Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"
Цели урока:
- рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады;
- определить факторы, способствовавшие усилению царской власти;
- охаpaктеризовать опричнину.
Основные понятия: самодержавие, террор, опричнина, земщина.
Оборудование: Хрестоматия “История России XVI–XVIII веков”, карта “Российское государство в XVI веке, видеофильм “Иван Грозный”, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент 1. Приветствие. 2. Тема. Число. 3. Мотивация. 4. Целеполагание. 5. Выбор экспертов. 6. Пути движения по теме. II. Повторение. III.Основная часть. 1. Работа с учебником. 2. Сообщения учащихся. 3. Работа с историческим документом и учебником. 4. Рассказ, работа с понятием. 5. Работа с картой. 6. Рассказ, работа с понятием и документом. 7. Элементы обобщения. 8. Физкультминутка. 9. Работа с видеоматериалом и устной информацией. 10. Формулировка понятия и вывода по теме. IV. Рефлексия. 1. Содержательная. 2. Оценочная. |
По телевизионному каналу Россия
проходит проект “Имя Россия”, в котором могут
принять участие все граждане страны путём
голосования за ту или иную историческую
личность, где из множества кандидатов были
отобраны 12 имён, представляющих, по мнению
россиян, наибольшее значение для нашей страны.
Среди этих имён и имя Ивана Грозного. Вы,
завтрашний день страны, а, следовательно, для
жителей нашей страны важна ваша точка зрения
сегодня на деятельность Ивана Грозного. Очень
часто, говоря об Иване Грозном, вспоминают
опричнину – террор. А что это? Давайте, попробуем разобраться в этом. Один из главных вопросов нашей темы и её главная цель, выяснить, как происходило усиление власти Ивана Грозного? Давайте выберем экспертов, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Нам нужно наметить план для обсуждения, по которым мы будем двигаться, чтобы раскрыть нашу тему урока. Выберите из двух вариантов планов, тот, который вам кажется более правильным. I вариант 1. Падение Избранной рады. 2. Введение особого режима управления в государстве. 3. Способы решения укрепления власти. 4. Усиление власти Ивана Грозного. II вариант 1. Усиление деятельности Избранной рады. 2. Разделение государства на несколько отдельных территорий. 3. Феодальная раздробленность. 4. Усиление власти Ивана Грозного. Почему выбрали именно этот вариант? Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный хаpaктер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства, обоснуйте один их них. 1. Земский собор. 2. Разгром Новгорода. 3. Деятельность Избранной рады. 4. Создание новых органов центрального управления – приказов. 5. Деятельность Стоглавого собора. 6. Формирование стрелецких полков. 7. Введение опричнины. 8. Отмена местничества в армии. 9. Террор. 10. Падение Избранной рады. 11. Судебник. 12. Отмена кормлений. Сравните свои ответы с ответами на доске. Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки? А теперь обратите внимание на оставшиеся факты и понятия, которые мы будем изучать сегодня. Дальнейшая деятельность Ивана Грозного тоже будет направлена на укрепление его власти, оцените, каким способом он этого добивался? Выясните, почему, при успешной деятельности Избранной рады она была распущена? (учебное пособие, стр. 30–32). Причины роспуска Избранной рады (запись причин в тетрадь). Работа по рядам. I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады? (1) II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады? (3, 4) III ряд. Как личная жизнь царя повлияла на роспуск Избранной рады? (5, 2, 6) Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной? (6). 1) Выступление члeнов Избранной рады против продолжения Ливонской войны. 2) Уклонение от присяги сыну Ивана IV. 3) Личные качества царя:: подозрительность, жестокость. 4) Желание царя ускорить проведение реформ по укреплению царской власти. 5) Cмepть жены Анастасии. 6) Стремление царя к самовластию. Краткие сообщения учащихся о расправе царя с приближенными. На основе сообщений, выявите основную черту хаpaктера Ивана IV, которая будет связана с мероприятиями, проводимыми в стране? Священник Сильвестр (ум. ок.1566 г.). Политический деятель, писатель. Был священником в Новгороде, затем в Благовещенском соборе Московского Кремля. Известен как вероятный автор знаменитого сборника “Домострой”. Сильвестр стал приближенным царя и одним из руководителей Избранной рады, проведя ряд структурных реформ, участвовал в завоевании Казани и Астpaxaни. В 1553 году во время, болезни Ивана Грозного, усомнился в необходимости присягать грудному сыну царя, был близок к кругу Владимира Андреевича