Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

Сценарий внеклассного мероприятия.

Цель:

  • способствовать формированию традиционной системы нравственности, заложенной Православием: любовь к Родине, уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, милосердие;
  • развивать чувство гражданственности и патриотизма;
  • приобщать учащихся к богатому духовному наследию русской истории;

Оборудование:

  • мультимедийная система;
  • компьютер;
  • презентация на CD (Приложение)

1-й чтец:

(Слайд№ 1) . Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек - сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.

(№ 2) В сорок первом году, когда cмepтельная опасность нависла над Отечеством, Алексей Николаевич Толстой написал слова, исполненные глубокого смысла: "Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему… Недаром пращур плел волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни и плясали под солнцем на весенних буграх, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами, а иные, как неистовый протопоп Аввакум – в яме, в Пустозерске, и размышляли о правде человеческой…"

(№ 3) В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…)

2-й чтец:

Путь христианства на Руси был долгим и сложным.

(№ 4) В пору правления князя Владимира на Русь зачастили послы, миссионеры разных стран с предложениями принять их веру. Были это и мусульмане, и латиняне и иудеи, и греки. Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Владимир внимательно выслушивал и обдумывал каждое предложение. Затем собрал он бояр и "градских старцев", рассказал им о доводах послов.

- Государь, - сказали ему бояре и старцы, всякий человек хвалит веру свою. Если хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, чтобы испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.

Князь так и поступил: послал десять мужей мудрых в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Наконец попали они в Царьград, столицу Византии. (№ 5) Император приказал привести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх в праздничном убранстве совершил литургию. Пышность церковного убранства, красота пения и архиерейского служения пленили сердца русичей.

(№ 6) - Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе, - рассказывали послы, вернувшиеся в Киев. – На земле нет такой красоты, которую мы там видели.

Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков.

(№ 7) В тот летний день 988г по зову своего князя Владимира по узкому оврагу меж двух круч шло к Днепру множество людей – жителей Киева. Целыми семьями шли богатые и бедные, с детишками, младенцами на руках. А на берегу их встречал сам князь и греческие священники. (№ 8) Под звучание молитв по их знаку ступили киевляне в воды реки.

3-й чтец:

(№ 9) Идеи христианства на Руси неразрывно связаны с идеей православной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы, патриотизма.

Служа Отечеству, мы служим Богу, ибо защищаем не просто родную землю, а по вере предков, - подножие Престола Господня, удел Его Пресвятой Матери.

Русские князья свято хранили землю родную и веру православную, снискав себе славу и память добрую.

(№ 10) Великим защитником земли русской был князь Александр Невский.

4-й чтец:

В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город к защите от возможного нападения.

Но они не были единственными противниками Руси. К нападению на русские земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.

5-й чтец:

(№ 11) Невская битва. Первыми свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 г шведские суда вошли в устье Невы. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбила здесь лагерь, а остальные остались на кораблях. Комaндовавший шведским десантом был настолько уверен в успехе, что послал Александру дерзкий вызов: "Я уже здесь и пленяю землю твою". Александр, зная от своих сторожей (разведчиков) расположение и намерения шведских войск, решил напасть на них как можно скорее, пока часть сил противника находилась на кораблях.

Из "повести и житии Александра Невского":

Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий, ему была поручена стража морская… Увидел он ратников, идущих против князя Александра, и решил, что расскажет князю о станах их и укреплениях. И стоял он на берегу моря, всю ночь пребывая в бдении. (№ 12) Когда же начало восходить солнце, услышал он страшный шум на море и увидел корабль один, плывущий по морю, а посредине стоят мученики (№ 13) Борис и Глеб в красных одеждах, держа руки на плече друг у друга… И сказал Борис: "Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему Александру"…

(№ 14) Вскоре приехал князь Александр, Пелгусий. . радостно поведал ему одному о видении. Князь же сказал: "Никому не рассказывай об этом". И поспешил он напасть на врага. Перед битвой сказал Александр своим воинам: “Не в силе бог, но в правде”. (№ 15) В 6 часов дня была жаркая сеча, и побил он их бесчисленное множество, и самому королю наложил печать на лицо острым своим копьем.

