Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"
Цели и задачи:
- Открыть перед детьми образ родной земли, красоту природы.
- Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.
- Продолжить изучение истории родного края, приобщать к общечеловеческим ценностям, раскрывать общие черты и закономерности общественного развития.
- Знакомить с курганами, каменными стеллами, рассказами о прошлом и настоящем Хакасии.
Оборудование: Большой красочный плакат с названием темы, плакаты со стихами, эпиграфом. Картины и рисунки с изображением каменных изваяний, курганов, музеев.
Комната украшена национальным орнаментом, рисунками и поделками детей.
Подготовка: За 2-3 недели до урока дети разучивают стихи, песни, готовят пригласительные билеты и сувениры гостям.
Под звуки музыки дети входят в класс и рассаживаются по местам.
Дети - ведущие и учитель в хакасских национальных костюмах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю. Пройдёмся по степям Хакасии и заглянем в далёкое прошлое нашего народа, и постараемся разгадать загадки, которые оставили нам наши предки. Это курганы и каменные стелы.
3. Здравствуй, степь моя!
Дeвoчка- ведущая:
Гуляет ветер. Ласкает травы.
Да камни древних могил торчат.
Степь разметалась до гор зелёных,
Подпёрших синие облака.
Мальчик- ведущий:
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след.
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
Дeвoчка: Жил – был в отдалённом улусе мальчик. Как и все сверстники, помогал старшим: любил скакать на лошади по бескрайней степи, пасти отары овец. Как-то он услышал рассказ хайджи о том, что курганы – это могилы древних людей. Мальчик вдруг мысленно представил степь, усеянную огромными камнями. Так вот почему в степи так много курганов! Это могилы древних людей.
Однажды в улус приехали незнакомые люди. Это были учёные, которые стали раскапывать курганы, чтобы узнать, как жили люди в далёком прошлом. Вначале они копали лопатами, потом почему-то счищали землю ножами, наконец, осторожно сметали её кисточками.
Ещё больше удивился мальчик, когда увидел, как из вырытых ям стали вытаскивать кинжалы, ножи, глиняные горшки с рисунками, какие-то кости и много других непонятных вещей.
С тех пор, когда ему приходилось бывать в степи, он подолгу останавливался на курганах, внимательно осматривал их и думал: «А какие же тайны хранят вот эти могилы?»
(Рисунок 5).
Мальчик: Большую часть Хакасии занимают степи. Там много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы. Каменные стелы и курганы – это далёкое прошлое и гордость нашего народа. Их сравнивают с египетскими пирамидами. Удивителен этот мир древних камней. Нас поражает разнообразие каменных стел. Поражает и то, что с каждым годом в Хакасии находят всё новые и новые изваяния. Такое количество каменных стел производит впечатление, будто они произрастают из земли. Они загадочны и притягательны.
4. «Сокровищница богатств степей родных».
Выступление представителя музея г. Абакана.
Да, большую часть Хакасии занимают степи. Действительно, они загадочны и притягательны. Всё это привлекало археологов к земле хакасской. Археологические исследования памятников далёкого прошлого Хакасии началось более 350 лет тому назад. Первым учёным, производившим археологические раскопки курганов с научной целью в Абаканской степи, был Д. Г. Мессершмидт.
С тех пор изучение древностей почти не прекращается. Археологические памятники послужили надёжной базой для написания древней и средневековой истории народов Южной Сибири, в том числе и хакасов.
Сбором, охраной и исследованием древностей Хакасии и южных районов Красноярского края постоянно занимаются музеи краеведения городов Минусинска и Абакана.
Абаканскому музею около 75 лет, и он накопил ценные коллекции по истории Хакасии. Особенно большой интерес посетителей вызывает уникальное собрание каменных изваяний и экспозиции материальной культуры эпохи бронзы и раннего железного века.
(Рисунок 3, 7).
5. Назначения каменных изваяний.
Дeвoчка: Каково же было назначение каменных изваяний?
Исследователи полагают, что хакасы в давние времена покланялись каменным изваяниям и делали им приношения.
