Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)
Оформление: медиаустановка; стол, накрытый ажурной скатертью, на столе – лампа, книги, свечи; около стола – два стула (для ведущих), по обеим сторонам зала – стулья для чтецов; на стене – на фоне русской природы – белый контур окна, задрапированный лёгкой материей. Вся обстановка должна создать атмосферу конца XIX- начала XX века.
Нас раскидало, как в море льдины,
Расколошматило, но не разбив.
Культура русская всегда едина
И лишь испытывается на разрыв.
Е. Евтушенко.
Звучит музыка (см. Приложение), на слайде - тема и эпиграф, голос за кадром озвучивает текст слайда.
Смена слайда: фотографии из жизни дворян XIX в.; музыка стихает.
Появляются ведущие (юноша и дeвyшка).
Юноша: Я родился в средней полосе России, в деревне, в отцовской усадьбе. Самое первое воспоминание мое есть нечто ничтожное, вызывающее недоумение. Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату, его сухой блеск над косогором, видным в окно, на юг.
Дeвyшка: Дом в Трёхпрудном навсегда остался в памяти – образ счастья и полноты существования. Дом небольшой, одноэтажный, деревянный, крашенный коричневой краской. Семь окон по фасаду. Над воротами нависал огромный серебристый тополь. Ворота с калиткой и кольцом. За воротами – поросший зелёной травой двор. Со двора дорожка вела к парадному, над парадным виднелись “антресоли” - верх дома, где были расположены детские комнаты. Воду брали из колодца во дворе и позднее – из бочек водовоза.
Юноша:
Вы помните прелестный уголок –
Осенний парк в цвету янтарно – алом?
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрёстке палевых дорог?
Дeвyшка:
Вы помните студёное стекло
Зелёных струй форелевой речонки?
Вы помните комичные опёнки
Под кедрами, склонившими чело?
Юноша:
Вы помните над речкою шале,
Как я назвал трёхкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Ещё не раз о ласке и тепле?
Дeвyшка:
Вы помните… О да! Забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить…
Мне хочется Вас грёзами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья…
Ведущие отходят к столу. Смена слайдов: картины русской природы, дворянской усадьбы, церкви. Выходят три чтеца.
1-й чтец:
Как ясно, как ласково небо!
Как радостно реют стрижи
Вкруг церкви Бориса и Глеба!
По горбику тесной межи
Иду, и дышу ароматом
И мяты и зреющей ржи.
За полем усатым, не сжатым
Косами стучат косари.
День медлит пред ярким закатом…
Душа, насладись и умри!
Все это так странно знакомо,
Как сон, что ласкал до зари.
Итак, я вернулся, я – дома?
Так здравствуй, июльская тишь,
И ты, полевая истома,
Убогость соломенных крыш
И полосы желтого хлеба!
Со свистом проносится стриж
Вкруг церкви Бориса и Глеба.
2 –й чтец:
Нынче праздник, пахнет мята, всё в цвету,
И трав ещё не смята: всё в цвету!
У ручья с волною звонкой на горе
Скачут, резвятся козлята. Всё в цвету!
Скалы сад мой ограждают, стужи нет,
А леса – то! А поля – то: всё в цвету!
Утром вышел я из дома на крыльцо, -
Сердце трепетом объято: всё в цвету!
Я не помню, отчего я полюбил,
Что случается, то свято. Всё в цвету!
3-й чтец:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блyдного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
Смена слайда: “Российская империя на рубеже XIX-XX веков”. Историк озвучивает содержание слайда (см. Приложение). Музыка (тревожная).
1-й чтец:
Рождество, праздник детский, белый,
Когда счастливы самые несчастные…
Господи! Наша ли душа хотела,
Чтобы запылали зори красные?
2-й чтец:
На сердце непонятная тревога,
Предчувствий непонятных бред.
Гляжу вперёд – и так темна дорога,
Что, может быть, совсем дороги нет.
3-й чтец:
Плещет Обида крылами
Там, на пустынных скалах…
Чёрная туча над нами,
В сердце - тревога и страх.
1-й чтец:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Музыка звучит громче; чтецы отступают к стене. Дeвyшка выходит на первый план.
Дeвyшка: В июне того года он гостил у нас в имении – всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого июня привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я ещё сидели за чайным столом, и сказал:
-Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!
