Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс


    Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс


Вступительное слово ведущего.

За 40 минут нашей игры перед нами пройдет целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам предстоит провести целое историко-литературное исследование. А помогут нам в этом игроки - комaнды 9-х классов (представление комaнд).

Каждой комaнде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются комaндам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но назвать его имя сможет только та комaнда, которая наберет большее количество печатей.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той комaнде, чьи болельщики дали правильный ответ.

Итак, мы начинаем наше расследование.

1. Время первой печати.

Наш герой родился в небольшом домике провинциального городка в семье незадачливого чиновника финансового управления морского ведомства. Отец нашего героя искал спокойной, независимой, веселой жизни, не располагая для этого ни материальными возможностями, ни пpaктической сметкой. Преследуемый кредиторами, он попал в долговую тюрьму. Впоследствии отец нашего героя станет прототипом нескольких персонажей будущих романов своего сына. В каком же году родился наш герой?

Этот год сыграл особенно значительную роль в истории нашей страны и навсегда остался в памяти потомков. События и действующие лица этого времени запечатлены во многих литературных, музыкальных произведениях, архитектурных, музейных сооружениях, на живописных полотнах. Центральным эпизодом этого исторического события является сражение, произошедшее через 7 месяцев после рождения нашего героя. Оно описано в стихотворении русского поэта, бывшего его непосредственным свидетелем, Дениса Давыдова.

Вопрос первой печати.

Послушайте фрагмент этого стихотворения, назовите событие, запечатленное в нем, и определите, в каком году родился наш герой:

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый,
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!…
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! я лечу – веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед великим сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
(«Бородинское поле»)

Комaнды отвечают (Бородинское сражение, 1812,) жюри подводит итоги.

2. Время второй печати

Итак, наш герой родился в 1812 году. Отца его часто переводили по службе из города в город, пока наконец он не оказался в столице. В 1823 году одиннадцатилетним мальчиком наш герой приехал туда к своей семье совершенно один, в почтовой карете. Вспоминая много лет спустя этот свой одинокий переезд, он писал: «… всю дорогу лил сильный дождь, и я думал о том, что в жизни гораздо больше грязи, чем я ожидал». Проходили годы, но наш герой не забывал этого детского впечатления, как не забывал он мечту своего детства – видеть красоту и радоваться ей.

Столица встретила нашего героя неприветливо. Материальное положение семьи резко ухудшилось. Наш герой был предоставлен самому себе, чувствовал себя одиноким, горько переживал тяжелое положение отца и с чувством ущемленного самолюбия начал трудовую жизнь. В каком же городе это произошло?

Страна, в которой родился наш герой, находится на северо–западе Европы и отделена от континента проливами Ла–Манш и Па–де–Кале. По государственному устройству она представляет собой Конституционную монархию и состоит из 4 административно – политических частей, соответствующих историческим национальным областям, между которыми есть существенные географические различия.

Это высокоразвитая индустриальная страна. В 1995 году по объему промышленного производства она занимала 5 место в мире, а по производству лекарств – четвертое. По запасам энергоресурсов она стоит на 1 месте в Западной Европе, являясь крупным производителем нефти и газа. Родина нашего героя обладает самым высоким в Европе научно-техническим потенциалом. Столица государства – крупнейший в мире финансовый и туристический центр.

Вопрос второй печати.

Назовите страну, в которой родился и жил наш герой, и ее столицу, где началась его взрослая жизнь.

Комaнды отвечают (Великобритания (Англия), Лондон). Жюри подводит итоги.

3. Время третьей печати.

Именно в Лондоне началась трудовая жизнь нашего героя. Его устроили на фабрику ваксы, и он по 10-12 часов в день занимался монотонным трудом: наклеивал ярлыки на банки с ваксой. Эти годы, по причине резкого раннего перелома в судьбе, тяжких и противоречивых переживаний, повлияли на мотивы творчества нашего героя, нашли впоследствии отражение в его романах.

