Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира
Основная цель образования –
сделать ученика вопрошающим
и способным к анализу.
Паоло Фрейре
Одной из приоритетных задач современного исторического образования является формирование умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, почерпнутые из множества текстовых материалов (первичных и вторичных источников), а также источников социальной информации.
Работа с текстовыми материалами, изучение исторических источников начинается с 5 класса, следовательно, именно данный этап учебной деятельности является важным как минимум с двух позиций:
- во-первых, в необходимости повышать и поддерживать мотивацию к предмету;
- во-вторых, в формировании ключевых умений анализа текстового материала.
Эффективным средством для решения этих задач является компаративный (сравнительный) метод, использование которого способствует формированию у учащихся целостного представления о историческом прострaнcтве Древних цивилизаций, кросскультурных коммуникациях. Изучение древних культур невозможно без учета экологических факторов и роли хозяйственно-культурных типов. Сравнение теснейшим образом связано с анализом и синтезом. В процессе системного включения заданий на сравнение учащиеся приобретают навыки определения сопоставимых и существенных признаков, последовательного сравнения анализируемых объектов, установление выводных признаков – сходства и различия, либо изменений в развитии исторических процессов и явлений.
При включении заданий на сравнение исторических фактов перед педагогом выстраивается ряд задач:
- совершенствование конструирования смысла полученной информации, т.е. оформление линий сравнения. Бесспopно, вначале обучения учащиеся выполняют задания по линиям сравнения, предлагаемым учителем, но к концу 5 класса большинство учащихся способны выполнять эту работу самостоятельно;
- осуществлять мониторинг понимания обработанной информации;
- помочь оценить обсуждаемую информацию (эта информация важна, потому что…).
Как известно, каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.
На содержательном материале истории Древнего мира используются два вида исторических сравнений: историко-типологические, изучающие сходство и различия конвергентных явлений и историко-диффузионные, изучающие явления, распространявшиеся в результате заимствований.
Следует подчеркнуть, что при выполнении заданий сравнительного хаpaктера на первом этапе учащиеся используют различные наглядные информативные источники – карты, реконструкции плана изучаемой местности, модели городов и т.д. Таким образом, у учащихся формируются и совершенствуются картографические навыки, хронологическая зоркость. Кроме того, развивается внимание, память, воображение.
На следующем этапе учащиеся способны производить необходимые действия без наглядного изображения объектов сравнения. Овладеть сравнительной хаpaктеристикой исторических процессов и явлений без непосредственной опоры на иллюстративный ряд помогает табличная форма: она организует знания, способствует обобщению, лаконичности выражения. Благодаря систематизации хронологического материала в табличный вариант облегчается работа по ленте времени, легче усваивается счет лет в истории (до нашей эры, наша эра). Усвоив основные действия сравнения, учащиеся успешнее осуществляют перенос приема, чему также способствует применение логических моделей и схем.
Важным элементов является презентация выполненных работ, где могут применяться игровые методики. Например, занятия по типу “Встреча цивилизаций”, “Гости из прошлого”, “Конкурс дизайнеров древности”, “Реформаторы Древних эпох” и т.д.
Приведем конкретные примеры использования заданий на сравнение в 5 классе.
I.
