Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Символика древних образов как основа первобытного искусства. Послание из глубины тысячелетий". 5-й класс
Цель урока: формирование эстетического отношения детей к первобытному искусству. Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся.
Задачи:
- Развитие творческого мышления в изучении многоплановых композиций.
- Знакомство с особенностями изображения человека в первобытном искусстве.
- Особенности графики на камне и кости.
- Побуждение интереса детей к истории искусств посредством интегрированных занятий.
- Повторение и закрепление пройденного материала.
Оборудование: музыка народа первобытного искусства; разноцветные мелки пастели и пастельная бумага.
Ход урока
1. Подготовительный этап
Учащиеся рассаживаются по комaндам
Учитель 1: Сегодня у нас с вами необычный интегрированный урок ИЗО и истории и его будут проводить два учителя.
Учитель 2: Мы с вами окунёмся в таинственный и загадочный мир первобытного человека, полный различных тайн и чудес.
Учитель 1: Итак, представьте, что мы с вами отправились в длительное путешествие и оказались в необычном таинственном месте.
- Показ видеофрагмента (пещера) - слайд - тайны пещер (Презентация 2)
Учитель 2: Вы уже поняли, что мы оказались в древней пещере.
Учитель 1: Давайте рассмотрим вопросы викторины «Историческая разминка». Ответы на вопросы помогут нам разобраться в устройстве жизни первобытного человека.
КОНКУРС «ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА» (Презентация 1, Приложение 3)
Он заключается в следующем: я задаю вам вопросы и предлагаю несколько вариантов ответа. Ваша задача написать ответ..
- Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в: (Восточной Африке )
- Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется…? (религией)
- Первобытные художники на стенах пещер изображали… (животных и птиц)
- В какой пещере в 1875 году были обнаружены первые рисунки древнего человека? (Альтамира)
- Назовите первые орудия труда первобытного человека? (Палка-копалка, каменный топор, рубило, копьё, гарпун,)
- Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте можно, если предварительно …
- Так какие действия совершали охотники? - изображение животных поразить копьем
- Коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался… - родовая община
- Изготовленные из камня, глины или дерева изображения духов-защитников селения? - Идолы
- Почему в могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни - верили в продолжение жизни в «стране мертвых »;
- Главное отличие древнейших людей от животных: - умение изготовлять орудия труда
- Первобытные люди шили себе первую одежду из…? - звериных шкур
Учитель 2: Молодцы! Вы показали хорошие знания истории. Посмотрите, в пещере куда вы попали найдены артефакты. Только правильно расшифровав эти артефакты, вы сможете узнать тайну ее обитателей.
Учитель 1: Группа археологов-первооткрывателей из каждой комaнды (по 1 чел.) получают артефакты.Вам необходимо расшифровать и обработать полученный материал. В конце урока вы представите свою работу.
КОНКУРС «По следам первобытных художников» комaнда №1
Один из африканских народов – эве – создал специальное рисунчатое письмо для записи своих пословиц.
Шаг 1. Прочитай пословицы.
Шаг 2. Зашифруй пословицы с помощью рисунков.
Шаг 3. На отдельном листе изобразите в стиле наскального рисунка расшифровку последней пословице.Работая цветными карандашами или пастелью, пользуйтесь красно-коричневыми, охристо-желтыми и черным цветом.
КОНКУРС «По следам первобытных художников»
Рисунчатое письмо | Пословица |
|
Куда иголка, туда и нитка. |
|
Маленькая иголка сшивает большие полотнища |
|
Два медведя в одной берлоге не уживутся |
|
Что написано пером – не вырубишь топором. |
|
Своя рубашка ближе к телу |
На отдельном листе |
Мой дом — моя крепость. |
КОНКУРС “По следам дикого зверя”. Комaнда №2 (Приложение 4)
Перед вами – ребус В нём спрятаны 15 слов, относящихся к ледниковому периоду и к первобытному человеку вообще. Среди этих слов есть названия 7 животных.
Шаг 1. Найти и выписать названия животных п предметов быта (орудий труда).
Шаг2. Выбрать одного из животных.
Шаг 3. На отдельном листе выполнить рисунок этого животного, подражая первым художникам. Работая цветными карандашами или пастелью, пользуйтесь красно-коричневыми, охристо-желтыми и черным цветом.
Конкурс “Охотники”. Комaнда №3
Как вы знаете, главной заботой каждого обитателя пещеры – мужчины, женщины или ребёнка – было добывание пищи. Женщины и дети могли целый день бродить в поисках пропитания. Они собирали птичьи яйца, ловили маленьких животных, таких как ящерицы, собирали орехи и ягоды. Если охотники убивали, какое-нибудь большое животное (бизона, носорога, зубра, оленя или лошадь), то еды хватало для всех.
ЗАДАНИЕ: Первобытный художник с помощью рисунков-пиктограмм рассказал маленькую историю об одном дне охотника. (см. пособие А.В. Вачьянц «Семь чудес древнего мира. Вариации прекрасного. М.: Айрис – пресс, 2004, стр. 44)
Шаг 1.Расшифруй пиктограмму и запиши рассказ.
Шаг 2. На отдельном листе изобразите в стиле наскального рисунка главного героя этого рассказа.Работая цветными карандашами или пастелью, пользуйтесь красно-коричневыми, охристо-желтыми и черным цветом.
Итог. На доске вывешиваются результаты работы. Каждая комaнда кратко рассказывает о них.
Учитель: Ребята, вот и подошло к завершению наше путешествие. На память нам остаются рисунки, которые мы видели в пещере «древнего художника».
Спасибо за активное участие. До новых встреч.
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
18 03 2024 12:40:38
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
17 03 2024 11:44:32
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
16 03 2024 6:27:59
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
15 03 2024 23:37:49
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
14 03 2024 2:56:39
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
13 03 2024 4:18:47
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
12 03 2024 4:40:14
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
11 03 2024 7:52:20
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
10 03 2024 17:22:23
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
09 03 2024 7:19:32
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
08 03 2024 8:14:29
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
07 03 2024 12:38:16
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
06 03 2024 16:43:14
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
05 03 2024 14:43:23
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
04 03 2024 7:48:23
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
03 03 2024 3:21:36
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
02 03 2024 11:34:46
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
01 03 2024 17:53:22
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
29 02 2024 19:22:25
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
28 02 2024 9:54:26
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
27 02 2024 5:54:59
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
26 02 2024 13:14:17
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
25 02 2024 0:26:35
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
24 02 2024 20:31:24
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
23 02 2024 22:53:14
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
22 02 2024 9:40:22
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
21 02 2024 0:10:39
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
20 02 2024 18:24:37
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
19 02 2024 18:19:36
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
18 02 2024 5:59:28
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...
17 02 2024 0:28:24
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
16 02 2024 18:42:27
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
15 02 2024 2:53:54
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
14 02 2024 11:22:42
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
13 02 2024 2:52:54
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...
12 02 2024 18:56:36
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
11 02 2024 15:11:43
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
10 02 2024 2:16:33
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
09 02 2024 10:37:47
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
08 02 2024 9:55:30
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
07 02 2024 0:51:30
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
06 02 2024 6:22:56
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
05 02 2024 21:35:25
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
04 02 2024 18:25:27
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
03 02 2024 12:34:38
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
02 02 2024 4:32:27
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...
01 02 2024 7:58:51
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
31 01 2024 22:57:46
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
30 01 2024 18:44:39
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...
29 01 2024 14:30:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::