Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"
Цели урока:
Обучающие:
– обобщение знаний по теме “Подвиг народа в ВОВ”;
– показать роль женщины в войне;
– познакомить учащихся с судьбами и деятельностью женщин, внесших вклад в победу.
Развивающие:
– формирование навыков сопоставления и сравнения, выделение главного в материале;
– совершенствовать коммуникативные умения: грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; давать ответы.
Воспитательные:
– формирование гармонически развитой личности, гражданина и патриота;
– формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия; гордости за своих соотечественников и их мужество.
Оборудование:
1. Фонограмма “Навечно в памяти” (минута молчания).
2. Фонограмма “Священная война”.
3. Книжная выставка.
В огне рожденное слово.
“Женское лицо” войны народной,
войны священной.
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на cмepть и повстречались с ней.
В родных краях иль на чужой сторонке.
А. Твардовский
Воспаленной губой припади и попей
Из реки по имени факт…
В. Маяковский
ХОД УРОКА
1-я страница
1941–1945.
“Вставай страна огромная, Вставай на cмepтный
бой…”
Звучит фонограмма с минутой молчания.
Под затухающие звуки Кремлевских курантов учитель истории начинает вступительное слово по теме “Подвиг советского народа в ВОВ”.
- Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов Советского союза. На нашу страну обрушилась хорошо отлаженная военно-экономическая машина гитлеровской Германии. Идеология гитлеризма представляла cмepтельную угрозу для всех народов нашей страны, для всего человечества. Народы СССР внесли решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спасли мир от угрозы тотального порабощения.
Парадокс истории состоял в том, что народ вступивший в борьбу с бесчеловечным, агрессивным гитлеризмом, сам жил в условиях, приносившего страдания миллионам людей. Но выбор, который был сделан народом в июне 1941 года был выбором не в защиту сталинского режима. Это был выбор в защиту независимости Родины.
Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившая страну. Именно народ выдвинул плеяду прославленных маршалов, комaндиров, за которым шел в бой и побеждает врага на полях сражений.
В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла особую роль. Все лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать свое место в общем строю.
Звучит фонограмма с песней “Священная война”.
2-я страница
“Женское лицо” войны священной.
Под стухающие аккорды “Священной войны” вступает в разговор учитель литературы:
– Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше постигаем бесcмepтный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесенную на алтарь победы. Низкий наш поклон женщине державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами. Сегодня мы будем говорить о женщинах, которые наравне с мужчинами добывали победу. Ведь на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасла, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”. Бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”. Женщина убивала, она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
– Вспомните, пожалуйста, ребята, какие книги вы читали, какие кинофильмы видели об участии советских женщин в войне 1941–1945 годов.
Ответы учащихся.
В классе ведущие, чтецы.
1 ведущий:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.
2 ведущий: “Не женская это доля, убивать”, – скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: “Я, Софья Кунцева, пришла в Берлин, чтобы убить войну”.
1 ведущий: Среди женщин фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты, десантницы, шоферы, пекари, повара, партизанки и подпольщицы.
2 ведущий: Были среди дeвyшек и комс opги танкового батальона, и механики, водители тяжелых танков, а в пехоте- комaндиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова “танкист”, “пехотинец”, “автоматчик” нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
1 чтец:
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
1 ведущий: Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало на войне.
Сегодня мы знакомим вас с героинями повести Св. Алексеевич “У войны – не женское лицо” и лирической героиней стихов Ю.Друниной.
2 ведущий: Рассказывает биографию Ю.В.Друниной.
3 ведущий: Итак, перед вами предстанут не вымышленные герои, а настоящие участники Великой и страшной войны. И они расскажут о себе.
Тот же двор,
Та же дверь,
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом.
Та же самая тетя Лена
Суетится возле пальто.
В класс вошла,
За парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
X+Y=Z
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш
Встала дeвoчка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Звучит мелодия “До свидания, мальчики”.
3-я страница
“У войны не женское лицо”
Ведущий: Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева.
“Девятого июня 41 года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война. В сорок втором году добровольно пошла, работать в госпиталь. Это был очень большой фронтовой госпиталь. Бои шли тогда жестокие, раненых было очень много. Меня поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро, и надо подать завтpaк, а мы ещё раздаём ужин. Через несколько месяцев ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. Двадцать месяцев меня никто не подменял. Левая нога, опухшая до колена, забинтована. Сейчас всё восстановлено, всё утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня и Сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала.”
Чтец:
Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, cмepть…
Только б дотащили до санбата!
Не терять сознание! Не сметь!А с носилок свешивались косы-
Для чего их, Дypa, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла…Ничего! Мне только восемнадцать.
Я ещё не кончила войну.
Мне ещё к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну!
Ведущий: Рассказывает Мария Петровна Смирнова, награждённая высшим знаком Международного Красного Креста.
“Родилась и выросла в Одесской области. В 41-м году окончила 10-й класс. Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат – отправили домой. Ещё дважды ходила туда и получила отказ. На фронт ушла без всякой повестки.
Когда впервые увидела раненного, упала в обморок. Потом привыкла.… Через 10 дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязала сама. 25 декабря 1942 года наша дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду, немцы решили её во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад, на ничейной земле остался раненный лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли 2 овчарки санитарки (я их тогда впервые увидела), но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, встала во весь рост, сначала тихо, а потом всё громче запела нашу любимую довоенную песню “Я на подвиг тебя провожала”. Умолкло всё с обоих сторон и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки–волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: “только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют”. Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших. Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон.”
