Сталинградская битва 1942–1943 г. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне
Тип урока: изучение новой темы
Вид урока: проблемно-диалогический. Урок - исследование.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Карты: Великая отечественная война. Сталинградская битва. Раздаточный материал: письма, фрагменты воспоминаний, документы.
Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий.
- Личностные УУД. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город,- уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы.
- Познавательные УУД. Учащиеся в ходе урока научатся: ставить проблему, аргументировать ее актуальность, - выдвигать гипотезы, версии о связях, закономерностях событий, процессов в ВОВ,- делать умозаключения и выводы на основе аргументации, - устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, -проводить анализ исторических источников (писем, документов, приказов, фотодокументов), диаграмм, таблиц. Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:- планировать пути достижения целей,- устанавливать целевые приоритеты, - принимать решения по поиску проблемной ситуации, осуществлять познавательную рефлексию по решению познавательных задач.
- Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:- работать в группе, организовывать сотрудничество, - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, уметь аргументировать свою позицию, - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать сотрудничество и взаимопомощь.
Ход урока
Этап 1: Мотивация
На слайдах показываются фотографии с изображением достопримечательностей города. (Слайд№1,2,3,4,5)
Учитель: Дорогие ребята, мы с вами живем в прекрасном городе Волгограде, он известен в России как крупный промышленный, и культурный центр. Жителям можно гордиться богатой историей своего города. Скажите, что является визитной карточкой Волгограда, его символом? Что делает наш город известным?
Учащиеся называют: Мамаев курган, Памятник “Родина - мать зовет”, Панораму Сталинградской битвы ( возможны и др. варианты)
Учитель: Что объединяет все эти памятники?
Учащиеся делают вывод: все памятники объединяет то, что они посвящены событиям времен Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы.
Этап 2. Формулирование темы урока.
Учитель спрашивает, о чем будет идти речь на уроке, какова цель урока?
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: “Сталинградская битва”
Этап 3. Создание проблемной ситуации
Учитель предлагает учащимся выполнить задание, проанализировать высказывание.
Учитель: Почему же Сталинградская битва названа “Коренным переломом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны?
У учащихся данный вопрос вызывает затруднения. Они самостоятельно формулируют проблему.
Формулирование проблемы: Почему Сталинградская битва является коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны? (Слайд №6,7,8)
Проблемный вопрос записывается на доске.
Актуализация. Учитель спрашивает у учащихся, что необходимо для решения данной проблемы? Совместно учащиеся предлагают план действий
- Узнать, почему враг стремился захватить город Сталинград, каковы были его цели, планы.
- Как проходили сражения в городе, каково было соотношение сил, боевой техники. Где были наиболее горячие точки?
- Установить, были ли случаи героизма солдат ? Какие подвиги совершили?
- Каковы были результаты сражения?
- Как историки и политические деятели оценивают данные исторические события?
Этап 4. Поиск решения (открытие нового знания)
Учитель: для того, чтобы ответить на сложные вопросы, мы должны обратиться к историческим документам, источникам.
Учащиеся по ходу урока активно работают с текстами различных документов: воспоминаниями, приказами, письмами, фотодокументами.
Учитель рассказывает об исторических событиях, просит учащихся работать с картой в учебнике “Великая отечественная Война Советского союза”, отмечать главные направления боевых действий карандашом: Летом1 942 года немецкие войска начали наступление на юго-восточном направлении. Тяжелые бои шли за Крым. Враг овладел Севастополем. В мае советские войска потерпели жестокое поражение в районе Харькова. Стратегическая инициатива оказалась у немецкого комaндования. В конце июня германские войска устремились на восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. 24 июля пал Ростов-на-Дону, создалась непосредственная угроза Сталинграду.
1) Почему враг стремился захватить город? Учащиеся работая с картой предполагают, в чем выгодное расположение Сталинграда , что город расположен на Волге. Волга соединяет Кавказ с Центральными областями СССР, город крупный промышленный центр.
