – Тохтамыша, никогда отношения Руси и Золотой орды не были такими, как до Куликовской битвы. Москва навсегда и бесповоротно изменила эти отношения.
Слава о русской победе разнеслась по всему миру. О ней услыхали в Риме и в Крыму, в византийском Константинополе, в польских, чешских, германских землях.
Летописец
От купцов и путешественников узнавала Европа о самом страшном сражении, какое только известно было на памяти людской
Дмитрий
После этой битвы прозвал народ Дмитрия Донским. И никто не осознавал значения произошедшего так глубоко, как сам русский народ. Великой ценой, огромными потерями заплатил он за свою победу. Ликование и горе соседствовали в сердцах людей.
Летописец
“Была на Руси радость великая, но и печаль ещё оставалась во многих землях об убитых Мамаем на Дону князьях и боярах и воеводах и многом воинстве. Оскудела земля Русская воеводами и воинами....”
Ведущий
Давно уже отжив свой век, упали и истлели дубы Зеленой Дубравы, но уже седьмой век живет в сердце народа нетленная память о героях, ставивших свободу Родины выше жизни.
Презентация.
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
28 03 2024 16:18:18
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
27 03 2024 7:52:16
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
26 03 2024 18:54:13
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
25 03 2024 8:59:16
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
24 03 2024 16:25:44
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
23 03 2024 11:12:51
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
22 03 2024 3:29:51
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
21 03 2024 21:30:24
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
20 03 2024 16:55:36
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
19 03 2024 5:34:51
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
18 03 2024 23:24:16
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
17 03 2024 5:47:45
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
16 03 2024 14:21:57
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
15 03 2024 0:40:39
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
14 03 2024 5:48:46
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
13 03 2024 10:24:10
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
12 03 2024 21:44:17
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
11 03 2024 16:54:36
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
10 03 2024 17:38:52
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
09 03 2024 19:55:13
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
08 03 2024 13:30:45
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
07 03 2024 11:14:13
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
06 03 2024 23:48:35
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
05 03 2024 20:31:35
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
04 03 2024 0:21:52
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
03 03 2024 13:31:19
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
02 03 2024 6:53:20
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
01 03 2024 8:46:28
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
29 02 2024 9:20:35
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
28 02 2024 22:15:53
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
27 02 2024 1:13:54
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
26 02 2024 5:34:20
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
25 02 2024 18:39:32
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
24 02 2024 5:17:10
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
23 02 2024 15:30:10
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
22 02 2024 3:46:47
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
21 02 2024 20:13:48
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
20 02 2024 10:43:31
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
19 02 2024 16:44:44
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
18 02 2024 10:45:56
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
17 02 2024 8:40:21
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
16 02 2024 10:23:17
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...
15 02 2024 12:52:45
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
14 02 2024 12:46:14
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
13 02 2024 6:10:50
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
12 02 2024 4:35:40
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
11 02 2024 16:15:34
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
10 02 2024 17:45:10
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
09 02 2024 3:11:27
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
08 02 2024 10:29:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::