По окончании изучения блока “Державы Древнего Востока” учащимся предлагается выступить в качестве корреспондентов и приготовить систематизированную таблицу по графам. Ниже приведен пример выполненной работы (он может быть дополнен, изменен):
Страна, местоположение |
Главные города |
Главные водные артерии |
Годы (века) наивысшего подъема |
Правители в эпоху подъема |
Цивилизационные открытия, достижения |
Египет (расположен в Северо-Восточной Африке) | Фивы, Мемфис | Река Нил | 1500 г. до н.э. | Фараон Тутмос | Календарь, иероглифы (700), гробница Тутанхамона (2000г.до н.э.), Великие пирамиды (2600 г.до н.э.) |
Вавилон (Двуречье) | Вавилон, Ур, Урук, Лагаш | Реки Тигр, Евфрат | 1792-1750 г. до н.э. | Царь Хаммурапи | Свод законов, клинопись |
Финикия (восточное побережье Средиземного моря) | Библ, Сидон, Тир, колония - Карфаген | Средиземное море | IX век до н.э. | Алфавит (22 согласных буквы), письмо, пурпурная краска | |
Израиль | Иерусалим | Река Иордан | X век до н.э. | Царь Давид, царь Соломон | Единобожие, Скрижали (10 заповедей) |
Ассирия (верхнее течение Тигра, предгорья и горы) | Ниневия (“логовище львов”, “город крови”) | Река Тигр | VIII-VII до н.э. | Царь Синахериб, царь Ашшурбанапал | Конница, таран, библиотека, железная руда – железное оружие |
Персия | Вавилон, Персиполь, покорили Мидию, Лидию (VII век – первая монета из сплава и серебра) | VI век до н.э.: 538 г. до н.э. – победа над Вавилоном, 525 г. до н.э. – над Египтом. | Царь Кир Великий, царь Дарий Первый | Царская дорога | |
Древняя Индия (Южная Азия) | Паталипутра, Индрапрастха, Сарнатх | Реки Инд и Ганг | III век до н.э. | Царь Ашока | Цифры, шахматы, книги из пальмовых листьев, касты, буддизм. |
Древний Китай | Фаньюй, Сяньян, Лоян, Чэнду, Чанша | Реки Хуанхэ, Янцзы | III век до н.э., 221г. до н.э. | Правитель Цинь Шихуан | Конфуцианство, книги из бамбука, шелк, чай, компас, бумага, Великая китайская стена. |
В ходе представления данных таблицы учащиеся показывают цивилизации на карте, озвучивают основные достижения древних эпох. Ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: как мы можем представить результаты нашего исследования другим людям – родителям, школьникам и т.д.? Учитель предлагает оформить выставку достижений цивилизаций Древнего Востока в виде “ленты времени”, прикрепить рисунки (иллюстрации) с изображением достижений, сделать экскурсионный путеводитель.
II.
Следующее задание используется при формировании понятия “колония” путем сравнения греческих и финикийских колоний. Занятие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается провести расследование “Что? Где? Когда?”. Опорой является текстовый материал учебника, по усмотрению учителя может быть использован дополнительный хрестоматийный или энциклопедический материал. Полученные данные заносятся в таблицу:
СТРАНА |
ФИНИКИЯ |
ГРЕЦИЯ |
ЧТО побудило к основанию колоний? | Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами. В колониях сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Многие из колонистов усваивали обычаи местного населения, смешивались с ним. | Население быстро росло, а страна была
бедной: хлеба не хватало. В колониях сеяли хлеб, выращивали виноград. Купцы привозили в колонии вино, оливковое масло, изделия ремесленников, а вывозили – пшеницу, рабов, шкуры животных, мед. Где бы не жили – в Афинах, в Спарте или колониях, они говорили на одном языке, пользовались обними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. |
ГДЕ образовывали колонии? | На побережье Средиземного моря, в Северной Африке. Самая крупная колония финикийцев – Карфаген. | На побережье Средиземного и Черного морей, в местах с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. |
КОГДА были основаны первые колонии? | В IX веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. | В VIII-VI веках до н.э. основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. |
В выводах учащиеся указывают черты сходства (отсутствие плодородных почв как побудительная причина, Средиземное море как место основания колоний, развитие торгового обмена как результат) и отличия, показывают на карте места колоний, отмечают на ленте времени даты их основания. Таким образом конкретизируется понятие “колония”.
III.
В ходе изучения блока “Древний Рим” проводится занятие “Наследники демократии”. Учащимся предлагается сравнить признаки афинской демократии и римской республики. Данные заносятся в таблицу, затем анализируются. Табличная форма позволяет систематизировать знания, закрепить понятия, структурировать важные даты.
