Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"
Цели урока:
- рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады;
- определить факторы, способствовавшие усилению царской власти;
- охаpaктеризовать опричнину.
Основные понятия: самодержавие, террор, опричнина, земщина.
Оборудование: Хрестоматия “История России XVI–XVIII веков”, карта “Российское государство в XVI веке, видеофильм “Иван Грозный”, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент 1. Приветствие. 2. Тема. Число. 3. Мотивация. 4. Целеполагание. 5. Выбор экспертов. 6. Пути движения по теме. II. Повторение. III.Основная часть. 1. Работа с учебником. 2. Сообщения учащихся. 3. Работа с историческим документом и учебником. 4. Рассказ, работа с понятием. 5. Работа с картой. 6. Рассказ, работа с понятием и документом. 7. Элементы обобщения. 8. Физкультминутка. 9. Работа с видеоматериалом и устной информацией. 10. Формулировка понятия и вывода по теме. IV. Рефлексия. 1. Содержательная. 2. Оценочная. |
По телевизионному каналу Россия
проходит проект “Имя Россия”, в котором могут
принять участие все граждане страны путём
голосования за ту или иную историческую
личность, где из множества кандидатов были
отобраны 12 имён, представляющих, по мнению
россиян, наибольшее значение для нашей страны.
Среди этих имён и имя Ивана Грозного. Вы,
завтрашний день страны, а, следовательно, для
жителей нашей страны важна ваша точка зрения
сегодня на деятельность Ивана Грозного. Очень
часто, говоря об Иване Грозном, вспоминают
опричнину – террор. А что это? Давайте, попробуем разобраться в этом. Один из главных вопросов нашей темы и её главная цель, выяснить, как происходило усиление власти Ивана Грозного? Давайте выберем экспертов, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Нам нужно наметить план для обсуждения, по которым мы будем двигаться, чтобы раскрыть нашу тему урока. Выберите из двух вариантов планов, тот, который вам кажется более правильным. I вариант 1. Падение Избранной рады. 2. Введение особого режима управления в государстве. 3. Способы решения укрепления власти. 4. Усиление власти Ивана Грозного. II вариант 1. Усиление деятельности Избранной рады. 2. Разделение государства на несколько отдельных территорий. 3. Феодальная раздробленность. 4. Усиление власти Ивана Грозного. Почему выбрали именно этот вариант? Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный хаpaктер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства, обоснуйте один их них. 1. Земский собор. 2. Разгром Новгорода. 3. Деятельность Избранной рады. 4. Создание новых органов центрального управления – приказов. 5. Деятельность Стоглавого собора. 6. Формирование стрелецких полков. 7. Введение опричнины. 8. Отмена местничества в армии. 9. Террор. 10. Падение Избранной рады. 11. Судебник. 12. Отмена кормлений. Сравните свои ответы с ответами на доске. Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки? А теперь обратите внимание на оставшиеся факты и понятия, которые мы будем изучать сегодня. Дальнейшая деятельность Ивана Грозного тоже будет направлена на укрепление его власти, оцените, каким способом он этого добивался? Выясните, почему, при успешной деятельности Избранной рады она была распущена? (учебное пособие, стр. 30–32). Причины роспуска Избранной рады (запись причин в тетрадь). Работа по рядам. I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады? (1) II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады? (3, 4) III ряд. Как личная жизнь царя повлияла на роспуск Избранной рады? (5, 2, 6) Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной? (6). 1) Выступление члeнов Избранной рады против продолжения Ливонской войны. 2) Уклонение от присяги сыну Ивана IV. 3) Личные качества царя:: подозрительность, жестокость. 4) Желание царя ускорить проведение реформ по укреплению царской власти. 5) Cмepть жены Анастасии. 6) Стремление царя к самовластию. Краткие сообщения учащихся о расправе царя с приближенными. На основе сообщений, выявите основную черту хаpaктера Ивана IV, которая будет связана с мероприятиями, проводимыми в стране? Священник Сильвестр (ум. ок.1566 г.). Политический деятель, писатель. Был священником в Новгороде, затем в Благовещенском соборе Московского Кремля. Известен как вероятный автор знаменитого сборника “Домострой”. Сильвестр стал приближенным царя и одним из руководителей Избранной рады, проведя ряд структурных реформ, участвовал в завоевании Казани и Астpaxaни. В 1553 году во время, болезни Ивана Грозного, усомнился в необходимости присягать грудному сыну царя, был близок к кругу Владимира Андреевича