Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира
Основная цель образования –
сделать ученика вопрошающим
и способным к анализу.
Паоло Фрейре
Одной из приоритетных задач современного исторического образования является формирование умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, почерпнутые из множества текстовых материалов (первичных и вторичных источников), а также источников социальной информации.
Работа с текстовыми материалами, изучение исторических источников начинается с 5 класса, следовательно, именно данный этап учебной деятельности является важным как минимум с двух позиций:
- во-первых, в необходимости повышать и поддерживать мотивацию к предмету;
- во-вторых, в формировании ключевых умений анализа текстового материала.
Эффективным средством для решения этих задач является компаративный (сравнительный) метод, использование которого способствует формированию у учащихся целостного представления о историческом прострaнcтве Древних цивилизаций, кросскультурных коммуникациях. Изучение древних культур невозможно без учета экологических факторов и роли хозяйственно-культурных типов. Сравнение теснейшим образом связано с анализом и синтезом. В процессе системного включения заданий на сравнение учащиеся приобретают навыки определения сопоставимых и существенных признаков, последовательного сравнения анализируемых объектов, установление выводных признаков – сходства и различия, либо изменений в развитии исторических процессов и явлений.
При включении заданий на сравнение исторических фактов перед педагогом выстраивается ряд задач:
- совершенствование конструирования смысла полученной информации, т.е. оформление линий сравнения. Бесспopно, вначале обучения учащиеся выполняют задания по линиям сравнения, предлагаемым учителем, но к концу 5 класса большинство учащихся способны выполнять эту работу самостоятельно;
- осуществлять мониторинг понимания обработанной информации;
- помочь оценить обсуждаемую информацию (эта информация важна, потому что…).
Как известно, каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.
На содержательном материале истории Древнего мира используются два вида исторических сравнений: историко-типологические, изучающие сходство и различия конвергентных явлений и историко-диффузионные, изучающие явления, распространявшиеся в результате заимствований.
Следует подчеркнуть, что при выполнении заданий сравнительного хаpaктера на первом этапе учащиеся используют различные наглядные информативные источники – карты, реконструкции плана изучаемой местности, модели городов и т.д. Таким образом, у учащихся формируются и совершенствуются картографические навыки, хронологическая зоркость. Кроме того, развивается внимание, память, воображение.
На следующем этапе учащиеся способны производить необходимые действия без наглядного изображения объектов сравнения. Овладеть сравнительной хаpaктеристикой исторических процессов и явлений без непосредственной опоры на иллюстративный ряд помогает табличная форма: она организует знания, способствует обобщению, лаконичности выражения. Благодаря систематизации хронологического материала в табличный вариант облегчается работа по ленте времени, легче усваивается счет лет в истории (до нашей эры, наша эра). Усвоив основные действия сравнения, учащиеся успешнее осуществляют перенос приема, чему также способствует применение логических моделей и схем.
Важным элементов является презентация выполненных работ, где могут применяться игровые методики. Например, занятия по типу “Встреча цивилизаций”, “Гости из прошлого”, “Конкурс дизайнеров древности”, “Реформаторы Древних эпох” и т.д.
Приведем конкретные примеры использования заданий на сравнение в 5 классе.
I.
