Рождение средневековой европейской цивилизации
Цели урока:
Обучающая: изучить особенности зарождения средневековой цивилизации под влиянием античной и варварской культур.
Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения работать в парах, осуществлять самоконтроль.
Воспитательная: воспитание активности и самостоятельности при выполнении определенных заданий.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: эвристическая беседа, лекция, иллюстрация, видеометод, работа учащихся с учебником.
Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, карты: “Цивилизации Древнего Востока”, “Китай и Индия в древности”, “Завоевания Александра Македонского”, “Римская империя – I до н.э. – I в. н.э.”, “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”, учебник “Россия и мир” – 10-й класс, авторы О.В.Волобуев, В.А. Клоков и др.; учебный диск MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира”, презентация PowerPoint (Приложение1).
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно); проверочный тест (письменно).
III. Изучение нового материала:
1) Поздняя Римская империя.
2) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.
3) Влияние античности и варварских народов на Средневековье.
4) Роль христианской церкви в формировании средневекового общества.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока. Слайд № 1, 2 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: запись темы и плана урока.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос: слайд № 3 (Приложение 1).
Работа с картами: “Цивилизации Древнего Востока”, “Китай и Индия в древности”, “Завоевания Александра Македонского”.
Задания на слайдах № 4, 5 (Приложение1).
Проверочный тест (Приложение 2).
Оценочная шкала:
семь/шесть правильных ответов – оценка 5;
пять правильных ответов – оценка 4;
четыре правильных ответа – оценка 3;
менее четырех правильных ответов – оценка 2.
Тест проверяется в парах.
Итоги и оценки.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Прежде чем приступить к изучению первого пункта нашей темы, вспомним основные периоды в развитии римского государства.
Предполагаемый ответ учащегося. Основание Рима – 753 г. до н.э.; царский период – VII–VI вв. до н.э.; республиканский период – III–II вв.до н.э.; императорский период – I в до н.э. – V в. н.э.; падение Западной Римской империи – 476 г.н.э.
Учитель. Пик римского могущества в Средиземноморье пришелся на период I в. до н.э. – II в. н.э., который получил в истории название ранняя империя. Действительно могущество Рима в этот период распространилось на все побережье Средиземного моря. Риму подчинились народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие разные религии, стоящие на различных ступенях цивилизационного развития. Жители покоренных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вспомните, что означает этот термин?
Предполагаемый ответ учащегося. Романизация – процесс, в ходе которого завоеванные Римом народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.
Учитель. Да, действительно, римское влияние на завоеванные народы можно проследить буквально во всем – одежда, язык, религия, способы ведения хозяйства. Но примерно с III в. н.э. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Рим перестал вести завоевательные войны, поток пленников – потенциальных рабов иссяк, крупные земельные владения начинают испытывать недостаток бесплатной рабочей силы. Попытка использовать усовершенствованные орудия труда для увеличения производительности не могла увенчаться успехом, так как paбу, не заинтересованному в результатах своего труда, нельзя было доверять эти орудия. Следовательно рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию. Какую же причину кризиса Римской империи мы назовем первой ?
Предполагаемый ответ учащегося. Рабство – тормоз для развития римской экономики.
Работа в тетрадях: запись заголовка “Основные причины кризиса Римской империи” и его первой причины. Слайд № 7 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: заполние схемы с помощью текста учебника (рисунок 1).
Проверка заполнения схемы осуществляется при помощи слайда № 6 (Приложение 1).
Учитель. Разрушительная полоса гражданский войн, поразивших Римскую империю в III в. н.э., усугубила экономический кризис. Результатом военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали поступать в казну государства. Спасаясь от разорения и императорских чиновников, римское городское население бежало в деревни, где пополняло ряды мелких арендаторов – колонов. Города, некогда бывшие центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Как сформулировать вторую причину кризиса Римской империи?
Предполагаемый ответ учащегося. Разорение хозяйства страны, свертывание торговли, упадок городов в результате гражданской войны.
Работа в тетрадях: запись вторй причины кризиса Римской империи.
Учитель. Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон “солдатских императоров”, ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как наделять земельными участками за военную службу стало сложно из-за упадка земледелия в стране. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступившие на римскую службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к постепенному отчуждению армии от интересов гражданского римского населения. Из всего выше изложенного какие еще причины кризиса Римского государства можно выделить ?
Предполагаемый ответ учащегося. Натиск варварских племен, ослабление центральной власти в связи с частой сменой императоров, отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.
Работа в тетрадях: запись остальных причин кризиса Римской империи. Слайд № 7 (Приложение 1).
Учитель. Для изучения второго вопроса нашей темы найдите в учебнике карту “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”. На данном этапе урока наша задача заключается в том, чтобы выявить причины Великого переселения народов в IV в.н.э. и его роль в гибели Западной Римской империи. Среди народов, соседствующих с Римской империей и активно поддерживающих с ней связь, были германские и славянские племена. Римляне называли их варварами. В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли от их набегов свои границы. Но ослабление Римской империи из-за пережитых кризисов и гражданских войн не позволило остановить римлянам массовое переселение германских племен вглубь империи. Массовое передвижение, охватившее огромные прострaнcтва Европы и Азии, получило название Великое переселение народов.
