Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»
1. Предпосылки урока.
Учащиеся должны знать/уметь:
- понятие внешний эффект, могут привести примеры положительных и отрицательных внешних эффектов;
- умеют приводить примеры конфликтных взаимоотношений экономики и экологии;
- понятие и принципы устойчивого развития;
- принципы и инструменты государственной политики защиты окружающей среды;
- уметь работать в группе, иметь навык публичного выступления.
2. Учебные цели.
- Умение на основе конкретных примеров обсуждать роль государства в создании и решении экологических проблем.
- Умение анализировать связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами.
- Умение принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагать меры по решению экологических проблем для обеспечения устойчивого развития.
- Закрепление и обобщение знаний, полученных в процессе изучения всех тем модуля.
- Формирование активной позиции по вопросам взаимосвязи природы, общества и экономики к решению задач по охране окружающей среды.
- Развитие умения анализировать и систематизировать информацию, выделять существенную и несущественную, прогнозировать последствия.
- Развитие коммуникативных навыков: способность к сотрудничеству, умение вести дискуссию, убеждать окружающих, слушать других, умения логично выстраивать ответ.
Планирование занятия
№ п/п |
Этапы | Средство | Социальная форма | Время/мин. |
1 | Введение | 4 | ||
1.1 | На основе реальной ситуации учитель показывает необходимость решать экологические проблемы каждому субъекту экономики. | Презентация | Учитель | 4 |
2 | Информационная фаза | 6 | ||
2.1 | Упражнение “Модерация” - дать возможность учащимся самостоятельно сформулировать предложения по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития | Инд. работа | 2 | |
2.2 | Структурирование информации | Ученики | 4 | |
3 | Выполнение проекта | 32 | ||
3.1 | Деление на группы. Инструктаж. Учащиеся занимают места в группах. Выполнение проекта по выбранной теме. |
РЛ 1 РЛ 2 |
Работа в группах | 12 |
3.2 | Защита проектов. Взаимооценка. Оценка учителя. |
РЛ 3 | Работа в группах | 20 |
4 | Подведение итогов | 3 | ||
4.1 | Подсчет баллов. Рефлексия. Домашнее задание: написать эссе по темам разработанных проектов. |
Ученики, учитель | 3 |
Примечание: РЛ – рабочий лист
Ход урока
1. Введение.
(Приложение 1. Презентация)
Слайд 1. Сегодня у нас заключительный урок-пpaктикум “Будущее зависит от нас” по модулю “Основы теории устойчивого развития”.
На уроке вам предстоит выполнить групповые проекты и защитить их.
Эпиграф урока:
Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша.А.П. Чехов
Слайд 2. Мы знаем, что человек и природная среда представляют единый природный комплекс – экосистему и тесно связаны между собой. Расширяющаяся экономическая деятельность человека всё чаще нарушает очистительные функции окружающей среды, приводит к истощению природных ресурсов, накоплению отходов и вредных веществ. Нарушение экологического равновесия в результате хозяйственной деятельности человека создаёт угрозу существованию экосистемы.
Слайд 3. К сожалению, наш город Дзержинск входит в десятку наиболее нeблагополучных с экологической точки зрения территорий Российской Федерации.
Слайды 4-5. Рядом с Дзержинском расположены крупные химические предприятия — “Завод им. Я. М. Свердлова”, “Сибур-Нефтехим”, Дзержинское Оргстекло”, “Пластик”, “Авиабор”, “Акрилат”, “Синтез”, “Корунд”.
Слайд 6. В окрестностях города с населением в четверть миллиона человек находится крупнейший по площади в Европе полигон твердых бытовых отходов "Игумновский", куда ежегодно доставляется около 4 миллионов кубометров мусора.
У нас одна Земля, а мы ведём себя так, как будто у нас их три!
Слайд 7. 9 июня 2011 года в г. Дзержинске было проведено заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу “О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба”.
Слайд 8. По итогам заседания Правительства был разработан Проект государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы.
Слайд 9. В рамках программы будут реализованы приоритетные проекты по ликвидации накопленного ущерба: по ликвидации несанкционированной свалки промышленных отходов "Черная дыра" и шламонакопителя "Белое море" в городе Дзержинск.
Слайд 10.
Слайд 11. Государство принимает меры по защите окружающей среды. В России ведется разработка программы устойчивого развития, главной идеей которой является ответственность государства и гражданского общества за окружающую среду. Вместе с мерами государственной природоохранной политики и производители, и мы, потребители должны принимать участие в решении экологических проблем.
Слайд 12. Ребята, а какие экологические проблемы нашего города волнуют вас?
Учащиеся высказываются. Мы услышали разные проблемы, которые требуют решения.
2. Информационная фаза.
Упражнение “Модерация”
Предложите меры по сохранению окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Напишите свои предложения на стикерах (листочках), озвучьте своё предложение и прикрепите к доске к соответствующему заголовку:
1. Переработка отходов
2. Сбережение природных ресурсов
3. Экологическое воспитание населения
4. Безотходные технологии.
