Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"
Автор:
Ахметшин Ильдар Ахтамович,
ученик 10 класса
1. Введение.
Район «Сокол» является одним из престижных в Москве. О нём часто пишут в газетах, называют жителей «соколянами». На гербе районе изображена птица сокол. На геральдическом языке птица сокол символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. Сокол символ мудрости, смекалки и расторопности. Район Сокол имеет почти 700 летнюю богатую и интересную историю. С историей района Сокол связаны имена исторический деятелей России, выдающихся деятелей искусства и науки.
Мне нравится это гордое название. которое тесным образом связано с возникшим в 1920-х годах поселком Сокол, одним из самых интересных достопримечательностей района. Он представляет собой совершенно особую, ни на что не похожую часть столицы. Комплекс зданий посёлка является памятником архитектуры регионального значения. В посёлке Сокол жили: художник А. М. Герасимов, скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, актёр и режиссёр Р. Быков, график П. Я. Павлинов, изобретатель автоматического стрелкового оружия, генерал В. Г. Федоров, друг Льва Толстого и издатель его произведений, Владимир Чертков и многие другие.
Мы можем гордиться людьми, которые работали, жили и живут в районе Сокол- это династии творческой и научной интеллигенции, которые внесли свой вклад в культуру и науку нашей страны, защитили её в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Этот уникальный район Москвы мне очень дорог, ведь это моя малая Родина. Мне бы хотелось, чтобы как много больше моих сверстников и москвичей знали об этом уникальном уголке нашей Москвы.
Актуальность работы.
В последнее время в связи с фальсификацией западными странами истории нашей страны усиливается интерес к прошлому нашей Родины, к истории людей, которые внесли свой вклад в победу и в оборону страны.
Уже два года в Москве 9 мая по Красной площади проходит парад «Бесcмepтный полк», Военно-патриотические клубы Москвы ведут поисковые работы на местах сражений, находят останки солдат, погибших за Родину и их родственников.
Свою проектную работу я посвятил военной истории района Сокола, который имеет богатейшую историю, создав интеpaктивную экскурсию по военно-историческим достопримечательностям района.
Техническое задание
- Запрос администрации школы на создание экскурсии
- Поиск, сбор и систематизация информации
Методы:
- Изучение литературы и источников
- Анализ
- Обобщение
- Интервью
- Создание модели экскурсии
Методы:
- Сравнение
- Обсуждение результатов
Требование к проекту
- Возраст – от 14 лет
- Продолжительность пешеходной экскурсии – 90 минут
- Продолжительность интеpaктивной экскурсии – 30 минут
Этапы работы
- Этап 1
- Сбор информации
- Изучение автобиографий
- Обсуждение работы с советом ветеранов
- Этап 2
- Создание общего замысла
- Проpaбатывание объектов
- Создание модели
- Этап 3
- Проектирование экскурсии на основе модели
- Этап 4
- Пробное проведение экскурсии
- Доработка деталей
Новизна работы заключается в создании интеpaктивной и пешеходной экскурсии по району Сокол, систематизации материалов местных музеев и архивов, сведений из Интернета, открытии новых имён и событий.
2. Топонимика улиц района Сокол
На территории района Сокол насчитывается 35 улиц, три из которых названы в честь героев Отечественной войны.
2.1. Площадь Марины Михайловны Расковой, названная 14 января 1943 года в честь Героя Советского Союза лётчицы, погибшей 4 января 1943 года близ Саратова.
В 1938 году у качестве штурмана М.Раскова участвовала в установлении двух мировых мирового авиационного рекорда дальности. На самолёте АНТ-37 «Родина» (комaндир — В. С. Гризодубова, второй пилот П. Д. Осипенко) 24–25 сентября 1938 года совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток протяжённостью 6450 км.
За выполнение этого перелёта 2.11. 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года в городе Энгельс на Волге она сформировала авиaгpуппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы».
2.2. Улица Р.Зорге.
Названа в 1964 году в честь выдающегося разведчика, Героя Советского Союза, которого считают одним из выдающихся разведчиков ХХ столетия.
2.3. Улица И.В. Панфилова
Названа 9 мая 1960 года в память об Иване Васильевиче Панфилове (1893—1941) — военачальнике, Герое Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны комaндовал 316-й стрелковой дивизией, которая защищала подступы к Москве на Волоколамском направлении. Погиб в бою 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково.
