Урок истории в 4-м классе по теме: "Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина"
Цели
Образовательные:
- Продолжить знакомство с историческим прошлым нашей Родины.
- Показать борьбу русского народа за свою независимость.
- Работать над понятиями: патриотизм, ополчение, барельеф и др.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, умение логически мыслить, умение высказывать свои мысли.
- Приобщить к литературе, искусству, связывать исторические факты с современностью.
- Закрепить навыки работы с учебником.
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма и любви к истории своей Родины.
Оборудование:
- Изображение памятника И. Сусанину, 1851 год, автор В. Иванов.
- Карточки с памятными датами и фамилиями известных исторических личностей.
- Стихотворение К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин”.
- Увертюра из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”.
План:
I. Введение. Повторение пройденного материала.
1. Историческая разминка по датам и понятиям.
2. Опрос учащихся по теме “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы от польских захватчиков”.
а) взаимовопросы по данной теме;
б) рассказы учащихся о подготовке народного ополчения и об освобождении Москвы;
в) обобщение учителя.
II. Основная часть. Смутное время. Подвиг И. О. Сусанина.
Рассказ учителя.
Работа по учебнику, Чтение отрывка о приходе польского отряда в село Домнино (стр. 154 -156)
Стихи К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” (читают наизусть 2 ученицы)
Отрывок из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин” (сцена в дремучем лесу)
Беседа по содержанию прослушанного музыкального отрывка.
Увековечение памяти героев отдавших жизнь за Родину и связь времен.
Хор из оперы “Славься!” (колокольный звон).
III. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Введение.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героическом прошлом нашей Родины, о людях живших тогда и не жалевших своих жизней ради спасения своей страны от иноземных врагов.
- Как назван историками этот период жизни нашей Родины? (Смутное время).
- Но начнём с исторической разминки. Вспомним историю Руси до Смутного времени в датах.
1 задание. Распределить даты, написанные на карточках в 2 группы - тревожные события и мирные события:
Тревожные события:
1242 год – битва на Чудском озере;
1380 год – Куликовская битва;
1612 год – изгнание из Москвы иноземных захватчиков.
Мирные события:
862 год – первая славянская азбука;
988 год – крещение Руси;
1147 год – основание Москвы;
1703 год – Основание Санкт-Петербурга.
2 задание. Вспомните значение понятий: ополчение, патриотизм, барельеф
Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии, в основном на добровольных началах.
3 задание. Укажите, чем прославились великие люди Русского государства:
- Князь Владимир
- Дмитрий Донской
- Первопечатник Федоров
- Проверяем работу с карточками.
Вы заметили, что многие даты говорят о том, что нашей Отчизне часто угрожала cмepтельная опасность, но каждый раз на её защиту поднимался простой люд.
- Задайте друг другу вопросы по теме: “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского”.
(Подхожу к стенду с изображением памятника Минину и Пожарскому на Красной площади).
- Чье изображение вы видите? Как вы думаете, почему этим людям на главной площади страны, спустя 200 лет (1818 г.) поставлен памятник со словами: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”? (автор Мартос <Приложение 1>)
2. Тема урока.
- А вот изображение ещё одного памятника. Он поставлен в честь простого крестьянина из села Домнино И. Сусанина. Скульптор В. Иванов. 1851 г.
- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:
Почему обычному крестьянину поставили памятник в городе Костроме посреди красивого сквера?
В начале XVII века князь Пожарский, освободивший Москву от поляков, трон Российский не взял, и бояре, собрав совет, единодушно “проголосовали” за нового претендента Михаила Романова, отрока 16 лет. (показываю портрет М. Романова <Приложение 2>). В это время отец его был в польском плену и сам он с матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила выбрали царем, решили погубить его, чтобы троном завладеть. После долгого петляния они вышли к населенному пункту Деревеньки и там решили взять себе провожатого. Это произошло в марте 1613 года.
