За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории
СОДЕРЖАНИЕ
1. Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири.
2. К легенде о Феодоре Козьмиче. Факты и домыслы о пребывании Александра I в Сибири.
3. К истории формирования легенды о Константине (Тара, 1826 г)
4. Наследник российского престола Николай II на Оби и Иртыше.
5. “Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ).
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.
Материалы, собранные в данном пособии, неоднородны, так пункты №2 и № 3 содержат информацию о легендах, пункты №1 и №4 – достоверные исторические факты, а пункт №5 - вольная интерпретация роли Григория Распутина в судьбе семьи Романовых в России.
Включенные в пособие материалы могут быть использованы в процессе изучения истории России с 6-го по 11-й класс. На основе этих источников вполне возможно организовать нестандартное изучение одной из тем курса отечественной истории XVII - начала XX вв. (Время правления царей династии Романовых). Уместны эти материалы для создания специального (элективного) курса, рассчитанного на 10-16 часов.
Ближайшими следствиями Смутного времени стали новые политические понятия. Рядом с государевой волей не раз проявляла себя другая политическая сила- воля народа. Мысль о государе-хозяине осложнялась идеей государя- избранника народа. Романовы сумели уберечь государство от распада, доказали способности Московского государства к исторической жизни и развитию, реформировали его в империю и ушли сами с исторической арены, исчезла с современных карт мира Российская империя. Одной из ярких и важных страниц истории нашего государства является присоединение и освоение обширного сибирского края. Все события, происходившие в европейской части страны, находили свой отклик и по-своему интерпретировались за Уралом. Летом 2006 исполнилось 88 лет с того дня, как в подвальном помещении дома инженера Ипатьева был расстрелян вместе семьёй последний русский царь Николай II.В память об этом трагическом юбилее, я составила подборку материалов, затрагивающих точки соприкосновения действий представителей династии Романовых с жизнью сибирского края. В своей работе я использовала материалы Сибиро-Уральского исторического конгресса, состоявшегося в городе Тобольске, публикации журнала “Югра”. Для анализа документов применяются познавательные задания с целью формирования образов людей-участников исторических событий, нестандартные творческие задания, задания на формулирование теоретических выводов. Хотя документы весьма различны по содержанию, в них прослеживается наивная вера в доброго царя-батюшку, необыкновенное уважение к аскетизму и подвижничеству. Даже краткое изложение разноречивых фактов, сведений о взаимопроникновении, взаимовлиянии двух разновеликих частей Российской империи в рамках небольшого пособия, разумеется, невозможно. Автор-составитель поставил перед собой иную задачу - дать ученикам некоторые факты, так или иначе объединяющие, связывающие деятельность царей с событиями в Сибири. Анализируя содержание текстов, ученики к знанию конкретно-исторического материала в объёме учебника, получают некоторое количество неизвестных или малоизвестных сведений, синтезируя которые, более полно представляют себе историческую эпоху, изучают край, в котором живут.
Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири
Вводное слово учителя
Во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676) на бедную, ещё слабую средствами Русь обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленного ответа, что невольно удивляешься тому, сколько важных дел действительно было сделано.
Внутреннее неудовлетворительное положение государства ставило правительству (в числе других) много экономических задач. Они часто выражались в челобитьях и волнениях. 25 июля 1662 произошло мощное, хотя и скоротечное, восстание - знаменитый “Медный бунт”.
В начале следующего года отменили медные деньги, “чтоб ещё чего меж людми о денгах не учинилося”, царь велел их отставить. Однако так просто и быстро история медных денег не закончилась.
Вопросы, предваряющие анализ текста “ Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири”.
1. Чем было вызвано городское восстание - “Медный бунт”?
2. Почему введение медных денег потерпело неудачу?
3. Когда началось проникновение русских в Сибирь?
4. Какие причины приводили к продвижению русских в Сибирь?
5. Что вы знаете о старейших городах Тюменской области Тюмени и Тобольске?
6.Какие события, связанные с правлением Алексея Михайловича, происходили в Сибири?
Вопросы к тексту“ Медные деньги Алексея Михайловича в Сибири”.
1. Объясните значение слов ефимок, алтынник, копейка, горшевик
2. Почему вначале запретив, правительство Алексея Михайловича затем ввело в "азиатской России" медные деньги?
3. В чём вы видите причину того факта, что указ об отмене обращения медных денег в Сибири последовал раньше, нежели события “Медного бунта”?
4. Почему торговые люди предпочитали в данный период ехать в сибирские города "с одними медными деньгами" (без товаров)?
5. За что таких торговых людей сибирским воеводам предписывалось задерживать?
6. Исходя из исторических реалий того времени, попробуйте предположить, какова судьба без малого полутора миллиона рублей, т. е. около 25000 пудов меди. (Судьба этих "остаточных медных денег" остаётся малоизвестной.)
7. Для каких ещё целей, кроме изготовления медных денег, служила медь?