В 2016 году на территории района Сокол было увековечено еще одно имя Героя Советского Союза Юрия Николаевича Зыкова.
Герой Советского Союза Юрий Николаевич Зыков.
1-я остановка
Наша экскурсия начинается у школы ГБОУ №149 имени Героя Советского Союза, заместителя комaндира эскадрильи 59-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старшего лейтенанта, Зыкова Юрия Николаевича. Сражался на Сталинградском и Белорусскомфронтах, участвовал в боях на Курской дуге и на Белорусском направлении. Совершил 175 боевых вылетов, уничтожил 18 вражеских самолётов на аэродромах, 40 танков, 2 железнодорожных эшелона и 20 цистерн с горючим, подавил 22 зенитно-артиллерийских точки.
9 мая 1965 года в школе был создан музей «За мир и счастье на Земле», первые экспонаты в музей передали родственники Ю.Н. Зыкова, которые жили на улице Левитана дом 24.
Материалы, о Ю.Н. Зыковке я получил от племянницы Ю.Н. Зыкова, Русаковой Е.В. (см.Приложение).
В 1995 году в посёлке Сокол был открыт скромный, но дорогой для каждого соколянина, монумент в память о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вот их имена: Сергeй Вальяжников, Алексей Волковский, Евгений Вольф, Владимир Галанин-Ткаль, Пётр Закалинский, Виктор Запорожец, Юрий Зыков, Василий Моргунов, Эдуард Мюллербег, Сергeй Никитин, Борис Панфилов, Сергeй Панфилов, Анатолий Прусс, Юрий Сахаров, Анатолий Терехов, Ге opгий Фёдоров, Осип Харсам, Владимир Худяков, Леонид Худяков, Никита Шимановский, Илья Шраг. Среди них Юрий Зыков – Герой Советского Союза.
2.4. Дубосековская улица
Своё название улица получила в 1966 году в память о кровопролитном бое 16 ноября 1941 года 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии у разъезда Дубосеково. Панфиловцы встали на пути немецкого, танкового батальона. И остановили его. Подвиг 28-и героев панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву.
На этой улице расположен крупнейший вуз России - Московский Авиационный институт, основанный 20 марта 1930 года.
2-я остановка - Волоколамское шоссе, д.3
3. Знаменитые выпускники Московского Авиационного института
К 1933 году было построено первое собственное здание института на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе, где основная территория вуза находится и сегодня.
В 1956—1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолётную и частично вертолётную технику, в аэрокосмический политехнический университет, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и paкетно-космической отрасли.
Выдающимися выпускником МАИ были:
3.1. Туполев Алексей Андреевич (1925 – 2001) – советский авиаконструктор, специалист в области самолетостроения и авиационной техники. Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964), академик АН СССР (1984). Принимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154.
3.2. Сергeй Капица. Сын великого отца, лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, он был физиком и математиком, ведущим телепередач, главным редактором журнала "В мире науки". Всю свою жизнь Сергeй Петрович популяризировал науку, с 1973 года был бессменным ведущим передачи "Очевидное-невероятное".
3.3. Светлана Савицкая. Первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый, единственная женщина, являющаяся дважды Героем Советского Союза.
3-я остановка развилка Волоколамского и Ленинградского шоссе
4. НПО Алмаз
4.1. Знаменитые учёные и конструкторы, создатели военной техники
Следующее объект нашей экскурсии – это дом 77, на развилке Волоколамского и Ленинградского щоссе – НПО Алмаз имени академика Расплетина.
Предприятия, собранные в концерн, разpaбатывают, производят и модернизируют зенитно-paкетное и радиолокационное оборудование и его компоненты. Основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона. С 1956 года на предприятии работал выдающийся российский конструктор paкетной техники, руководитель работ по созданию системы ЗРК " С-400" Триумф.; доктор технических наук, профессор, Леманский Александр Алексеевич.
Александр Алексеевич Леманский жил и учился в нашем районе, поэтому его имя носит щкола №1384.
В разные годы НПО Алмаз возглавляли А.А. Расплетин, С.А. Лавочкин – конструкторы с мировыми именами.
4-я остановка
4. «Генеральский дом»
Дом 75 по Ленинградскому проспекту (архитекторы П. Г. Стенюшин, К. С. Алабян) - один из самых знаменитых на Соколе. Долгое время здесь предоставляли жилье семьям высокопоставленных военных. В элитный дом можно было попасть только за заслуги перед собственной страной.
