Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"
1. Цели и задачи курса.
В данном курсе представлен материал, который редко включается в содержание учебных программ по истории России, поэтому учебный курс может быть использован как элективный курс в предпрофильных и профильных гуманитарных классах или как предметный кружок для учащихся, увлекающихся историей Отечества. В программе отражены общие рекомендации о рассмотрении материала, учитель осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный и цивилизационный подход к обучению требуют введения в курс большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения идти в рассмотрении фактов и явлений от общего к частному и наоборот, отстаивать свою точку зрения. Выpaбатываются приемы работы с учебной, научной литературой, историческими источниками, периодической печатью.
Курс “Герои и антигерои России” раскрывает учащимся прошлое родной страны с культурно-антропологических позиций, суть которых состоит в реабилитации и восстановлении традиционного понимания истории как “деяний людских”. Ставя перед собой задачу воссоздания прошлого нашего Отечества именно как истории “с человеческим лицом”, в котором общее и повторяющееся не заслоняет особенного и уникального, данный учебный курс избирает для ее решения историко-биографический жанр. Становление и эволюция российской государственности, экономическое, социально-политическое и культурное развитие общества рассматриваются через призму исторического вклада правителей страны, первых лиц государства за двенадцать прошедших веков – с 9 до начала 21 столетия. В курсе будут изучаться материалы, связанные с именами: князя Владимира Святого и императора Александра первого, великого Петра первого и самозванца Гришки Отрепьева, сиятельного князя Потемкина-Таврического и шефа жандармов Бенкендорфа, графа Орлова и “святого старца” Распутина, покорителя Сибири Ермака и гетмана Мазепы, патриарха Никона и поэта-гражданина Гумилева, “взбалмошного” Павла первого и мученика Николая второго, демона революции Троцкого и наркома НКВД Берии, крестьянского поэта Есенина и актера-барда Высоцкого, ученых Лысенко и Сахарова, генеральных секретарей Андропова и Брежнева, президентов новой России Ельцина и Путина и многих других. Все они оставили свой след в истории, злую или добрую память в народе.
В результате прохождения курса исторические знания должны стать действительной частью исторической памяти личности, учащиеся должны научиться анализировать современную политическую ситуацию в стране и мире, самостоятельно ориентироваться в сложных реалиях современной России. Курс призван служить основой социального и гражданского самоопределения молодых людей.
2. Структура и основное содержание курса.
Введение (1 час).
Что изучает учебный курс “Герои и антигерои Отечества”. Источники знаний. Виды деятельности и умения.
Раздел 1. Эпоха зарождения и расцвета Древнерусского государства - Киевской Руси (9 часов).
Представлена галерея портретов великих князей от легендарного основателя династии Рюриковичей – до Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, в годы правления которых Киевская Русь достигла своего наивысшего могущества.
Рюрик: это было не столько реальное историческое лицо, а сколько генеалогический и державный символ. Рюрик – основатель династии.
Олег: со cмepтью Рюрика завершается мифическое время, но историческое еще не вполне вступает в свои права. Фигурой, символизирующей это переходное состояние, является Олег – сподвижник Рюрика. Олег – реальный “творец” того государства, которое по традиции принято называть Киевской Русью.
Игорь: жизнеописание Игоря совершенно не героично и даже бесцветно на фоне титанических деяний его предшественника. Фатальным знаменем Игорева правления является “древлянская” тема. Вина за cмepть князя лежит на самой жертве. Игорь оказался не только неудачливым полководцем и слабым вождем, но и преступил неписанные законы, регулирующие отношения между князем и подвластным ему населением.
Ольга: окончательное и бесповоротное решение “древлянской проблемы”. Фантастичность рассказа о путешествии русской княгини “в греки”, во время которого Ольга удостоилась аудиенции у императора и приняла крещение. Ольга – персонаж древнерусской истории, символизирующий завершение эпохи язычества и провозвестие эры христианства.
Святослав: первый из русских князей славянин и по имени и по облику. Этот князь вошел в русскую историю как олицетворение воинского духа – отчаянной храбрости, суровой простоты и неукоснительного следования кодексу чести. Вся его жизнь – бесконечная череда сражений. Его имя превратилось в один из национальных символов. Но каков реальный политический итог его правления?
Владимир: путь к великокняжескому престолу. Крещение Руси: внешне- и внутриполитические причины. Владимир – удачливый полководец и опытный дипломат. Мир в державе и распри в семье – война между сыновьями Владимира.