Урон с нашей стороны был едва заметен, и сия достопамятная битва, обрадовав тогда все наше горестное отечество, дала Александру славное прозвище Невского.

(№ 16) Через 2 года Александр Ярославич отстаивал родную землю от нашествия немецких рыцарей. Крылатыми стали слова князя: “Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет. На чем стояла и стоять будет земля русская”

6-й чтец:

(№ 17) А с востока в это время двигались несметные полчища монголо-татар.

"Батый как лютый зверь пожирал целые области, терзая когтями остатки. (№ 18) Храбрейшие князья российские пали в битвах; другие скитались в землях чуждых; искали заступников между иноверными и не находили; славились прежде богатством и всего лишились. (№ 19) Матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями татарскими, а девы о своей невинности: сколь многие их них, желая спасти оную, бросались на острый нож или многие в глубокие реки! (№ 20) Жены боярские, не знавшие трудов, всегда украшенные златыми монистами и одеждою шелковою, всегда окруженные толпою слуг, сделались paбами варваров, носили воду для их жен, мололи жерновом и белые руки свои опаляли над очагом, готовя пищу неверным…(№ 21) Живые завидовали спокойствию мертвых"

Русский князья вынуждены были ездить на поклон к ордынским ханам и там подвергаться унижениям. Однако, не все соглашались на подобное. Многие приняли мученическую cмepть в Орде, но не отреклись от христианской веры.

7-й чтец:

В то самое время, как великий князь русский испытывал всю тоску кончины на гoлой земле степей киргизских, далеко от милого семейства и родины, другой князь, столько же знаменитый, оканчивал жизнь свою в ужасных мучениях пред шатром Батыя! Это был Михаил, князь черниговский, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не хотевший поклониться ни тени Чингисхана, ни идолам татарским! "Нет! – говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. – Я могу поклониться царю вашему, потому что Бог отдал ему судьбу государств земных, но христианин никогда не служит идолам!" Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Князь русский не боялся cмepти. С ангельскою кротостью читал он молитвы в то время, когда татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: "Я христианин!" Церковь наша его признала святым и мучеником.

8-й чтец:

(№ 22) Год 1380. Великая Куликовская битва.

Русская церковь всегда играла огромную роль в организации борьбы против врага. (№ 23) По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице - Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с захватчиками от преподобного Сергия Радонежского (основателя этого монастыря) . Сергий отправил с князем монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал:"вот оружие светлое! да служит оно вам вместо шлемов!" (№ 24) Дмитрий выехал из Обители с новою верою и еще сильнейшею надеждою на помощь небесную.

Каждый ревновал служить отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами христианскими.

(№ 25) Поле Куликово, где была намечена битва, затерялось в просторах Тульской земли. Милая, хватающая за душу красота.

"О светло светлая и красно украшенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками. . , горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными" (Предисловие к одному из списков "Жития Александра Невского")

(№ 26) Но не красотой своей привлекло поле Дмитрия Ивановича. С трех сторон пронизанное реками, оврагами, перелесками, оно скрывала русские полки. Ордынцы могли выступить только с Красного холма.

(№ 27) В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года над Куликовым полем воцарилась тишина, и в воздухе разлилась теплынь. Лег туман и прикрыл русское войско на высоком кряже между Смолкой и Нижним Дубиком. Ордынское войско подошло к Красному холму. На его вершине Мамай разбил шатер.

Туман рассеивался. Встрепенулись испуганные птицы.

На три поприща, заслоняя дорогу на Русь, сверкали червленые щиты, блестели сталью доспехи, застыло над непроницаемым строем руссов стальное облако из наконечников гибельных копий. В этом блеске слился многолетний труд ремесленников, в нем сплавился труд землепашцев.

(№ 28) Москва начинала битву.

9-й чтец:

(№ 29) Чтобы подзадорить своих, выехал наперед войска ордынский богатырь Челубей, вызывая на единоборство русского витязя. "И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. Упали оба с коней на землю и скончались" ("Сказание о Мамаевом побоище") . И закипела сеча жаркая, казалось будто небесное воинство пришло на помощь русичам.