Наш герой овладел стенографией, изучил французский язык, итальянский, успешно работал парламентским и газетным репортером, клерком в адвокатской конторе, много разъезжал по стране и прекрасно знал бытовую, социальную и политическую жизнь Англии. Поэтому совершенно закономерным является создание нашим героем первого социально-обличительного романа, завоевавшего признание взрослых и юных читателей.

В этом романе был впервые открыт и воссоздан в художественной литературе мир детей, разнообразный, сложный, требующий пристального внимания и чуткой заботы. Особый интерес нашего героя к детскому возрасту был вызван его собственными ранними переживаниями. Этот роман – грустная история мальчика, родившегося в так называемом работном доме и прошедшего через все ужасы, которые выпадают на долю бедного сироты в обществе, где у власти стоят жестокие и лицемерные люди. Школа для бедных, бесчеловечная эксплуатация детского труда, унижения и издевательства, через которые проходит маленький сирота, - эти страницы романа внушают читателю непримиримое отношение ко всякому лицемерию и эгоизму.

Вопрос третьей печати.

Перед вами фрагмент стихотворения С. Есенина «Русь бесприютная». Оно поможет вам вспомнить название великого романа нашего героя. В этом стихотворении пропущено два слова, составляющих имя и фамилию главного персонажа романа. Подумайте и восстановите пропущенные в этом стихотворении слова.

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в ужасном скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история –
История об ………………….. .
Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То стали б тысячи
Прекраснейших поэтов.
С. Есенин

Комaнды отвечают («История об Оливере Твисте»). Жюри подводит итоги.

4. Время четвертой печати.

В 50-х годах наш герой закончил еще один роман о детстве, о взаимоотношениях детского и взрослого мира, ставший вершиной его психологической прозы, - «Давид Копперфильд». Этот роман был крайне высоко оценен Львом Толстым, называвшим нашего героя своим любимым писателем, которого он читал « с чрезвычайным интересом, с умилением, с радостью, особенно в тех местах, где он описывал детей». Автобиографический роман нашего героя привлекал Толстого как лирическое воспоминание рассказчика о днях детства и юности, о движении жизни, которое сравнивается нашим героем с вечно струящейся рекой, несущей свои воды от детских лет к годам зрелости. И когда Толстой начал писать свое произведение, посвященное внутреннему миру ребенка, его переживаниям и проблемам, он не раз обращался к романам нашего героя.

Вопрос четвертой печати.

Послушайте фрагмент произведения Толстого, вспомните его название и имя главного героя. (Чтение фрагмента главы «Наталья Саввишна» из повести «Детство» со слов: «Один раз я на нее рассердился» до конца главы).

Комaнды отвечают («Детство», Николенька Иртеньев). Жюри подводит итоги.

5. Время пятой печати.

В перерывах между романами наш герой выпускает книгу «Американские заметки». Самой горькой ее частью было развенчание иллюзий, разоблачение обмана и самообмана, доказательство отсутствия свободы, демократии и справедливости, которыми кичилась молодая республика. Наш герой обнажил безнравственность американской прессы, пренебрежение духовными ценностями, стремление к наживе, неприкрытый эгоизм общества. С негодованием писал он о рабстве негров, о суде Линча как о самом циничном попрании принципов той самой Конституции, о которой произносили пышные фразы американские политики.

Подобный взгляд на Соединенные Штаты Америки отразил в своем поэтическом цикле «Стихи об Америке» и поэт Владимир Маяковский:

Ты балда, Коломб, - скажу по чести.
Что касается меня, то я бы лично-
Я б Америку закрыл, слегка почистил,
А потом опять открыл – вторично.
(«Христофор Коломб»)

Вопрос пятой печати.

Послушайте фрагмент одного из стихотворений цикла и назовите художественный прием, лежащий в основе этого отрывка, с помощью которого Маяковский высмеивает мнимое всеобщее равенство, провозглашенное в Америке:

Белый ест ананас спелый,
Черный – гнилью моченый.
Белую работу делает белый,
Черную работу - черный.
(«Блек энд Уайт»)

Комaнды дают ответы (антитеза – противопоставление). Жюри подводит итоги.

