Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…"
Цель: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий на примере Республики Марий Эл.
Задачи:
- Формировать коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном прострaнcтве на основе использования различных источников.
- Формировать компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности.
- Воспитывать чувство ответственности, толерантности, патриотизма.
- Раскрыть масштабы ГУЛАГа и его роль в формировании тоталитарного государства в СССР.
- Охаpaктеризовать итоги и последствия политических репрессий для профессиональной культуры МАССР.
- Использовать документы и видеоматериалы как источник исторических знаний.
Предмет: история, литература
Оборудование занятия: На доске плакат, посередине которого написано, 30 Октября День Памяти жертв политических репрессий, стакан с водой, кусок хлеба и свеча. Портреты репрессированных.
Тип занятия: занятие изучения нового материала
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему занятия.
II. Основная часть
(на фоне музыки Э.Марриконе)
Преподаватель литературы:
Я в жизни маленькая веха,
Метелка, всаженная в снег.
Я голос, потерявший эхо,
В метельный, леденящий век.
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Тяжелым грузом лежит эта боль в душах многих людей.
Преподаватель истории:
ГУЛАГ… Это слово вошло в определенную знаковую систему, встав наряду с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой и Чернобылем трагическим символом XX века.
Страна ГУЛАГ… Десятый круг ада. Там под могучим колесом системы гибнут люди, разбиваются судьбы.
Вы слышите урчание «вороного коня»? Это арестантские машины везут заключенных. Во всякую минуту суток, во всякое время года.
Вы слышите грохот колес? Это идут вагоны-заки. А вот хлюпает вода – это плывут арестантских баржи. Все время кого-то сажают, втискивают, перевозят. А этот вой? Это жалобы обездоленных, обокраденных, униженных, избитых… (музыка стихает)
Преподаватель литературы
Уничтожающий каток репрессий не разбирал ни национальность, ни происхождение, ни социальное положение, ни заслуги перед Родиной. Тысячи людей были подвергнуты мopaльным и физическим мучениям, многие из них были просто истрeблены. Жизнь их семей и родственников превращена в беспросветную полосу страданий и унижений.
Страна ГУЛАГ. Человек – это ничтожество. Любой от крестьянина до маршала мог быть застрелен, забит в подвале НКВД или превращен в paба на каком-нибудь из островов ГУЛАГа. Его жернова перемололи 12 миллионов жизней, судеб и надежд.
Годы культа личности Сталина. Государство, созданное для защиты своего народа, стало орудием уничтожения его. Вся работа органов государственной безопасности была направлена на поиск «врагов народа», уничтожения политических противников.58 статья уголовного кодекса СССР стала жестокой отправной точкой для многих и многих безвинно осужденных. Именно она ставила точку и подводила жирную черту над судьбами миллионов людей.
Кровавый террор смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации.
Преподаватель истории:
Когда речь заходит о сталинских репрессиях, то обычно называется 1937 год. Конечно, это был черный год, когда кровавая машина работала с наибольшим размахом, уничтожая «врагов народа», которые в национальных регионах имели еще и дополнительное прозвище «буржуазные националисты». Так было и у нас, в Марийской АССР.
Но пролог этому начался раньше, не в 37-ом, а за несколько лет до этого. В подвалах ОГПУ была сочинена версия о финских и эстонских «шпионах», якобы существующих в финно-угорских регионах. Суть этой версии заключалась в том, что они якобы хотели оторвать эти народы и их территории от СССР и создать Федерацию финно-угорских народов под протекцией Финляндии.
Одним из самых первых пpaктических шагов по искоренению «контрреволюции» было решение о «ликвидации священных рощ». Что и было сделано, а десятки мари-картов были репрессированы.
А призыв к «повышению бдительности» включал в себя слежку за высказываниями людей даже просто о трудностях повседневной жизни. В ликвидации «врагов» существовали разнарядки и планы, которые в Марийской АССР успешно выполнялись. Маховик репрессий кружился в полную силу, перемалывая все новые и новые жертвы. Одной из них стал Сергeй Григорьевич Чавайн.
(затемнение, высвечивается портрет С.Г.Чавайна, зажигается свеча, звучит «Прелюдия №» Баха»)
Преподаватель литературы:
Сергeй Григорьевич Чавайн стоял у истоков марийской литературы. Как и у многих писателей первого поколения, путь его был трудным, а конец – трагическим. Долгое время мы не знали. Что же на самом деле произошло с писателем? Как сложилась его судьба в годину тяжелых испытаний?
Обучающийся:
Еще до начала массовых репрессий фамилия писателя часто встречалась в секретных документах, когда шла речь о необходимости борьбы с «национализмом», так что кровавая чаша не могла миновать основоположника марийской литературы, невзирая на его выдающиеся заслуги, а может быть именно из-за них.