Ярослав: посредственный военачальник, но блестящий политик. Строительство городов, основание новых монастырей, поощрение развития просвещения и книжного дела, укрепление престижа русской державы. Достижения значительны, но не долговечны. Ярославичи не смогли сохранить и приумножить наследия своего отца.
Владимир: приемник славы Ярослава. Установление строгого юридически оформленного порядка взаимоотношений между князьями с целью недопущения усобиц и с целью объединения общих усилий для борьбы с внешним врагом. Миротворческие усилия Мономаха. Активная внешняя политика. Владимирово правление – “золотой век” русской государственности.
Раздел 2. Русь Владимиро-Суздальская (7 часов)
Воссоздаются образы правителей одного из самых драматических периодов отечественной истории – от перемещения политического центра Руси из Киева во Владимир-на-Клязьме до возвышения Москвы и утверждения ее князей в роли “собирателей земли Русской”.
Андрей Боголюбский: проявление на военном и политическом поприще. Храбрость и воинская доблесть, богобоязненность и суеверность князя. Реализация “технологии” установления единоличной власти.
Всеволод: продолжение политики усиления роли Владимира в политической жизни Руси. Храбрый воин и правитель грозный, но справедливый. Счастливая семейная жизнь -“Большое гнездо”.
Александр Невский: Невская битва и Ледовое побоище. Установление порядка силой оружия. Двойственность политики – чрезмерная лояльность к Орде.
Иван Калита: ослабление руками татар своих конкурентов, предотвращение складывания геополитического треугольника Тверь – Вильно – Новгород, начало возвышения Москвы. Допустимы ли неправедные средства для достижения праведной цели? Допустимо ли оправдание амopaльных поступков политической целесообразностью?
Дмитрий Донской: личным участием в борьбе с Ордой доказал свое право быть выразителем идеи русского единства и право Москвы стать русской столицей. Куликовская битва – военный и мopaльный триумф Дмитрия Донского.
Раздел 3. Московское государство (6 часов)
Правители русского централизованного государства - Московии. Это портреты последних Рюриковичей и первых Романовых (до петра1), возродивших и укрепивших русскую государственность после смуты начала XVII века. Отдельно можно дать портреты всех правителей Смутного времени.
Иван Третий: соправитель Василия Темного, завершение объединения русских земель вокруг Москвы, уничтожение зависимости от Орды. “Великий князь всея Руси”. Перемены в семейном положении и в отношениях со своими родственниками – приемник и наследник византийских императоров. Серьезные проблемы во взаимоотношениях с церковью. Превращение Руси в Россию. Типичный тиран и деспот, которыми была богата эпоха позднего средневековья.
Василий Третий: проблемы в наследство от отца: отношения с родственниками, с боярами и церковью, с русскими землями, которые формально сохраняли самостоятельность, внешняя политика государства. Сдержанность и осторожная предусмотрительность, твердость и последовательность в укреплении собственной власти. Европейский тиран и деспот эпохи позднего средневековья.
Иван IV: кровавым тираном, создателем опричнины и виновником гибели множества людей вошел в русскую историю и остался в памяти народа этот царь
Михаил Федорович Романов: его время правления – период реставрации, восстановления государственного единства, разрушенного потрясениями рубежа XVI-XVII вв. В глазах современников и потомков Михаил Федорович остался молодым “Мишей Романовым”.
Алексей Михайлович: его тридцатилетнее правление в жизни России наполнено событиями бурными и многозначительными. “Бунташный” хаpaктер эпохи не помешал Алексею Романову получить прозвище “Тишайший”. Как удавалось Алексею Михайловичу править тишайшим образом в столь неспокойное время?
Раздел 4. Россия императорская (10 часов).
Представлены все императоры романовской династии от Петра Первого до Николая Второго. Исключение составляет период дворцовых переворотов.
Петр Первый: опросы общественного мнения ставят его на первое место среди знаменитых деятелей российской истории. Ему уступают в популярности не только люди, определявшие пути развития страны в давние времена, но и политики, творившие историю в XX веке. Профессиональные историки продолжают свои споры о его роли вот уже четверть тысячелетия. Для одних он – работник на троне, для других – злодей, наподобие Ивана Грозного. Скорее всего демифологизация Петра I уже не возможна, он живет в каждом из нас таким, каким его создало народное совокупное историческое сознание. Но можно хотя бы попытаться приблизиться к истине.