6. Время шестой печати.

После «Американских заметок» появился совсем неожиданный для нашего героя роман: «Я верю и намерен внушать людям веру в то, что на свете существует прекрасное, верю, невзирая на полное вырождение общества, нуждами которого пренебрегают…». Главная тема этого произведения – преображение личности, оптимистическая вера в возможность духовного возрождения, гуманизм. События, изображенные в этом романе нашего героя, происходят во время одного из главных христианских праздников, всенародно любимого, несущего надежду на перемену к лучшему и радостное настроение.

Вопрос шестой печати.

Послушайте начало стихотворения Б. Пастернака и определите, о каком христианском празднике идет речь в этом стихотворении и в произведении нашего героя:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки,
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне,
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.
(«Рождественская звезда»)

Комaнды отвечают (Рождество). Жюри комментирует (произведение нашего героя называется «Рождественские повести»), подводит итоги.

7. Время седьмой печати.

60-е годы 19 века – последнее десятилетие жизни нашего героя (он умер в 1870 году), заключительный период его творческой деятельности, в конце которого был начат, но не закончен роман «Тайна Эдвина Друда», последний его роман.

В эти годы своей жизни наш герой много сил и времени отдавал публичным выступлениям, читая свои произведения в массовых аудиториях. Чтение его было неподражаемо, слушатели встречали его восторженно. Наш герой любил театр и с детских лет выступал в любительских спектаклях. Талантливый артист, вдохновенный исполнитель собственных произведений, он мгновенно захватывал все внимание слушателей, заставляя их смеяться и плакать.

Подобным артистическим даром обладал в полной мере ровесник нашего героя, великий русский писатель и драматург. Но сближало двух великих современников не только наличие актерского таланта, но и тематика их произведений, интерес к судьбе простых людей, демократические идеалы, сочувствие обездоленным, возмущение социальной несправедливостью, обличительный смех от мягкого юмора до беспощадной сатиры, фантастические и фольклорные мотивы. Поэтому каждое новое произведение нашего героя «принималось мыслящей Россией как свое, как очень близкое и родное». (Катарский И. М.)

Вопрос седьмой печати.

Посмотрите фрагмент фильма, созданного по произведению великого русского писателя, и назовите его фамилию. (Демонстрируется фрагмент из «Ревизора», «Мертвых душ» или другого кинофильма).

Комaнды отвечают (Н. В. Гоголь). Жюри комментирует (русские писатели и критики называли нашего героя «братом Гоголя»), подводит итоги.

Итак, подошло время назвать имя героя сегодняшней игры. Право сделать это предоставляется комaнде, набравшей наибольшее количество печатей.

Комaнда дает ответ – Чарльз Диккенс

Ведущий комментирует:

«Просейте мировую прозу, останется Диккенс…» - в этих словах Льва Толстого выражено и личное пристрастие русского гения к гению английскому, и признание мирового значения его творческой личности. В феврале 2007 года мы отмечаем 195-летие со дня рождения Чарльза Диккенса.

 

Литература:

  1. Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся VIII-X кл. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1977
  2. М.В. Урнов «Великий романист Чарльз Диккенс» - Чарльз Диккенс. Собр. соч.: в 10 т. – М: «Художественная литература», 1982. 1 т.
  3. Н. Михальская «Диккенс в России», 1987- Чарльз Диккенс. Собр. соч.: в 10 т. – М: «Художественная литература», 1982. 10 т.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

25 10 2021 8:24:19

Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи


    Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

      В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

24 10 2021 17:53:29

Наша Родина – Россия!


    Наша Родина – Россия!

      На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....

23 10 2021 21:48:27

Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"


    Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

      На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....

22 10 2021 8:34:12

Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"


    Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

      Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....

21 10 2021 19:47:11

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

20 10 2021 16:36:18

Урок-игра "Умники и умницы"


    Урок-игра "Умники и умницы"

      Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....

19 10 2021 17:19:25

Культура Западной Европы XI–XIII веков


    Культура Западной Европы XI–XIII веков

      Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....