Сейчас известно около 150 гранитных и песчаниковых изваяний. Одни выполнены в виде плоских стел, другие в форме горельефа и достигают в высоту 2,5 и даже 4- х. метров.
Вот великолепно выполненная голова батана, венчающая невысокий камень. Стилизованная морда животного гордо вздёрнута вверх, круто закручены его рога, на гpyди выгравирован символический знак солнца.
(Рисунок 4).
Мальчик: А вот гордая Хуртуях тас – Старуха-камень: реалистически изображённое лицо, конусовидная шапка, нагрудный знак «пого». Сзади, на спине, можно увидеть спускающуюся чёрную косу. Высечена она из серого песчаника и вкопана в землю в косом направлении. Люди клали многочисленные поклоны перед этим камнем, причём каждый объезжал камень 3 раза. После этой церемонии хакасы приносили в жертву камню часть своей провизии, клали её у пьедестала в траве, чтобы статуя могла воспользоваться провизией по своему желанию. Они считали, что Хуртаях была некогда знатной матроной, которая обращена в камень Кайра - ханом, всемогущим богом, в воспоминание чего ей и воздаются ещё подобные почести. Стояла она в улусе Онхакова на реке Абакан.
(Рисунок 8).
Дeвoчка: Некоторые из стел издавна стояли у перекрёстков дорог в степи или отмечали начало перевалов горных дорог. Они никогда не были связаны с курганами. Чаще «каменных баб» находили в составе оград могильников самого разного времени. Они служили простым строительным материалом.
(Рисунок 6).
Учитель: Это божества, которым поклонялись и которые олицетворяли сложный мир представлений того времени, сочетавший в себе культ тотемов – охранителей рода, это и культ девы-прародительницы, и солнечный культ. А зверообразные черты лица могли отражать, с одной стороны верования в старых охотничьих духов, с другой – становление новых культов одомашненных животных.
На каменных изваяниях видны изображения людей в ритуальных шаманских масках. Поперечные полосы на них – отзвуки татуировки, охранительной раскраски, следы которых археологи обнаружили на черепах в захоронениях того времени. Всё это было найдено в курганах.
6. Курганы – не миф и не сказка.
Гость – старейшина рода Чаптыковых.
А сколько курганов в Хакасии? Их слишком много, насчитываются десятками тысяч. Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога. Чем древнее памятник, тем он менее заметен. Однако теперь археологи почти безошибочно определяют по внешнему виду принадлежность кургана тому или другому историческому периоду.
Самые ранние курганы относятся к третьему и началу второго тысячелетиям до нашей эры.
В настоящее время погрeбaльные сооружения того времени имеют вид плоских земляных курганов или круглых площадок, состоящих из каменных плит. Заметны они по едва выступающим на поверхности камням.
Мальчик: Раскопками установлено, что в центре ограды бывают одна или две могилы. По бортам могильных ям находят сгнившие остатки бревен от покрытия. В могилу к умершим клали: остродонные горшки, каменные топоры, песты, тёрочки, колотушки. Из украшений найдены предметы из кости, камня, меди, серебра и золота.
Дeвoчка: Другие курганы находятся в квадратных оградах. Стенки ограды сделаны из каменных плит или глыб. Могилы – каменные ящики из плит. В них обычно бывают останки похороненных и положенные покойнику горшки с жидкой пищей и мясо бapaна. В женских погребениях часто находят проволочные височные кольца, перстни, лапчатые привески.
(Рисунок 1).
Гость с г. Абакана.
Могильная степь в урочище Салбык заполнена десятками больших и маленьких курганов. Среди больших курганов широко известен Большой Салбыкский курган. Он раскопан в 1954-1956 году. Стены ограды, состоящие из каменных монолитов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи, и находится он в 60 километрах к северо-западу от города Абакана.
До раскопок курган имел вид холма высотой одиннадцати метров, занимая площадь у основания пол гектара.
После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объём насыпи составлял не менее 24000 кубических метров. Вес угловых и боковых плит доходит от 20 до 50 тонн.