Линии сравнения |
Афинская демократия |
Римская республика |
1. Дата установления | 594 г. до н.э. – были заложены основы демократии. | 509 г.до н.э.- установление республики. |
2. Запрет долгового рабства | 594 г. до н.э.- Солон отменил долговое рабство. С этого времени paбами были только чужеземцы. | 326 г. до н.э. |
3. Важные должности | Стратег – должность главнокомaндующего войском, заведовавшего внешними делами государства и финансами, включая судебную власть. Стратегов избиралось 10. Должность Первого стратега самая важная. | Консулы – 2 правителя сроком на один
год. Оба консула обладали равной властью. Они
проводили набор в войско, созывали Народное
собрание, могли предлагать новые законы. Народные трибуны – должностные лица из числа плебеев. Они имели право вето. |
4.Способ голосования за главные должности | Открытое голосование (с помощью поднятия рук) | Тайное голосование (заполняли таблички, опускали в корзину) |
5.Центры проведения народных собраний, выборов. | Пникс – пологий холм, место проведения народных собраний (3-4 раза в месяц). | Форум – главная площадь города, где собирались граждане для выборов народных трибунов и принятия законов. Марсово поле – широкая равнина за городской стеной – там проходило народное собрание, оно выбирало консулов. |
6. Оплата должностей | За исполнение государственных должностей платили деньги, поэтому и богач и бедняк могли занимать эти должности. | В Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. |
7. Построение войска для защиты своего государства. | Греки строились фалангой – тесно сомкнутыми рядами. | Римское войско делилось на легионы – крупные войсковые единицы. Конница во время боя защищала пехоту с флангов. |
8. Функции народного собрания | Совет пятисот - следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Следил за порядком в гаванях. Он избирался по жребию, играл важную роль в управлении Афинами. | Сенат – обладал огромной властью: ведал казной, разpaбатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. В него попадали бывшие консулы, народные трибуны и др. должностные лица. Все они пожизненно становились члeнами сената. Сенат ни перед кем ни отчитывался в своих действиях, не нес ответственности за ошибочные решения. |
В результате анализа выделяются черты сходства и различия, учащиеся обращаются к ленте времени. Конкретизируются и закрепляются основные понятия темы – демократия (ее черты) и республика (ее черты. Учитель обращает внимание на применение данных терминов в современности, проводит исторические параллели.
IV.
При изучении Рима эпохи империи, рассматривая причины ее заката, можно провести сравнение черт правления императоров Траяна и Нерона. Данные заключаются в таблицу:
Линии сравнения |
Эпоха Траяна |
Правление Нерона |
1. Даты правления | 98-117 гг. н.э. | 37-68 гг.н.э. |
2. Полководческий талант | Выдающийся полководец. Начал служить простым легионером, участвовал во многих войнах, великолепно владел оружием, всегда шел впереди войска. | Не обладал полководческим талантом, единственно к чему стремился – укрепить свою единоличную власть. |
3. Размеры территории Рима. | Траян расширил границы империи, включив в нее Дакию, Аравию, Месопотамию вплоть до Персидского царства. | Границы остались в прежних пределах. |
4.Отношение к законам Рима. | Траян запретил казни по ложным доносам, прекратил преследование за неосторожное слово. Прекращаются злоупотрeбления наместников провинций. | Полное неуважение к закону. Нерон развязал террор против своего народа. Доказательство этому – убийство четырехсот рабов и убийство собственной матери. При нем изымались богатства из храмов, солдатам задерживали жалованье. |
5. Город Рим при правителе | Траян вел большое строительство в Риме и провинциях, была перестроена главная площадь, получившая название Форум Траяна. | По мнению некоторых историков, Нерон стал инициатором пожара в Риме. Ему были ненавистны старые дома и узкие кривые переулки. В пожаре он обвинил христиан. |
6. Отношение к христианам | Христиан не поддерживал, но особой жестокостью к ним не отличался. | Крайне враждебно относился к христианской вере и христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. |
7. Личные качества | Был прост в общении, скромен и справедлив. Он не стремился к наживе, не был жадным. Никому не завидовал, уважал и возвышал всех достойных людей без исключения. | Это был “актер на императорском троне”. Он увлекался театром, сам играл в некоторых пьесах. Любил кровавые зрелища. Нерон – самая зловещая фигура среди императоров Рима. |
V.
Задания сравнительного хаpaктера способствуют усвоению исторических понятий и терминов. Для закрепления понятий “реформа”, “реформатор” учащимся предлагается сравнить земельные реформы в Древней Греции и Древнем Риме по следующим параметрам:
Вопросы для сравнения | Земельная реформа в Древней Греции | Земельная реформа в Древнем Риме |
1. Время проведения реформ | 594 г. до н. э. | 133 г. до н.э. |
2. Реформатор | Архонт Солон | Братья Тиберий и Гай Гpaкхи |
3. Главное требование | Отмена долгового рабства | Произвести передел земли |
4. Итоги реформы | Проведена отмена долгового рабства. С этого времени paбами были только чужеземцы. | Согласно земельного закона земля бесплатно раздавалась бедным гражданам. Ни одна семья не должна была пользоваться более чем 1000 югеров земли. |
VI.
