Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"
Цели:
- активизировать полученные ранее знания о мифах,
- познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира,
- сформировать понятие “герой” в древнегреческой мифологии,
- активизировать изучение исторических понятий, терминов, событий, фактов,
- создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории,
- совершенствовать навыки пересказа, умения работать с дополнительной литературой, анализировать и делать собственные выводы
Оборудование:
- презентация (приложение)
- аудиофрагмент поэмы Гомера “Одиссея”
- раздаточный материал (фрагменты текстов поэм Гомера)
- опopный конспект
- кроссворд
- выставка книг и электронных носителей информации о Гомере, его поэмах, о Троянской войне
- экспозиция сцен из художественного фильма “Троя” (2004 г.)
1. Беседа о путешествиях.
- Кто из вас путешествовал?
- Как можно совершить путешествие?
- А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?
Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию – родину поэта-сказителя аэда Гомера. А поможет нам сегодня в этом ваша фантазия и немного волшебства под названием Интернет. Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях аэд Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы, побываем на раскопках знаменитой Трои, услышим эллинскую речь и узнаем много нового и интересного.
А чтобы ничего не забыть, составим путеводитель по историческим местам.
В добрый путь!
2. Олимпийские боги.
Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты. Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бесcмepтных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым cмepтным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бесcмepтные. Во главе их стоит царь богов и людей – могучий Зевс. Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.
Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага. В сонме бесcмepтных богов много детей Зевса, которые пируют вместе с ним в сияющих олимпийских чертогах.
Кто из олимпийских богов вам знаком? О ком вы узнали, готовясь к нашему путешествию?
(Аполлон – покровитель искусств, услаждающий великолепной игрой на лире слух пирующих богов; Артемида, сестра аполлона, - быстроногая и неутомимая охотница, покровительница зверей; Афродита – богиня красоты; Афина – любимая дочь Зевса, мудрая и прекрасная покровительница науки и ремёсел; Гефест - сын Зевса и Геры, хромоногий бог-кузнец, выковавший великолепные золотые чертоги для всех олимпийцев; Арес – свирепый бог войны, в сопровождении двух сыновей (Фобос и Деймос), за его ненасытную кровожадность его недолюбливают сами боги; Гермес – покровитель дорог и путников, научивший людей азбуке, счёту, торговле (с детства любил подшутить над самими богами: у Зевса стащил его скипетр, у Аполлона спрятал его золотые лук и стрелы, у Посейдона похитил, забавы ради, трезубец, а у Ареса – его разящий меч).
Боги Олимпа были связаны между собой родственными узами и в представлении древних греков обладали теми же чертами, что и обыкновенные cмepтные. Они бывали иногда грубы, несправедливы, жестоки и мстительны. Подобно людям, они нередко ссорились между собой и даже враждовали.
3. Знакомство с биографией Гомера. Профессиональные певцы-аэды рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившиеся тексты – преимущественно поэмы Гомера. По-видимому, певцом-аэдом был и Гомер.
Время жизни Гомера спopно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует 2 варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм.
А был ли Гомер слепым? (рассказ учителя истории)
Гомера представляют слепым стрaнcтвующим певцом-аэдом. Однако монеты с о. Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими глазами. В музее Неаполя стоит мраморный бюcт Гомера IV в. до н. э. и тоже без всяких следов слепоты. Известны и другие древние изображения зрячего поэта. Почему же в наше время так широко распространено мнение о слепом Гомере? Когда оно появилось и почему? Оказывается, представление о “великом слепце” возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном А. Македонским. Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом “Илиады” и называл поэму своей величайшей драгоценностью. Завоевав Египет, Александр решил основать там большой город и назвать его своим именем. Нашли для города подходящее место, но Александру во сне явился сам Гомер и прочитал ему стихи из “Одиссеи”:
На море шумно-широком
Находится остров, лежащий против Египта;
Его именуют там жители – Фарос…
Пристань находится верная там,
Из которой большие в море выходят суда,
Запасённые тёмной водою.
Александр немедленно отправился на Фарос и увидел местность, удивительно подходящую для постройки большого города, - с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия. Естественно, что в центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы … недостаточно интересными. Бог-поэт, по их мнению, должен был выглядеть не как обычный cмepтный. Но как? Образ слепого основоположника мировой литературы оказался очень привлекательным. И Гомер стал изображаться слепым.
Гомер скитался по Греции, участвовал в поэтических состязаниях. По мнению большинства учёных, поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы Гомером в Ионии (Малая Азия) в VIII веке до н. э. В древности Гомеру приписывали авторство не только этих поэм, но и некоторых других. Современные учёные склонны считать, что эти поэмы принадлежат другому автору. По преданию, умер Гомер на острове Иос.
4. Поэмы Гомера.
Сюжет “Илиады” и “Одиссеи” взят из Троянского цикла сказаний о походе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину.
“Илиада”, по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
“Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов.
На русский язык “Илиаду” перевёл в 1829 г Н. И. Гнедич, а “Одиссею” - в1849 В. А. Жуковский.
5. Причины Троянской войны (беседа по материалу Д/з)
- Назовите действительную причину Троянской войны. (Борьба за побережье полуострова Малая Азия греческих городов под предводительством царя Микен с Троянским царством)
- Назовите город, возглавивший поход на Трою.
- В каком году греческие города объединились и выступили протии Трои?
- Чем закончилась Троянская война?
- Почему грекам не удалось воспользоваться победой? (С севера в Грецию вторглись воинственные племена, они опустошили юг страны, разрушили Микены и другие города. Население переселилось на острова Эгeйского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом)
6. Герои “Илиады” (работа с раздаточным материалом)
- Чтение приведённых фрагментов.
