Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"
Цели и задачи:
- Открыть перед детьми образ родной земли, красоту природы.
- Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.
- Продолжить изучение истории родного края, приобщать к общечеловеческим ценностям, раскрывать общие черты и закономерности общественного развития.
- Знакомить с курганами, каменными стеллами, рассказами о прошлом и настоящем Хакасии.
Оборудование: Большой красочный плакат с названием темы, плакаты со стихами, эпиграфом. Картины и рисунки с изображением каменных изваяний, курганов, музеев.
Комната украшена национальным орнаментом, рисунками и поделками детей.
Подготовка: За 2-3 недели до урока дети разучивают стихи, песни, готовят пригласительные билеты и сувениры гостям.
Под звуки музыки дети входят в класс и рассаживаются по местам.
Дети - ведущие и учитель в хакасских национальных костюмах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю. Пройдёмся по степям Хакасии и заглянем в далёкое прошлое нашего народа, и постараемся разгадать загадки, которые оставили нам наши предки. Это курганы и каменные стелы.
3. Здравствуй, степь моя!
Дeвoчка- ведущая:
Гуляет ветер. Ласкает травы.
Да камни древних могил торчат.
Степь разметалась до гор зелёных,
Подпёрших синие облака.
Мальчик- ведущий:
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след.
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
Дeвoчка: Жил – был в отдалённом улусе мальчик. Как и все сверстники, помогал старшим: любил скакать на лошади по бескрайней степи, пасти отары овец. Как-то он услышал рассказ хайджи о том, что курганы – это могилы древних людей. Мальчик вдруг мысленно представил степь, усеянную огромными камнями. Так вот почему в степи так много курганов! Это могилы древних людей.
Однажды в улус приехали незнакомые люди. Это были учёные, которые стали раскапывать курганы, чтобы узнать, как жили люди в далёком прошлом. Вначале они копали лопатами, потом почему-то счищали землю ножами, наконец, осторожно сметали её кисточками.
Ещё больше удивился мальчик, когда увидел, как из вырытых ям стали вытаскивать кинжалы, ножи, глиняные горшки с рисунками, какие-то кости и много других непонятных вещей.
С тех пор, когда ему приходилось бывать в степи, он подолгу останавливался на курганах, внимательно осматривал их и думал: «А какие же тайны хранят вот эти могилы?»
(Рисунок 5).
Мальчик: Большую часть Хакасии занимают степи. Там много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы. Каменные стелы и курганы – это далёкое прошлое и гордость нашего народа. Их сравнивают с египетскими пирамидами. Удивителен этот мир древних камней. Нас поражает разнообразие каменных стел. Поражает и то, что с каждым годом в Хакасии находят всё новые и новые изваяния. Такое количество каменных стел производит впечатление, будто они произрастают из земли. Они загадочны и притягательны.
4. «Сокровищница богатств степей родных».
Выступление представителя музея г. Абакана.
Да, большую часть Хакасии занимают степи. Действительно, они загадочны и притягательны. Всё это привлекало археологов к земле хакасской. Археологические исследования памятников далёкого прошлого Хакасии началось более 350 лет тому назад. Первым учёным, производившим археологические раскопки курганов с научной целью в Абаканской степи, был Д. Г. Мессершмидт.
С тех пор изучение древностей почти не прекращается. Археологические памятники послужили надёжной базой для написания древней и средневековой истории народов Южной Сибири, в том числе и хакасов.
Сбором, охраной и исследованием древностей Хакасии и южных районов Красноярского края постоянно занимаются музеи краеведения городов Минусинска и Абакана.
Абаканскому музею около 75 лет, и он накопил ценные коллекции по истории Хакасии. Особенно большой интерес посетителей вызывает уникальное собрание каменных изваяний и экспозиции материальной культуры эпохи бронзы и раннего железного века.
(Рисунок 3, 7).
5. Назначения каменных изваяний.
Дeвoчка: Каково же было назначение каменных изваяний?
Исследователи полагают, что хакасы в давние времена покланялись каменным изваяниям и делали им приношения.