Очень увлекательным для детей представляются задания на проведение исторических параллелей: сравнение событий истории Древнего мира с современностью. При проведении занятия “Гори, Олимпийский огонь!” учащиеся сравнивали Олимпийские игры Древней Греции с современными соревнованиями. Проведенное исследование было представлено в табличном варианте, проиллюстрировано и размещено на стенде:
Вопросы для сравнения | Олимпийские игры в Древней Греции |
Современные Олимпийские игры |
1. Чем являлись Олимпийские игры? | Общегреческие мужские празднества - состязания в честь бога Зевса. | Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. |
2. Атрибуты Олимпийских игр. | - Жертвоприношения богам, - олимпийские клятвы спортсменов и судей, - олимпийский огонь в священном алтаре. |
- олимпийский флаг – белое полотнище с
олимпийским символом, - олимпийский огонь (с 1936г.), - олимпийский девиз (с 1920г.) входит в эмблему, на латинском “Быстрее, выше, сильнее”. |
3. Периодичность проведения Олимпийских игр. | Один раз в четыре года | Один раз в четыре года |
4. Состав участников | Мужчины из полисов Греции | Спортсмены (мужчины и женщины) разных стран пяти континентов |
5. Длительность Олимпийских игр | 5 дней | Летние игры – 16 дней, Зимние игры – 10 дней |
6. Олимпийские виды спорта. | Пятиборье (бег, прыжки в длину, метание
копья, метание диска, борьба). Особо чтили
победителя в беге на дистанцию – стадию. Ему
позволялось зажечь Олимпийский огонь в
священном алтаре. От слова “стадия” происходит
название современных спортивных сооружений –
стадионов; кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц. |
Решением Международного олимпийского
комитета включены: современное пятиборье (бег, стрельба, фехтование, плавание, верховая езда); борьба, дзюдо, бокс; легкая атлетика, гимнастика, синхронное плавание, грeбля на байдарках и каноэ; игровые виды спорта (хоккей, футбол, теннис и др.); биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина. |
7. Награды для победителей. | Венки из ветвей оливы. | Комплекты медалей – золотых, серебряных, бронзовых. |
Представленная работа является результатом обобщения многолетней педагогической пpaктики, поиска оптимальных решений проблемы повышения мотивации к истории и формирования умений анализа текстового материала. Думается, что именно компаративный метод является результативным в решении этих задач.
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
25 09 2023 15:55:48
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
24 09 2023 0:39:13

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
23 09 2023 9:34:48
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
22 09 2023 20:51:12
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
21 09 2023 20:32:32
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
20 09 2023 5:10:39
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
19 09 2023 4:51:37
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
18 09 2023 7:57:42
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
17 09 2023 9:21:38
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
16 09 2023 13:14:25
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
15 09 2023 17:56:56
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
14 09 2023 17:17:47
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
13 09 2023 0:56:55
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
12 09 2023 16:14:45
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
11 09 2023 4:34:52
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
10 09 2023 17:40:11
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
09 09 2023 1:17:20
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
08 09 2023 6:48:52
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
07 09 2023 18:17:48
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
06 09 2023 23:42:17
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
05 09 2023 11:34:15
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
04 09 2023 8:30:57
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
03 09 2023 3:16:57
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
02 09 2023 3:34:44
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
01 09 2023 14:19:52
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
31 08 2023 3:49:14
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
30 08 2023 18:45:45
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
29 08 2023 1:25:30
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
28 08 2023 18:13:27
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
27 08 2023 21:24:52
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
26 08 2023 7:55:23
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
25 08 2023 11:19:35
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
24 08 2023 16:49:40
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
23 08 2023 6:51:40
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
22 08 2023 5:10:17
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
21 08 2023 7:19:27
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
20 08 2023 13:55:41
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
19 08 2023 23:50:38
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
18 08 2023 15:39:20
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
17 08 2023 4:52:47
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
16 08 2023 21:13:11
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
15 08 2023 8:35:46
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
14 08 2023 13:39:21
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
13 08 2023 2:43:24
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
12 08 2023 17:15:41
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
11 08 2023 17:56:52
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
10 08 2023 20:30:39
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
09 08 2023 16:51:21
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
08 08 2023 18:39:36
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
07 08 2023 3:41:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::