Урок истории в 3-м классе по теме: "Петр Великий"
Цели:
- дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
- расширить представление о значении этих преобразований для современников;
- способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изученного материала;
- развивать монологическую речь;
- стимулировать индивидуальную и групповую активность, самостоятельностьмышления;
- воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения, соблюдать правила поведения.
Оборудование: портрет Петра I, фрагменты из кинофильма “Петр I”, карточки с заданиями, схема “реки времени”, музыкальная запись фрагмента “Бородинские ворота” Мусоргского.
1. Оргмомент
Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет очень трудно, так как мы с вами отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”.
- Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
2. Актуализация знаний
Учитель: Прежде, необходимо помочь Анюте и Илюше выполнить задание. Поможем? Работать, ребята, будем в группах. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат конверты с заданиями. Достаньте задания №1, и помогите установить последовательность событий.
Создание народного ополчения | Изгнание поляков из России | Избрание царем Михаила Романова | ||
Избрание царем Бориса Годунова | Появление Лжедмитрия I |
Самопроверка.
Учитель: Сравните свои ответы с ответами на экране.
Какое из этих исторических событий вам особенно понравилось (высказывания детей)
Обобщение учителя: Да, ребята, правление каждого царя имело свои особенности. Сегодня мы познакомимся с правлением еще одного российского государя.
3. Формирование новых понятий
1. “Яркое пятно”
Учитель: Представьте себе великана, без малого трех аршин. Он был так силен, что мог свернуть трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.
- О ком идет речь? Хотелось бы вам узнать имя этого царевича? (если дети не отвечают, обращаемся к учебнику).
Учитель: Открывайте учебник на странице 27. Посмотрите, как еще называли Петра 1?
- Какова тема урока?
(на экране появляется тема урока “Петр Великий” и портрет)
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие.
2. Чтение по учебнику, после чтения задаются вопросы.
- Что за город решил построить Петр I?
- Зачем нужен был этот город?
- Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С. Пушкина (читает подготовленный ученик).
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Учитель: Выражение “В Европу прорубить окно”, - как вы понимаете? (Высказывания детей)
- Как оно связано с нашим уроком?
Можем мы уже сказать почему Петра I назвали Великим?
Хотелось бы узнать?
Задание: обращение к “реке времени” (страница 26).
Учитель: Давайте найдем имя этого царя на “реке времени”
Дети: Петр I.
Учитель: Внимательно посмотрите на “реку времени” и скажите, в каком году Петр 1 вступил на престол?
Дети: В 1682 году.
Учитель: Ребята, Петру I в это время было всего 10 лет.
- Что произошло с течением “реки времени”?
Дети: Река ударилась о скалу и изменила свое направление.
Учитель: Наша задача с вами узнать почему “река времени” сделала поворот?
- Как называется следующий прямой участок реки?
Дети: Российская империя.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, слова на экране.
“Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе”
Учитель: Благодаря чему Россия стала одним из сильнейших государств в Европе?
Дети: Благодаря преобразованиям.
Учитель: Как вы понимаете слово “преобразования”? (высказывания детей)
Учитель: А мы с вами знаем, какие преобразования он сделал?
Дети: Нет, не знаем.
Учитель: Значит, о чем мы с вами будем говорить?
Дети: О преобразованиях.
Работа с учебником (страница 27)
Учитель: Какие же преобразования провел Петр I?
Дети: Перт I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.
Учитель: Петр I был правителем, а еще кем?
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Петр I”
(после просмотра)
- Что еще нового узнали о Петре I? (Высказывания детей)
Учитель: Переверните страницу учебника. Какой материал помещен?
- Что такое реформа? (Высказывания детей)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации и прочитайте подписи.
- Какое слово вас настораживает?
Дети: Насильственно.
Учитель: Как вы понимаете это слово?
- Раз реформы проводились насильственно, значит не так все просто.
- Какие реформы вы видите?
Дети: создание армии, строительство заводов, создание флота.