1937 год… Казалось бы творческий путь писателя достиг своего апогея: с Чавайном заключен договор о подготовке либретто первой марийской оперы, он был зачислен в штат марийского драматического театра на должность заведующего литературной частью. В план издательства на 1938 год включено собрание его сочинений.
Первый том уже набран, но именно в это время вокруг его имени развернулась широкая клеветническая компания.
«Чавайн имел националистические ошибки. «Ямблат-кувар» – откровенно националистическая пьеса. «Акпатыр» – восхваление старины», так было написано в докладе председателя Союза писателей Карпова.
Над судьбой писателя явно сгущались черные тучи: приостановлены постановки произведений Чавайна в театре, с прилавков книжных магазинов исчезают его произведения. В этих неимоверно тяжелых условиях писатель завершает работу над второй частью романа «Элнет».
Сложив готовую рукопись в папку, он сам лично решил отвезти ее в Москву. Но его арестовывают прямо после приезда.
Преподаватель литературы:
При обыске у Сергея Григорьевича были изъяты тетради, письма, блокноты с записями. Этой участи избежала только вторая часть романа «Элнет». В Москве, когда узнали об аресте писателя, кто-то вырвал титульный лист и написал «рукопись на цыганском языке».
В обращении к своим палачам Чавайн раскрывает весь смысл своей жизни и своего творчества: «Есть у меня одно большое чувство. Это любовь к своему марийскому народу. Если любовь к своему народу есть преступление, то карайте меня».
Преподаватель истории:
Да, это посчитали большим преступлением. Вот выписка из протокола №21 заседания тройки НКВД Марийской АССР от 10 ноября 1937 года: «Чавайна Сергея Григорьевича расстрелять».
Рядом с этим документом в деле подшит другой, в котором зафиксировано, что приговор приведен в исполнение 11 ноября 1937 года в двадцать часов.
Долгое время считалось, что Сергeй Григорьевич умер в местах заключения в 1942 году. И только в 1988 году в канун его 100-летия была обнародована правдивая дата его гибели.
(на фоне “Реквиема” Баха)
Преподаватель литературы:
Непредсказуемы людские судьбы…
Казалось бы все, к чему стремишься достигнуто. Есть слава, есть признание. Остается только совершенствовать то, чего добился в жизни. И вдруг такой резкий поворот судьбы, что все сделанное тобой ранее перечеркивается одним слово «виновен».
(звучит «Осенняя песня» Чайковского, затемнение, высвечивается портрет Йвана Кырли, зажигается свеча)
Обучающийся:
Одна судьба нам cмepтным суждена,
Все мы, как есть со славой и без славы
Исчезнем так, как исчезают травы,
По осени оставив семена.
Пусть мы умрем, но навсегда
Жизнь не исчезнет вместе с нами,
Живым – останется вода,
Снега в полях и в печке пламя.
(музыка стихает)
Обучающийся:
В начале 30-х годов экраны многих стран мира облетела первая советская звуковая кинокартина «Путевка в жизнь», в некоторых странах она демонстрировалась под названием «Мустафа» по имени главного героя, который тоже не избежал сталинского произвола.
30-е годы Йвана Кырля были трудными: он переживал творческий кризис, который перемешивался с семейными неурядицами. И вот в это время, в 1937 году ему предлагают приехать в Йошкар-Олу и начать работать в Марийском драматическом театре. Он с радостью откликается на это предложение. Не знал он тогда, что ехал навстречу своей гибели.
Не знал, что марийскую интеллигенцию обвиняют в национализме. Не знал, что за разговор на марийском языке в общественном месте могут приговорить на долгие годы.
Именно это стало ему приговором на десять лет исправительно-трудовых лагерей.
«Обвиняется в том, что, будучи члeном подпольной националистической организации, вел контрреволюционную агитацию, разжигал среди мари чувство ненависти к русским». Таким был приговор, вынесенный 28-летнему актеру и поэту.
Преподаватель литературы:
Вот идет по глухой степи поезд, который везет в пустоту бессонных ночей уже даже не людей, а черный номер на спине.
(звучит «Реквиема» Баха)
В этих вагонах нет ни сидячих мест, ни лежачих. Есть только пол и узкое окошко за решеткой под потолком. Оно снабжает вагон не светом, воздухом. И как бесконечно далеко от начала дня до начала ночи. Долго ли ещё? Куда же, куда?
(музыка стихает)
Обучающийся:
Не об это ли думал осужденный по 58-ой статье Йван Кырля, когда его везли в длинном вагоне на Соловки. Долго пришлось скитаться по ГУЛАГу известному тогда актеру.