- Анализ текстов, ответ на вопрос: Что общего у всех героев поэмы Гомера? Какие качества хаpaктера их объединяют? Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
7. Вымысел или правда? Археолог-любитель Генрих Шлиман. (сообщение учителя истории)
Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны. Даже ничего не принимающий на веру древнегреческий историк Фукинид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои – исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало вымысла. Если убрать сцены с участием богов, то рассказ будет выглядеть достоверным. Историческая наука нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки. Историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Долгие годы он мечтал найти легендарный город. В 1871 г. он приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Его ждала удача: холм скрывал развалины целых 9 городских поселений, сменявших друг друга на протяжении ? 20 веков. Описанную в поэме трою Шлиман признал в одном из поселений. Здесь он нашёл, по его мнению, дворец Приама, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражения. В одной из обнаруженных царских могил покоились останки Агамемнона и его спутников; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Открытие Генриха Шлимана потрясло мировую общественность. Не осталось сомнений, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях. Успех Шлимана воодушевил многих археологов.
8. Крылатые выражения.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз (“Он крылатое слово промолвил”; “Между собой обменялись словами крылатыми тихо”) Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. В поэмах Гомера тоже есть выражения, ставшие крылатыми. Давайте послушаем сообщения, подготовленные ребятами, и определим, какой смысл вкладываем мы теперь в эти выражения.
- Заслушиваем сообщения (3 ученика).
9. Разгадывание кроссворда (в сопровождении музыкального фрагмента “Сиртаки”).
10. Экранизация поэмы Гомера “Илиада” (выставка фрагментов фильма “Троя” 2004 г.).
11. Особенности речи поэм Гомера.
Все произведения народного эпоса – большие по объёму поэмы, в которых рассказывается о великих событиях давно прошедших времён и в которых действуют необыкновенные герои. Желая как можно выразительнее передать величие и значительность воспеваемых событий и героев, Гомер прибегает к преувеличениям, поэтизирует всё, что окружает героев, наделяет их красивой внешностью. Герои Гомера наделены необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям: например, лук Одиссея не может натянуть ни один из могучих женихов Пенелопы. Рассчитанные на слушателей, эпические произведения содержат множество подробнейших описаний, задерживающих развитие действия; эти описания могут многократно повторяться. Древнегреческие поэмы Гомера, как и произведения русского фольклора, насыщены постоянными эпитетами. Так, Одиссей называется “хитроумным”, “многострадальным”; женщины – “прекраснокудрые”, “белокурые”, “длинноодежные”; корабли – “Чёрные” (смоляные), “краснобокие”; море – “многошумное”, “рыбообильное”, “седое”, “багряное”, “туманное”…
- Прослушивание аудиофрагмента из поэмы “Одиссея”.
12. Вывод: как понять и объяснить смысл слов, сказанных о Гомере: “Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей”?
(Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он как бы утверждает: боги бесcмepтны, но человек обладает бесcмepтным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов).
“Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта”, - сказал немецкий поэт Гёте.
- Удалось ли нам совершить путешествие в страну Гомера?
- Что это за страна? Какая она?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Куда бы ещё вы хотели отправиться в путешествие?
13. Помогли нам подготовить путешествие книги, часть из которых представлена на выставке. (Демонстрация книг и электронных носителей информации)
Приложение 2
Приложение 3
Д/з: - § 26-27 (учебник истории)
- Составить викторину или кроссворд по одной или двум поэмам Гомера.
- Нарисовать иллюстрацию.
- Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (на выбор).
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
02 10 2023 6:36:59
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
01 10 2023 21:52:13
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
30 09 2023 18:46:28
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
29 09 2023 5:30:35
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
28 09 2023 13:14:29
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
27 09 2023 10:47:21
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
26 09 2023 6:25:20
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
25 09 2023 13:27:13
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
24 09 2023 16:14:49
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
23 09 2023 12:59:17
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
22 09 2023 22:11:41
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
21 09 2023 14:47:46
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
20 09 2023 4:18:57
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
19 09 2023 18:59:39
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
18 09 2023 15:38:24
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
17 09 2023 22:44:47
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
16 09 2023 11:49:19
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
15 09 2023 8:22:26
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала.
...
14 09 2023 20:39:55
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
13 09 2023 15:52:37
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
12 09 2023 7:10:35
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
11 09 2023 11:35:21
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
10 09 2023 21:41:27
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
09 09 2023 3:35:17
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
08 09 2023 14:31:22
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
07 09 2023 2:48:29
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
06 09 2023 11:18:46
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
05 09 2023 5:48:51
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
04 09 2023 5:50:31
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
03 09 2023 5:30:48
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов.
...
02 09 2023 16:40:34
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
01 09 2023 18:49:34
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ.
...
31 08 2023 0:59:57

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
30 08 2023 16:45:32
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
29 08 2023 14:17:17
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
28 08 2023 8:44:44
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
27 08 2023 8:34:37
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
26 08 2023 8:29:42

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
25 08 2023 0:43:25
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
24 08 2023 15:41:34
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
...
23 08 2023 7:32:48
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
22 08 2023 12:10:23
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
21 08 2023 13:31:53
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
20 08 2023 18:32:11
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
19 08 2023 13:19:44
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
18 08 2023 20:30:43
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
17 08 2023 2:53:59
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
16 08 2023 1:21:25
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
15 08 2023 17:29:39
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
14 08 2023 19:49:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::