Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)
Источник:
|
Как и любой нормальный человек, я выступаю против реставрации тоталитаризма в нашей стране.
Вполне естественен был и выбор темы очередного открытого урока в 11-м классе: “25-я годовщина падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ”.
В нынешних торжествах по случаю 25-летия падения Берлинской стены в Германии приняли участие около миллиона человек.
В гости на проблемный урок я решил пригласить Закутаева Валерия Васильевича, несколько лет отработавшего военным переводчиком в Группе советских войск в Германии.
В самом начале урока учитель истории Волокитина С.А. и Закутаев В.В. попытались ответить на вопрос “Почему празднование падения Берлинской стены, к которому наша страна имеет самое непосредственное отношение, не стало праздником свободы и демократии в обновлённой России? Есть такое ощущение, что это не наш праздник. Согласны ли вы с этим ощущением, и если да, то почему?”
В нашей стране сегодня возобладала такая тpaктовка этих событий – что мы всё по-глупости сдали, и НАТО приблизилось к нашим границам. Бывшие советские республики – в НАТО, в ЕС. Это – крупнейшая геополитическая катастрофа, которая как раз и началась с падения Берлинской стены.
Мы посмотрели видеосюжет “Берлинская стена – символ двух миров”.
Вниманию присутствующих была предложена презентация “Стены не могут быть решением”.
После поражения Германии во Второй мировой войне союзники-победители СССР, США, Франция, Великобритания поделили Берлин на четыре оккупационные зоны. Высшим органом управления города стала союзная комендатура, в которую вошли представители всех четырёх государств. Позже три зоны влияния капиталистических стран были объединены в одну, и таким образом Берлин оказался расколотым на западный и восточный. Напряжённость между западным и восточным блоками нарастала. ГДР и ФРГ наращивали свои вооружённые силы. Правительства обеих сторон обвиняли друг друга в саботаже, провокациях и пропаганде.
В 1958 году Председатель Президиума Верховного Совета ССР Никита Хрущёв объявил Берлин столицей ГДР и потребовал от западных союзников вывести со всей территории ГДР свои войска. Переговоры с Западом не привели ни к каким результатам. Свободное передвижение между восточным и западным Берлином было ограничено в 1960 году. В ГДР экономическая ситуация была сложной, и потоки восточных немцев устремились через берлинскую границу на запад. Эта утечка мозгов возмущала власти ГДР.
13 августа 1961 года по решению правительства ГДР и с одобрения СССР и стран Варшавского договора началось строительство Берлинской стены. Сначала была только колючая проволока, потомм этот символический раскол на капитализм и социализм приобрёл осязаемую форму: бетонная стена в 106 километров и высотой 3 метра 60 сантиметров, металлическая сетка длиной более 66 километров, а ещё сигнальное ограждение, земляные рвы, противотанковые укрепления, сторожевые вышки. Строительство и модификация заграждения были завершены в 1975 году.
“Железный занавес”, о котором говорил ещё У.Черчилль в 1946 году, стал реальностью. К нему теперь можно было прикоснуться. Берлинская стена просуществовала 28 лет, и за это время было совершено около 5000 удачных попыток её преодолеть. Восточные немцы пытались бежать разными способами – на воздушных шарах, на машинах, по туннелям, по канализационным трубам. Внутреннее прострaнcтво между заграждениями шириной в несколько метров называли “полосой cмepти”. На полосе беглец из Восточного Берлина становился лёгкой мишенью. По нему охранники ГДР открывали огонь. По данным из разных источников, при попытке преодолеть стену были застрелены в общей сложности от 98 до 136 человек.
В 1962 году раненный на “полосе cмepти” охранниками Петер Фехте на глазах у жителей Берлина истёк кровью.
Падение стены началось с выступления Президента США Рональда Рейгана у Брандербургских ворот в 1987 году: “Генеральный секретарь Горбачёв, если вы хотите мира, если вы хотите процветания для Советского Союза и Восточной Европы, если вы ищете освобождения, приходите к этим воротам. Господин Горбачёв, откройте эти ворота, господин Горбачёв, разрушьте эту стену”.
4 ноября 1989 года на площади Александр-плац в Восточном Берлине состоялась самая массовая демонстрация протеста в истории ГДР. Там собрались около полумиллиона человек. 9 ноября, выступая на пресс-конференции, Гюнтер Шабовский, секретарь ЦК СЕПГ, заявил, как многие считают, по недоразумению, что “новые правила свободного выезда граждан ГДР за рубеж вступают в силу незамедлительно”. В эту же ночь тысячи восточных немцев, пешком и на машинах, пересекли границу, разделявшую Берлин. На западной стороне их встречали как давно потерянных и вновь обретённых любимых родственников.