Старицкого, двоюродному брату царя и последнему удельному князю. В1560 году Сильвестр был устранён от власти, пострижен в монахи и отправлен в Кириллово-Белоозёрский, а затем в Соловецкий монастырь, где и умер. Алексей Фёдорович Адашев (ум.1560 г.). Крупный государственный деятель. Один из влиятельнейших советников царя, члeн Избранной рады. Под его руководством были проведены в жизнь важные реформы, укрепившие центральную власть. Среди важных титулов и должностей были следующие: начальник Челобитного приказа, хранитель личного архива царя вместе с печатью. Руководил работами по составлению официальной разрядной книги “Государева родословица”. При его активном участии были присоединены ханства: Казанское и Астpaxaнское. Руководил дипломатической подготовкой Ливонской войны. В 1560 году попал в опалу из-за противодействия продолжению войны. В Юрьеве был сначала взят под стражу и посажен под домашней арест, а затем заточен в тюрьму, где вскоре умер. Андрей Михайлович Курбский (1528–1583 гг.). Русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик, входил в группу единомышленников и помощников Ивана IV, которую он назвал “Избранной радой”, проводившую структурные реформы, направленные на укрепление самодержавной власти царя. Принимал деятельное участие во взятие Казани. В 1560 г. он был назначен главнокомaндующим русскими войсками в Ливонии, но после ряда побед потерпел поражение, полученная рана спасла его от немедленной опалы, он был назначен наместником в Юрьев, справедливо оценив это назначение, как готовящую расправу, в 1564 году бежал в Великое княжество Литовское. Он написал царю письмо, в котором обвинил его в казнях и жестокостях по отношению к невинным людям, говоря, что это бегство не было изменой. Живя в Литве, он вёл с царём переписку, выступая против тиранства, полагая, что у царя есть обязанности по отношению к подданным. Его письма являются ценным историческим источником. На смену прежним помощникам у царя появляются новые любимцы, которые давали другие советы, толкали к принятию других решений: Алексей Басманов, Малюта Скуратов. В декабре 1564 года царь неожиданно выезжает в Александровскую слободу. А оттуда присылает две грамоты. Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы) Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания? Пока учащиеся класса работают с учебником, исследовательская группа из двух человек, работает с документом № 5.1 в хрестоматии (стр. 40) и отвечает на вопросы документа. В Александровскую слободу отправляется делегация от духовенства и бояр. Иван Грозный выдвигает условия, на которых он готов остаться на престоле. Почему царь, требуя казнить и миловать по собственному усмотрению, прибег к такой мере? Для того чтобы свои условия претворит в жизнь, царь делит государство на две части: опричнину и земщину. Земщина – земли, которыми управляло боярство. Опричнина – особый порядок управления, где царь мог управлять страной по своему собственному усмотрению, (от слова “опричь”, т.е. “кроме”) так назывались обычно земельные владения, предоставлявшиеся вдовым княгиням в полную собственность, то есть в качестве удела. Следовательно, учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Это происхождение дало повод А. Курбскому для мрачноватого, но удачного каламбура, иронически назвав опричников воинами “тьмы кромешной”. Работая с исторической картой учебника и картой на доске, определите, какие территории вошли в опричнину. I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства. II ряд – запад и восток, III ряд – центр (Северские земли, Новгород, Подмосковье, часть Москвы, около 20 городов с уездами). Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину? (ослабление могущества старых боярских родов, усиление власти в районах, где сильны были вольности самоуправления, наиболее развитые в хозяйственном отношении земли, территории, через которые проходили основные торговые пути и пути сообщения). Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Здесь имелась Дума и приказы. Было создано особое опричное войско. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4. В случае любого конфликта с земцем опричник был уверен в своей безнаказанности. В знаменитом произведении М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова” купец, убивший в кулачном бою опричника Кирибеевича, идёт на плаху. Какую ответственность понёс бы Кирибеевич, выйдя победителем поединка? (Никакой, всё, что делали опричники считалось защитой царя. Опираясь на опричный аппарат управления Иван Грозный развязал в стране террор (насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников) против всех, кого он подозревал в противодействии усилению его власти. В отношении действительных и мнимых противников царя применялись жестокие и тайные казни, пытки, высылки. Эксперты, как вы думаете, из проделанной работы на уроке мы ответили на поставленные вопросы плана? А на какие вопросы мы ответили? Что бы пройти наш путь до конца, какой пункт плана мы должны осветить? Упражнения для глаз, общая физическая разминка. В.