Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории
Современные педагоги-пpaктики отмечают, что за последнее десятилетие в мировоззрении школьника произошли серьезные изменения. Связано это, в первую очередь, с переменами в окружающей социокультурной среде. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. С другой стороны, сами школьники, понимая важность самоопределения в жизни, ждут от педагога помощи в приобретении навыков и умений по адаптации к стремительно меняющемуся окружающему миру. Поэтому образование, как и столетие назад, находится в стадии реформирования.
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Согласно ей учебный процесс обязательно должен носить хаpaктер субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик - субъектом деятельности учения. Обучение в школе - это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества, сотворчества. Теория педагогики сотрудничества разpaбатывалась Марией Монтессори, Селестеном Френе. Данная технология привлекательна еще и тем, что позволяет органично соединить элементы других педагогических технологий, а именно:
- технологию дифференцированного обучения, индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая);
- гуманно-личностную технологию (Ш.А.Амоношвили);
- теории и технологии развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова).
Главное в этих технологиях — это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием.
Сегодня учитель стремится к диалогу с учениками, обмену мнениями. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Сюда относятся вопросы и задания, которые предлагают учащимся высказать свою точку зрения: “Дайте оценку...”, “Выскажите мнение...”, “Согласны ли вы...?” Надо дать возможность каждому ученику реализовать себя, формулируя вопросы разной степени сложности.
Новая социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. В обществе возникла потребность не только в знающих и умелых людях, но и в таких, которые способны ставить и решать самостоятельно новые проблемы. Ученые и пpaктики убеждены, что для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, философско-методологической парадигмы. Инновационное обучение призвано снять основное противоречие традиционного обучения, состоящее в недооценке ведущей роли субъектов образования, приоритете знаний над умениями их продуктивного использования, недооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты.
Помимо предоставления учащимся определенной суммы знаний, у современной школы есть еще одна не менее важная задача - научить мыслить самостоятельно людей, вступающих в новую жизнь. Навыки получения новых знаний, логического мышления, вычлeнения из потока информации смыслового содержимого и получения на основе этого новой информации — вот, далеко не полный перечень того, что требуется привить учащимся.
Сюда же можно отнести общую проблему образования, состоящую в том, что ученики, хорошо запоминающие новые сведения, и способные наизусть процитировать параграфы учебника, далеко не всегда способны применить полученные знания на пpaктике, приложить их к конкретной исторической ситуации. Необходимость решить, какой из полученных ими при обучении инструментов надо применить в конкретных условиях приводит их в замешательство.
Эти проблемы оказывают сильное воздействие на оценивание знаний обучаемых и их самооценивание, что, в свою очередь, влияет и на качество полученных знаний.
Одним из методов позволяющим решить задачу адекватного оценивания знании обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Традиционно их подразделяют на образные, логические и оценочные.
Образное задание - это такое, которое помогает обучающимся воссоздать, например, историческое прошлое в образах и оперировать ими. В каждом конкретном случае общие требования к образным заданиям дополняются более точными, вытекающими из своеобразия темы и формы задания.
Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстpaктно -логического мышления.
Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам. Познавательная задача - это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с фактическим материалом. Эти задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности слушателей. Задачи - прогнозы направлены на умение выстраивать причинно -следственные связи и аргументировано обозначать конечный результат. Задания - альтернативы требуют аргументированного выбора. Задания -дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе нескольких точек зрения. В задании - противоречии сталкиваются новые знания со старыми. В заданиях - размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности. Упражнения - это задания на манипуляцию и оперирование терминами, понятиями, названиями по предмету. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу.
Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.
Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.
Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
От оценок одноуровневого плана, симпатий и антипатии к историческим деятелям, школьники должны постепенно переходить к аргументации противоположных оценок событий, раскрытию мотивов и ценностных ориентации, выявлению критериев, лежащих в основе оценочной деятельности.
Полученные навыки и умения будут способствовать грамотной и всесторонней оценке реалий современного мира.