Старицкого, двоюродному брату царя и последнему удельному князю. В1560 году Сильвестр был устранён от власти, пострижен в монахи и отправлен в Кириллово-Белоозёрский, а затем в Соловецкий монастырь, где и умер. Алексей Фёдорович Адашев (ум.1560 г.). Крупный государственный деятель. Один из влиятельнейших советников царя, члeн Избранной рады. Под его руководством были проведены в жизнь важные реформы, укрепившие центральную власть. Среди важных титулов и должностей были следующие: начальник Челобитного приказа, хранитель личного архива царя вместе с печатью. Руководил работами по составлению официальной разрядной книги “Государева родословица”. При его активном участии были присоединены ханства: Казанское и Астpaxaнское. Руководил дипломатической подготовкой Ливонской войны. В 1560 году попал в опалу из-за противодействия продолжению войны. В Юрьеве был сначала взят под стражу и посажен под домашней арест, а затем заточен в тюрьму, где вскоре умер. Андрей Михайлович Курбский (1528–1583 гг.). Русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик, входил в группу единомышленников и помощников Ивана IV, которую он назвал “Избранной радой”, проводившую структурные реформы, направленные на укрепление самодержавной власти царя. Принимал деятельное участие во взятие Казани. В 1560 г. он был назначен главнокомaндующим русскими войсками в Ливонии, но после ряда побед потерпел поражение, полученная рана спасла его от немедленной опалы, он был назначен наместником в Юрьев, справедливо оценив это назначение, как готовящую расправу, в 1564 году бежал в Великое княжество Литовское. Он написал царю письмо, в котором обвинил его в казнях и жестокостях по отношению к невинным людям, говоря, что это бегство не было изменой. Живя в Литве, он вёл с царём переписку, выступая против тиранства, полагая, что у царя есть обязанности по отношению к подданным. Его письма являются ценным историческим источником. На смену прежним помощникам у царя появляются новые любимцы, которые давали другие советы, толкали к принятию других решений: Алексей Басманов, Малюта Скуратов. В декабре 1564 года царь неожиданно выезжает в Александровскую слободу. А оттуда присылает две грамоты. Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы) Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания? Пока учащиеся класса работают с учебником, исследовательская группа из двух человек, работает с документом № 5.1 в хрестоматии (стр. 40) и отвечает на вопросы документа. В Александровскую слободу отправляется делегация от духовенства и бояр. Иван Грозный выдвигает условия, на которых он готов остаться на престоле. Почему царь, требуя казнить и миловать по собственному усмотрению, прибег к такой мере? Для того чтобы свои условия претворит в жизнь, царь делит государство на две части: опричнину и земщину. Земщина – земли, которыми управляло боярство. Опричнина – особый порядок управления, где царь мог управлять страной по своему собственному усмотрению, (от слова “опричь”, т.е. “кроме”) так назывались обычно земельные владения, предоставлявшиеся вдовым княгиням в полную собственность, то есть в качестве удела. Следовательно, учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Это происхождение дало повод А. Курбскому для мрачноватого, но удачного каламбура, иронически назвав опричников воинами “тьмы кромешной”. Работая с исторической картой учебника и картой на доске, определите, какие территории вошли в опричнину. I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства. II ряд – запад и восток, III ряд – центр (Северские земли, Новгород, Подмосковье, часть Москвы, около 20 городов с уездами). Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину? (ослабление могущества старых боярских родов, усиление власти в районах, где сильны были вольности самоуправления, наиболее развитые в хозяйственном отношении земли, территории, через которые проходили основные торговые пути и пути сообщения). Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Здесь имелась Дума и приказы. Было создано особое опричное войско. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4. В случае любого конфликта с земцем опричник был уверен в своей безнаказанности. В знаменитом произведении М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова” купец, убивший в кулачном бою опричника Кирибеевича, идёт на плаху. Какую ответственность понёс бы Кирибеевич, выйдя победителем поединка? (Никакой, всё, что делали опричники считалось защитой царя. Опираясь на опричный аппарат управления Иван Грозный развязал в стране террор (насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников) против всех, кого он подозревал в противодействии усилению его власти. В отношении действительных и мнимых противников царя применялись жестокие и тайные казни, пытки, высылки. Эксперты, как вы думаете, из проделанной работы на уроке мы ответили на поставленные вопросы плана? А на какие вопросы мы ответили? Что бы пройти наш путь до конца, какой пункт плана мы должны осветить? Упражнения для глаз, общая физическая разминка. В.