Комментарии учителя по предложениям учащихся.
3. Выполнение проекта.
На доске обозначены темы проектов, над которыми вы будете работать. Разделимся на 4 группы.
(Рассчитываю учащихся на 1, 2, 3, 4. На столах установлены номера: первый, второй , третий, четвертый. Прошу учащихся занять место за столом согласно полученному номеру).
Прошу представителей от групп выбрать тему проекта.
Время на выполнение проекта - 10 минут.
Вам необходимо выполнить следующие этапы работы:
- Сформулируйте проблему.
- Определите цель проекта на основе проблемы.
- Разработайте и предложите несколько мер по достижению цели.
- Оформите свои предложения в виде текста, рисунка, схемы, сценки и др.
- Подготовьте 3-х минутное выступление с презентацией результатов проекта.
- Оцените выступление других групп. Прокомментируйте вашу оценку.
На рабочих столах находится инструктаж по выполнению проекта РЛ 1 (Приложение 2).
Результат работы группы представить на РЛ 2 (Приложение 3).
Оценить выступление других групп по критериям, разработанным на РЛ 3 (Приложение 4).
Прошу группы приступить к работе.
Защита проектов (Приложение 5).
Время выступления 3 минуты.
Прошу оценить предлагаемые проекты и прокомментировать свои оценки.
Оценка проектов учителем и комментарии.
4. Подведение итогов.
Подсчет баллов. Награждение победителей.
Рефлексия.
У кого самый оригинальный проект?
У кого самый наглядный проект?
У кого реальный в исполнении проект?
Наступил 2020 год. Проблемы сбора, переработки и утилизации мусора в регионе полностью решены. Законодательные органы власти приняли федеральные и региональные законы об обращении с отходами и разработали механизмы контроля за их исполнением.
Площадь старого полигона “Игумново” была расчищена, мусор вывезен и переработан.
Материалы, полученные при переработке твердых бытовых отходов, нашли свое применение в других областях производства и строительства.
Технологию разработали _________________.
На освободившейся территории был построен современный завод по переработке бытовых отходов. В строительстве принимали участие __________________ .
Территории полигона химических отходов и шламоотстойника обезврежены и очищены. На их месте ________________ организовали горожан и посадили деревья.
На месте старого химического завода построен современный завод, использующий замкнутые циклы переработки отходов. Директор завода _____________________ .
В школах введена система экологического воспитания. Уроки по основам экологической грамотности ведет ________________.
___________________ построили для своих семей экологически чистые дома.
Построен первый “умный” энергосберегающий дом. Архитектор _________________ . Все вы стали экологически грамотными потребителями.
(На свободных местах записать фамилии и имена учащихся, выполнявших соответствующий проект)
Ребята, на уроке вы разработали и предложили пpaктические проекты, способствующие сохранению и защите окружающей среды. Это ваш небольшой вклад в общее дело защиты окружающей среды.
Домашнее задание: написать эссе по темам разработанных проектов.
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
18 03 2024 2:57:52
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...
17 03 2024 20:21:19
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...
16 03 2024 19:44:12
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
15 03 2024 19:19:47
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
14 03 2024 13:54:53
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
13 03 2024 4:35:27
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
12 03 2024 22:46:24
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
11 03 2024 2:58:24
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
10 03 2024 12:11:35
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
09 03 2024 22:59:34
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 03 2024 21:33:30
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
07 03 2024 14:42:22
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
06 03 2024 18:21:10
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
05 03 2024 23:15:18
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
04 03 2024 18:29:14
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
03 03 2024 0:29:13
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
02 03 2024 8:59:58
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
01 03 2024 11:14:21
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
29 02 2024 19:40:49
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
28 02 2024 6:19:20
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
27 02 2024 19:48:45
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
26 02 2024 2:48:38
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...
25 02 2024 15:29:31
Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
24 02 2024 19:35:15
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
23 02 2024 17:50:38
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
22 02 2024 9:18:26
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
21 02 2024 10:39:21
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
20 02 2024 8:43:39
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
19 02 2024 15:53:32
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
18 02 2024 22:28:57
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
17 02 2024 18:44:29
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
16 02 2024 12:53:33
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
15 02 2024 22:26:36
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
14 02 2024 1:14:21
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
13 02 2024 1:17:38
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
12 02 2024 15:32:10
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
11 02 2024 3:27:41
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
10 02 2024 11:23:53
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
09 02 2024 17:25:13
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
08 02 2024 5:26:33
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
07 02 2024 5:21:12
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
06 02 2024 12:12:47
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
05 02 2024 10:55:52
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
04 02 2024 19:39:27
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
03 02 2024 6:48:52
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
02 02 2024 0:44:45
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
01 02 2024 10:43:41
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
31 01 2024 22:12:30
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
30 01 2024 2:59:40
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
29 01 2024 14:28:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::