Уровень сложности заданий должен варьироваться от самых простых до наиболее сложных, в зависимости от степени подготовки учащегося и его самооценки своих знаний. В одном случае это может быть выбор нужного варианта ответа из нескольких, или даже такая постановка вопроса, в которой уже имеется в значительной части ответ на него. В другом случае это может быть необходимость самостоятельно выявить проблему и найти способ её решения, оперируя всем багажом полученных знаний. Зачастую ученик сам мог бы выбирать, задачу какого уровня сложности он считает приемлемой для себя. Естественно оценивание решения заданий разного уровня сложности тоже должно быть разным. При этом должна присутствовать общая тенденция к постепенному усложнению заданий для конкретного ученика с ростом его знаний и умений.
Бурное развитие в последние десятилетия науки об информации, средствах, методах и алгоритмах ее обработки, сделало возможным (и перспективным) применение ее инструментов для организации учебного процесса, повышения его результативности, развития творческих и аналитических умений учащихся, сделать оптимальным и эффективным усвоение знаний в эпоху информационного бума Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.
В этих условиях повышается значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории, так как она аккумулирует социальный опыт человечества. Все большее значение приобретают оценочные суждения, умение давать социально-экономическую оценку приобретенным знаниям.
Что такое оценочные суждения?
Зачем нужны оценочные суждения?
Это нравственные умения. Они формируют ответственного человека. Давая оценку, ученик несет за нее ответственность, он сам отбирает факты, анализирует их, делает выводы, формирует свою точку зрения и защищает ее.
Однако , тут существует много проблем:
- учащиеся стараются дать оценку, без опоры на факты, не доказывая свою позицию;
- стремятся ограничиться незначительным числом фактов;
- утверждают, что такое задание им не по силам и они не могут дать оценку и подобрать необходимые факты.
На уроке “Внешняя политика в СССР в середине 50-х - 80-х гг.” учащимся было предложено дать оценку внешней политики СССР в этот период. Для того, чтобы старшеклассники смогли выполнить это задание, были созданы творческие группы, каждая из которых получила свое задание: проанализировать одно из значимых событий внешней политики СССР в 50-е – 80-е годы:
- Венгерский кризис 1956 г.
- Берлинский кризис 1959 г.
- Карибский кризис 1962 г.
- Чехословацкий кризис 1968 г.
Эти события необходимо было рассмотреть с различных точек зрения, опираясь на документы. Каждый документ нужно было внимательно изучить, согласно следующему алгоритму:
- Внимательно прочитайте документ.
- Начните обдумывать данные в документе факты и определите, что они дают для ответа на ваши вопросы.
- Если в документе мало данных, вспомните, что вы знаете ещё по вашему вопросу и как это может вам помочь.
- Если из вашего документа можно выбрать факты для разных доказательств, сформулируйте все возможные варианты, даже если они противоречат друг другу.
Понимая, что оценка должна быть разносторонней, ответственной и продуманной, необходимо учитывать некоторые правила
- Не ограничивайтесь работой с одним документом.
- Необходимо привлекать документы различного содержания:
- исторические хаpaктеристики;
- материалы прессы;
- мнения очевидцев.
Работа в творческих группах осуществляется, как опережающая задание к уроку. В ходе урока старшеклассники знакомятся с Программой мира 1971-81 гг., предложенную СССР:
- запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;
- ядерное разоружение всех государств, обладающих им;
- прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия;
- ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;
- обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;
- обеспечение свободы и независимости народов мира;
- углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.
Учащимся предлагается оценить её в теории и на пpaктике.
в результате анализа они приходят к выводу о том, что во II половине 50-х – нач. 80-х гг. международная обстановка хаpaктеризовалась тенденцией к разрядке напряжённости, которая была неустойчивой. Руководство СССР в своей внешней политике допускало ряд действий, которые не способствовали укреплению доверия к СССР и потеплению международного климата, что позволило втянуть страну в бесперспективную и дорогостоящую гонку вооружений. Возвращаясь, в конце урока, к заданию, которое было предложено, учащимся предлагается оценить факты внешней политики СССР в 60-е – 80-е г.г. и выбрать те, которые хаpaктеризуют её позитивно. Вот пример такого задания:
Оцените факты и выберите те, которые позитивно хаpaктеризуют советскую внешнюю политику в 60-х–80-х гг.