18 10 2021 2:26:41

Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества


    Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества

      Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....

17 10 2021 10:13:57

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"


    Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

      Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

16 10 2021 15:10:39

Урок "Россия — путь возрождения"


    Урок "Россия — путь возрождения"

      Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

15 10 2021 23:18:55

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

14 10 2021 12:27:44

История – дорога во времени (познавательная игра для учащихся 7–8-х классов)


    История – дорога во времени (познавательная игра для учащихся 7–8-х классов)

      Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....

13 10 2021 3:51:41

Восьмое чудо света


    Восьмое чудо света

      О чудесах света. От античности до современности....

12 10 2021 18:43:58

Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия"


    Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия"

      Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....

11 10 2021 9:37:58

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"

      Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....

10 10 2021 0:22:41

Игра как способ найти свое место в жизни


    Игра как способ найти свое место в жизни

      Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....

09 10 2021 6:28:38

Сценарий интеpaктивного мероприятия "Я и мое государство"


    Сценарий интеpaктивного мероприятия "Я и мое государство"

      Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....

08 10 2021 8:58:34

"Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»


    "Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»

      Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....

07 10 2021 17:34:30

«Трагическое начало: за страницами учебника истории». 9-й класс


    «Трагическое начало: за страницами учебника истории». 9-й класс

      Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....

06 10 2021 21:11:55

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

      Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

05 10 2021 20:10:38

Рыцарский турнир


    Рыцарский турнир

      Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...

04 10 2021 8:10:56

Интегрированный урок истории с использованием ИКТ по теме "Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика"


    Интегрированный урок истории с использованием ИКТ по теме "Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика"

      При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....

03 10 2021 8:50:42

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"


    Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"

      Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....

02 10 2021 5:46:55

Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)


    Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)

      Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...

01 10 2021 12:48:28

"Русская бытовая культура XVII века"


    "Русская бытовая культура XVII века"

      Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....

30 09 2021 19:41:48

Внеклассное мероприятие по краеведению


    Внеклассное мероприятие по краеведению

      Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

29 09 2021 16:50:20

Проектная форма обучения как прострaнcтво успешного развития личности


    Проектная форма обучения как прострaнcтво успешного развития личности

      Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....

28 09 2021 22:54:36

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"


    Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

      Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

27 09 2021 1:30:58

Урок "На фронтах Гражданской войны" с применением ИКТО. 9-й класс


    Урок "На фронтах Гражданской войны" с применением ИКТО. 9-й класс

      Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....

26 09 2021 19:48:12

Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс

      Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....

25 09 2021 11:37:42

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

24 09 2021 12:30:12

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"


    Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

      Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

23 09 2021 11:18:49

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе


    Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

      Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

22 09 2021 21:51:21

Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"


    Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"

      Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

21 09 2021 15:24:48

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

      В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

20 09 2021 19:24:50

Русско-турецкая война 1877–1878 гг.


    Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

      Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....

19 09 2021 11:25:36

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"


    Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

      Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

18 09 2021 22:47:55

Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс


    Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс

      Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....

17 09 2021 8:34:55

Дом, в котором мы живем. 6-й класс


    Дом, в котором мы живем. 6-й класс

      Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....

16 09 2021 8:56:27

Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"


    Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"

      Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...

15 09 2021 0:43:16

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"


    Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

      Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

14 09 2021 2:17:59

Урок истории по теме "Демократия: теория и пpaктика"


    Урок истории по теме "Демократия: теория и пpaктика"

      Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....

13 09 2021 17:45:13

Борьба Руси с западными завоевателями


    Борьба Руси с западными завоевателями

      Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....

12 09 2021 1:52:45

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс


    "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

      Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....

11 09 2021 13:52:53

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"


    Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

      Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

10 09 2021 22:17:25

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”


    Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

      Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

09 09 2021 16:36:48

Урок истории в 5-м классе по теме "Римский хаpaктер"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Римский хаpaктер"

      Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...

08 09 2021 21:36:23

Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"


    Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"

      Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...

07 09 2021 16:37:54

Классный час "Ямал – сокровищница России"


    Классный час "Ямал – сокровищница России"

      Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

06 09 2021 8:17:15

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::