Сейчас известно около 150 гранитных и песчаниковых изваяний. Одни выполнены в виде плоских стел, другие в форме горельефа и достигают в высоту 2,5 и даже 4- х. метров.
Вот великолепно выполненная голова батана, венчающая невысокий камень. Стилизованная морда животного гордо вздёрнута вверх, круто закручены его рога, на гpyди выгравирован символический знак солнца.
(Рисунок 4).
Мальчик: А вот гордая Хуртуях тас – Старуха-камень: реалистически изображённое лицо, конусовидная шапка, нагрудный знак «пого». Сзади, на спине, можно увидеть спускающуюся чёрную косу. Высечена она из серого песчаника и вкопана в землю в косом направлении. Люди клали многочисленные поклоны перед этим камнем, причём каждый объезжал камень 3 раза. После этой церемонии хакасы приносили в жертву камню часть своей провизии, клали её у пьедестала в траве, чтобы статуя могла воспользоваться провизией по своему желанию. Они считали, что Хуртаях была некогда знатной матроной, которая обращена в камень Кайра - ханом, всемогущим богом, в воспоминание чего ей и воздаются ещё подобные почести. Стояла она в улусе Онхакова на реке Абакан.
(Рисунок 8).
Дeвoчка: Некоторые из стел издавна стояли у перекрёстков дорог в степи или отмечали начало перевалов горных дорог. Они никогда не были связаны с курганами. Чаще «каменных баб» находили в составе оград могильников самого разного времени. Они служили простым строительным материалом.
(Рисунок 6).
Учитель: Это божества, которым поклонялись и которые олицетворяли сложный мир представлений того времени, сочетавший в себе культ тотемов – охранителей рода, это и культ девы-прародительницы, и солнечный культ. А зверообразные черты лица могли отражать, с одной стороны верования в старых охотничьих духов, с другой – становление новых культов одомашненных животных.
На каменных изваяниях видны изображения людей в ритуальных шаманских масках. Поперечные полосы на них – отзвуки татуировки, охранительной раскраски, следы которых археологи обнаружили на черепах в захоронениях того времени. Всё это было найдено в курганах.
6. Курганы – не миф и не сказка.
Гость – старейшина рода Чаптыковых.
А сколько курганов в Хакасии? Их слишком много, насчитываются десятками тысяч. Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога. Чем древнее памятник, тем он менее заметен. Однако теперь археологи почти безошибочно определяют по внешнему виду принадлежность кургана тому или другому историческому периоду.
Самые ранние курганы относятся к третьему и началу второго тысячелетиям до нашей эры.
В настоящее время погрeбaльные сооружения того времени имеют вид плоских земляных курганов или круглых площадок, состоящих из каменных плит. Заметны они по едва выступающим на поверхности камням.
Мальчик: Раскопками установлено, что в центре ограды бывают одна или две могилы. По бортам могильных ям находят сгнившие остатки бревен от покрытия. В могилу к умершим клали: остродонные горшки, каменные топоры, песты, тёрочки, колотушки. Из украшений найдены предметы из кости, камня, меди, серебра и золота.
Дeвoчка: Другие курганы находятся в квадратных оградах. Стенки ограды сделаны из каменных плит или глыб. Могилы – каменные ящики из плит. В них обычно бывают останки похороненных и положенные покойнику горшки с жидкой пищей и мясо бapaна. В женских погребениях часто находят проволочные височные кольца, перстни, лапчатые привески.
(Рисунок 1).
Гость с г. Абакана.
Могильная степь в урочище Салбык заполнена десятками больших и маленьких курганов. Среди больших курганов широко известен Большой Салбыкский курган. Он раскопан в 1954-1956 году. Стены ограды, состоящие из каменных монолитов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи, и находится он в 60 километрах к северо-западу от города Абакана.
До раскопок курган имел вид холма высотой одиннадцати метров, занимая площадь у основания пол гектара.
После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объём насыпи составлял не менее 24000 кубических метров. Вес угловых и боковых плит доходит от 20 до 50 тонн.
