Устный журнал "Страницы истории Великой Победы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"


    Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"

Урок (занятие) с использованием электронных образовательных ресурсов.

Предмет (предметная область), раздел, тема: физика, история.

Субъекты образовательного процесса, возраст, класс (курс): 13-17 лет, 7-11 классы.

Цель урока: знакомство с учеными – физиками и техникой времени Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Образовательные: знакомство с именами ученых – физиков и хаpaктериcтиками техники того времени; проблемные – для учащихся, живущих в мире современной техники, дается возможность представить, какими были для нашего народа годы великой битвы.
  • Воспитательные: воспитание чувства гордости за вклад физики в исход войны, развитие культуры поведения на уроке, повышение культуры общения, воспитание любви к предмету.
  • Развивающие: развитие познавательной деятельности учащихся при самостоятельном изучении материала о вкладе физики как науки в исход Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, развитие исследовательских умений учащихся; развитие умения слушать, делать выводы.

Актуальность: Наша страна готовится к одному из незабываемых праздников страны – 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу.

Данный урок особенно актуален в этот год и направлен на повышение интереса к героизму людей науки. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего. Нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Красной Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом.

Методы: беседа, обсуждение содержания материала, демонстрация слайдов.

Тип урока: нестандартный урок – устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа картинки с портретами ученых – физиков и техники военных лет, музыкальный центр (музыка песен «Священная война»).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу начать урок с таких слов…

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была ВОВ. Эта война самая народная и поистине священная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема. Поэтому сегодня на этом уроке мы услышим, увидим – какой вклад в Победу внесли ученые – физики, узнаем их имена, увидим технику того времени. Мы будем перелистывать страницы истории.

Содержание материала (см. приложение, слайд 2):

  1. «Идет война народная, священная война», (о начале войны, о тех, кто участвовал в ней);
  2. «О технике, которая решила многое», (о создании в годы войны новых самолетов и танков);
  3. «Было и это…», (о тех людских потерях, которые понесли наша наука и техника);
  4. «Как отечественные физики спасли наш флот», (о размагничивании кораблей в первые годы войны)
  5. «Этот день мы приближали, как могли», (о других работах ученых – физиков);
  6. Эпилог.

Страница первая «Идет война народная, священная война» (слайд 3)

Ученик (слайд 4):

Товарищ, ты видишь: над краем родным
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь – сквозь гул орудийный,
Надорванный стон деревень.
Смотри – под фашисткою пятой кровавой
Томятся как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях.

В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова «Священная война», в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны (слайд 5):

Вставай, страна, огромная,
Вставай на cмepтный бой!
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял оружие в руки, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей Родины.

Звучит песня «Священная война» (слайды 5-16).

Ведущий 1 (слайды 17-21): Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, специалисты в области механики А.Н. Крылов и С.А. Чаплыгин. В нем говорилось «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашисткими поджигателями войны – во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры»

Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было:

  • Переместить все крупные центры в отдаленные безопасные районы страны;
  • Сохранить научный потенциал страны – людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами;
  • Развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.

Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта. Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках ,опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы», был в те годы не только приказом, но и естественной потребностью каждого человека. Вторая часть людей науки пошла в действующую армию, чтобы сражаться с оружием. Вот, что рассказывают участники тех событий.

Ученики:

1 ученик (слайд 22): Вице-президент Академии наук педагогических наук В.Г. Зубов:

«Когда в 1941 году фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ. Почти все не призванные в армию, уходили в Народное ополчение. Я пришел в ополчение рядовым, вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой».

Не счесть учителей физики, которые оставив свои классы, пошли воевать. Бывший учитель, известный в последствии специалист школьного эксперимента Б.С. Зворыкин в 1975 году вспоминал:

«Когда началась ВОВ, я работал учителем физики в 175 московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевший большой опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 месяца, весной 1942 года я стал комaндиром радиозвода. Мы обеспечивали бесперебойную связь штаба батальона с ротами, находящиеся на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряженную учебу..»

2 ученик (слайды 23-26): Работали на победу не только взрослые, но и подростки. Вот, что вспоминал преподаватель МГУ, автор школьного учебника физики, по которому занималось не одно поколение советских и российских школьников Б.Б. Буховцев:

«В июне 1941 года, сдав экзамены за 8 -й класс, я перешел в 9-й. А через несколько дней мирная жизнь всех людей была прервана. Нападение на нашу страну изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Три года работал токарем. В 1943 году я был призван в ряды Советской Армии. Попав в гвардейские минометные части, сражался на Курской дуге…»

Академик Кикоин И.К. – автор учебника физики, под его руководством была разработана противотрaнcпортная мина.

