Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"
Цели урока:
Обучающие:
– обобщение знаний по теме “Подвиг народа в ВОВ”;
– показать роль женщины в войне;
– познакомить учащихся с судьбами и деятельностью женщин, внесших вклад в победу.
Развивающие:
– формирование навыков сопоставления и сравнения, выделение главного в материале;
– совершенствовать коммуникативные умения: грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; давать ответы.
Воспитательные:
– формирование гармонически развитой личности, гражданина и патриота;
– формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия; гордости за своих соотечественников и их мужество.
Оборудование:
1. Фонограмма “Навечно в памяти” (минута молчания).
2. Фонограмма “Священная война”.
3. Книжная выставка.
В огне рожденное слово.
“Женское лицо” войны народной,
войны священной.
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на cмepть и повстречались с ней.
В родных краях иль на чужой сторонке.
А. Твардовский
Воспаленной губой припади и попей
Из реки по имени факт…
В. Маяковский
ХОД УРОКА
1-я страница
1941–1945.
“Вставай страна огромная, Вставай на cмepтный
бой…”
Звучит фонограмма с минутой молчания.
Под затухающие звуки Кремлевских курантов учитель истории начинает вступительное слово по теме “Подвиг советского народа в ВОВ”.
- Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов Советского союза. На нашу страну обрушилась хорошо отлаженная военно-экономическая машина гитлеровской Германии. Идеология гитлеризма представляла cмepтельную угрозу для всех народов нашей страны, для всего человечества. Народы СССР внесли решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спасли мир от угрозы тотального порабощения.
Парадокс истории состоял в том, что народ вступивший в борьбу с бесчеловечным, агрессивным гитлеризмом, сам жил в условиях, приносившего страдания миллионам людей. Но выбор, который был сделан народом в июне 1941 года был выбором не в защиту сталинского режима. Это был выбор в защиту независимости Родины.
Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившая страну. Именно народ выдвинул плеяду прославленных маршалов, комaндиров, за которым шел в бой и побеждает врага на полях сражений.
В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла особую роль. Все лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать свое место в общем строю.
Звучит фонограмма с песней “Священная война”.
2-я страница
“Женское лицо” войны священной.
Под стухающие аккорды “Священной войны” вступает в разговор учитель литературы:
– Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше постигаем бесcмepтный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесенную на алтарь победы. Низкий наш поклон женщине державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами. Сегодня мы будем говорить о женщинах, которые наравне с мужчинами добывали победу. Ведь на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасла, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”. Бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”. Женщина убивала, она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
– Вспомните, пожалуйста, ребята, какие книги вы читали, какие кинофильмы видели об участии советских женщин в войне 1941–1945 годов.
Ответы учащихся.
В классе ведущие, чтецы.
1 ведущий:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.
2 ведущий: “Не женская это доля, убивать”, – скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: “Я, Софья Кунцева, пришла в Берлин, чтобы убить войну”.
1 ведущий: Среди женщин фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты, десантницы, шоферы, пекари, повара, партизанки и подпольщицы.
2 ведущий: Были среди дeвyшек и комс opги танкового батальона, и механики, водители тяжелых танков, а в пехоте- комaндиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова “танкист”, “пехотинец”, “автоматчик” нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
1 чтец:
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
1 ведущий: Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало на войне.
Сегодня мы знакомим вас с героинями повести Св. Алексеевич “У войны – не женское лицо” и лирической героиней стихов Ю.Друниной.
2 ведущий: Рассказывает биографию Ю.В.Друниной.
3 ведущий: Итак, перед вами предстанут не вымышленные герои, а настоящие участники Великой и страшной войны. И они расскажут о себе.
Тот же двор,
Та же дверь,
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом.
Та же самая тетя Лена
Суетится возле пальто.
В класс вошла,
За парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
X+Y=Z
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш
Встала дeвoчка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Звучит мелодия “До свидания, мальчики”.
3-я страница
“У войны не женское лицо”
Ведущий: Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева.
“Девятого июня 41 года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война. В сорок втором году добровольно пошла, работать в госпиталь. Это был очень большой фронтовой госпиталь. Бои шли тогда жестокие, раненых было очень много. Меня поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро, и надо подать завтpaк, а мы ещё раздаём ужин. Через несколько месяцев ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. Двадцать месяцев меня никто не подменял. Левая нога, опухшая до колена, забинтована. Сейчас всё восстановлено, всё утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня и Сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала.”
Чтец:
Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, cмepть…
Только б дотащили до санбата!
Не терять сознание! Не сметь!А с носилок свешивались косы-
Для чего их, Дypa, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла…Ничего! Мне только восемнадцать.
Я ещё не кончила войну.
Мне ещё к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну!
Ведущий: Рассказывает Мария Петровна Смирнова, награждённая высшим знаком Международного Красного Креста.
“Родилась и выросла в Одесской области. В 41-м году окончила 10-й класс. Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат – отправили домой. Ещё дважды ходила туда и получила отказ. На фронт ушла без всякой повестки.
Когда впервые увидела раненного, упала в обморок. Потом привыкла.… Через 10 дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязала сама. 25 декабря 1942 года наша дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду, немцы решили её во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад, на ничейной земле остался раненный лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли 2 овчарки санитарки (я их тогда впервые увидела), но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, встала во весь рост, сначала тихо, а потом всё громче запела нашу любимую довоенную песню “Я на подвиг тебя провожала”. Умолкло всё с обоих сторон и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки–волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: “только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют”. Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших. Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон.”