Падение “железного занавеса” всколыхнуло Восточную Европу. В 1989 году в результате массовых волнений в Польше пришёл к власти профсоюз “Солидарность”, а в 1990 его руководитель Лех Валенса стал Президентом Польши. В Чехословакии в ноябре 1989 сотни тысяч людей вышли на улицы. 27 ноября там прошла всеобщая забастовка. На следующий день тоталитарный режим Чешской компартии пал. 29 декабря диссидент и писатель Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии.
Когда ломали Берлинскую стену, люди со всего мира приезжали в Берлин, чтобы получить хоть маленький обломок серого шершавого бетона. Разрушение символа “холодной войны” стало одним из важных событий ХХ века.
В декабре 1989 г. американец Леонард Бернстайн дирижировал в Берлине сборным оркестром музыкантов из Восточной и Западной Германии, из Великобритании, Франции, США и СССР. Они играли “Оду к радости” из 9-й симфонии Бетховена.
В 1989 году Коммунистическая партия Советского Союза фактически утратила своё непосредственное политическое значение как главного инструмента власти. У СССР уже не было сил удерживать периферию под своим контролем. Дело не в том, что кто-то в Кремле хотел разрушить Берлинскую стену, а в том, что уже не было больше сил её латать. Ни экономических, ни военных, ни мopaльных.
Хотел ли Горбачёв объединения Германии? Вряд ли. Но Восточную Германию отдали так же, как в своё время отдали Аляску - потому что понимали, что не могут защитить военными и любыми иными средствами.
Улыбки и смех школьников вызвал видеофрагмент торжественной церемонии вывода Западной группы войск из Германии 30-31 августа 1994 года.
Гельмут Коль и Борис Ельцин в Трептов-парке.
Во время урока мы провели три опроса.
Скажется ли на вас, на вашей жизни возможный новый “железный занавес”, если он возникнет?
- Да.
- Нет.
Кто от кого в большей степени отгораживается?
- Россия от Запада.
- Запад от России.
- Затрудняюсь ответить.
Россию можно назвать:
- Страной, полностью политически свободной.
- Страной, становящейся свободной.
- Страной, частично свободной.
- Страной, политически несвободной.
На уроке учащиеся продуктивно сотрудничали со сверстниками и взрослыми, активно задавали вопросы. Школьников интересовало, в частности: “Должна ли была объединённая Германия оставаться в Северном Альянсе”?
Падение Берлинской стены показало, что мечты сбываются. С падением Берлинской стены изменился весь мир. И очень не хотелось бы, чтобы современная Россия стремилась уйти за новую “берлинскую стену”.
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...
18 03 2024 23:26:52
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
17 03 2024 15:33:35
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
16 03 2024 20:51:16
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
15 03 2024 3:17:45
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
14 03 2024 13:20:22
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
13 03 2024 4:36:17
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
12 03 2024 1:11:26
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
11 03 2024 17:40:25
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...
10 03 2024 23:25:41
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
09 03 2024 13:18:53
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
08 03 2024 14:45:53
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
07 03 2024 19:32:28
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
06 03 2024 3:56:21
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
05 03 2024 15:53:40
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
04 03 2024 21:18:22
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
03 03 2024 10:20:25
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
02 03 2024 3:49:59
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
01 03 2024 4:23:42
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
29 02 2024 0:21:40
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
28 02 2024 22:42:15
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
27 02 2024 22:26:12
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
26 02 2024 16:46:58
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
25 02 2024 1:41:47
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
24 02 2024 18:12:11
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
23 02 2024 4:15:51
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...
22 02 2024 19:32:52
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
21 02 2024 18:41:22
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
20 02 2024 22:25:14
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
19 02 2024 9:15:42
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
18 02 2024 4:22:23
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
17 02 2024 10:16:25
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
16 02 2024 10:35:44
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
15 02 2024 19:56:25
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
14 02 2024 4:59:34
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
13 02 2024 9:34:25
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...
12 02 2024 10:37:16
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
11 02 2024 13:52:35
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
10 02 2024 18:26:52
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
09 02 2024 10:35:29
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
08 02 2024 7:52:37
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
07 02 2024 17:16:26
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
06 02 2024 18:30:43
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
05 02 2024 4:57:46
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
04 02 2024 21:26:53
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
03 02 2024 18:13:39
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
02 02 2024 7:29:28
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
01 02 2024 0:22:16
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
31 01 2024 10:13:41
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
30 01 2024 23:39:28
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
29 01 2024 11:21:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::