Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся
Россия на рубеже веков переживает этап реформ и преобразований. Общество отказалось от огромного потенциала, накопленного предшествующими поколениями, довольно быстро были разрушены нравственные ценности.
В настоящее время все осознали, что без возрождения духовных ценностей, патриотизма, культуры невозможно поступательное развитие общества. Школьный курс отечественной истории содержит богатейшие возможности для нравственного воспитания личности, его гражданской и политической зрелости. Исходя из сложившихся условий, мы посчитали необходимым возродить недели истории – как одну из форм внеурочной работы, делающей возможность через развитие творческих способностей учащихся обратиться к истокам прошлого.
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1-11 классов повышает интерес к предмету.
Работа в рамках Недели истории носит поисковый, творческий, исследовательский хаpaктер.
Результатами Недели истории являются оформление стендов, выставок, выпуск газет, организация Дней памяти погибших в Великой Отечественной войне, в Афганистане и Чечне, дискуссии за Круглым столом, написание эссе и вручение грамот за активную работу.
Предметная школьная Неделя истории способствует расширению знаний по истории, повышает интерес учащихся к предмету.
Чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом обществе, важно уже в школьные годы объяснить условия формирования его индивидуальности через развитие творческих способностей, и в этом актуальность нашего проекта.
Введение
Актуальность темы:
Неделя истории помогает нам поставить в один ряд отдых и лекцию, праздность и учебные занятия, помогает нам открыть себя, познакомиться с самим собой, раскрыть в себе “скрытый” потенциал.
Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность решения, богатство отношений.
Стремление развить эти качества и движет нами во время участия в неделе истории…
Внешние выражения творчества до сих пор доступны лишь немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни, творчество - есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы обычного и знакомого и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Поэтому, чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом обществе, важно уже в школьные годы обеспечить условия формирования его индивидуальности через развитие творческих способностей, и в этом актуальность выбранной темы.
Важнейшей задачей Недели истории является привитие через развитие творческих способностей учащихся интереса к истории страны и осмыслению исторических явлений, изучение истории своего родного края и истории своей семьи…
Цель работы:
Расширить знание по истории своей малой Родины, способствовать формированию интереса к творческому исследовательскому труду у учащихся.
Главные задачи:
1. Организовать смотр исторических газет.
2. Оформить стенды.
3. Организовать встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны.
4. Провести конкурс исторических песен и стихов.
5. Организовать исторические игры.
6. Организовать встречу за Круглым Столом по результатам конкурса исторических сочинений.
7. Вовлечь в работу наибольшее число учащихся.
Основная часть
Презентация
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь – январь)
II этап – проведение Недели истории (февраль)
III этап – заключительный (март – апрель)
Основные направления:
Формы работы:
Исторические газеты, стенды и выставки:
Участие в этом направлении способствует выявлению творческих способностей учащихся, вовлекает их в активную деятельность, повышает интерес к предмету.
Выставка “Лучшая историческая одежда” была проведена в конце января 2007 года. В ней принимали участие 5-7 классы, определялись победители, они были награждены грамотами.
Исторические сочинения:
В рамках предметной школьной исторической недели учащиеся 10-11 классов выбирают тему для конкурса “Лучшее историческое сочинение” и участвуют в диспутах за Круглым столом.
Исторические игры:
Как известно, самыми прочными знаниями являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Исторические игры позволяют школьникам получить именно такие знания. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, т. е. идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Историческая игра помогает старшеклассникам в самообразовании и самопроверке своих знаний и навыков.
Конкурс собственных стихотворений на историческую тему:
Язык поэзии – главное средство самовыражения личности. Участвуя в конкурсе стихотворений, учащиеся создают свое собственное творение. Стихи посвящаются периоду Великой Отечественной войны: боль, гордость, патриотизм пронизывают каждую строчку. Учащиеся пропускают через призму своего творческого воображения подвиг своих дедов и прадедов, любовь к родине и веру в светлое будущее.