Работа в тетрадях: запись “IV в. н.э. – Великое переселение народов”.
Учитель. Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Начав движение у северных границ Китая, они дошли до Урала, Волги и Черного моря.
Учащиеся прослеживают по карте направление передвижения племен гуннов.
Учитель. Спасаясь от степных кочевников германские племена начали массовое переселение в пределы Римской империи. Часть германских племен стали союзниками Рима. Другая часть, расселившись на ее северных границах, стала совершать разорительные набеги на римские поселения. Среди германских племен, сыгравших главную роль в падении Западной Римской империи необходимо отметить племена англов, франков, саксов, остготов, вестготов, вандалов.
Работа в тетрадях: запись названий германских племен. Слайд № 8 (Приложение 1).
Работа с картой “Великое переселение народов”. Слайд № 8 (Приложение 1).
Учитель. В 395 г. н.э. после cмepти императора Феодосия Великого, империя разделилась на Восточную и Западную. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь. Силы Западной Римской империи были подорваны. Рим, некогда процветающий город, подвергался нападению и разорению варварами: 410 г.н.э. – взятие Рима готами; 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами. За 21 год после разгрома вандалами “вечного города”, в Западной Римской империи сменилось 9 императоров – ставленников римской знати и германских военных вождей. В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой “лоскутное одеяло”, где хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. В 476 г.н.э. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и объявил себя правителем. Этот год вошел в историю как год падения Западной Римской империи.
Работа в тетрадях: запись основных дат и событий. Слайд № 9 (Приложение1).
Для более эмоционального восприятия учащимися событий, связанных с падением Западной Римской империи, для большей наглядности и лучшего усвоения информации демонстрируется отрывок с учебного диска MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира”. Тема: “Цивилизация Древнего Рима”. Подтема “Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи” (6 минут).
Учитель. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.
Работа с картой “Варварские королевства в V в. н.э.”.
Работа с таблицей (рисунок 2).
Проверка заполнения таблицы осуществляется при помощи слайда № 10 (Приложение 1).
Учитель. Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов.
Работа в тетрадях: при помощи текста учебника заполняется таблица “Влияние античности и варварских народов на Средневековье” (рисунок 3).
Преподаватель может отслеживать оформление таблицы либо в процессе ее заполнения, либо после окончания всей работы при помощи слайда № 11 (Приложение 1).
Учитель. Последняя задача, которую необходимо решить на сегодняшнем уроке, заключается в том, чтобы выяснить роль христианской церкви в политической и экономической жизни средневекового общества.
Работа в тетрадях: с помощью текста учебника найти и записать причины, которые позволили превратиться христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья.
Контроль и самоконтроль выполненного задания. Слайд №12 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: оформление вывода по изученной теме. Слайд № 13 (Приложение 1).
IV. Закрепление изученного материала. Слайд № 14 (Приложение 1).
V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.
VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом.
Литература
- Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.Н. и др. История Средних веков. Европа. Минск. 2000.
- Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.
- Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Смоленск. 1995.
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
27 01 2023 21:28:32
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
26 01 2023 19:15:49
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
25 01 2023 16:12:37
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме.
...
24 01 2023 16:43:11
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
23 01 2023 12:12:14
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
22 01 2023 16:52:16
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
21 01 2023 8:47:13
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
20 01 2023 23:19:23
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
19 01 2023 20:37:24
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
18 01 2023 20:41:30
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
17 01 2023 23:13:45
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
16 01 2023 16:12:54
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
15 01 2023 13:30:10
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
14 01 2023 1:16:59
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
13 01 2023 21:32:35
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
12 01 2023 4:46:32
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
11 01 2023 12:35:39
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
10 01 2023 2:32:17
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
09 01 2023 23:54:25
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
08 01 2023 4:50:48
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
07 01 2023 9:45:25
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
06 01 2023 3:25:23
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие.
Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
05 01 2023 13:15:17
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
04 01 2023 3:13:17
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
03 01 2023 14:58:31
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем.
...
02 01 2023 19:36:25
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения.
...
01 01 2023 16:24:35
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
31 12 2022 5:23:20
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
30 12 2022 19:16:19
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
29 12 2022 15:13:14
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
28 12 2022 20:52:39

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
27 12 2022 7:50:19
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
26 12 2022 23:27:30
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
25 12 2022 20:31:18

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
24 12 2022 11:17:12
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
23 12 2022 11:25:55
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
22 12 2022 9:15:11
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
21 12 2022 19:14:49
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
20 12 2022 2:19:52
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
19 12 2022 19:53:19
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
18 12 2022 10:22:28
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
17 12 2022 23:54:13
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
16 12 2022 6:23:47
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
15 12 2022 5:12:34
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
14 12 2022 23:23:58
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
13 12 2022 8:48:16
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
12 12 2022 8:18:28
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
...
11 12 2022 15:31:34
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
10 12 2022 4:58:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::