- Размещение на Кубе советских paкет с ядерными боеголовками (1962 г.);
- Возведение стены вокруг западного Берлина и установление контрольно-пропускных пунктов (1961 г.);
- Провозглашение Программы мира (1971-1981 гг.);
- Введение советских войск в Чехословакию (1968 г.);
- Соглашение по ограничению гонки вооружений;
- Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (1979 г.);
- Введение советских войск в Афганистан (1979 г.);
- Решение о размещении paкет среднего радиуса действия в Европе (70-е гг.);
- Поддержка режимов Иpaка и Ливии.
- Советско0американская космическая программа “Союз-Аполлон”;
- Запрет испытаний ядерного оружия в воде, в воздухе;
- Договор о противоpaкетной обороне.
Это задание учащиеся выполняют индивидуально или в мини-группах по 2 человека.
последующая проверка задания показала, что учащиеся справились успешно. Прочность запоминания оказалась более продолжительной и глубокой, чем в тех случаях, когда урок проводился без предварительного задания и индивидуальной работы учащихся в творческих группах по подбору и анализу фактов.
Таки образом, работа по формированию оценочных суждений старшеклассников имеет важное пpaктическое значение и способствует более глубокому усвоению знаний.
Литература:
- Грановская Р., Крижанскщ Ю. Творчество и преодоление стереотипов. Санкт-Петербург. 1999г.
- Давыдов В. Б. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.
- Змеев С.И. Основы андрогогики. М.: Флинта. Наука. 1994г.
- Занков Л. Б. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996.
- Панасюк В Л. Школа и качество - выбор будущего. Санкт-Петербург: КАРО. 2003г.
- Рабочая книга андролога. Под ред. С.Г.Вершлошяшго. Санrт-Петербург. 1998г.
- Социализация взрослых. Под ред. С.Г.Вершловского. Санкт-Петербург. 2002г.
- Федоров Б.И. и др. Элементы логической культуры. Учебное пособие для старших классов общеобразовательной школы. Санкт-Петербург, “Иван Федоров”. 2001г.
- Федоров Б. И . Алгоритмы обучения, — М.: Просвещение, 2004.
- Арьяева Л..В. Пленова Т.Ф., Федотова Е.Ю. “Для чего учить?”, Санкт-Петербург, 2005г.
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории. М:Просвещение, 1987.
- Лернер И.Я. задания для самостоятельной работы по истории СССР 8 класс. М:Просвещение, 1988.
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
02 10 2023 22:22:10
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
30 09 2023 7:27:19
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
29 09 2023 8:22:21
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
28 09 2023 8:28:57
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
27 09 2023 14:59:31
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
26 09 2023 8:11:55
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
25 09 2023 19:59:14
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
24 09 2023 12:39:55
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
23 09 2023 3:25:39
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
22 09 2023 12:15:35

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
21 09 2023 1:12:44
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
20 09 2023 5:39:14
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
19 09 2023 22:27:16
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
18 09 2023 0:32:32
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
17 09 2023 11:44:12
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
16 09 2023 10:41:34
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
15 09 2023 11:50:44
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
14 09 2023 1:22:37
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
13 09 2023 21:50:31
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
12 09 2023 8:57:35
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
11 09 2023 4:28:53
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
10 09 2023 11:29:43
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
09 09 2023 19:26:24
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
08 09 2023 19:19:41
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
07 09 2023 12:16:49
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
06 09 2023 5:18:36
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
05 09 2023 10:56:36
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
04 09 2023 12:14:27
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
03 09 2023 1:28:56
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
02 09 2023 2:38:19
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
01 09 2023 4:16:10
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
31 08 2023 4:19:31
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
30 08 2023 0:59:55
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
29 08 2023 6:28:29
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
28 08 2023 4:34:52
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
27 08 2023 11:19:43
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
26 08 2023 21:23:33
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
25 08 2023 17:16:16
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
24 08 2023 22:49:22
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения.
...
23 08 2023 18:48:59
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
22 08 2023 9:19:54
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя.
...
21 08 2023 5:59:50

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
20 08 2023 14:26:54
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
19 08 2023 4:26:14
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
18 08 2023 7:30:18
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
17 08 2023 2:17:21
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
16 08 2023 10:47:36
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
15 08 2023 11:21:32
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
14 08 2023 4:21:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::