Работа лекторской группы, встреча с ветеранами:
Лекторская группа состоит из учеников 10 класса. Ученикам 1-5 классов были представлены великие сражения, города-герои и показаны слайды. Для начальных классов были проведены экскурсии по школе.
Мониторинг результатов участия учащихся в Неделе истории:
I уровень – пассивный (1 - 4 класс) – общее знакомство с предметом (работа лекторской группы)
II уровень – относительно активный (5 – 9 класс) – участие носит творческий, поисковый хаpaктер (исторические газеты на выставке, конкурсы)
III уровень – творческий (10 – 11 классы) – используют исследовательские методы, творческие задания (рефераты, эссе), дискуссии, Круглые столы и т. д.
Заключение
Предметная школьная неделя истории:
1. Расширяет знания по истории
2. Повышает интерес учащихся к предмету
3. Позволяет глубже заглянуть в историю
4. Собрать дополнительные материалы по предмету
5. Вовлечь учащихся в исследовательскую работу по изучению своего родного края
6. Учащиеся приобщаются к работе в лекторских группах и в организации мероприятий
7. Учащиеся проявляют свои творческие возможности
Список используемой литературы
- Гора П. В. “Повышение эффективности обучения истории в средней школе”. М. : Просвещение, 1988
- Костомаров Н. И. “Русская история в жизнеописании ее главнейших действий”. М. : Мысль, 1993
- Богоявленская Д. Б. “Пути к творчеству” М. : Знание, 1981
- Коротаева Е. В. “Активизация познавательной деятельности учащихся”. Екатеринбург, 1995
- Федорчук И. А. “Интеллектуальные игры для школьников”. Ярославль. : Академия развития, 1998
- Видякин В. М. , Касаткина Н. А. “Военно-патриотическое воспитание в школе”. Волгоград. : Учитель, 2005
- Левит Р. Д. “Развитие творческих способностей у школьников”. Научно-пpaктический журнал “Завуч” №6 М. : Педагогический поиск, 1999
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
23 09 2023 19:35:31
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
22 09 2023 11:56:52
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
21 09 2023 3:11:21
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
20 09 2023 0:14:49
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
19 09 2023 10:41:30
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
18 09 2023 2:14:54
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
17 09 2023 9:25:30
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
16 09 2023 16:32:19
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
15 09 2023 12:48:19
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
14 09 2023 23:33:21
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
13 09 2023 5:53:24
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
12 09 2023 0:53:28
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
11 09 2023 6:19:36
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
10 09 2023 9:22:29
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
09 09 2023 13:49:14
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
08 09 2023 7:20:35
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
07 09 2023 7:14:23
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
06 09 2023 1:50:19
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
05 09 2023 12:31:26
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
04 09 2023 0:36:50
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
03 09 2023 6:15:51
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
02 09 2023 15:18:38
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
01 09 2023 2:45:48
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
31 08 2023 23:25:35
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
30 08 2023 6:13:23
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
29 08 2023 18:33:26
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
28 08 2023 1:56:52
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
27 08 2023 1:51:45
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
26 08 2023 4:31:17
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
25 08 2023 10:36:32
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
24 08 2023 10:38:59
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint.
...
23 08 2023 9:49:30
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
22 08 2023 7:55:16
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
21 08 2023 4:28:39
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
20 08 2023 9:26:20
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
19 08 2023 0:49:38

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
18 08 2023 13:50:25
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
17 08 2023 16:46:27
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
16 08 2023 12:27:20
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
...
15 08 2023 7:16:36
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
14 08 2023 23:24:37
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
13 08 2023 0:51:16
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
12 08 2023 21:41:46
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
11 08 2023 21:12:26
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
10 08 2023 20:35:20
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
09 08 2023 1:46:39
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
08 08 2023 4:51:42
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
07 08 2023 13:16:53
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
06 08 2023 12:27:17
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
05 08 2023 7:48:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::