О. Ключевский более ста лет назад писал об опричнине, что это учреждение всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал. Ответьте на вопрос. Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя. Один из иностранцев, живших в России, писал, что при дворе тирана небезопасно о чём бы то ни было говорить. Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеётся или поморщится, станет весел или печален, сразу же будет заподозрен в “измене”, в замышлении чего-то против царя. Особо не терпел царь тех, кто был честен, умён, независим. Боярин Иван Петрович Фёдоров был именно таким человеком, которого царь, заподозрив в измене, забрал богатства, потом вызвал его к царю. Иван IV редко удовлетворялся “простой” казнью: ему всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Он заставил его одеться в царские одежды, восседая на троне, а сам передним преклонился, потом выхватил нож и сам вонзил его со словами “Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так и в той же власти лишить и снять тебя”. Убиты были и все слуги боярина. Видеофрагмент о гибели митрополита Филиппа (Фёдора Колычева), о погромах в Новгороде (один из опричников писал: “Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра”). Двоюродный брат царя Владимир Старицкий, последний удельный князь на Руси. Слухи, что бояре замышляют заменить Ивана Грозного князем Старицким. Царь вызвал его к себе с женой и дочерью, заставив их всех выпить яд. 25 июля 1570 года массовые казни в Москве. Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его жестокость. Одним из казнённых был Иван Михайлович Висковатый, глава Посольского приказа. Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, его не сломили пытки, вины своей не признал. Казнь была жестокой, каждому кому приказывалось, должен был подойти и отрезать какую-нибудь часть тела. Соотнести: 1. Подчинение православной церкви. 2. Уничтожение последних остатков вольности боярства. 3. Ликвидация одного из последних уделов на Руси. 4. Окончание Ливонской войны. 5. Уменьшение роли Московского боярства. 6. Расширение деятельности Избранной рады. 7. Истрeбление честных, смелых, умных людей. 8. В чём же смысл опричнины? Чего добивался царь своими действиями? Усиления личной власти. Царь стремился к самодержавию – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя. 1. Эксперты совместно с учителем хаpaктеризуют прохождение намеченного пути и достижения цели. 2. Эксперты совместно с учителем оценивают работу класса на уроке. Индивидуальное оценивание учащихся и выставление оценок вместе с учителем. |
1. Учащиеся приветствуют учителя. 2. Запись темы и числа в тетради. 4. Определение цели урока. 5. Выбор экспертов. 6. Учащиеся выбирают путь движения по теме. Работа с фактами и понятиями. Ответы учащихся на вопросы учителя. Работа с учебником. Анализ выполненной работы. Сообщения учащихся. Ответ на поставленный вопрос. Учащиеся работают с учебником и документом, выполняют задание. Прослушав рассказ учителя, учащиеся записывают в тетрадь значение понятий. Работа с исторической картой, определение территорий, ответ на поставленный вопрос. Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа с документом, выполнение задания к документу. Эксперты выясняют, на каком этапе работы над планом урока находятся учащиеся. Учащиеся делают небольшую физическую разминку. Учащиеся слушают рассказ учителя и просматривают видеосюжеты, выполняя задание учителя в тетради, соотнося полученные знания с вариантами ответов. Анализ результатов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно делают выводы. Работают с понятием, записывая в тетрадь. Хаpaктеристика учащимися прохождения намеченного пути и достижения цели. Оценивание работы класса и учащихся. |
“Усиление власти Ивана Грозного”
1. Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный хаpaктер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства.
- Земский собор.
- Разгром Новгорода.
- Деятельность Избранной рады.
- Создание новых органов центрального управления – приказов.
- Деятельность Стоглавого собора.
- Формирование стрелецких полков.
- Введение опричнины.
- Отмена местничества в армии.