Яков Исидорович Перельман – во время ВОВ обучал молодых солдат как ориентироваться на местности, как бросать гранаты, снаряды, мины, бутылки с зажигательной смесью. Скончался от голода 16 марта 1942 года.

Сергeй Иванович Вавилов – в период Великой Отечественной войны был научным руководителем оптического института в г. Йошкар-Оле и физического института в г. Казани. Сыграл большую роль в оптическом приборостроении, когда он был уполномоченным Государственного комитета обороны по оптической промышленности.

3 ученик (слайды 27-29): Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других «задавало» пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное – готовым к действию в любое время.

Пpaктические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Maндельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Пpaктические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему – создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе. Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника, давая мощный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным врагом объектам. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.

За исследования в области полупроводников в 1942 году А.Ф. Иоффе был удостоен Сталинской премии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1955 года Иоффе Абраму Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Страница вторая «Техника, которая определила победу»

Ведущий: Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты… Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр: промышленная база Германии вместе с базами ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 2 раза, а в 1942 г в связи с захватом богатейших районов Советского Союза – в 3-4 раза. Комaндование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создавать новые, превосходящие аналоги противника. Посмотрим, что удалось сделать в двух отраслях – авиации и танкостроении.

Ученик 4 (слайды 31-35): С первых дней войны начался величайший поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшее, чем у врага, самолеты, а для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема движения, улучшить маневренность машин, огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности:

  • С.А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;
  • Профессорами А.А. Доронициным и Г.Л. Лойцянским по методике расчета сил трения с учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения;
  • М.В. Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете;
  • А.И. Макаревского, который предложил оригинальные методы расчета самолета на прочность.

Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С.А.Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы:

«Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами…. в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…я знаю, что бы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».

Так думали и такую мысль главной считали создатели отечественной военной техники. В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить 25 новых, модернизированных типов военных самолетов. В том числе:

  • Истребитель ЛА-5 конструкции С.А. Лавочкина, обладавший мощным, надежным двигателем с воздушным охлаждением, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полета (более 11 км), простотой в управлении. Первые полки истребителей участвовали в сражениях уже через год после начала войны.
  • Самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны – ЯК-3, сконструированный в 1943 г. В конструкторском бюро А.С. Яковлева; его взлетная масса равнялась 2650 кг, высота полета до 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4 мин, он обладал высокими аэродинамическими качествами.
  • Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева. Он мог лететь на высотах до 9 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570км/ч. Специальное оборудование позволило сбрасывать бомбы при разных режимах полета.
  • Штурмовик ИД-10, конструкции С.В. Ильюшина, созданных в 1944г, обладал мощным двигателем, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной cмepтью».

Ведущий: Опыт боевых действий показал, что сконструированные в годы войны наши самолеты, обладали преимуществом перед вражескими машинами. Творческий союз ученых и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 26%, дальность полета – на 300%, скорость подъема в воздух – более чем на 200%. В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в полете уничтожали почти любой самолет врага!

Ученик 5 (слайды 36-38): В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла творческая напряженная работа. В 1943 г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина, А.И. Благонравова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн. Его технические хаpaктеристики в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей: толщина брони была 120 мм, развиваемая скорость – до 52 км/ч. Для машины был сконструирован ряд новых компактных узлов, более совершенная силовая передача. Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники. На базе танка ИС-2 было создано несколько самоходных артиллерийских установок на гусеничном ходу – ИСУ-152. Эта машина имела мощную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка». Она вступила в строй в конце войны.

Ученик 6 (слайды 39-41): Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку – реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; её назвали любовно «Катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол, она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность. К началу войны были разработаны не только боевые paкеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.

В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов и многие другие.

Установка БМ-13 образца 1941 года представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132 – миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов\9 с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху,другой – снизу)

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 г батареей капитана И.А.Флерова вблизи белорусской станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы дыма. Горели не только танки и машины, горела земля, врага охватили ужас и паника. Сердца наших солдат переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!

Говорит пехота: – Чистая работа!
Где ударит «Катя» – фрицу не пролезть
Воевать охота, – говорит пехота,
– Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой…

Во всех военных операциях с лета 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное оружие подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей этого оружия.