На экране, “ разломав мир”, появляется слово “война”. Свет гаснет. Вперёд выходит юноша:
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мёд.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны…
Смена слайда: “Причины революции 1917 года”, “Революция 1917 года”. Комментарии историка. Фрагмент фильма “Выстрел “Авроры””. Ведущие отходят к столу. Смена слайда: “Интеллигенция и революция”; появляется чтец и исполняет отрывок из поэмы А.Блока “Двенадцать”.
Юноша: Давеча прочитал про этот расстрел двадцати шести, как-то тупо. Сейчас в каком-то столбняке. Да, двадцать шесть, и ведь не когда-нибудь, а вчера, у нас, возле меня. Как забыть, как это простить русскому народу?
Смена слайда: “Пожар революции”
Дeвyшка: Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила В Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась над мной: “Н, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?” Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, - то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле Екатеринодар. Ехали мы туда с ними и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели…пробыли на Дону и Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всём свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их дeвoчка, ребёнок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребёнка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я ещё долго жила в Константинополе, заpaбатывая на себя и на дeвoчку очень тяжелым чёрным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца…Дeвoчка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне…а я жила и всё ещё живу в Ницце чем бог пошлёт…Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году – и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!
Смена слайда: “Прощание с Родиной”, звучит музыка Огинского, состав чтецов меняется.
1-й чтец:
Высокая барка, - мечта – изваянье
В сверканьи закатных оранжевых светов,-
Плыла, увозя из отчизны в изгнанье
Последних поэтов.
Сограждане их увенчали венками,
Но жить им в стране навсегда запретили…
Родные холмы с золотыми огнями
Из глаз уходили.
Дома рисовались, как белые пятна,
Как призpaк туманный – громада собора…
И веяло в душу тоской необъятной
Морского простора…
Оставшихся жаль мне: без нежных созвучий,
Без вымыслов ярких и символов тайных,
Протянется жизнь их, под мрачною тучей,
Пустыней бескрайней.
Изгнанников жаль мне: вдали от любимых,
С мечтой, как компас, устремлённой к далёким,
Протянется жизнь их, в пустынях палимых,
Под солнцем жестоким.
Но кто же виновен? Зачем мы не пели,
Чтоб мёртвых встревожить, чтоб камни растрогать!
Зачем не гудели, как буря, свирели,
Не рвали, как коготь?
Мы грусть воспевали иль пальчики Долли,
А нам возвышаться б, в пальбе и пожарах,
И гимном покрыть голоса в мюзик-холле,
На митингах ярых!..
Согбенные тени, недвижны, безмолвны,
Смешались в одну под навесом тумана…
Стучали о барку огромные волны
Зыбей океана.
2-й чтец:
Рас – стояние: вёрсты, мили…
Нас рас – ставили, рас – садили,
Чтоб тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас – стояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов –
Заговорщиков: вёрсты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
Историк сообщает о “ волнах” эмиграции. Музыка звучит громче, состав чтецов меняется. В этом блоке каждый чтец (9 человек) представляет своего писателя. В соответствии с этим происходит смена слайдов (см. Приложение).
Иван Бунин
Я не принял революции, не признал перемен, происшедших в России и не примирился с ними. В 1920 году я покинул Родину. Мне суждено было узнать славу знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии. Но судьба уготовила мне голод и страдания в Грасе во время оккупации, тяжёлую болезнь и медленное угасание в нужде и гордой бедности. Сколько унижения, оскорблений! С протянутой рукой…Это при моей – то гордости! Представляете, каково мне теперь? Очень хочу домой…Плакал о России… Всё думаю: если бы дожить, попасть в Россию… Вдали от Родины я провёл почти 34 года. Далее читается стихотворение:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…
Николай Гумилёв
Об Октябрьской революции я узнал, находясь в Лондоне. В отличие от многих людей своего круга я решил вернуться в Россию. Я дрался с немцами три года, львов тоже стрелял. А вот большевиков я никогда не видел. Меня пытались отговорить, мои почётные английские друзья устроили обеспеченное назначение в Африку, но я был неумолим.
Вернувшись в Советскую Россию, я окунулся в тогдашнюю горячечную литературную атмосферу революционного Петрограда. Вел занятия, читал лекции.
В августе 21-го меня обвинили в том, что я знал о заговоре и не сообщил о нем в нужные органы.