Чтец:
Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять.
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Cмepть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодец сестра!” –
Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя –
Старшина, родная, как я рад,
Что опять осталась ты живою!
Ведущий: Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Она вспоминает:
“Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут – и атака. Тебя начинает трясти… но это до первого выстрела. А как услышишь комaнду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь тебе страшно. Только тогда до сознания доходит, что тебя могло убить.”
Ведущий: Трудно вспоминать о пережитом на фронте. Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для своей книги, встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет:
“Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь что уйдешь, а они будут пить успокоительное”.
Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их неженской, нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: “Каким же надо быть, чтобы все это вынести?”
И всё же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей и дочерей.”
Чтец:
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет дeвoчка от бессилья,
Задыхается: “Не могу!”
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет …
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет).
Отлежишься. Обдует ветром.
Станет легче дышать чуть – чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и cмepтью грани –
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасешь.
Он вернется из лазарета,
Снова ты обманула cмepть.
И одно лишь сознанье это
Всю – то жизнь тебя будет греть.
Учитель истории:
– Сейчас вы познакомились с творчеством поэтессы – фронтовички Ю. Друниной и героинями повести С. Алексиевич, а что вы ещё можете добавить о развитии культуры в годы войны.
Работа с классом: ответы учащихся.
– Лучшие образцы культуры ясно показывают, что сознание народа в годы войны начало избавляться от гнетущей казенной пропаганды, что в войне побеждает человек, самостоятельно мыслящий, человек независимых суждений, поступков. Конечно цена Победы неизмеримо больше, горше судеб этих женщин. Советский Союз одержал победу, но какой ценой.
4-я страница
“Цена Победы”
Звучит песня “Мы за ценой не постоим”.
Работа с документом: “Цена победы”.
Документ расположен на доске, все цифры записываются учащимися в тетради.
Цена войны
По официальным сообщениям СССР,
на его территории было разрушено и уничтожено
1700 городов
70000 селений
31 135 фабрик и заводов
1975 церквей и часовен
1135 шахт и угольных копей
99 876 совхозов и колхозов
44 000 библиотек и театров
84 000 школ и лечебниц
186 000 тpaкторов и комбайнов
64 000 км железнодорожного полотна
144 000 км телеграфной линии
48 % электроэнергии
74 % железа
55 % стали
7 000 000 лошадей
57 000 000 голов крупного и мелкого скота
25 000 000 людей осталось без крова
Потери населения СССР
за время второй мировой войны
И.Сталин заявил, что они равнялись 7 млн.
Н. Хрущев говорил о 20 миллионах погибших.
В докладе М.Горбачева в мае 1990 года прозвучало: “Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей”.
Однако есть основания считать, что они были значительно большими.
К началу войны население ССР составило 197 100 000 человек.
Естественный прирост населения за 1941–1945 гг. 15 400 000 человек
К 1946 году население СССР должно было равняться 212 500 000 человек.
Однако в это время оно равнялось лишь 168 500 000 человек.
Следовательно, потери населения за время войны 44 000 000 человек.
– Последствия войны еще долго будут отзываться в сердцах настоящих и будущих околений. Конечно с годами возможна переоценка тех или иных событий войны, уточнение числа потерь, материальных затрат, но никогда нельзя допускать упрощенного взгляда на итоги кровавой битвы, девальвации подвига советского народа, вынесшего все тяжелейшие испытания войной.
Подведение итогов урока
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
20 03 2023 1:18:59
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
19 03 2023 1:53:43
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
18 03 2023 4:45:10
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
...
17 03 2023 11:48:30
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
16 03 2023 23:23:54
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
15 03 2023 8:34:50
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
14 03 2023 7:30:42
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
13 03 2023 22:18:14
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
12 03 2023 22:42:31
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
11 03 2023 15:46:22
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
10 03 2023 16:37:55
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
09 03 2023 22:54:37
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
08 03 2023 9:43:24
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
07 03 2023 15:38:27
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
06 03 2023 11:23:47
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
05 03 2023 18:56:25
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
04 03 2023 21:18:13
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
03 03 2023 2:55:24
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
02 03 2023 23:13:34

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
01 03 2023 22:13:29
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
28 02 2023 10:59:19
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником).
...
27 02 2023 1:25:28
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
26 02 2023 9:36:26
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
25 02 2023 12:17:14
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
...
24 02 2023 15:13:44
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
23 02 2023 18:32:36
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
22 02 2023 6:14:23
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
21 02 2023 20:34:17
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного
становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и
физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если
она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки,
потребности и интересы.
...
20 02 2023 3:31:16
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
19 02 2023 3:45:19
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
18 02 2023 19:24:31
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
17 02 2023 9:55:58
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
16 02 2023 5:10:35
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
15 02 2023 8:33:46
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
14 02 2023 17:45:20
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
13 02 2023 3:26:39
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
12 02 2023 23:31:21
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
11 02 2023 23:11:24

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
10 02 2023 22:49:46
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
09 02 2023 2:27:57
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
08 02 2023 5:56:47
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
07 02 2023 10:19:31
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
06 02 2023 7:54:52
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
05 02 2023 14:24:57
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
04 02 2023 14:38:14
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
03 02 2023 22:56:48
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
02 02 2023 0:39:36
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
01 02 2023 7:13:57
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
31 01 2023 23:44:33
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
30 01 2023 9:42:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::