По окончании изучения блока “Державы Древнего Востока” учащимся предлагается выступить в качестве корреспондентов и приготовить систематизированную таблицу по графам. Ниже приведен пример выполненной работы (он может быть дополнен, изменен):
Страна, местоположение |
Главные города |
Главные водные артерии |
Годы (века) наивысшего подъема |
Правители в эпоху подъема |
Цивилизационные открытия, достижения |
Египет (расположен в Северо-Восточной Африке) | Фивы, Мемфис | Река Нил | 1500 г. до н.э. | Фараон Тутмос | Календарь, иероглифы (700), гробница Тутанхамона (2000г.до н.э.), Великие пирамиды (2600 г.до н.э.) |
Вавилон (Двуречье) | Вавилон, Ур, Урук, Лагаш | Реки Тигр, Евфрат | 1792-1750 г. до н.э. | Царь Хаммурапи | Свод законов, клинопись |
Финикия (восточное побережье Средиземного моря) | Библ, Сидон, Тир, колония - Карфаген | Средиземное море | IX век до н.э. | Алфавит (22 согласных буквы), письмо, пурпурная краска | |
Израиль | Иерусалим | Река Иордан | X век до н.э. | Царь Давид, царь Соломон | Единобожие, Скрижали (10 заповедей) |
Ассирия (верхнее течение Тигра, предгорья и горы) | Ниневия (“логовище львов”, “город крови”) | Река Тигр | VIII-VII до н.э. | Царь Синахериб, царь Ашшурбанапал | Конница, таран, библиотека, железная руда – железное оружие |
Персия | Вавилон, Персиполь, покорили Мидию, Лидию (VII век – первая монета из сплава и серебра) | VI век до н.э.: 538 г. до н.э. – победа над Вавилоном, 525 г. до н.э. – над Египтом. | Царь Кир Великий, царь Дарий Первый | Царская дорога | |
Древняя Индия (Южная Азия) | Паталипутра, Индрапрастха, Сарнатх | Реки Инд и Ганг | III век до н.э. | Царь Ашока | Цифры, шахматы, книги из пальмовых листьев, касты, буддизм. |
Древний Китай | Фаньюй, Сяньян, Лоян, Чэнду, Чанша | Реки Хуанхэ, Янцзы | III век до н.э., 221г. до н.э. | Правитель Цинь Шихуан | Конфуцианство, книги из бамбука, шелк, чай, компас, бумага, Великая китайская стена. |
В ходе представления данных таблицы учащиеся показывают цивилизации на карте, озвучивают основные достижения древних эпох. Ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: как мы можем представить результаты нашего исследования другим людям – родителям, школьникам и т.д.? Учитель предлагает оформить выставку достижений цивилизаций Древнего Востока в виде “ленты времени”, прикрепить рисунки (иллюстрации) с изображением достижений, сделать экскурсионный путеводитель.
II.
Следующее задание используется при формировании понятия “колония” путем сравнения греческих и финикийских колоний. Занятие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается провести расследование “Что? Где? Когда?”. Опорой является текстовый материал учебника, по усмотрению учителя может быть использован дополнительный хрестоматийный или энциклопедический материал. Полученные данные заносятся в таблицу:
СТРАНА |
ФИНИКИЯ |
ГРЕЦИЯ |
ЧТО побудило к основанию колоний? | Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами. В колониях сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Многие из колонистов усваивали обычаи местного населения, смешивались с ним. | Население быстро росло, а страна была
бедной: хлеба не хватало. В колониях сеяли хлеб, выращивали виноград. Купцы привозили в колонии вино, оливковое масло, изделия ремесленников, а вывозили – пшеницу, рабов, шкуры животных, мед. Где бы не жили – в Афинах, в Спарте или колониях, они говорили на одном языке, пользовались обними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. |
ГДЕ образовывали колонии? | На побережье Средиземного моря, в Северной Африке. Самая крупная колония финикийцев – Карфаген. | На побережье Средиземного и Черного морей, в местах с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. |
КОГДА были основаны первые колонии? | В IX веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. | В VIII-VI веках до н.э. основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. |
В выводах учащиеся указывают черты сходства (отсутствие плодородных почв как побудительная причина, Средиземное море как место основания колоний, развитие торгового обмена как результат) и отличия, показывают на карте места колоний, отмечают на ленте времени даты их основания. Таким образом конкретизируется понятие “колония”.
III.
В ходе изучения блока “Древний Рим” проводится занятие “Наследники демократии”. Учащимся предлагается сравнить признаки афинской демократии и римской республики. Данные заносятся в таблицу, затем анализируются. Табличная форма позволяет систематизировать знания, закрепить понятия, структурировать важные даты.