Руководитель раскопок Киселёв С. В. считал, что земляная насыпь кургана имела высоту не менее 20-и. метров и представляла собой четырёхгранную пирамиду. Но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.
(Рисунок 2)
Что же нашли археологи в этом кургане?
Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган воздвигнут в третьем веке до нашей эры.
В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребённые, по-видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. С погребёнными в кургане покоятся их верные слуги. Причём мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен также убитый в связанном виде под угловой плитой ограды. Он убит вместе с другими жертвами, принесёнными во время постройки.
7. Итог путешествия.
Кости и вещи, добытые археологическими раскопками, дают возможность изучать историю нашей Хакасии, жизнь и деятельность предков.
Узнавая всё это, мы должны гордиться своей степью, её наследием.
Мальчик: Земля моя! Она много перевидала. Не оттого ли степи испещрены могильными курганами так густо. Земля родная! Сколько жизней отдано за твою красоту и вечность, благополучие и процветание!
Дeвoчка:
Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан.
По раздольной стороне.
Учитель: Наша степь поистине богата. Сейчас дети споют о ней песню, которую написал бейский композитор-самородок Александр Попов «Это, Хакасия, ты!».
Бубен шамана,
Звуки чатхана,
Грустная песня хайджи,
Солнце без меры,
Даль без предела –
Это, Хакасия, ты!
Беркута клёкот,
Конницы цокот,
Гор снеговые хребты,
А на курганах
Страж – великаны-
Это, Хакасия, ты!
Строг и возвышен
В камне их профиль-
Первых арийцев черты.
Это не Пасха,
Не остров Забвенья-
Это, Хакасия, ты!
Тот же народ твой.
Только светлее
Лики его красоты,
Стала судьбою
Твоей и моею-
Это, Хакасия, ты!
Дети дарят подарки и сувениры гостям.
Литература:
- Б. В. Гнедовский, Э. Д. Дрбровольская «Вверх по Енисею».
- Я. И. Сунчугашев, Г. А. Янгулова «Памятники истории и культуры Хакасии».
- Л. Р. Кызласов «Древнейшая Хакасия».
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
18 03 2024 12:18:51
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
17 03 2024 14:56:14
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
16 03 2024 20:57:26
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
15 03 2024 2:28:20
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...
14 03 2024 12:55:40
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
13 03 2024 13:15:49
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
12 03 2024 14:14:16
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
11 03 2024 3:56:45
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
10 03 2024 11:29:37
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
09 03 2024 19:43:10
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
08 03 2024 22:15:30
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
07 03 2024 10:19:54
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
06 03 2024 16:15:14
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...
05 03 2024 3:15:25
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
04 03 2024 15:47:37
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
03 03 2024 16:25:19
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
02 03 2024 2:19:56
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
01 03 2024 1:34:21
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
29 02 2024 5:35:55
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
28 02 2024 6:47:45
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
27 02 2024 22:20:59
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
26 02 2024 13:28:26
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
25 02 2024 1:49:12
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
24 02 2024 2:51:26
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
23 02 2024 13:11:55
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
22 02 2024 6:18:42
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса. ...
21 02 2024 20:18:10
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
20 02 2024 6:57:16
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
19 02 2024 17:51:14
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
18 02 2024 0:57:27
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
17 02 2024 1:49:41
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
16 02 2024 7:21:22
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
15 02 2024 8:55:32
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...
14 02 2024 5:22:58
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
13 02 2024 4:50:57
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
12 02 2024 19:31:56
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
11 02 2024 7:28:36
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
10 02 2024 1:37:55
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
09 02 2024 8:53:56
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...
08 02 2024 3:12:45
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
07 02 2024 22:48:12
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
06 02 2024 15:28:20
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
05 02 2024 18:12:32
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
04 02 2024 14:50:48
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
03 02 2024 2:39:48
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
02 02 2024 22:52:40
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
01 02 2024 16:45:28
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
31 01 2024 18:27:36
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
30 01 2024 3:29:43
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...
29 01 2024 8:31:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::