(Приложение 1)
“События, факты, домыслы”. К легенде о Феодоре Козьмиче
Вопросы, предваряющие анализ текста
1. Какие два события оказали наибольшее воздействие на жизнь и царствование Александра I?
2. “Тень убитого отца преследовала Александра до конца его дней” - о чём говорит эта фраза?
3. Александр I давно знал о существовании тайных обществ, но странно бездействовал. Почему?
4. По какой причине Александру I должен был наследовать его брат Константин?
5. Почему вместо Константина трон унаследовал Николай?
6. Какие события жизни Александра I могли породить после его cмepти легенды о том , что он, оставив трон, ушёл в Сибирь и, став отшельником, под именем Феодора Козьмича прожил там до 1864года?
Вопросы и задания к тексту. “События, факты, домыслы”. К легенде о Феодоре Козьмиче.
1. Составьте рассказ-версию о возможных причинах и обстоятельствах, которые сопутствовали столь неординарному событию - появлению Александра I(после объявления о его официальной cмepти) в Сибири под именем старца Феодора Козьмича.
2. Почему в народе мог возникнуть образ царя кающегося, смиренного, отрекшегося от трона ради поста и молитвы?
3.Чем объясняет старец важному господину решение сохранить имя в тайне?
4 .Прочитав текст, сделайте возможные выводы о том, насколько реальна предлагаемая версия событий для менталитета человека XIX столетия и человека XXI века.
(Приложение 2)
К истории формирования легенды о Константине (Тара, 1826 г.)
Вводное слово учителя
Народная социально-утопическая легенда о царях - "избавителях", центральным персонажем которой стал цесаревич Константин Павлович, циркулировала с конца 1825 - начала 1826 г. до первых пореформенных лет. Возникновению константиновской версии легенды способствовало сложное стечение политических обстоятельств: неожиданная cмepть Александра I, междуцарствие, восшествие на престол Николая вместо законного наследника, его старшего брата Константина, кончина жены Александра - Елизаветы Алексеевны, восстание декабристов, казнь их и т.д. Обсуждение этих событий в среде солдат, крестьян, рабочих, мещан, мелких чиновников сопровождалось распространением слухов о вынужденном отречении Константина Павловича от престола, о его желании дать волю крепостным крестьянам и облегчить участь податных сословий в целом, о борьбе между царем - "избавителем" Константином и узурпатором престола Николаем.
Обнаруженные историком-исследователем М. А. Рахматуллиным наиболее ранние документальные свидетельства в рамках "константиновской" легенды относятся к самому началу февраля 1826 г. Версия легенды, о которой повествует судебно-следственное дело "Об оказавшемся в городе Таре пасквиле" из Госархива Омской области, фиксируется первой декадой февраля того же года (Ф. 3, Оп. 13, Д. 1783, Л. 1-101 об), таким образом, мы имеем дело с одним из ранних случаев распространения легенды о Константине на далеком востоке страны, в г. Таре.
Вопросы к тексту “Легенды о Константине”
1.Почему в конце 1825 года именно цесаревич Константин Павлович стал центральным персонажем в различного рода толках и домыслах о “добром царе-избавителе”?
2.Как вы объясните понятие “междуцарствие”?
3.Подумайте, какие особенности народного мышления проявляются в данном документе.
4.Видно ли из этого документа, какие благие намерения по отношению к простому народу приписываются цесаревичу Константину Павловичу?
5.Почему в “письме” цесаревича Константина Павловича большое значение придаётся императрице Марии Фёдоровне – “Сие зависит от матушки моей Марии”?
6.Какой факт зашифрован в следующей фразе документа: “Дайте мне виновников, сената"?
7.О чём на самом деле идёт речь в письме, имевшем хождение в Таре-
Маминька. Наш Ангел на небе, а я все еще шатаюсь по земле. Кто мог подумать, чтобы я, слабая, больная женщина, когда-либо могла пережить его. Маминька, не оставляйте меня, ибо я совершенно одна в сем горестном свете. Наш драгоценный покойный, его улыбка доказывает мне то, что он теперь счастлив, и что он видит превосходнейшия вещи, нежели как здесь. В сей невозратимой потере одно только и не остает утешение, то я его не переживу. Я надеюсь, что скоро с ним паки соединюсь.
Вам преданная дочь несчастная Елизаве
(Приложение 3)
Вводное слово учителя. “Наследник российского престола на Оби и Иртыше”
Исполнилось 88 лет с того дня, как в подвальном помещении дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге 4 (17) июля 1918 года был расстрелян вместе с семьёй последний русский царь Николай II.Пребывание в нашем крае Николая II обыкновенно связывают только с Тобольском, где он находился в ссылке с 6 (19) августа 1917 по 13 (26) апреля 1918 года. Куда менее известно, что на сургутской и самаровской земле Николаю Александровичу Романову тоже пришлось побывать, хоть и очень недолго. Происходило это в1891 году, когда двадцатитрёхлетним молодым человеком, наследником престола, через Сибирь возвращался он из путешествия вокруг Азии. Вдумчивое чтение старых текстов – словно “окошечко” через которое мы заглядываем в давно прошедшее время.