- Террор.
- Падение Избранной рады.
- Судебник.
- Отмена кормлений.
Сравните свои ответы с ответами на доске.
Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки?
2. Причины роспуска Избранной рады. Работа по рядам (стр. учебника 30–32).
I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады?
II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады?
III ряд. Как события личной жизни царя повлияла на роспуск Избранной рады?
Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной?
3. Исследовательская группа работает с документом № 5.1 на стр. 40.
Основное задание.
Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы). Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания?
4. Запишите определение понятий.
Опричнина –
Земщина –
5. Задание по рядам
Работая с исторической картой учебника на стр. 35. Определите, какие территории вошли в опричнину.
I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства.
II ряд – запад и восток,
III ряд – центр.
Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину?
6. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4.
7. Запишите определение понятия.
Террор –
8. Ответьте на вопрос: Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя.
- Подчинение православной церкви.
- Уничтожение последних остатков вольности боярства.
- Ликвидация одного из последних уделов на Руси.
- Окончание Ливонской войны.
- Уменьшение роли Московского боярства.
- Расширение деятельности Избранной рады.
- Истрeбление честных, смелых, умных людей.
Подумайте, в чём был смысл опричнины?
9. Запишите определение понятия.
Самодержавие –
Просмотр видеофильма “Князь Серебряный”. Мы увидели сюжет, который показывает, как относились к опричнине многие современники Ивана Грозного, а как историки разных исторических периодов относятся к этим событиям?
Задание на дом: § 4 стр. 30–36, дифференцированное задание для тех, кто желает лучше разбираться в исторических событиях. До сих пор деятельность Ивана Грозного вызывает споры и волнует современников, существуют различные оценки его деятельности. Познакомьтесь с высказыванием учёных, дающих оценку опричнины. С чьим мнением вы согласны? Аргументы. Выполняя задание, заполните таблицу.
В.О.Ключевский: “Опричнина была в значительной мере плодом чересчур пугливого воображения царя. Иван направлял её против страшной крамолы, будто бы гнездившейся в боярской среде и грозившей истрeблению всей царской семьи”. | Н.М.Карамзин, описывая ужасы казней, ставшими обычными в государстве, говорит, что “Иоанн достиг высшей степени безумного своего тиранства”. | Д.Н.Альшиц считает, что опричнина не случайна и не кратковременна, а является необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти. |
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
24 09 2023 20:58:42
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
23 09 2023 0:49:37
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
22 09 2023 3:58:18
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
21 09 2023 7:46:30
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
20 09 2023 17:28:18
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
19 09 2023 9:12:35
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
18 09 2023 16:42:26
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
17 09 2023 14:57:30
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
16 09 2023 9:22:20
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
15 09 2023 3:24:38
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
14 09 2023 5:49:38
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
13 09 2023 8:28:46
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
12 09 2023 16:43:52
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
11 09 2023 9:24:46
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
10 09 2023 8:12:10

Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
09 09 2023 14:41:40
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
08 09 2023 2:33:10
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
07 09 2023 11:32:50
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
06 09 2023 18:26:28

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
05 09 2023 17:37:10
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
04 09 2023 7:56:26
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
03 09 2023 6:26:16
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
02 09 2023 3:11:55
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
01 09 2023 0:42:27
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
31 08 2023 2:39:58
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
30 08 2023 7:16:33
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
29 08 2023 14:53:59
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
28 08 2023 16:22:24
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
27 08 2023 16:22:14
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
26 08 2023 16:49:54
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
25 08 2023 5:25:36
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
24 08 2023 6:57:37
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
23 08 2023 1:13:19
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
22 08 2023 6:16:23
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
21 08 2023 17:13:36
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
20 08 2023 9:57:12
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
19 08 2023 11:58:55
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
18 08 2023 19:41:49
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
17 08 2023 22:46:52
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
16 08 2023 21:13:14
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
15 08 2023 4:33:12
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
14 08 2023 20:35:27
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
13 08 2023 12:55:46
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
12 08 2023 15:46:55
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
11 08 2023 22:16:45
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
10 08 2023 13:58:20
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
09 08 2023 7:49:30
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
08 08 2023 17:49:53
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
07 08 2023 18:43:28
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
06 08 2023 13:21:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::