Урок обществознания по теме "Рынок труда"
Цель: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка- рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи урока:
- Познавательные. Называть трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ. Объяснить, какую деятельность называют трудовой.
- Развивающие. Развитие информационной и правовой компетентности. Развитие навыков работы в парах, работы с документом.
- Воспитательные. Формирование убеждения в необходимости участия в трудовой деятельности, уважения к трудовым обязанностям и правам.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны:
- правильно объяснять и употрeбллять изученные термины и понятия.
- уметь аргументировать свою точку зрения.
- анализировать документ и текст учебника.
Основные используемые термины и понятия: инфляция, экономические системы, экономическая деятельность, рынок труда, трудовое право, рынок.
Основные виды деятельности: беседа, работа с документом, работа в парах.
Оборудование: учебник “Обществознание”, рабочие листы, Конституция РФ, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного ранее.
На прошлых занятиях мы начали изучение темы “Экономика”. Предлагаю вам повторить пройденный материал. Перед вами лежит рабочий лист, в верхней части которого расположены вопросы. Ответьте на них “да” или “нет”, а ответы обозначьте стрелками: да- , нет-
- В период инфляции покупательная способность денег снижается. __да_______
- От роста цен выигрывают люди с постоянными доходами.______нет_____
- Во время инфляции лучше держать доходы в денежной форме, а не вкладывать в недвижимость. ___нет____
- Антиинфляционная политика государства предусматривает сокращение количества расходов.___да____
- Рост цен в пределах 10-15% называют умеренной инфляцией.___да___
- Причиной инфляции может быть рост цен на экономические ресурсы._____да_
- Такую инфляцию называют инфляцией спроса.____нет___
- При инфляции растут цены на товары и реальная заработная плата.____нет__
- Рост цен на потребительские товары и услуги более чем на 200% является гиперинфляцией.___да______
Давайте проверим, у вас должен получиться следующий рисунок:
3. Фронтальная беседа.
- Какое экономическое явление напоминает данный рисунок? (экономический цикл)
- Вспомните, для какого типа экономических систем он хаpaктерен? (для рыночной экономической системы)
- Что такое рынок?( Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом , касающихся купли-продажи товаров и услуг)
- Назовите основные признаки рынка.(неограниченное число участников, свободны доступ для производителя, конкуренция и т.д.)
- Какие вы знаете виды рынков? (рынок средств производства, рынок ценных бумаг, рынок информации, рынок рабочей силы).
- Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? (в условиях рынка не все отрасли могут обойтись без его помощи)
4. Введение в новую тему.
Подумайте, о каком рынке идет речь в следующем отрывке:
“В системе экономических отношений этот рынок занимает важное место. На нем сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на данном рынке, имеют ярко выраженный социально-экономический хаpaктер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны”.
5. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Рынок труда) запись в тетрадях и на доске.
- Как вы думаете, с какими понятиями можно связать рынок труда? (Труд, работа, безработица, оплата труда...)
- Как связаны между собой эти понятия? Что такое труд? Попробуем применить метод синквейна.
ТРУД
- Подберите ассоциации со словом труд, в форме 2-х или более прилагательных.(свободный, добровольный, безопасный, оплачиваемый, полезный...)
- Ассоциации со словом “труд” в форме 2-х или более глаголов.(обогащает, радует, удовлетворяет, самореализует...)
- Попробуйте вывести законченную мысль, умозаключение (только свободный труд может радовать, обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.
Учитель: Что же такое труд?
Труд- это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы, регулирующие труд. Главный из них – Конституция РФ.
6. Работа с документом. Работа в парах.
Перед вами лежит документ, в котором содержится статья 37 Конституции РФ. Прочтите и вместе с соседом по парте опишите основные принципы права на труд. Результаты обсуждения подчеркните в рабочих листах. (называют вслух принципы труда)
Конституция РФ, Статья 37
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
На экране схема:
7. Работа с текстом учебника.
Прочтите текст учебника на стр. 102 (2 абзац) и дайте ответ на вопросы: “Почему рынок труда называют вторичным? Что продается и покупается на рынке труда?”. Ответы запишите в рабочих листах.
Учитель: Что такое рынок труда? Это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.(записать в рабочем листе)
На рынке труда действует закон спроса и предложения. Основным рычагом на рынке труда выступает цена трудовых услуг, роль которой выполняет заработная плата. Уровень заработной платы является одним из основных факторов влияния на спрос и предложение на рынке труда.
Анализ текста учебника.
Прочтите текст учебника на стр. 105, 3 и 4 абзац, и запишите в рабочем листе факторы спроса и предложения на рынке труда
Факторы спроса: | Факторы предложения: |
Спрос на товары и услуги | уровень заработной платы |
Ставка заработной платы | благосостояние семьи |
Качество труда, производительность | престиж труда |
Применяемая технология | сложность труда |
Экономическая ситуация в стране | потребность в св. времени. |
На сегодняшнем уроке мы начали знакомство с рынком труда. На следующем мы продолжим и вы познакомитесь с понятиями “оплата труда”, “безработица”, “трудовой договор”, “резюме” и др.
8. Домашнее задание: п. 9, стр. 103-110, задание № 6, стр. 115 , Эссе по теме на стр. 116
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
28 03 2024 20:30:32
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
27 03 2024 11:27:12
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
26 03 2024 22:35:33
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
25 03 2024 21:19:57
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
24 03 2024 7:28:48
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
23 03 2024 18:56:22
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
22 03 2024 12:37:41
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
21 03 2024 17:22:14
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
20 03 2024 9:57:46
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
19 03 2024 8:13:21
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
18 03 2024 13:51:44
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
17 03 2024 0:29:28
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
16 03 2024 19:15:35
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
15 03 2024 6:48:36
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
14 03 2024 20:20:33
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
13 03 2024 4:29:20
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
12 03 2024 1:11:43
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
11 03 2024 11:14:39
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
10 03 2024 15:39:27
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
09 03 2024 22:26:17
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
08 03 2024 21:10:18
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
07 03 2024 8:40:30
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
06 03 2024 1:41:49
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
05 03 2024 1:53:42
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...
04 03 2024 17:43:13
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
03 03 2024 5:33:22
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
02 03 2024 14:38:39
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
01 03 2024 11:54:30
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
29 02 2024 11:35:33
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
28 02 2024 1:17:57
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
27 02 2024 17:21:20
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...
26 02 2024 5:56:13
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
25 02 2024 21:15:42
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...
23 02 2024 3:40:55
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
22 02 2024 18:43:44
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
21 02 2024 19:19:57
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
20 02 2024 9:36:45
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 02 2024 0:19:58
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
18 02 2024 3:39:33
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
17 02 2024 11:55:17
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
16 02 2024 19:41:44
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
14 02 2024 17:52:56
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
13 02 2024 20:26:25
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
12 02 2024 8:42:29
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
11 02 2024 6:50:30
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
10 02 2024 16:27:14
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
09 02 2024 1:52:27
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
08 02 2024 11:56:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::