Работа со словарём:
- шлях,
- рейтер,
- сотник,
- онучи.
Шлях – на Украине и на юге России, в Польше: наезженная дорога, путь.
Рейтер – кавалерист в польской армии в XVI – XVII веках.
Сотник – офицерский чин казачьих войсках русской армии.
Онучи – портянка, обмотка для ноги под сапог или лапоть.
Работа с учебником - (отрывок) стр. 154 – 156.
- Дальше события развивались так (чтение стихотворения К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”):
- Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги, -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
<…>
Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит”.
- Многие поэты и композиторы посвятили этому историческому событию свои произведения. Например, М.И. Глинка <Приложение 4> передал этот эпизод в своей опере “Иван Сусанин”.
- Какие чувства и мысли охватили вас при прослушивании этой увертюры?
- Так погиб И.О. Сусанин. Вернёмся к вопросу, записанному на доске. (Ответы детей).
- Вы правы, ребята. (Показываю памятник 1851 года.). Минуло Смутное время, но не порвалась живая нить времён. И каждый раз, когда Отчизне угрожала опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского, Сусанина. Так было во все времена. Имена великих предков всегда вдохновляли на творчество и подвиги.
(Обращаю внимание на портреты Рылеева (<Приложение 3>) и Глинки (<Приложение 4>) и книгу о героях, повторивших подвиг Сусанина).
- Теперь прослушаем заключительную часть оперы. Главная мысль её заключается вот в этих словах: (Читаем с доски отрывок из песни “Славься”).
Звучат колокола. (Из оперы).
3. Заключение.
- Подвиг Сусанина являлся ярким примером патриотизма русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.
- Урок закончен.
4. Домашнее задание: прочитать по учебнику о подвиге И.О. Сусанина стр. 152 – 158.
Литература
- В.О. Ключевский, Русская история. 800 редчайших иллюстраций. М. ЭКСМО, 2005.
- Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. Автор Нонна Яковлева, М.: “Белый город”.
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
02 10 2023 10:33:48
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
01 10 2023 5:21:53
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
30 09 2023 13:11:25
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
29 09 2023 17:16:42
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
28 09 2023 4:45:39
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
27 09 2023 23:33:29
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
26 09 2023 8:27:57
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
25 09 2023 13:55:35
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
24 09 2023 19:34:20
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
23 09 2023 12:35:59
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
22 09 2023 23:23:37
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
21 09 2023 13:57:57
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
20 09 2023 9:31:56
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
19 09 2023 10:54:17
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
18 09 2023 2:39:10
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
17 09 2023 1:29:12

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
16 09 2023 13:32:38
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
15 09 2023 17:54:53
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
14 09 2023 19:10:46
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
13 09 2023 14:51:35
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
12 09 2023 0:47:15
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
11 09 2023 3:49:33
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
10 09 2023 7:53:55
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
09 09 2023 18:42:26
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
08 09 2023 17:22:17
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
07 09 2023 16:49:15
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
06 09 2023 21:31:40
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
05 09 2023 14:15:13
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
04 09 2023 19:12:23
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
03 09 2023 17:47:32
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
02 09 2023 21:28:31
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
01 09 2023 18:16:37
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
31 08 2023 11:30:51
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
30 08 2023 21:51:55
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
29 08 2023 4:27:29
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
28 08 2023 6:34:59
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией.
Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку.
...
27 08 2023 21:21:13

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
26 08 2023 14:52:57
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
25 08 2023 17:39:22
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
24 08 2023 15:20:17
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
23 08 2023 9:45:21
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
22 08 2023 10:32:18
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
21 08 2023 0:14:48
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
20 08 2023 7:43:51
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
19 08 2023 2:18:54
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
18 08 2023 13:56:27
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
17 08 2023 17:34:27
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
16 08 2023 14:26:31
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
15 08 2023 5:58:28
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
14 08 2023 21:56:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::