Страница третья « Было и это…»

Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)

Ученик 7 (слайды 42– 44):

Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К.Симонов, 1941)

Посмотрим теперь на историю Великой Отечественной Войны «нашим гневным сегодняшним зрением» (слова поэта К.Симонова).

В то время, когда наши конструкторы, не жалея сил, в суровых условиях модернизировали существующую и создавали новую боевую технику, чтобы оснастить ею армию, наша страна в начале войны несла огромные людские, материальные и территориальные потери, сдавая врагу один за одним свои города и села. Причин этому несколько, и в их числе недооценка руководством страны проблемы технического перевооружения в армии, о которой говорили ведущие специалисты.

В 1937-38гг. по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий. Она захватила и специалистов, работавших на оборону. В 1938 г. За решетку попал С.П.Королев, который пробыл в тюрьмах до 1944г. В 1937г арестовали А.Н. Туполева – знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся достижений: создание самолетов, совершивших известные всему миру перелеты (вокруг Европы, на Дальний Восток). В заключении он пробыл 1367 дней (почти 4 года). Рядом с ним за решеткой трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, боевых кораблей. В этих условиях А.Н. Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2!

Души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937г. «отцы» знаменитой «Катюши» – Ге opгий Эрихович Лангемак и Иван Тереньтьевич Клейменов были арестованы и через 2 месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль «потеряла» еще одного своего ведущего специалиста – В.П. Глушко (он был посажен в тюрьму), работы по paкетной технике затормозились. В результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях ка мощное и широкомасштабное средство подавления врага лишь с лета 1944 года. Мы назвали только 2 эпизода из длинного трагического ряда, а ведь этот список определил собой ничем не оправданные массовые потери наших людей на фронтах ВОВ. «…Как подсчитать те похоронки, которые приходили в наши дома, избы, хаты, юрты, именно потому, что за решеткой сидели авиаконструктор Туполев, paкетчик Королев, механик Некрасов, теплотехник Стечкин, радист Берг… Светлейшие умы, мозг нации… »

Страница четвертая «Как отечественные физики спасали наш флот»

Ученик 8 (слайд 46-49): Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Он нужен для охраны границ, торговли. Его создание и воссоздание вследствие гибели требует больших средств и времени, развитой промышленной базы, оно пpaктически невозможно в условиях войны. Поэтому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен на Военно-морской флот нашей страны. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – «запереть» на морских базах, перекрыв выход из них с помощью мин разной конструкции, а затем ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием врага. Не дожидаясь начала военных действий, фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду, где было возможно и целесообразно: в бухтах Севастополя, Одессе, вблизи Мурманска и Архангельска. Тем самым угроза уничтожения нашего флота стала реальностью. Возник вопрос: «Как быть?».

Удалось обнаружить, что новые мины – магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Конструкция мин была засекречена рядом технических мер, не «позволявших» ей попасть в руки противника и вскрыть устройство. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля «улавливал» специальный прибор; он же управлял взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты.

Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте начали исследования, направленные на уменьшение возможности поражения магнитными минами. В процессе их был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Заключался он в следующем: из специального кабеля делали большую петлю, которую клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов; по петле пропускали электрический ток, который создавал вокруг искусственное магнитное поле. Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному полю корабля. После сложения обоих полей результирующее магнитное поле становилось незначительным и не вызывало сpaбатывания мины. Перед войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установках на кораблях. Война требовала быстрых мер. Через пять дней начала военных действий пришел приказ по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В одной из таких бригад был профессор-физик И.В.Курчатов. К августу 1941 г. специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть кораблей на всех флотах и флотилиях.

Позднее был разработан другой вариант методики: безобмоточный метод размагничивания кораблей. Предложила его первой Северная группа специалистов, возглавляемая ученым И.В. Климовым, затем группа И.В.Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А. Ткаченко, а еще чуть позже, но независимо, и на Балтике – группа В.М. Тучкевича и М.В. Шадеева. Заключался он в следующем: К станции размагничивания (1) подходил корабль (2) и принимал с нее кабель-виток(3) , через который пропускали постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи(4) станции. Борт корабля «натирали» этим витком, в результате чего корабль намагничивался, но против собственного магнитного поля. В итоге корабль становился нейтральным в магнитном отношении, и это состояние оказывалось стабильным.

Ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине. Научный подход и знания помогли сохранить для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.

В Севастополе, для увековечивания памяти о подвиге ученых, по спасению в годы войны наших кораблей от мин установлен памятник, где высечены слова: «Здесь в 1941 г. группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».