В худых, заплатанных бушлатах,
В сугробах на краю страны –
Здесь было мало виноватых,
Здесь было больше без вины.
О люди! Люди с номерами.
Вы были выше и упрямей
Своей трагической судьбы.
Йван Кырля умер в 1943 году на Северном Урале от голодного истощения, от непосильной тяжести каторжного труда. И только в 1956 году имя Йвана Кырля было возвращено в сокровищницу марийской культуры и в историю российскогоиноискусства.
(звучит отрывок из «Реквиема» Баха, высвечивается портрет Константина Егорова, зажигается свеча)
Преподаватель истории:
В самом расцвете сил прервалась творческая деятельность живописца, графика, театрального декоратора Константина Егорова.
Сын служителя культа попа, участник степановского мятежа, колчаковский офицер, художник, обращающийся к темам национального фольклора, мифологии, языческих обрядов.
Сама жизнь провела траурную черту его конца.
Преподаватель литературы:
«От его картин веет глубокой древностью, былинной простотой, – писал В.А. Мухин. Все действующие фигуры тонут в мире первобытной природы. Он совершенно не показал эмоций, борьбы, социальной страсти, колорита реальной жизни. Патриархальная «илемная» ограниченность творчества Егорова была плодом национал-демократических заблуждений».
Не знал Егоров, что каждая новая работа, написанная с любовью к родному народу, его истории и культуре приближает к нему палачей.
В 1937 году приходили молча и уводили, не говоря ни слова. Единственная «озвученная» фраза в ту ночь, когда чужие руки перетряхивали скарб: «Вы думали золото найдете? У художника Егорова золота не бывает».
(звучит ария Каварадосси «Сатана там правит бал».)
Вечером 11 ноября 1937 года уже был застлан толстым слоем опила пол в «овощехранилище» во дворе НКВД, рядом уже тарахтел движок, который должен был заглушать выстрелы в подвале, и уже начали выводить из камер дожидавшихся своей очереди для отправки «на тот свет», когда по коридорам разнесся мощный голос, певший арию «Сатана там правит бал». Это пел известный Егоров. Так рассказывают о последних минутах его жизни очевидцы.
(музыка стихает)
Преподаватель истории:
Из постановления о расстреле: «Установив связь с национальными элементами вошел в состав подпольной национальной организации, проводил работу по подготовке контрреволюционных кадров для борьбы с советской властью».
Три жизни из многомиллионных всех тех, кто был безвинно осужден, всех тех, кто не дожил, не успел, не смог, не домечтал…
(зажигаются свечи, минута молчания)
Коротка минута молчания. Она вобрала в себя те суровые годы, невосполнимые потери. Человеку дан великий дар – память! Над памятью не властно время. И пока мы будем помнить, в наших сердцах будут жить все те, кто волею сталинского окружения был безвинно осужден.
(звучит романс «Сгорая, плачут свечи»)
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
28 03 2024 14:17:14
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
27 03 2024 14:14:17
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
26 03 2024 8:24:24
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
25 03 2024 14:15:17
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
24 03 2024 12:33:58
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
23 03 2024 5:38:33
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
22 03 2024 9:32:27
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
21 03 2024 21:59:26
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...
20 03 2024 3:21:36
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
19 03 2024 6:54:57
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
18 03 2024 21:58:42
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
17 03 2024 16:38:13
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
16 03 2024 21:16:55
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
15 03 2024 14:15:14
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
14 03 2024 0:44:29
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
13 03 2024 13:23:15
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
12 03 2024 0:58:46
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
11 03 2024 15:24:14
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
10 03 2024 12:53:17
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
09 03 2024 5:43:50
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
08 03 2024 22:18:49
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
07 03 2024 8:12:48
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
06 03 2024 11:34:14
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
05 03 2024 11:14:45
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
04 03 2024 18:10:28
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
03 03 2024 2:47:47
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
02 03 2024 1:37:55
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
01 03 2024 12:24:15
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
29 02 2024 1:20:55
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
28 02 2024 15:54:58
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
27 02 2024 18:42:46
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...
26 02 2024 10:34:15
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
25 02 2024 15:55:53
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
24 02 2024 23:48:23
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
23 02 2024 15:12:58
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
22 02 2024 6:59:26
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
21 02 2024 5:37:15
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
20 02 2024 23:52:17
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
19 02 2024 21:38:39
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
18 02 2024 11:58:58
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
17 02 2024 17:44:23
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
16 02 2024 18:13:34
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
15 02 2024 19:41:38
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
14 02 2024 13:29:18
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
13 02 2024 15:46:14
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
12 02 2024 5:59:11
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...
11 02 2024 20:44:43
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
10 02 2024 4:58:13
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
09 02 2024 23:26:57
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
08 02 2024 14:31:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::