Дом в народе называют "Генеральским", сейчас он носит гордое звание "Дом воинской славы", т.к. известен он своими знаменитыми жителями. В доме в советское время проживало 6 маршалов и 362 генерала. В 60-е годы одновременно жили 39 Героев Советского Союза.
С 1950 г. по 1976 г. здесь проживал Катуков Михаил Ефимович (1900–1976) - маршал бронетанковых войск. Дважды Герой Советского Союза. Личность легендарная, прошел путь от солдата до маршала. На фасаде этого дома установлена мемориальная доска маршалу Катукову.
Маршал Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967), - полководец Великой Отечественной войны, Дважды Герой Советского Союза, Министр обороны (с 1957 по 1967 годы).
Генерал армии Алексей Семенович Жадов (1901-1977); Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст., Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, иностранными наградами. На фасаде этого дома установлена мемориальная доска.
Генерал-майор – Александр Васильевич Чапаев – сын легендарного героя Гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева.
Здесь же проживал самый титулованный советский тренер по хоккею с шайбой – Анатолий Владимирович Тарасов, который не только тренировал знаменитых спортсменов, но и обыкновенных дворовых мальчишек, а позже – и его дочь – выдающийся тренер по фигурному катанию на коньках – Татьяна Анатольевна Тарасова.
21-го февраля 2008 года на доме была открыта мемориальная доска Анатолию Владимировичу Тарасову - прославленному хоккейному тренеру.
Еще среди плеяды спортсменов, живших в доме, нельзя не упомянуть - Гомельский Александр Яковлевич - выдающийся советский баскетбольный тренер.
На углу Новопесчанной улицы и Ленинградского проспекта стоит длинный "сталинский" жилой дом с двойным номером №69-71.
6. Адмиральский дом
В народе этот дом иногда называют адмиральским, так как первоначально дом строился для Минморфлота, В декорации здания использована водная тематика: от морских коньков до якорей и штурвалов. Этот дом – один из самых красивых на Соколе, в котором жили: летчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Юмашев Андрей Борисович; летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Байдуков Ге opгий Филиппович.
Яковлев Александр Сергеевич авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник авиации.
На доме №69 по Ленинградскому проспекту, где многие десятилетия жил и работал известный авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и семи Государственных премий Александр Сергеевич Яковлев, установлена мемориальная доска. Под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.
За метро находится храм Всех Святых, построенный в 1733 году.
7. Военно-исторические мемориалы
5-я остановка - храм Всех Святых
7.1. Памятник истории федерального значения
Храм Всех Святых имеют богатейшую историю, которая отражает многовековое дружественное отношение России к Грузии.
На Всехсвятском погосте при храме генерал Петр Иванович Багратион, похоронил своего отца Ивана Александровича Багратиона и поставил на отцовской могиле скромный памятник. Надгробие с могилы отца Багратиона, относится к памятникам истории федерального значения.
В славную историю русского оружия князь П.И. Багратион вписал одну из самых блестящих страниц. За тридцать лет военной службы, принял участие в двадцати походах и ста пятидесяти сражениях, герой Отечественной войны 1812 года. Его военные заслуги были отмечены многими как русскими, так и иностранными наградами.
7.2. Мемориал "Примирения народов, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах"
На территории храма находится православный мемориал "Примирения народов, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах".
6-я остановка - Ленинградский парк
7.3.Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны
В Первую мировую войну 1914-1918 годов, близ Всехсвятской церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Великая княгиня Елизавета Федоровна, которой принадлежала идея об устройстве этого кладбища, взяла над ним официальное покровительство, ее поддержала Московская городская управа, приняв соответствующее решение в октябре 1914 года.
Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестер милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях. Открытие Братского кладбища состоялось 15 февраля 1915 года. На нем присутствовала Елизавета Федоровна. Около кладбища освятили часовню, где было совершено отпевание первых похороненных. Всего же здесь упокоились около 18 тысяч человек. В середине 1920-х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено.
1 августа 2004 года состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, приуроченная к 90-летию начала Первой мировой войны. 30 апреля 2015 года в часовне Спаса Преображения были перезахоронены останки великого князя Николая Николаевича Младшего и его супруги великой княгини Анастасии Николаевны.
Николая Николаевича Романов. Верховный Главнокомaндующий всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны (1914—1915 г.)
