"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ


    "Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

Цель урока:

  1. Дать первоначальные представления о викингах; раскрыть их роль в истории европейских народов.
  2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы: умение работать с историческими источниками, анализировать текст, выбирать из него главное и решать поставленные задачи.

3. Развивать коммуникативные навыки (работа в группе).

Тип урока: урок постановки и решения познавательной задачи

ФОПД: групповые.

Оборудование: Карта “Европа в 8 -9 вв.”, раздаточный материал, картина из альбома по “истории средних веков” - “Викинги”, школьный учебник, презентация, ПК и мультимедийное оборудование, презентация “Время викингов”.

Вариант 1.

I этап – вводно-мотивационный. (Слайды № 1-4)

“Боже, избавь нас от ярости норманнов”. С такой молитвой к Богу обращались священники многих стран Западной Европы в 8 - 11 веках. Они появились у европейских берегов на своих кораблях под красными или полосатыми парусами с устрашающей головой змеи или дpaкона на корме. По словам современников они “опустошали грешную землю Англии от одного морского берега до другого; убивали народ и скот и не щадили ни женщин, ни детей”. А Карл Великий однажды с горечью сказал: “Предвижу, сколько зла наделают эти люди моим преемникам и их подданным”. Эти слова Карла Великого, свидетеля одного из первых появлений норманнов у берегов Франкского королевства, оказались пророческими.

(Учащиеся формулируют варианты учебной задачи).

После обсуждения она фиксируется на доске и в тетрадях.

“Почему жители Европы испытывали панический ужас только при одном виде кораблей под красными или полосатыми парусами с устрашающей головой змеи или дpaкона?”.

Более простой вариант: “Почему европейцы так боялись норманнов?”.

Далее учащиеся намечают пути решения поставленной задачи. После обсуждения составляется план работы.

ПЛАН

  1. Кто такие норманны?
  2. Как жили норманны?
  3. Было ли у них войско? И если было, то, какое?
  4. Чего добились норманны?

II. Учебная деятельность учащихся.

1. Кто такие норманны? (Слайды № 5-8)

Рассказ учителя. Работа с картой.

Норманны занимали нынешнюю Данию и южные части Скандинавского полуострова, Норвегии и Швеции. Они дробились на мелкие владения; почти каждый морской залив, фиорд. Составлял отдельное княжество. Земля давала скудное пропитание: часто бывали неурожаи и наступал голод. Часть народа должна была постоянно выселяться и искать за морем добычи и новых поселений. Норманны в своих поездках соединяли разбой и торговлю. С зарождением неравенства выселения усилились.

Во главе выселяющихся становились ВИКИНГИ (морские вожди) из знатных семей, иногда дети королей. Перед отплытием приносили жертву богу грозы ТОРУ. Выезжали на больших лодках, где помещалось 60-70 человек. При спуске лодки приносилась человеческая жертва: к бревнам, по которым спускали судно в воду, привязывали людей, чтобы кровью брызнуло на низ лодки. Множество лодок и людей погибали во время бурь, но это не останавливало викингов. В Киевской Руси норманнов называли викингами.

Запись:

НОРМАННЫ - “северные люди”:
  • Варяги
  • Скандинавы
  • Викинги

(viking – означает на севере “идти в море для приобретения богатства и славы”)

ПРЕДКИ:
  • Норвежцы
  • Шведы
  • Датчане
  • Исландцы

РОДИНА: Скандинавский и Ютландский п-ва.

2. Как жили норманны? (Слайды 9-19)

Самостоятельная работа с текстами. Далее после обсуждения делаются краткие записи изученного материала в тетрадях. Природные условия изучаются по учебнику С. 33, и С. 136-137 – учебник Бойцова и Шукурова “История средних веков”).

  • Природные условия.
  • Занятия.
  • Быт.
  • Общественные отношения.

ЗАНЯТИЯ:

  • Скотоводство
  • Земледелие
  • Рыболовство
  • Походы и грабежи.

I. Древнескандинавское общество управлялось КОНУНГАМИ (королями), им помогали наместники – ЯРЛЫ. Во всех землях периодически собирались ТИНГИ – собрания свободных людей.

У скандинавов человек мог быть свободным или рабом. Викинги превращали всех пленников в рабов. Если человек не мог заплатить долг или прокормить свою семью, он становился то же рабом.. Paбыней становилась и женщина, родившая ребенка от paба. Быть сыном paбыни, считалось великим позором.