За два дня до расстрела я писал жене: “ Не беспокойся. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы”. Далее читается стихотворение:
Я верно болен: на сердце туман…
Игорь Северянин
В начале 1918 года вместе с больной матерью, я выехал из голодного Петрограда в эстонский поселок Тойла. Я не считал себя ни беженцем, ни эмигрантом. “Я просто дачник. С 1918 года”. Но без родины я стал никому не нужным: ни “белым” (эмигрантам), ни “красным”. Меня мучила ностальгия. Россия была рядом: туда спешил по Финскому заливу пароход, оттуда над полями и лесами прилетал вдруг ветерок и освежал лицо. А я не мог сесть в поезд и выехать в родной город на Невы. Далее читается стихотворение “Классические розы”
Владимир Набоков
Двадцатилетним юношей в 1919 году я оказался вместе с семьёй в эмиграции, в Лондоне. Потом были Берлин, Нью – Йорк, мировое признание, слава… Но всеми своими мыслями, сердцем, умом, духом я был постоянно в России. Она мучила меня снами и видениями. Я охотно отдал бы все сокровища мира за возможность взглянуть на родные места. Далее читается стихотворение:
Бывают ночи: только лягу…
Иван Шмелёв
Об отъезде в эмиграцию я не думал. В 1920-м в Алуште купил дом с клочком земли. Но трагическое обстоятельство всё перевернуло.
Мой сын, Сергeй Шмелёв, офицер Добровольческой армии, отказавшийся уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян.
Поддавшись безмерному горю утраты, пережив в Крыму голод, мародёрство, террор, я , приняв предложение Бунина, уехал сперва в Берлин, а потом в Париж.
Думаете, весело я живу? Я не могу теперь весело! И пишу я – разве уж так весело? На миг забудешься.. Во мне дрожь внутри, и тоска, тоска…Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Всё чужое. Души-то родной нет…”
Зинаида Гиппиус
Когда-то меня называли “декадентской мадонной”, литературной жрицей, язвительной “дамой с лорнетом”; я не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, раздражая других. Февральскую революцию восприняла с воодушевлением, надеясь на обновление страны, участвовала в политической жизни, Но Октябрьская революция была для меня гибелью России, ее преступным “разрушением”, “убийством свободы” и общим грехом. В конце 1919 вместе с Мережковским нелегально эмигрировали из России в Польшу, а потом был Париж. Печатала статьи, рецензии, стихи. Моя непримиримость к большевистской России осложнила отношения со многими русскими эмигрантами. Но и здесь я организовывала литературные “воскресенья”, общество “Зеленая лампа”. У нас дома велись постоянные споры о том, что кому “дороже”: “свобода без России” или “Россия без свободы”; Я выбирала первое. Далее читается стихотворение “Веселье”
Анна Ахматова
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Первое стихотворение написала, когда мне было 11. В 1910 году я вышла замуж за Николая Гумилёва, а 1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев. 1917 – ый год… Tрaнcпорт замирал. Журналы закрылись, газеты тоже. Голод и разруха росли с каждым днём. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются. Далее читается стихотворение:
Не с теми я, кто бросил землю…
Марина Цветаева
Наступал год 1917… В стране бурлила революция, а у меня родилась дочь Ирина. Из голодной и холодной Москвы мы уезжаем в Феодосию, затем, вместе с мужем – в Коктебель. Впереди будет долгая, более чем четырёхлетняя разлука с Сергеем, который ушёл в Добровольческую армию Корнилова. Осень и зима 19 – 20 – х годов в моей жизни самые тяжёлые. Это реальность начавшегося голода и полное отсутствие вестей от мужа. Узнала, что до Риги нужно 10 миллионов. Для меня это всё равно, что везти с собой Храм Христа Спасителя. Продав Серёжину шубу, старинную люстру, красное дерево и две книги – с трудом наскребу 4 миллиона. Не голода и не холода боюсь, а зависимости. Но поехать всё – таки поеду… 4 года в Чехии, 13 лет во Франции… Эмиграция обострила чувство Родины. Мысли о России – мучительные, кровоточащие раны. Постоянно продолжающийся поединок с самим собой, гамлетовский вопрос: быть или не быть? Быть или не быть в России? Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна, там я невозможна. Далее читается стихотворение:
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!..