Чтец:
Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять.
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Cмepть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодец сестра!” –
Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя –
Старшина, родная, как я рад,
Что опять осталась ты живою!
Ведущий: Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Она вспоминает:
“Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут – и атака. Тебя начинает трясти… но это до первого выстрела. А как услышишь комaнду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь тебе страшно. Только тогда до сознания доходит, что тебя могло убить.”
Ведущий: Трудно вспоминать о пережитом на фронте. Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для своей книги, встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет:
“Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь что уйдешь, а они будут пить успокоительное”.
Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их неженской, нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: “Каким же надо быть, чтобы все это вынести?”
И всё же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей и дочерей.”
Чтец:
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет дeвoчка от бессилья,
Задыхается: “Не могу!”
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет …
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет).
Отлежишься. Обдует ветром.
Станет легче дышать чуть – чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и cмepтью грани –
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасешь.
Он вернется из лазарета,
Снова ты обманула cмepть.
И одно лишь сознанье это
Всю – то жизнь тебя будет греть.
Учитель истории:
– Сейчас вы познакомились с творчеством поэтессы – фронтовички Ю. Друниной и героинями повести С. Алексиевич, а что вы ещё можете добавить о развитии культуры в годы войны.
Работа с классом: ответы учащихся.
– Лучшие образцы культуры ясно показывают, что сознание народа в годы войны начало избавляться от гнетущей казенной пропаганды, что в войне побеждает человек, самостоятельно мыслящий, человек независимых суждений, поступков. Конечно цена Победы неизмеримо больше, горше судеб этих женщин. Советский Союз одержал победу, но какой ценой.
4-я страница
“Цена Победы”
Звучит песня “Мы за ценой не постоим”.
Работа с документом: “Цена победы”.
Документ расположен на доске, все цифры записываются учащимися в тетради.
Цена войны
По официальным сообщениям СССР,
на его территории было разрушено и уничтожено
1700 городов
70000 селений
31 135 фабрик и заводов
1975 церквей и часовен
1135 шахт и угольных копей
99 876 совхозов и колхозов
44 000 библиотек и театров
84 000 школ и лечебниц
186 000 тpaкторов и комбайнов
64 000 км железнодорожного полотна
144 000 км телеграфной линии
48 % электроэнергии
74 % железа
55 % стали
7 000 000 лошадей
57 000 000 голов крупного и мелкого скота
25 000 000 людей осталось без крова
Потери населения СССР
за время второй мировой войны
И.Сталин заявил, что они равнялись 7 млн.
Н. Хрущев говорил о 20 миллионах погибших.
В докладе М.Горбачева в мае 1990 года прозвучало: “Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей”.
Однако есть основания считать, что они были значительно большими.
К началу войны население ССР составило 197 100 000 человек.
Естественный прирост населения за 1941–1945 гг. 15 400 000 человек
К 1946 году население СССР должно было равняться 212 500 000 человек.
Однако в это время оно равнялось лишь 168 500 000 человек.
Следовательно, потери населения за время войны 44 000 000 человек.
– Последствия войны еще долго будут отзываться в сердцах настоящих и будущих околений. Конечно с годами возможна переоценка тех или иных событий войны, уточнение числа потерь, материальных затрат, но никогда нельзя допускать упрощенного взгляда на итоги кровавой битвы, девальвации подвига советского народа, вынесшего все тяжелейшие испытания войной.
Подведение итогов урока
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
03 10 2023 6:45:27
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
02 10 2023 18:11:44
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
01 10 2023 5:52:15

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
30 09 2023 5:58:17
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
29 09 2023 10:55:46
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
28 09 2023 8:44:48
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
27 09 2023 23:30:22
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации.
...
26 09 2023 16:54:28
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
25 09 2023 17:52:41
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
24 09 2023 22:38:18
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
23 09 2023 9:39:13
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
22 09 2023 8:13:14
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
21 09 2023 18:58:25
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
20 09 2023 7:28:35
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
19 09 2023 21:58:55
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
18 09 2023 20:25:29
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
17 09 2023 18:47:19
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
16 09 2023 22:20:32
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
15 09 2023 10:50:30
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
14 09 2023 2:21:15

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
13 09 2023 10:43:38
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
12 09 2023 15:39:44
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
11 09 2023 19:25:39
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
10 09 2023 23:37:15
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
09 09 2023 21:37:39
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
08 09 2023 13:19:13
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
07 09 2023 22:47:29
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
06 09 2023 12:28:16
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
05 09 2023 3:24:23
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
04 09 2023 3:54:27
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
03 09 2023 11:11:40
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
02 09 2023 4:26:57
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
01 09 2023 0:26:26
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
31 08 2023 23:53:14
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
30 08 2023 19:21:44
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
29 08 2023 1:29:12
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
28 08 2023 20:32:39
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
27 08 2023 6:18:26
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
26 08 2023 8:15:27
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
25 08 2023 0:49:55
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
24 08 2023 5:42:57
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
23 08 2023 13:15:12
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
22 08 2023 19:25:44
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
21 08 2023 14:16:53
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
20 08 2023 13:45:52
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
19 08 2023 17:24:34
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
18 08 2023 5:59:57
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
17 08 2023 20:41:15
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
16 08 2023 6:38:52
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
15 08 2023 5:32:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::