2) Учащиеся разбиваются на5 групп по 5 человек, выполняют задание. Проводят анализ документа, который раздает учитель на парты “Директива верховного главнокомaндующего вооруженными силами Германии о продолжении операции “Брауншвейг” от 23 июля 1942. А.Гитлера Совершенно секретно. “... На долю группы армий “Б”, как приказывалось ранее, выпадает задача наряду с оборудованием оборонительных позиций на р. Дон нанести удар по Сталинграду и разгромить сосредоточившуюся там группировку противника, захватить город, а также перерезать перешеек между Доном и Волгой и нарушить перевозки по реке. Вслед за эти , моторизированные войска должны нанести удар вдоль Волги с задачей выйти к Астpaxaни и там также парализовать движение по главному руслу Волги. ...” Группы высказывают свои позиции. Что город Сталинград имел стратегическое значение. Как крупный промышленный, железнодорожный узел. По реке Волге происходила перевозка грузов и нефти в центральные области СССР. Враг хотел перерезать эту важную артерию.
Учитель: Каковы были действия Ставки Верховного главнокомaндования?
Сталин издал приказ №227 от 28 июля 1942г. 3)Учащиеся анализируют документ (фрагмент документа представлен в параграфе) и отвечают на вопросы: В чем общий смысл приказа? Какая складывается обстановка на фронте? Почему его солдаты назвали “Ни шагу назад”? Почему оценка приказа не может быть однозначной?
Учитель: Обратите внимание на слайд.(слайд№13) В таблице указаны данные о общем соотношении сил и средств сторон на 65- километровом участке Рынок- Малые Чапурники. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают вывод на основе таблицы, что у противника было явное превосходство в боевой технике, людях, авиации.
Учащиеся всех групп по ходу урока составляют “Сталинградский дневник”, записывая в него важные даты, события. Записывают оборонительный этап битвы (17 июля 1942-18 ноября 1942 г.).
Самый страшный день 23 августа 1942 года, когда началась массированная бомбардировка города. В первый же день погибло более 40 тысяч человек.
Учащиеся читают воспоминания маршала А.И. Еременко.
“От прямых попаданий бомб, от огня и удушья пожаров, под обломками зданий гибли сотни мирных жителей. Неожиданный налет застал их врасплох. В первые минуты налета люди, особенно женщины и дети, в ужасе метались по улицам, тщетно ища спасения от гибели. Мощный бомбовый удар воздушных пиратов обрушился в основном на жилые кварталы города, сильно пострадало его мирное население....” А.И. Еременко.
Дают оценку, комментируют фотографии на слайде (слайд №14).
Бои за город: Город защищали 62 и 64 армии под комaндованием генерал- лейтенанта В.И. Чуйкова и генерал-майора М.С. Шумилова. Особенно ожесточенные бои шли в районе Сталинградского тpaкторного завода, завода “Баррикады”, у железнодорожного вокзала, на Мамаевом кургане (высота 102).(Слайд№15,16,17)
Учащиеся 1 группы (они предварительно получили задание найти информацию о героических подвигах Василия Зайцева, Михаила Паникахи, Матвея Путилова, Якова Павлова). Рассказывают о героях Сталинградской битвы. (Слайды № 19,20, 21, 22)
Учащиеся 2 группы предварительно ищут информацию о начале контрнаступления 19 ноября 1942 года, работают, публично выступают, показывают по карте основные события. В “Сталинградский дневник” записывают дату начала контрнаступления советских войск19 ноября 1942года.
Учащиеся 3 группы анализируют положение в Сталинграде, опираясь на письма немецких солдат к близким родственникам. Представляют результаты анализа. Делают выводы, что советские воины ожесточенно сопротивлялись, положение в городе было очень тяжелое. Советские солдаты показывали примеры мужества, героизма. У немцев были проблемы с продовольствием. Плохим обмундированием, они стали сомневаться, что возьмут Сталинград.
“23 августа 1942 года: "Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле... Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие".
Ноябрь 1942 года: "Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Сталинград – это ад! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов.... Каждый день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад.... Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают стpaxa. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения”.
Учащиеся 4 группы осуществляют поиск информации на основе текста учебника, затем публично представляют результаты работы об операции “Кольцо”, уничтожении войск противника, пленении Паулюса, победе 2 февраля 1943 года.( слайд №29,30.)
Далее учащиеся совместно работают с документами, где исторические личности дают оценку событиям в Сталинграде.
Учащиеся читают документы
- Приказ верховного главнокомaндующего по войскам Донского фронта 2 февраля 1943г.