Хозяин распоряжался paбами как имуществом: он мог их продать и даже убить. Хозяин решал и судьбы детей рабов. Если он считал, что в имении слишком много младенцев, то новорожденных девочек-paбынь относили в лес на съедение диким зверям.

Когда у свободного человека рождался сын, и отец был им не доволен, то он мог пожертвовать ребенка богам или отдать на съедение диким зверям.

II. Свои жилища норманны строили из дерева. В Исландии, где не было деревьев, строили жилье из камня и дерна. В главном строении усадьбы – т. н. “длинном доме” (размерами примерно 17 на 6 м.) был земляной пол, стены обшиты деревянными досками. В крыше имелось отверстие для выхода дыма, а под стрехой часто прорубали небольшие бойницы для света. У стены напротив входа стояло почетное сиденье хозяина, а по обе стороны от него располагались два украшенных резьбой столба. Норманны верили, что в них обитают духи, охраняющие покой в доме.

III. Викинги питались молочными продуктами, вяленным и сушеным мясом, хлебом и рыбой. Овощей в те времена еще не знали, лишь в конце эпохи викингов стали употрeбллять в пищу капусту. Пили молоко, пиво или мед. Вино было дорогим напитком; в богатых домах его подавали только по праздникам и в небольших бокалах.

Еду готовили на открытом огне в очагах или закрытых печах. Из САГ известно устройство таких печей: в земле выкапывали яму, выкладывали ее стены досками или камнями и закладывали туда мясо или рыбу. Затем раскаляли на огне большие камни и бросали их на пищу, а потом саму яму присыпали землей, чтобы дольше сохранить жар.

Ели мужчины и женщины обычно за разными столами, вместе – только во время свадеб.

IV. Руки скандинавы мыли до и после еды – ведь ели они руками. Вилок в те времена еще не знали, лишь жареное мясо накалывали наподобие современного шампура; суп ели ложками из дерева или кости.

В английских хрониках есть сведения о том, что викинги, будучи необыкновенно чистоплотными людьми, любили часто мыться. В каждой скандинавской усадьбе была баня, в которой мылись по субботам. Само слово СУББОТА в скандинавских языках означает банный день.

Отхожие места - несколько сидений в ряд – строили во дворе позади главного дома. Сиденье, вырезанное из куска дерева, клали на землю или на ведро. На хуторах, расположенных у моря, туалеты строились поближе к воде.

3. Было ли у них войско? И если было, то, какое?

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Раздаточный материал

I. Римский историк Тацит обратил внимание на особенность кораблей викингов: нос и корма ладьи были одинаковой формы, что позволяло им идти в любом направлении, не разворачиваясь. На свои корабли викинги ставили всего один парус, обычно шерстяной в красно-белую полоску. Носы ДРАККАРОВ венчали резные головы дpaконов – отсюда их название. Изображение чудищ должны были устрашать противников в бою. Обычай запрещал викингам приближаться к берегам родины с разинутой пастью дpaкона на носу корабля. Считалось, что это может испугать добрых духов земли. Поэтому головы дpaконов при возвращении домой снимали.

Норманнов по праву считают самыми искусными мореходами средневековья; их хорошо приспособленные и к парусному, и к весельному ходу суда были очень мобильны и в короткие сроки покрывали весьма значительные расстояния.

Входя в реки, они использовали отливы и приливы, умели ориентироваться по береговой линии, по луне, солнцу и звездам, по хаpaктеру облачности, по направлению полета птиц и очертаниям волн. Если побережье было гoлым, без примет, то в таких местах мореходы сооружали подобие маяков.

II. Морские сражения викинги старались вести поблизости от побережья. Дpaккары подходили вплотную друг к другу и сцеплялись абордажными крючьями, после чего стоявшие у бортов принимали на себя первые удары, за ними располагались лучники. Когда большая часть комaнды корабля была перебита, он переходил в руки противника. Сами норманны называли такие бои “ЧИСТКОЙ КОРАБЛЯ”. Зачастую они заканчивались схваткой на суше.

III. Оружием викинга был меч, секира, лук со стрелами, копье, шлем без рогов, и щит. Щиты делали из дерева. Обычно их красили в яркий цвет или украшали узорами и рисунками. Чаще всего использовали красный цвет, который символизировал власть.

Вначале сражения викинги сооружали из щитов стену. Поднятые вверх щиты означали примирение. В обычное время щиты носили на спине.