(№ 30) И гнали Мамаево войско русские полки до самой реки Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той причитали нечестивые: "О горе, горе тебе, великий Мамаю". Одни ордынцы пали, другие в речке утонули. (№ 31) А те, которые достигли берега, от стpaxa застыли, превратились в камень и навечно остались здесь.

Много русских побито было татарами и Русью татар… и падало тело татарское на тело христианское.

(№ 32) Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную северную сторону. С той стороны пришли сюда, и многим уже не вернуться, не посмотреть на дорогу, а лягут они в землю тесно, плечом к плечу, как и на поле стояли, лицом против солнца.

"Остановился князь великий со своим братом князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами на костях: "Страшно ведь брат было в то время смотреть: лежат трупы христианские, как стоги сена, а Дон – река три дня кровью текла. Считайте братья, скольких воевод нет, скольких молодых людей нет".

(№ 33) И сказал князь великий Дмитрий Иванович: "Братья, бояре и князья, и дети боярские, то вам суженое место меж Дона и Днепра на поле Куликовом, на речке Непрядве. Положили вы головы за землю Русскую… Простите меня, братья и благословите в этом веке и в будущем" ("Задонщина")

10-й чтец:

(№ 34) Поле славы, говорим мы… Да, но и поле скорби, поле Вечной Памяти.

Грады великие
Малые веси
Громоподобная
Весть огласила: (№ 35)
Русская сила
Татарскую силу
На Куликовом поле
Сломила!
Слава, как буря
К морю рванулась,
К Кафе, к Царьграду
К Дербенту и к Риму.
Русь одолела
Злых басурманов!
Русь победила
Врагов окаянных. (В. Вронский. )

11-й чтец:

(№ 36) Особое место в русской культуре и истории занимают иконы, ибо к ним обращается человек в годы суровых испытаний и лихолетий.

Пpaбабушкина икона

Немало все мы в жизни перевидели,
Но что храним мы в памяти своей?
Я помню светлый образ Вседержителя
Над койкою пpaбабушки моей.
Икона, потускневшая от времени,
Прошедшая насквозь ХХ век –
Тот век, в котором жил во имя Ленина
В стране Советской каждый человек.
Пока за сотворенными кумирами
Шагали мы по жизни налегке,
Она, такая тихая и смирная.
Висела над кроватью в уголке.
Бывало просыпалась утром рано я,
Заглядывала в щелочку тайком
И видела, как бабушка старательно
Шептала перед этим образком…
Как жаль, что нам нельзя вернуться в прошлое
И там чуть-чуть исправить жизнь свою…
Прошли года плохие и хорошие,
И вот перед иконою стою
Я в тесной комнатенке, как в обители,
И слезы сами катятся из глаз…
Пред этою иконой Вседержителя
Молилась моя бабушка о нас.
Её уж нет. Но есть икона светлая –
В Небесный мир открытое окно…
Любить, прощать, надеяться и веровать –
И ничего другого не дано. (Н. Тананко.)

12-й чтец:

У всякой чудотворной иконы есть своя история, зачастую удивительная и впечатляющая. Одной их самых почитаемых стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. С нею необыкновенным образом связана судьба русского народа в самые страшные и опасные моменты его истории.

(№ 37) А было все так. Покорив в 1552 году Казанское ханство, Иван Грозный на следующий же день заложил в Казани Блоговещенский собор. А 1579 год в Казани произошел страшный пожар, уничтоживший кремль и большую часть города. Сгорел и дом стрельца Даниила Онучкина. А ночью, во сне, к его девятилетней дочери (№ 38) Матренке явилась Богородица и указала место, где скрыта чудотворная икона. Но на рассказ ребенка о видении не обратили внимания. Трижды являлась дeвoчке во сне Богородица, но ни архиепископ, ни воевода не вняли ее рассказам. И тогда мать дeвoчки, взяв заступ, стала рыть в указанном месте. (№ 39) Но только когда за дело взялась сама Матрена, в ночи засияла чудесным светом икона Пресвятой Богородицы. Икона была завернута в рукав суконной одежды, и краски ее были так свежи, будто они только что написана.

13-й чтец:

Услышав об обретении святого образа, жители Казани собрались на крестный ход и перенесли икону в Благовещенский собор. Нес ее священник (№ 40) Гермоген, будущий третий патриарх Московский.