Я вернулась… А Родина повела себя, как злая мачеха: начала методично отнимать у меня самое дорогое – сначала арестовали Алю, затем Сергея. Больше я их никогда не увижу… Меня все считают мужественной, а я не знаю человека робче себя. Никто не видит – не знает, что я год уже ищу глазами крюк. Я год примеряю cмepть. Всё - уpoдливо и странно. Проглотить – мерзость, прыгнуть – враждебность. Я не хочу умереть, я хочу – не быть…
Борис Зайцев
Октябрьскую революцию 1917-го воспринял негативно. 1919-й год - один из самых ужасных годов моей жизни. В родовой деревне умер отец, Константин Николаевич, в октябре был арестован и позднее расстрелян сын жены Веры Алексеевны от первого бpaка.
В 1921 московские литераторы избрали меня председателем Союза писателей. Мы помогали голодающим. А через месяц меня и Николая Бердяева арестовали и отвезли на Лубянку, но вскоре выпустили. Весной 22-го заболел тифом, а после выздоровления выехал за границу.
Сначала был Берлин. Здесь, в Берлине, в разные годы оказывались Андрей Белый, Борис Пастернак, Шмелёв, Ремизов и Алексей Толстой, Ходасевич и Цветаева.
Потом был Париж… И здесь рядом были те, кто покинул Россию: Бунин, Мережковский, Гиппиус, Куприн, Бальмонт, Тэффи. Вдали от России я прожил 50 лет.
Смена слайда: появляются снова все портреты писателей. Звучит музыка (см. Приложение).
Чтец:
Нас раскидало, как в море льдины,
Расколошматило, но не разбив.
Культура русская всегда едина
И лишь испытывается на разрыв.
Куприн вернулся, чтоб умереть,
Как под обложкой вернулся Бунин,
Нам возвращаться и впредь, и впредь.
Хоть скройся в Мекку, хоть прыгни в Лену,
В кишках – Россия. Не выдрать! Шиш!
Невозвращенства в Россию нету.
Из сердца собственного не сбежишь.
С ней не расстаться, не развязаться.
Будь она проклята, по ней тоска
Вцепилась, будто репей рязанский,
В сукно парижского пиджака.
Но если в книгах родная пасмурь
И скрип до боли родной, в избе,
Такая книга – как русский паспорт,
Который выписан сам себе.
Смена слайда: “Сен – Женевьев – де – Буа”. Звучит музыка Альбиони.
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
31 03 2023 5:43:47
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
30 03 2023 13:48:59
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
29 03 2023 0:55:45
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
28 03 2023 15:20:39
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
27 03 2023 18:45:17
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
26 03 2023 18:33:25
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
25 03 2023 22:59:55
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
24 03 2023 18:24:38
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
23 03 2023 3:58:36
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
22 03 2023 0:25:28
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
21 03 2023 23:17:13
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
20 03 2023 3:28:30
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
19 03 2023 20:34:43
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
18 03 2023 22:49:13
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
17 03 2023 3:49:23
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
16 03 2023 5:42:11
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
15 03 2023 13:58:54
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
14 03 2023 22:27:53
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
13 03 2023 13:36:47
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
12 03 2023 14:23:14
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
11 03 2023 3:19:22
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
10 03 2023 9:54:16
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
09 03 2023 13:49:24
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
08 03 2023 6:22:44
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде.
...
07 03 2023 4:48:51
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
...
06 03 2023 12:38:15
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
05 03 2023 2:32:23
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
04 03 2023 21:27:12
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
03 03 2023 18:54:32
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
02 03 2023 7:32:35
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
01 03 2023 19:31:42
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
28 02 2023 8:22:36
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
27 02 2023 12:36:34
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
26 02 2023 5:55:55
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
25 02 2023 20:29:10

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
24 02 2023 19:56:32
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
23 02 2023 17:17:56
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
22 02 2023 20:16:36
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
21 02 2023 7:24:22
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
20 02 2023 7:53:26
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
19 02 2023 14:29:26
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
18 02 2023 1:12:33
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
17 02 2023 15:51:28

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
16 02 2023 12:53:48
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
15 02 2023 12:30:59
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
14 02 2023 14:35:53
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
13 02 2023 8:40:21
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
12 02 2023 12:37:25
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
11 02 2023 2:15:38
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
10 02 2023 11:50:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::