IV. Среди викингов были особые отряды, которых называли берсерками. Это воины, которые во время боя впадали в неистовство, кусали свой щит, сбрасывали одежду и разили врагов направо и налево, а сами при этом оставались невредимыми. Вместо плаща берсерки носили медвежью шкуру, за что и получили свое прозвище. Викинги верили, что во время боя берсерки превращаются в медведей.

Существует несколько версий, объясняющих такое поведение воинов: по первой из них они пили отвар из ядовитых грибов, а по другой – это люди с подвижной психикой – неврастеники и психопаты. Однако ученые считают, что это наиболее фанатичные почитатели верховного бога войны ОДИНА, которые во время боя впадают в религиозный экстаз.

V. Дома, в перерывах между походами, викинги подолгу упражнялись. Довольно часто устраивались игрища, во время которых мужчины состязались друг с другом в силе, ловкости и умении владеть оружием. Пpaктиковались, например, особое упражнение для тренировки вестибулярного аппарата: воину следовало пробежать по лопастям весел во время грeбли.

Состязания викингов отличала крайняя жестокость. Например, во время схваток на воде, требовалось утопить соперника. При игре на льду дело доходило до серьезных увечий и даже cмepтоубийства. Скандинавы любили игры жеребцов, с удовольствием наблюдая, как одно животное убивало другое.

На всех играх присутствовали дети. Мальчики с пятилетнего возраста о начинали тренироваться, а в десять лет уже принимали участие во всех забавах взрослых; в двенадцать лет они могли уже отправляться в поход.

Анализ изученного материала. Демонстрация слайдов № 20-23.

Обсуждение по группам.

Каким было войско викингов:

  • состав войска;
  • вооружение;
  • уровень военной подготовки.

4. Чего добились норманны?

Результаты походов викингов изучаются самостоятельно по учебнику “История средних веков” Агибалова и Донского; С. 37 (п. 5). Слайды № 24-25

III. Контроль и коррекция полученных результатов.

Занятие заканчивается тем, что самостоятельно найденный учащимися ответ на учебную задачу урока формулируется примерно в данном ключе:

  • Сложные природные и климатические условия “выдавливали” норманнов с родины и подвигли на поиски новых территорий. Этот процесс усилился в связи с зарождением и усилением неравенства.
  • Норманны имели хорошо обученные, подготовленные к суровым испытаниям, военные отряды и были искусными мореплавателями. Их флот обладал большой мобильностью.
  • Система ценностей, сложившаяся у норманнов: языческая религия, традиции и обычаи, способствовали воспитанию в них чувства жестокости даже по отношению к своим детям. Поэтому их отношение к врагу изумляло христианскую Европу.
  • Походы норманнов завершились к 11 веку в связи с созданием ими своих королевств и восприятию ценностей, покоренных ими народов.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

  1. Норманны проживали на Скандинавском и Ютландском п-вах. (+)
  2. Неурожаи, голод, падеж скота и другие беды вынуждали скандинавов покидать родину. (+)
  3. Викинги славились гостеприимством и радушием. (-)
  4. Норманны были искусными мореплавателями. (+)
  5. Страны, где проживали норманны, отличались теплым, благоприятным климатом. (-)
  6. Разложение родоплеменных отношений привело у норманнов к выделению военной знати и началу грабительских походов в страны Европы. (+)
  7. Норманны верили в языческих богов. (+)
  8. Жители Европы поддерживали со скандинавами дружеские отношения. (-)
  9. Правители европейских государств часто приглашали дружины викингов для своей защиты. (+)
  10. На территории Европы норманны основали Сицилийское королевство и герцогство Нормaндское на севере Франции. (+)
  11. С созданием собственных королевств, походы норманнов прекратились и они перестали представлять угрозу для народов Европы. (+)

Для экономии времени учитель читает тестовое задание, учащиеся на правильное утверждение хлопают в ладоши. Если же времени достаточно, то тест выводится на экран, либо выдается в виде раздаточного материала.

Домашнее задание.

Обязательное для всех:

  • прочитать § 9;
  • ответить на вопросы к §;

На выбор:

  • составить рассказ о походе викингов от имени участника похода;
  • нарисовать эпизоды из жизни викингов.

Вариант 2.

Работа выстраивается точно таким же образом. Учащиеся работают с документами, а затем им демонстрируется эта же презентация, но в ней отсутствует текстовый материал – только иллюстрации, а учащиеся выступают в роли сценаристов фильма. Причем данный вариант вызывает большой интерес у школьников. Раздаточный материал можно дозировать в зависимости от степени подготовки учащихся.