“Донской фронт. Представителю Ставки Верховного главнокомaндования маршалу артиллерии тов. Воронову. Комaндующему войсками Донского фронта генерал- полковнику тов. Рокоссовскому. Поздравляю вас и войска Донского фронта с успешным завершением ликвидации окруженных под Сталинградом вражеских войск. Объявляю благодарность всем бойцам, комaндирам, политработникам Донского фронта за отличные боевые действия. Верховный главнокомaндующий И.Сталин. Москва. Кремль. 2 февраля 1943г.”
- Текст почетной грамоты Сталинграду президента США Ф. Рузвельта
“От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость и сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943года будет вечно вдохновлять сердца всех свободолюбивых людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии. Франклин Д. Рузвельт”. Грамота экспонируется в 8-м зале музея- панорамы “Сталинградская битва” (Слайд №36)
- Телеграмма У.Черчилля в Москву. В Кремль И.В. Сталину 1 февраля 1943 года. “Примите, пожалуйста, мои поздравления по случаю капитуляции фельдмаршала Паулюса и по случаю конца 6-й германской армии. Это действительно изумительная победа”.
Делают выводы, что Сталинградская битва имела огромное значение в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны. Лидеры государств СССР, США, Великобритании дали этим событиям высокую оценку.
Этап 5. Выражение решения( открытие нового знания)
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос: Почему Сталинградская битва является коренным переломом в ходе Великой отечественной войны?
Учащиеся, опираясь на полученные знания, делают выводы:
Противник не смог захватить Сталинград, не смог отрезать Кавказ от центральных областей СССР.
В результате героического сопротивления советских воинов, талантливому руководству полководцев противнику был нанесен серьезный ущерб в людях, боевой технике. Были пленены 91 тысяча солдат, 2500 офицеров. 1 фельдмаршал, противник потерял 1, 5 млн. солдат.
Политические лидеры США, Великобритании, союзники СССР дали высокую оценку данной битве.
Стратегическая инициатива перешла советским войскам.
Этап 6. Применение нового знания
Учащимся раздаются карточки с тестом, они должны быстро ответить на вопросы, осуществить взаимопроверку, работая в паре.
Этап 7. рефлексия
Учитель спрашивает. Что запомнилось на уроке? Понравился ли урок? Что нового узнали? Что хотелось бы узнать еще?
Домашнее задание творческое: “Написать письмо потомка ветерану Сталинградской битвы или сочинить стихотворение, нарисовать открытку содержащее поздравление с юбилеем Победы.”
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
18 03 2024 2:42:18
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
17 03 2024 10:43:10
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
16 03 2024 3:13:10
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
15 03 2024 12:23:20
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
14 03 2024 11:48:47
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
13 03 2024 1:11:11
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
12 03 2024 20:25:48
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
11 03 2024 4:33:27
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
10 03 2024 2:30:22
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
09 03 2024 6:10:57
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
08 03 2024 1:54:38
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
07 03 2024 10:10:35
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
06 03 2024 21:43:25
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
05 03 2024 19:24:34
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
04 03 2024 4:14:30
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
03 03 2024 10:28:46
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
02 03 2024 3:51:53
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
01 03 2024 15:43:23
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
29 02 2024 8:30:21
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
28 02 2024 20:55:47
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
27 02 2024 16:55:26
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
26 02 2024 22:26:30
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
25 02 2024 8:27:16
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
24 02 2024 23:15:27
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
23 02 2024 0:26:42
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
22 02 2024 19:10:19
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
21 02 2024 9:37:41
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
20 02 2024 14:49:19
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
19 02 2024 6:52:25
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
18 02 2024 23:26:25
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
17 02 2024 15:40:42
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
16 02 2024 8:27:21
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...
15 02 2024 11:52:13
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
14 02 2024 10:24:47
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации. ...
13 02 2024 4:34:21
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
12 02 2024 5:46:41
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
11 02 2024 6:49:10
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
10 02 2024 9:36:47
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
09 02 2024 10:42:37
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
08 02 2024 20:17:14
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
07 02 2024 5:18:30
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
06 02 2024 0:58:57
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
05 02 2024 14:19:22
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
04 02 2024 9:40:47
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...
03 02 2024 5:26:46
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...
02 02 2024 9:58:33
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе. ...
01 02 2024 22:45:28
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
31 01 2024 21:49:51
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
30 01 2024 1:37:25
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
29 01 2024 3:35:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::