Екатерина Вторая: ни когда на российском престоле не оказывался человек столь широких духовных запросов и интересов, никогда личные пристрастия не совпадали так удачно с потребностями общественного развития.
Князь Г. А. Потемкин: “… мой ученик, мой друг, можно сказать, мой идол, князь Потемкин-Таврический … Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца; цели его всегда были направлены к великому … Им никто не управлял, но сам он удивительно умел управлять другими…, у него был смелый ум, смелая душа, смелое сердце …”. Екатерина Вторая.
Павел Первый: своеобразная личность императора, его трагическая судьба нашли неоднозначное отражение в воспоминаниях, записках и письмах современников, в российской и зарубежной литературе. В них создавался образ неординарного человека ….
Александр Первый: на престоле оказался человек, знакомый с передовыми идеями Европы, гуманный, либеральный, но имевший весьма смутное представление о стране, которой ему предстояло править и которую он желал освободить. На ступенях трона акт за актом разворачивалась трагедия несостоявшегося реформатора, слабого и вечно колeблющегося правителя, талантливого, но неудачливого лицедея.
Николай Первый: почти тридцатилетнее царствование императора приобрело в историческом сознании и в исторической науке оценки самые противоречивые. Для одних оно – апогeй самодержавия, для других – время оформления “полицейского государства”, для третьих – “золотой век русского национализма”.
Александр Второй: царь-освободитель. Это человек противоречивого, трезвого ума и доброй воли, мягкий в личных отношениях, крупный политик, который не будучи реформатором по призванию, стал им в ответ на вызов времени и сделал после долгих колебаний мучительный выбор в пользу интересов общества.
Александр Третий: он исповедовал принципы сильной и национальной (русской) самодержавной власти. Такая система могла быть действенной до Великих реформ. В глазах общества сильное самодержавие виделось явным анахронизмом.
Генерал М.Д. Скобелев: война – это всегда трагедия, но нет народа, который не гордился бы своими военными героями, не вспоминал бы их подвиги и не стремился им подражать. Это был типичный представитель российского дворянства с известной долей европейского космополитизма, и в то же время пламенный патриот, глубоко любящий и понимающий свой народ с его добротой и жертвенностью, терпением и неприхотливостью.
Николай Второй: последний российский император. Он не снискал особой любви и уважения ни среди современников, ни в памяти потомков. Лишь в последние годы в общественное сознание внедряется образ царя-патриота и царя-мученика, добровольно отрекшегося от трона ради умиротворения страны и заплатившего за свое отступничество самую высокую цену.
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
07 12 2023 4:35:26
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
06 12 2023 13:14:41
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
05 12 2023 1:13:39

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
04 12 2023 13:24:47
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
03 12 2023 9:21:25
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
02 12 2023 1:25:50
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве.
...
01 12 2023 9:47:40
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
30 11 2023 0:17:23
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
29 11 2023 6:24:40
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
28 11 2023 10:44:24
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений.
...
27 11 2023 7:55:36
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
26 11 2023 6:44:31
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
25 11 2023 7:13:43
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
24 11 2023 7:19:32
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
23 11 2023 15:23:23
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
22 11 2023 5:26:47
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
21 11 2023 3:56:43
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
20 11 2023 1:13:16
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
19 11 2023 1:21:42
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
18 11 2023 0:36:57
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
17 11 2023 22:58:40
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
16 11 2023 16:32:44
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
15 11 2023 12:49:12
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
14 11 2023 19:43:24
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
13 11 2023 1:15:40
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
12 11 2023 13:25:20
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
11 11 2023 1:31:36
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
10 11 2023 9:27:27
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
09 11 2023 10:44:42
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
08 11 2023 17:41:40
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
07 11 2023 13:20:41
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
06 11 2023 13:35:22
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
05 11 2023 2:41:20
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
04 11 2023 6:54:33
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
03 11 2023 10:55:48
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
02 11 2023 9:59:38
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
01 11 2023 1:52:19
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
31 10 2023 5:47:53
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
30 10 2023 10:26:45
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
...
29 10 2023 4:40:28
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
28 10 2023 15:25:53
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
27 10 2023 18:31:41
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
26 10 2023 22:14:33
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
25 10 2023 22:16:22
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
24 10 2023 4:40:15
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
23 10 2023 13:18:19
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
22 10 2023 17:40:38

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
21 10 2023 2:26:46
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
20 10 2023 6:25:15
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
19 10 2023 10:35:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::