Презентация

Ресурсы:

  1. Б. Богоявленский, К. Митрофанов. Викинги глазами современников и потомков.//Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. История. - № 8, 1997.
  2. Луи-Рене Нужье. Викинги. –М., “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999.




Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ


    Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

      ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

19 01 2022 17:56:26

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс

      Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....

18 01 2022 17:49:16

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Нормaндское завоевание и его последствия"


    Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Нормaндское завоевание и его последствия"

      Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....

17 01 2022 7:38:14

"Для блага всех – свое забыть". Император Николай I: идеалы царя и российская действительность


    "Для блага всех – свое забыть". Император Николай I: идеалы царя и российская действительность

      Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....

16 01 2022 14:44:38

Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)


    Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)

      Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...

15 01 2022 8:30:49

Золотой век Екатерины II


    Золотой век Екатерины II

      Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....

14 01 2022 19:27:29

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

13 01 2022 10:52:44

Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс


    Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс

      На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают характеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....

12 01 2022 3:16:18

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

      Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

11 01 2022 18:34:40

Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"


    Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"

      На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....

10 01 2022 1:45:20

ИКТ-урок в 5-м классе "Искусство Древнего Египта"


    ИКТ-урок в 5-м классе "Искусство Древнего Египта"

      Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...

09 01 2022 0:40:59

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

08 01 2022 10:46:47

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

07 01 2022 7:41:35

Урок истории в 5-м классе на тему: "Олимпийские игры"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Олимпийские игры"

      Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала. ...

06 01 2022 18:58:36

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

05 01 2022 16:29:11

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"


    Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

      Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....

04 01 2022 23:21:38

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"


    Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

      Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

03 01 2022 11:13:36

Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"


    Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"

      Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....

02 01 2022 3:57:30

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

01 01 2022 18:11:19

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс


    "Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

      Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

31 12 2021 23:46:59

Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс


    Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

      Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

30 12 2021 21:46:39

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы


    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы

      Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....

29 12 2021 3:41:13

Урок по истории в 11-м классе по теме "Выборы Президента РФ и США"


    Урок по истории в 11-м классе по теме "Выборы Президента РФ и США"

      Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...

28 12 2021 17:47:54

Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории


    Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории

      Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...

27 12 2021 17:23:30

Рейтинговая система оценки знаний учащихся


    Рейтинговая система оценки знаний учащихся

      Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....

26 12 2021 16:57:50

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 12 2021 22:55:42

Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"


    Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"

      В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...

24 12 2021 6:43:29

Эвристический метод в обучении истории


    Эвристический метод в обучении истории

      В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....

23 12 2021 3:54:21

Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"


    Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"

      Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...

22 12 2021 7:51:33

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"


    Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

      Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

21 12 2021 19:41:44

Урок обществознания по теме "Закон и власть"


    Урок обществознания по теме "Закон и власть"

      Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...

20 12 2021 21:21:18

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске


    История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

      В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

19 12 2021 13:53:46

Образование Российской империи


    Образование Российской империи

      Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....

18 12 2021 12:42:54

Права ребенка: проблемы и перспективы


    Права ребенка: проблемы и перспективы

      Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

17 12 2021 9:25:46

Урок истории по теме "Раздробленность в Англии и Франции". 6-й класс


    Урок истории по теме "Раздробленность в Англии и Франции". 6-й класс

      Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....

16 12 2021 8:14:58

Социальные ценности и нормы. 11-й класс


    Социальные ценности и нормы. 11-й класс

      Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....

15 12 2021 3:15:27

СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок


    СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

      Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....

14 12 2021 16:14:28

Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)


    Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)

      Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...

13 12 2021 4:44:28

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента


    Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

      История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...

12 12 2021 20:50:56

Урок истории в 5-м классе с элементами драматизации и ретроспективности на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


    Урок истории в 5-м классе с элементами драматизации и ретроспективности на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

      В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...

11 12 2021 21:28:40

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды


    Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

      Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

10 12 2021 21:21:10

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

09 12 2021 22:43:15

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

08 12 2021 10:27:45

Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)


    Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)

      Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....

07 12 2021 16:49:48

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

06 12 2021 14:26:11

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"


    Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

      Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...

05 12 2021 18:56:54

Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс

      Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....

04 12 2021 2:41:37

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс


    Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс

      Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....

03 12 2021 13:48:23

Женский образ в искусстве Древнего Египта (на примере судеб цариц Нефертити, Хатшепсут и Нефертари)


    Женский образ в искусстве Древнего Египта (на примере судеб цариц Нефертити, Хатшепсут и Нефертари)

      Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...

02 12 2021 8:55:42

Применение интеpaктивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла


    Применение интеpaктивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....

01 12 2021 6:49:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::