Вопросы и задания к тексту “Наследник российского престола на Оби и Иртыше”.
1.Что вы знаете о занятиях и быте остяков? Как этот народ называется в наше время?
2.Расскажите о развитии народного образования во второй половине XIX века, найдите факты, подтверждающие ваш рассказ, в тексте.
3.Проанализируйте и сделайте выводы. О каких тенденциях российской действительности идёт речь в следующем отрывке: “Так как Сургут есть первый город Тобольской губернии, лежавший на пути Его Высочества, то владельцы пароходов на реках Западной Сибири избрали этот пункт и просили Его Высочество принять хлеб-соль от пароходчиков. Тут же на пристани имел счастье представляться Его Высочеству доктор философии Стокгольмского университета Мартин, случайно находившийся с научной целью в Сургуте ради пополнения своих этнографических коллекций”?
4.Какими промыслами занимались крестьяне Приобья и Прииртышья?
5.Пароход “Николай” - один из лучших в Российском речном флоте к. XIX века. Оцените его ходовые качества. Какие выводы можно сделать?
6. Крестьянин деревни Слинкиной поднес живого осетра, за что услышал "спасибо" из уст самого Цесаревича, а на память детям еще одарен был двумя империалами. Сколько денег получил крестьянин?
7. Почему столь торжественно и радостно встречали наследника престола?
(Приложение 4)
“Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ)
Вводное слово учителя
В 1916 году Российская империя переживала сложнейшую ситуацию. Экономика, ослабленная Первой мировой войной, не справлялась с насущными потребностями. Доверие к верховной власти было подорвано. Россия была полна слухами, сплетнями, пересудами. Всюду процветали казнокрадство, взяточничество. На фронтах не было успешных действий. Аристократические круги считали виновником всех бедствий “святого старца” Григория Распутина, весьма приближенного к царской семье. В декабре 1916 года в результате заговора Григорий Распутин был убит. Однако в народе сложилось другое мнение об этой личности.
Вопросы и задания к тексту “Про старца Григория и семью царскую” (сибирский сказ).
1. Что в тексте сказа соответствует реальным событиям, а что является вымыслом?
2. Соотнесите прочитанный текст с историческим периодом.
3. Где и в связи с какими событиями создан сказ?
4. Представляет ли автор противоположную общепринятой точку зрения или альтернативную интерпретацию?
5. Согласны ли вы с оценками и хаpaктеристиками, звучащими в сказе по отношению к герою?
(Приложение 5)
Библиография
1. Коньков Н.Л. “История культуры Сибири и Урала”,РАН, Тобольск, 1997.[1]
2. Побережников И. В. “История культуры Сибири и Урала”, РАН, Тобольск, 1997.[2]
3. Софронов В. Про старца Григория и семью царскую. “Югра” №7, 1998 [3]
4.Ухтомский Э.Э. “Путешествие наследника престола на восток”. С-Птб. [4]
5. Фёдорова О. Я. Легенды об императоре Александре I.ЦРПО “Золотое кольцо”. 1991[5]
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
10 12 2023 22:54:16
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
09 12 2023 1:49:23
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
08 12 2023 16:23:48

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
07 12 2023 12:57:30
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
06 12 2023 8:42:59
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
05 12 2023 2:56:50
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
04 12 2023 23:30:10
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
03 12 2023 18:16:29
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
02 12 2023 16:43:38
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
01 12 2023 3:42:40
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова.
...
30 11 2023 20:19:11
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
29 11 2023 21:54:34
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
28 11 2023 2:56:10
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
27 11 2023 3:20:56
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
26 11 2023 8:58:47
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
25 11 2023 9:40:17
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
24 11 2023 17:33:16
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
23 11 2023 2:57:17
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
22 11 2023 12:13:39
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
21 11 2023 1:31:39
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
20 11 2023 16:23:31
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
19 11 2023 3:12:31

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
18 11 2023 2:21:53
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
17 11 2023 1:48:36
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
16 11 2023 9:15:12
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
15 11 2023 14:54:39
В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....
14 11 2023 15:56:10

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
13 11 2023 22:32:18
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
12 11 2023 11:59:50
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
11 11 2023 1:12:15
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
10 11 2023 8:52:38
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
09 11 2023 1:43:34
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
08 11 2023 23:34:39
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
07 11 2023 19:21:38
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
06 11 2023 22:42:37
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
05 11 2023 15:43:10
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
04 11 2023 2:29:26
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
03 11 2023 2:53:27
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
02 11 2023 13:50:36
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
01 11 2023 6:24:36
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
31 10 2023 18:20:51
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
30 10 2023 9:14:51
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
29 10 2023 15:30:44
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
28 10 2023 3:37:57
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
27 10 2023 11:25:40
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
26 10 2023 20:59:23
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
25 10 2023 8:23:10
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
24 10 2023 23:47:37
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание.
...
23 10 2023 5:35:46
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах.
...
22 10 2023 17:20:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::