Учитель: Благодаря чему России превратилась в одну из сильнейших государств в Европе?
Дети: Благодаря преобразованиям Петра I.
Учитель: Какими еще делами прославился Петр Великий мы узнаем, выполнив задание №2.
- Достаньте из конвертов задание №2.
1 группа работает по учебнику стр.29 (все вопросы на экране)
Готовит ответы на вопросы:
С какой целью Петр I начал войну?
Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
Под каким флагом громили шведский флот?
группа работает по учебнику стр. 30.
Вопросы:
1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?
группа работает по учебнику стр.31.
Кем стал Петр I по окончанию войны? А Россия?
Настали ли новые времена для России?
Кому был установлен памятник на берегу Невы?
Для чего была основана Академия наук?
Учитель: Какими делами прославился Петр Великий? (ответы учащихся, на поставленные вопросы)
4. Первичное закрепление
Учитель: Откройте рабочую тетрадь на странице 25, задание 44.
Самостоятельная работа.
Проверка (учащийся зачитывает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение учащихся).
5. Итог урока
Учитель: А теперь мы вернемся к главным вопросам, которые мы поставили на уроке (вопросы на экране).
- За что Петр I назвали Великим? (высказывания детей)
- Почему “река времени” сделала поворот?
Вывод учителя о значимости фигуры Петра I для России.
Выдающаяся роль в осуществлении
преобразований в России принадлежит Петру I. Этот
человек обладал глубоким и дальновидным умом,
целеустремленностью, решительностью, твердой
волей. Петр I был предан России, верил в ее
гигантские возможности. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход (прорубила окно) в Европу. Россия стала великой державой. |
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Как оцениваете свое участие в уроке?
- А есть ли среди вас те, кто не в полной мере удовлетворен своей работой? Почему?
Учитель: Не отчаивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующем уроке.
Домашнее задание.
Учебник стр.26-31, вопросы.
Постарайтесь найти материал о других реформах.
Желающие могут составить 2-3 вопроса по данной теме.
Учитель: Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. Нужно помнить, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
Приложение
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
22 03 2023 9:32:39
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
21 03 2023 0:14:27
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
20 03 2023 4:38:46
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
19 03 2023 13:39:50
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
18 03 2023 22:27:30
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
17 03 2023 8:19:25
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
16 03 2023 21:13:22
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
15 03 2023 14:50:22
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения.
...
14 03 2023 7:13:26
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
13 03 2023 18:41:43
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
...
12 03 2023 15:11:38
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
11 03 2023 14:15:50
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
10 03 2023 20:34:12
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
09 03 2023 10:16:25
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
08 03 2023 23:28:33
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
07 03 2023 21:32:21
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
06 03 2023 5:34:20
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
05 03 2023 12:51:30

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
04 03 2023 11:49:52
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства.
...
03 03 2023 10:30:25
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
02 03 2023 21:39:39
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
01 03 2023 5:52:42
Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....
28 02 2023 23:14:35
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
27 02 2023 22:42:27
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
26 02 2023 10:42:46
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
25 02 2023 4:10:33
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
24 02 2023 5:50:26
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
23 02 2023 20:23:17
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
22 02 2023 3:23:49
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
20 02 2023 14:11:46
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
19 02 2023 17:43:32
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
18 02 2023 12:58:51
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
17 02 2023 7:27:41
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
16 02 2023 0:55:31
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
15 02 2023 7:28:44
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
14 02 2023 9:20:52
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
13 02 2023 3:18:30
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
12 02 2023 20:42:10
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
11 02 2023 1:40:15
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
10 02 2023 11:24:13
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
09 02 2023 3:35:53
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
08 02 2023 12:18:35
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
07 02 2023 6:23:24
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
06 02 2023 1:59:15
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
05 02 2023 21:17:10
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
04 02 2023 14:51:45
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
03 02 2023 18:57:24
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
02 02 2023 21:36:39
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
01 02 2023 20:29:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::