О. Ключевский более ста лет назад писал об опричнине, что это учреждение всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал. Ответьте на вопрос. Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя. Один из иностранцев, живших в России, писал, что при дворе тирана небезопасно о чём бы то ни было говорить. Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеётся или поморщится, станет весел или печален, сразу же будет заподозрен в “измене”, в замышлении чего-то против царя. Особо не терпел царь тех, кто был честен, умён, независим. Боярин Иван Петрович Фёдоров был именно таким человеком, которого царь, заподозрив в измене, забрал богатства, потом вызвал его к царю. Иван IV редко удовлетворялся “простой” казнью: ему всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Он заставил его одеться в царские одежды, восседая на троне, а сам передним преклонился, потом выхватил нож и сам вонзил его со словами “Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так и в той же власти лишить и снять тебя”. Убиты были и все слуги боярина. Видеофрагмент о гибели митрополита Филиппа (Фёдора Колычева), о погромах в Новгороде (один из опричников писал: “Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра”). Двоюродный брат царя Владимир Старицкий, последний удельный князь на Руси. Слухи, что бояре замышляют заменить Ивана Грозного князем Старицким. Царь вызвал его к себе с женой и дочерью, заставив их всех выпить яд. 25 июля 1570 года массовые казни в Москве. Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его жестокость. Одним из казнённых был Иван Михайлович Висковатый, глава Посольского приказа. Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, его не сломили пытки, вины своей не признал. Казнь была жестокой, каждому кому приказывалось, должен был подойти и отрезать какую-нибудь часть тела. Соотнести: 1. Подчинение православной церкви. 2. Уничтожение последних остатков вольности боярства. 3. Ликвидация одного из последних уделов на Руси. 4. Окончание Ливонской войны. 5. Уменьшение роли Московского боярства. 6. Расширение деятельности Избранной рады. 7. Истрeбление честных, смелых, умных людей. 8. В чём же смысл опричнины? Чего добивался царь своими действиями? Усиления личной власти. Царь стремился к самодержавию – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя. 1. Эксперты совместно с учителем хаpaктеризуют прохождение намеченного пути и достижения цели. 2. Эксперты совместно с учителем оценивают работу класса на уроке. Индивидуальное оценивание учащихся и выставление оценок вместе с учителем. |
1. Учащиеся приветствуют учителя. 2. Запись темы и числа в тетради. 4. Определение цели урока. 5. Выбор экспертов. 6. Учащиеся выбирают путь движения по теме. Работа с фактами и понятиями. Ответы учащихся на вопросы учителя. Работа с учебником. Анализ выполненной работы. Сообщения учащихся. Ответ на поставленный вопрос. Учащиеся работают с учебником и документом, выполняют задание. Прослушав рассказ учителя, учащиеся записывают в тетрадь значение понятий. Работа с исторической картой, определение территорий, ответ на поставленный вопрос. Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа с документом, выполнение задания к документу. Эксперты выясняют, на каком этапе работы над планом урока находятся учащиеся. Учащиеся делают небольшую физическую разминку. Учащиеся слушают рассказ учителя и просматривают видеосюжеты, выполняя задание учителя в тетради, соотнося полученные знания с вариантами ответов. Анализ результатов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно делают выводы. Работают с понятием, записывая в тетрадь. Хаpaктеристика учащимися прохождения намеченного пути и достижения цели. Оценивание работы класса и учащихся. |
“Усиление власти Ивана Грозного”
1. Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный хаpaктер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства.
- Земский собор.
- Разгром Новгорода.
- Деятельность Избранной рады.
- Создание новых органов центрального управления – приказов.
- Деятельность Стоглавого собора.
- Формирование стрелецких полков.
- Введение опричнины.
- Отмена местничества в армии.
- Террор.