Страница пятая «Этот день все приближали, как могли»

Ученик 9 (слайд 50-58): Осажденный врагом город на Неве – Ленинград. Жестокие бомбежки, разрывы снаряды, отсутствие продовольствия, нормы хлебы сокращены до 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим. Вдумайтесь в эти числа! Ощутите весь ужас того, что стоит за ними: cмepть, голод… А судьба посылаем новое испытание: ударили морозы, в начале января 1942 года они доходили до минус 35 градусов. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация. Не работало центральное отопление, остановился городской трaнcпорт. Но город жил, трудился! И все это совершилось усилием воли! Мopaльный дух ленинградцев, людей науки, был необычно крепок.

В истории обороны Ленинграда и деятельности ученых есть много достойных восхищений, но остановимся на одном, который связан с «Дорогой жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи. По льду замерзшего Ладожского озера проложена трасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда; она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре выяснилось странное обстоятельство: когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными, почти невесомыми людьми проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача: выяснить, в чем дело и дать рекомендации, избавляющие от аварий. Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института П.П. Кобеко разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях. Надо было создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все то, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически. Ученый быстро создал проект такой аппаратуры. С трудом. Проявляя чудеса изобретательности, нашли материалы для изготовления приборов, создали аппаратуру и установили ее вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру и в стужу; их вела группа голодных сотрудников Физтеха: изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы, способность выдерживать нагрузки, изменение амплитуды колебаний, вызванных ветром, динамические деформации под влиянием нагрузок. Все это выявило ряд закономерностей:

  • Степень деформации льда зависит от скорости движения трaнcпорта – это был главный вывод;
  • Критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;
  • Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне. Сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особенно опасной становилась ситуация, когда трaнcпорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова. На основе полученных результатов ученые разработали правила безопасного передвижения по ладожской дороге, составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с различными грузами. Эти таблицы были распечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте.

Страница последняя «Вместо эпилога»

В тот год, от всей души удивлены,
Тому, кто уцелели почему-то,
Мы возвращались к Жизни от Войны.
Благославляя каждую минуту.
Юлия Друнина

Ведущий (слайды 59-60): Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в cмepтельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования – это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, пpaктическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разpaбатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Чтец: Роберт Рождественский, поэма «Реквием»

Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт, -
помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, -
помните!

Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили.

Во все времена бесcмepтной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, -
О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-

Заклинаю, -
Помните!
1962

Список литературы:

  1. Журналы «Физика в школе» №3, 2005; №3, 1975; №2, 1985. Э.М. Браверман. Страницы истории великой Победы, материал для проведения классных часов, посвященных юбилею Победы над фашизмом.
  2. Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985.
  3. Левшин Б.В. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны» — М.: Наука, 1983.
  4. Маркелова Л.П. «Оружием творчества: О работе советских ученых в годы Великой Отечественной войны» — М.: Политиздат, 1985.
  5. В.Н. Новикова «Оружие Победы », М: Машиностроение, 1985.
  6. «Энциклопедический словарь юного физика», М.: «Педагогика», 1989.
  7. Интернет-ресурсы (фотографии для презентации).
  8. Журнал «Классный руководитель» № 8, 2004.
  9. Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал», Севастьянов М.А. Вклад ученых нашей Родины в победу в Великой Отечественной войне.
  10. Газета «Наша Победа», Выпуск № 5-7, Ежемecячное культурно-просветительское издание о событиях ,связанных с ВОВ, г. Вологда.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 11:22:27

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 22:44:55

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 8:16:16

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 5:32:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 21:13:39

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 2:40:40

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 0:52:18

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 20:19:10

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 22:11:18

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 21:40:22

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 14:15:40

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 22:34:27

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 8:17:30

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 6:48:41

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 20:44:47

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 7:11:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 10:34:55

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 13:55:45

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 9:53:23

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 7:33:35

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 9:12:44

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 7:49:34

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 19:46:41

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 15:28:41

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 9:11:25

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 8:28:24

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 17:47:20

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 1:36:50

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 21:10:57

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 2:18:36

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 12:10:24

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 22:56:14

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 7:23:14

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 22:31:24

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 21:39:49

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 4:54:58

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 17:39:34

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 2:53:39

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 3:32:49

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 12:55:34

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 14:56:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 18:14:39

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 7:51:23

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 11:24:13

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 20:36:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 21:23:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 10:45:15

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 6:13:40

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 10:56:16

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 16:25:38

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::