Линии сравнения |
Афинская демократия |
Римская республика |
1. Дата установления | 594 г. до н.э. – были заложены основы демократии. | 509 г.до н.э.- установление республики. |
2. Запрет долгового рабства | 594 г. до н.э.- Солон отменил долговое рабство. С этого времени paбами были только чужеземцы. | 326 г. до н.э. |
3. Важные должности | Стратег – должность главнокомaндующего войском, заведовавшего внешними делами государства и финансами, включая судебную власть. Стратегов избиралось 10. Должность Первого стратега самая важная. | Консулы – 2 правителя сроком на один
год. Оба консула обладали равной властью. Они
проводили набор в войско, созывали Народное
собрание, могли предлагать новые законы. Народные трибуны – должностные лица из числа плебеев. Они имели право вето. |
4.Способ голосования за главные должности | Открытое голосование (с помощью поднятия рук) | Тайное голосование (заполняли таблички, опускали в корзину) |
5.Центры проведения народных собраний, выборов. | Пникс – пологий холм, место проведения народных собраний (3-4 раза в месяц). | Форум – главная площадь города, где собирались граждане для выборов народных трибунов и принятия законов. Марсово поле – широкая равнина за городской стеной – там проходило народное собрание, оно выбирало консулов. |
6. Оплата должностей | За исполнение государственных должностей платили деньги, поэтому и богач и бедняк могли занимать эти должности. | В Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. |
7. Построение войска для защиты своего государства. | Греки строились фалангой – тесно сомкнутыми рядами. | Римское войско делилось на легионы – крупные войсковые единицы. Конница во время боя защищала пехоту с флангов. |
8. Функции народного собрания | Совет пятисот - следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Следил за порядком в гаванях. Он избирался по жребию, играл важную роль в управлении Афинами. | Сенат – обладал огромной властью: ведал казной, разpaбатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. В него попадали бывшие консулы, народные трибуны и др. должностные лица. Все они пожизненно становились члeнами сената. Сенат ни перед кем ни отчитывался в своих действиях, не нес ответственности за ошибочные решения. |
В результате анализа выделяются черты сходства и различия, учащиеся обращаются к ленте времени. Конкретизируются и закрепляются основные понятия темы – демократия (ее черты) и республика (ее черты. Учитель обращает внимание на применение данных терминов в современности, проводит исторические параллели.
IV.
При изучении Рима эпохи империи, рассматривая причины ее заката, можно провести сравнение черт правления императоров Траяна и Нерона. Данные заключаются в таблицу:
Линии сравнения |
Эпоха Траяна |
Правление Нерона |
1. Даты правления | 98-117 гг. н.э. | 37-68 гг.н.э. |
2. Полководческий талант | Выдающийся полководец. Начал служить простым легионером, участвовал во многих войнах, великолепно владел оружием, всегда шел впереди войска. | Не обладал полководческим талантом, единственно к чему стремился – укрепить свою единоличную власть. |
3. Размеры территории Рима. | Траян расширил границы империи, включив в нее Дакию, Аравию, Месопотамию вплоть до Персидского царства. | Границы остались в прежних пределах. |
4.Отношение к законам Рима. | Траян запретил казни по ложным доносам, прекратил преследование за неосторожное слово. Прекращаются злоупотрeбления наместников провинций. | Полное неуважение к закону. Нерон развязал террор против своего народа. Доказательство этому – убийство четырехсот рабов и убийство собственной матери. При нем изымались богатства из храмов, солдатам задерживали жалованье. |
5. Город Рим при правителе | Траян вел большое строительство в Риме и провинциях, была перестроена главная площадь, получившая название Форум Траяна. | По мнению некоторых историков, Нерон стал инициатором пожара в Риме. Ему были ненавистны старые дома и узкие кривые переулки. В пожаре он обвинил христиан. |
6. Отношение к христианам | Христиан не поддерживал, но особой жестокостью к ним не отличался. | Крайне враждебно относился к христианской вере и христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. |
7. Личные качества | Был прост в общении, скромен и справедлив. Он не стремился к наживе, не был жадным. Никому не завидовал, уважал и возвышал всех достойных людей без исключения. | Это был “актер на императорском троне”. Он увлекался театром, сам играл в некоторых пьесах. Любил кровавые зрелища. Нерон – самая зловещая фигура среди императоров Рима. |
V.
Задания сравнительного хаpaктера способствуют усвоению исторических понятий и терминов. Для закрепления понятий “реформа”, “реформатор” учащимся предлагается сравнить земельные реформы в Древней Греции и Древнем Риме по следующим параметрам:
Вопросы для сравнения | Земельная реформа в Древней Греции | Земельная реформа в Древнем Риме |
1. Время проведения реформ | 594 г. до н. э. | 133 г. до н.э. |
2. Реформатор | Архонт Солон | Братья Тиберий и Гай Гpaкхи |
3. Главное требование | Отмена долгового рабства | Произвести передел земли |
4. Итоги реформы | Проведена отмена долгового рабства. С этого времени paбами были только чужеземцы. | Согласно земельного закона земля бесплатно раздавалась бедным гражданам. Ни одна семья не должна была пользоваться более чем 1000 югеров земли. |
VI.