- Падение Избранной рады.
- Судебник.
- Отмена кормлений.
Сравните свои ответы с ответами на доске.
Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки?
2. Причины роспуска Избранной рады. Работа по рядам (стр. учебника 30–32).
I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады?
II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады?
III ряд. Как события личной жизни царя повлияла на роспуск Избранной рады?
Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной?
3. Исследовательская группа работает с документом № 5.1 на стр. 40.
Основное задание.
Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы). Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания?
4. Запишите определение понятий.
Опричнина –
Земщина –
5. Задание по рядам
Работая с исторической картой учебника на стр. 35. Определите, какие территории вошли в опричнину.
I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства.
II ряд – запад и восток,
III ряд – центр.
Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину?
6. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4.
7. Запишите определение понятия.
Террор –
8. Ответьте на вопрос: Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя.
- Подчинение православной церкви.
- Уничтожение последних остатков вольности боярства.
- Ликвидация одного из последних уделов на Руси.
- Окончание Ливонской войны.
- Уменьшение роли Московского боярства.
- Расширение деятельности Избранной рады.
- Истрeбление честных, смелых, умных людей.
Подумайте, в чём был смысл опричнины?
9. Запишите определение понятия.
Самодержавие –
Просмотр видеофильма “Князь Серебряный”. Мы увидели сюжет, который показывает, как относились к опричнине многие современники Ивана Грозного, а как историки разных исторических периодов относятся к этим событиям?
Задание на дом: § 4 стр. 30–36, дифференцированное задание для тех, кто желает лучше разбираться в исторических событиях. До сих пор деятельность Ивана Грозного вызывает споры и волнует современников, существуют различные оценки его деятельности. Познакомьтесь с высказыванием учёных, дающих оценку опричнины. С чьим мнением вы согласны? Аргументы. Выполняя задание, заполните таблицу.
В.О.Ключевский: “Опричнина была в значительной мере плодом чересчур пугливого воображения царя. Иван направлял её против страшной крамолы, будто бы гнездившейся в боярской среде и грозившей истрeблению всей царской семьи”. | Н.М.Карамзин, описывая ужасы казней, ставшими обычными в государстве, говорит, что “Иоанн достиг высшей степени безумного своего тиранства”. | Д.Н.Альшиц считает, что опричнина не случайна и не кратковременна, а является необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти. |
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
22 03 2023 8:10:46
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
21 03 2023 7:12:28
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
20 03 2023 4:44:22
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
19 03 2023 14:44:42
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
18 03 2023 11:30:16
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
17 03 2023 3:36:20
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
16 03 2023 6:30:26
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
15 03 2023 2:30:24
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
14 03 2023 14:41:46
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
13 03 2023 20:36:40
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
12 03 2023 1:58:56

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
11 03 2023 1:25:39
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
10 03 2023 19:30:58
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
09 03 2023 17:33:29

На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
08 03 2023 3:41:21
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
07 03 2023 3:54:53
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
06 03 2023 21:56:23
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
05 03 2023 7:14:27
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
04 03 2023 9:25:26
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
03 03 2023 0:36:52
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
02 03 2023 13:48:53
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
01 03 2023 17:44:24
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
28 02 2023 17:45:11
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
27 02 2023 21:40:29
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
26 02 2023 12:52:41
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
25 02 2023 2:12:51
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
24 02 2023 23:12:48
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
23 02 2023 6:54:20
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
22 02 2023 15:13:27
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
21 02 2023 14:32:18

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
20 02 2023 7:27:33
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
19 02 2023 11:52:32
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
18 02 2023 17:30:50
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
17 02 2023 13:21:41
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
16 02 2023 13:55:13
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
15 02 2023 16:14:37

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
14 02 2023 13:13:32
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
13 02 2023 17:30:52
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
12 02 2023 21:49:58
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
11 02 2023 0:36:20

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
10 02 2023 23:54:56
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
09 02 2023 3:29:24
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
08 02 2023 5:49:14
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
07 02 2023 19:21:58
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
06 02 2023 16:25:31
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
05 02 2023 5:30:38
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
04 02 2023 14:32:10
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
03 02 2023 21:19:20
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
02 02 2023 20:26:15
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
01 02 2023 4:38:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::