Руководитель раскопок Киселёв С. В. считал, что земляная насыпь кургана имела высоту не менее 20-и. метров и представляла собой четырёхгранную пирамиду. Но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.
(Рисунок 2)
Что же нашли археологи в этом кургане?
Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган воздвигнут в третьем веке до нашей эры.
В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребённые, по-видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. С погребёнными в кургане покоятся их верные слуги. Причём мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен также убитый в связанном виде под угловой плитой ограды. Он убит вместе с другими жертвами, принесёнными во время постройки.
7. Итог путешествия.
Кости и вещи, добытые археологическими раскопками, дают возможность изучать историю нашей Хакасии, жизнь и деятельность предков.
Узнавая всё это, мы должны гордиться своей степью, её наследием.
Мальчик: Земля моя! Она много перевидала. Не оттого ли степи испещрены могильными курганами так густо. Земля родная! Сколько жизней отдано за твою красоту и вечность, благополучие и процветание!
Дeвoчка:
Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан.
По раздольной стороне.
Учитель: Наша степь поистине богата. Сейчас дети споют о ней песню, которую написал бейский композитор-самородок Александр Попов «Это, Хакасия, ты!».
Бубен шамана,
Звуки чатхана,
Грустная песня хайджи,
Солнце без меры,
Даль без предела –
Это, Хакасия, ты!
Беркута клёкот,
Конницы цокот,
Гор снеговые хребты,
А на курганах
Страж – великаны-
Это, Хакасия, ты!
Строг и возвышен
В камне их профиль-
Первых арийцев черты.
Это не Пасха,
Не остров Забвенья-
Это, Хакасия, ты!
Тот же народ твой.
Только светлее
Лики его красоты,
Стала судьбою
Твоей и моею-
Это, Хакасия, ты!
Дети дарят подарки и сувениры гостям.
Литература:
- Б. В. Гнедовский, Э. Д. Дрбровольская «Вверх по Енисею».
- Я. И. Сунчугашев, Г. А. Янгулова «Памятники истории и культуры Хакасии».
- Л. Р. Кызласов «Древнейшая Хакасия».
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
24 09 2023 10:22:52
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
23 09 2023 11:59:58
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
22 09 2023 20:57:52
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
21 09 2023 5:49:20
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
20 09 2023 15:54:16
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
19 09 2023 11:49:32
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
18 09 2023 12:44:24
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
17 09 2023 1:27:36
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
16 09 2023 21:29:34
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
15 09 2023 17:49:54
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
14 09 2023 1:54:15
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
13 09 2023 4:58:30
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
12 09 2023 23:38:44
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
11 09 2023 14:59:39
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
10 09 2023 11:21:39
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
09 09 2023 7:38:38
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
08 09 2023 6:54:52
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
07 09 2023 22:48:48
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
06 09 2023 1:12:24
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
05 09 2023 16:36:32
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
04 09 2023 15:36:42
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.
...
03 09 2023 14:39:58
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
02 09 2023 16:49:36
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
01 09 2023 3:27:46
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
31 08 2023 19:19:44
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
30 08 2023 19:26:43
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
29 08 2023 3:44:46
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
28 08 2023 16:48:30
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
27 08 2023 13:30:13
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
26 08 2023 17:13:56
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
25 08 2023 15:19:34
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
24 08 2023 14:13:46
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда.
...
23 08 2023 3:54:16
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
22 08 2023 17:48:55
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
21 08 2023 23:11:36
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
20 08 2023 13:32:27

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
19 08 2023 11:49:36

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
18 08 2023 6:23:52
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
17 08 2023 18:30:49
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
16 08 2023 10:13:26
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
15 08 2023 22:43:16
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
14 08 2023 17:36:39
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
13 08 2023 2:28:49
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
12 08 2023 21:41:35
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
11 08 2023 17:31:32
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
10 08 2023 14:12:12
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
09 08 2023 2:17:17
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
08 08 2023 5:49:55
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
07 08 2023 23:32:34
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
06 08 2023 7:43:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::