Очень увлекательным для детей представляются задания на проведение исторических параллелей: сравнение событий истории Древнего мира с современностью. При проведении занятия “Гори, Олимпийский огонь!” учащиеся сравнивали Олимпийские игры Древней Греции с современными соревнованиями. Проведенное исследование было представлено в табличном варианте, проиллюстрировано и размещено на стенде:
Вопросы для сравнения | Олимпийские игры в Древней Греции |
Современные Олимпийские игры |
1. Чем являлись Олимпийские игры? | Общегреческие мужские празднества - состязания в честь бога Зевса. | Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. |
2. Атрибуты Олимпийских игр. | - Жертвоприношения богам, - олимпийские клятвы спортсменов и судей, - олимпийский огонь в священном алтаре. |
- олимпийский флаг – белое полотнище с
олимпийским символом, - олимпийский огонь (с 1936г.), - олимпийский девиз (с 1920г.) входит в эмблему, на латинском “Быстрее, выше, сильнее”. |
3. Периодичность проведения Олимпийских игр. | Один раз в четыре года | Один раз в четыре года |
4. Состав участников | Мужчины из полисов Греции | Спортсмены (мужчины и женщины) разных стран пяти континентов |
5. Длительность Олимпийских игр | 5 дней | Летние игры – 16 дней, Зимние игры – 10 дней |
6. Олимпийские виды спорта. | Пятиборье (бег, прыжки в длину, метание
копья, метание диска, борьба). Особо чтили
победителя в беге на дистанцию – стадию. Ему
позволялось зажечь Олимпийский огонь в
священном алтаре. От слова “стадия” происходит
название современных спортивных сооружений –
стадионов; кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц. |
Решением Международного олимпийского
комитета включены: современное пятиборье (бег, стрельба, фехтование, плавание, верховая езда); борьба, дзюдо, бокс; легкая атлетика, гимнастика, синхронное плавание, грeбля на байдарках и каноэ; игровые виды спорта (хоккей, футбол, теннис и др.); биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина. |
7. Награды для победителей. | Венки из ветвей оливы. | Комплекты медалей – золотых, серебряных, бронзовых. |
Представленная работа является результатом обобщения многолетней педагогической пpaктики, поиска оптимальных решений проблемы повышения мотивации к истории и формирования умений анализа текстового материала. Думается, что именно компаративный метод является результативным в решении этих задач.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
15 09 2024 7:41:55
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
14 09 2024 14:50:23
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
13 09 2024 11:36:58
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
12 09 2024 23:41:14
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
11 09 2024 1:10:17
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
10 09 2024 19:28:46
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
09 09 2024 0:45:58
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
08 09 2024 16:24:57
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
07 09 2024 22:49:49
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
06 09 2024 6:59:11
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
05 09 2024 23:24:11
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
04 09 2024 11:29:14
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
03 09 2024 15:26:49
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
02 09 2024 15:56:11
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
01 09 2024 7:54:10
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
31 08 2024 9:55:33
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
30 08 2024 16:12:46
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
29 08 2024 13:49:21
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
28 08 2024 7:10:17
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
27 08 2024 11:22:27
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
26 08 2024 0:45:40
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
25 08 2024 19:14:43
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
24 08 2024 22:34:12
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
23 08 2024 8:49:12
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
22 08 2024 14:26:18
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
21 08 2024 2:53:14
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
20 08 2024 4:31:36
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
19 08 2024 3:17:20
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
18 08 2024 16:16:20
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
17 08 2024 4:10:19
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
16 08 2024 2:14:59
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
15 08 2024 13:19:21
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
14 08 2024 23:18:54
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
13 08 2024 16:42:48
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
12 08 2024 15:17:57
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
11 08 2024 2:25:19
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
10 08 2024 14:38:46
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
09 08 2024 6:10:16
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
08 08 2024 7:32:58
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
07 08 2024 2:55:40
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
06 08 2024 21:39:59
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
05 08 2024 4:23:12
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
04 08 2024 0:15:25
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
03 08 2024 22:47:57
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
02 08 2024 9:22:24
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
01 08 2024 9:37:37
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
31 07 2024 10:17:16
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
30 07 2024 4:50:59
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
29 07 2024 5:50:51
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
28 07 2024 21:56:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::