Прошли годы. Наступила пора Смутного времени. В 1612 г казалось, что Россия погибла. В Москве поляки. Север страны захвачен шведами. По стране бродили шайки разбойников. В душах людей воцарился мpaк. (№ 41) Но патриарх Гермоген из Троице-Сергиевой лавры взывал к народу: "Встанем все за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы!"

(№ 42) Со всей земли Русской стало собираться ополчение. Казанские отряды принесли с собой икону Богородицы. И все воинство, наложив на себя строгий трехдневный пост, взывало к Матери Божьей о спасении родной земли.

Польское войско было разбито. Ополчение торжественно, с крестным ходом, 22 октября ступило в Московский Кремль. (№ 43) Впереди несли икону Казанской Богородицы. (№ 44) А навстречу, из Кремля, вынесли чудотворный образ Матери Божьей Владимирской. Так встретились две святыни, не раз спасавшие русский народ.

(№ 45) В честь спасения России князь Д. Пожарский воздвиг на Красной площади Казанский собор, где и воцарилась чудотворная икона. После Октябрьского переворота собор был разрушен. Много десятилетий на его месте зиял пустырь. И лишь недавно он был возрожден.

14-й чтец:

…(№ 46) Накануне Полтавской битвы в 1709 г царь Петр I молился перед иконой Казанской Богородицы, которая сопровождала армию. А позже он поставил в петербургском Казанском соборе список этой иконы как щит и ограждение новой столицы.

…В 1812 г перед отъездом М. И. Кутузов коленопреклоненно молил икону спасти Россию от нашествия Наполеона. Здесь же в декабре 1812 г отзвучал торжественный молебен за избавление России. К подножию иконы были положены трофеи: ключи освобожденных городов, отбитые знамена, орлы и жезл Наполеона.

…(№ 47) В страшную зиму 1941/42 г. , когда Ленинград был в кольце блокады, Матерь Божия явилась к митрополиту Илие, который молился у себя в келье, и велела передать ленинградцам слова, укреплявшие веру в победу. (№ 48) Чудотворную икону крестным ходом обнесли вокруг града Петра, несмотря на морозы и обстрелы. Это придало душевных сил оборонявшим город и страдающим от голода и холода ленинградцам.

Служили молебен перед иконой Казанской Богоматери и в Москве, и в Сталинграде. (№ 49) Как в стародавние времена люди обращались к царице небесной Одигитрии, Путеводительнице России:" (№ 50) Заступница усердного рода христианского, Пресвятая Богородица, спаси нас…"

15-й чтец:

Прошли века, десятилетия, но и сегодня сила православной веры помогает солдатам выдержать суровые испытания войны, не дрогнуть защищая родную землю(№ 51- 63) .

(№ 64)

Любите Россию, как мать -
В болезни любите, во здравии
И сердцем её Православие
Пытайтесь понять и принять.

Мы в центре духовной войны
Жестокое время и нервное…
И только единою верою
Еще быть мы можем сильны.

Пусть громкие эти слова,
Но их повторять очень хочется!
Поверьте, Россия не кончится,
Пока будет вера жива.

Пока будут храмы стоять -
Высокие и златоглавые!
Пусть время меняется. Главное -
Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)

Музыка (архив .rar)


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 6:45:17

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 3:28:51

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 10:58:15

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 11:46:53

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 13:50:56

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 2:29:39

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 17:48:20

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 20:52:20

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 0:39:48

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 11:54:18

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 8:20:26

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 0:19:23

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 4:11:54

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 4:17:31

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 0:43:55

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 13:28:46

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 20:44:11

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 5:23:35

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 4:25:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 9:43:56

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 23:13:11

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 16:11:36

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 3:42:19

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 14:54:34

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 3:25:11

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 14:17:42

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 22:17:55

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 21:54:16

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 0:26:41

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 1:51:53

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 13:47:31

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 8:31:59

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 5:13:40

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 7:59:37

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 2:46:56

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 6:16:35

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 11:22:53

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 21:27:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 14:10:50

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 2:27:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 17:46:36

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 2:32:15

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 8:31:18

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 11:49:35

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 19:26:23

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 22:25:14

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 22:56:37

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 21:47:32

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 6:26:44

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 23:50:20

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::