Если немного пройти в сторону посёлка художников, можно попасть на бывшее Арбатецкое кладбище, которое существовало ещё в XIX веке, тогда оно находилось на западной окраине села Всехсвятское.
7-я остановка М.Песчаный пер., 1
Сквер «Арбатец»
Сквер «Арбатец» расположен между улицей Алабяна и Малым Песчаным переулком. Бывшая территория воинского инвалидного кладбища «Арбатец» при Сергиево-Елизаветинском убежище для ветеранов русско-японской войны, основанное в 1907 г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1918 году убежище было закрыто, а в начале двадцатых годов частично уничтожено. Кладбище просуществовало до середины 60-x годов ХХ в. Сохранилось только одноэтажное кирпичное здание кладбищенской часовни, построенной по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1911 году.
В 1990-е годы родственники похороненных и общественные организации стали бороться за восстановление исторической справедливости и уважение к памяти погибших воинов.
Напротив часовни в М.Песчаный пер., 7. находится дом, в котором жил и работал конструктор автоматического оружия, генерал-лейтенант профессор Владимир Григорьевич Фёдоров.
Русский учёный Владимир Григорьевич Фёдоров (1874-1966) — конструктор оружия Российской империи и СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, Герой Труда.
В 1906 году В.Г. Фёдоров спроектировал свою первую автоматическую винтовку на базе трёхлинейной винтовки Мосина. В 1911—1913 годах сконструировал автоматические винтовки под штатный патрон калибра 7,62 мм и под 6,5 мм патрон. В 1916 году он переделал автоматические винтовки для ведения непрерывной стрельбы. Это ружьё - пулемёт получило название «автомат Фёдорова». Под его руководством и при непосредственном участии в творческом содружестве с талантливыми оружейниками В.А. Дегтярёвым, Г.С. Шпагиным в 1920-х годах были разработаны несколько образцов ручных, авиационных пулемётов образца 1922 и 1925 годов, ряд танковых пулемётов, лёгкий станковый и зенитный пулемёты, которые прошли путь от КБ до Берлина.
Презентация.
Заключение.
В нашей экскурсии мы познакомились с районом Москвы Сокол, на территории которого расположены военно-исторические мемориалы, памятники военной истории России. Это памятники величия и жертвенности российского народа.
На Соколе жили, работали и учились выдающиеся конструкторы, учёные, знаменитые лётчики, космонавты, маршалы, жизнь каждого из которых – это эпоха в истории страны. Надо помнить и гордиться этим историческим наследием.
«Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.
На них основано от века, по воле Бога самого
Самостоянье человека, залог величия его.»
А.С. Пушкин
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
18 03 2024 5:14:18
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...
17 03 2024 18:31:46
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
16 03 2024 22:33:55
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
15 03 2024 4:11:33
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
14 03 2024 3:53:47
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
13 03 2024 18:38:15
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
12 03 2024 23:54:31
Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
11 03 2024 14:49:44
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
10 03 2024 3:36:40
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
09 03 2024 8:17:35
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
08 03 2024 18:54:29
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
06 03 2024 23:33:19
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
05 03 2024 6:56:42
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
04 03 2024 20:43:23
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
03 03 2024 8:52:38
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
02 03 2024 0:21:28
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
01 03 2024 0:50:29
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
29 02 2024 12:51:59
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
28 02 2024 15:28:55
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
27 02 2024 9:35:37
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
26 02 2024 12:18:21
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
25 02 2024 9:16:50
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
24 02 2024 6:27:47
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...
23 02 2024 10:10:56
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...
22 02 2024 14:37:46
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
21 02 2024 15:26:47
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
20 02 2024 8:36:10
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
19 02 2024 8:39:36
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
18 02 2024 23:31:10
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
17 02 2024 5:15:41
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
16 02 2024 7:59:35
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
15 02 2024 0:37:10
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
14 02 2024 9:25:34
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
13 02 2024 15:24:23
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
12 02 2024 11:51:39
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...
11 02 2024 10:21:26
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
10 02 2024 16:59:13
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
09 02 2024 11:57:42
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
08 02 2024 20:26:49
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
07 02 2024 17:38:36
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
06 02 2024 20:28:42
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
05 02 2024 15:30:52
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
04 02 2024 17:28:41
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
03 02 2024 5:16:56
Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
02 02 2024 4:10:16
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
01 02 2024 14:31:31
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
31 01 2024 22:36:59
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
30 01 2024 8:47:36
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
29 01 2024 11:50:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::