Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории и обществознания "Международное гуманитарное право"
>Актуальность темы: сохранение человеческой жизни, защита прав мирного населения значимая проблема и для XXI века.
Цели урока:
Образовательные цели:
- познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов;
- рассмотреть историю развития МГП.
Развивающие цели:
- систематизировать информацию, выделять главное в тексте;
- устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательные цели:
- содействовать формированию гуманистического мировоззрения, таких личностных качеств, как сопереживание, уважение к человеку, опознание ценности жизни, милосердие.
Учебник для IX класса "Введение в обществознание". Автор: Боголюбов.
Алгоритм урока.
I. Стадия "вызов".
Слайд 2.
Обсуждение картины Пикассо "Герника";
Статистика войн и погибших;
Ассоциации к слову "война".
(Тема, цели урока)
Приложение 1.
Слайд 4.
II. Стадия "осмысления".
1. Приём "инсерт". Работа с учебником с.234 - 235, абзац 1 (три группы, составляет каждая самостоятельно "V" и "+"). Слайд 5.
2. Приём "фишбоун" (Анализ "V" и "+", установить причинно - следственные связи вывод). Работа на доске.
Приём "инсерт". Работа с учебником с.235. Слайд 5 (Заполнить "?").
III. Стадия "рефлексия".
Составление кластера 2.
На доске заготовка - контур кластер в виде дома. Игра - пазлы (собрать, используя полученные знания).
Составить "Синквейн".
Д/з. Слайд 6 - работа с документами + Интернет.
I. Стадия "вызов"
26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был сравнён с землёй фашистской бомбардировкой и несколько тысяч людей были погребены под его развалинами. Это событие потрясло испанского художника Пикассо живущего в это время в Париже. Незадолго до этого он получил заказ на роспись для испанского павильона международной выставки в Париже.
Слайд 2. (приложение 1) Панно под названием "Герника" стало главным событием выставки. Громадная композиция (28 кв.м.) написанная в течении нескольких недель в творческом порыве связало искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом. Вторая Мировая война ещё усилила значение этого полотна.
Какие чувства у вас вызывает эта картина? Какие впечатление? Каковы внутренние ощущения? Эмоции? Какие изменения происходят в настроении?
(Страх, беспокойствие, ужас, неуверенность, хаос, трагизм, нарушение внутренней гармонии).
Через символику, аллегоризм, деформацию художник выразил ужас, безумие, отчаяние, трагедию погибающего мира. В "Гернике" нет ничего от конкретного города, нет ни самолётов, ни убийц. По мнению художника, та4 должны были видеть этот мир погибающие под обломками люди. Этими средствами художник сумел выразить всю суть фашизма, передать ощущение хаоса, разрушения, крушения мира. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой".
Чем вызваны эти ужасы? Определите одним словом.
(Война).
Какие ассоциации у вас с этим словом?
(Бедствия, голод, разруха, нищета, беженцы, погибшие, ужас, раненые, пленные сироты)
Статистические данные о погибших в Слайде 2 (приложение 1) За последние 5 тысяч лет - около 14 тысяч войн, погибло 5 миллиардов человек. XX век - две Мировые войны, погибло <70 миллионов человек.
Кластер 1 (Слайд 3) (приложение 1).
(Кого мы относим к жертвам войны?)
На 1 убитого военного: 10 гражданских лиц. В случае ядерной войны 1:100.
Можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, военнопленные).
Слайд 4. (приложение 1) Международное гуманитарное право призвано обеспечить защиту личности в условиях вооружённых конфликтов, и основано на принципах человеколюбия.
II. Стадия "осмысления".
История развития МГП?
Содержание нормы МГП?
Роль МГП в урегулирование вооружённых конфликтов.
Слайд 5. (приложение 1) Работа в группах с текстом с.234 -235. Приём "инсерт". Заполнить "V" и "+".
"V" | "+" | "?" |
Отобрать материал, который касается "Законодательного оформления прав человека на международном уровне" (Рисунок 1).
Приём "фишбоун" (Рисунок 2).
Комментарий к "фишбоуну"
На протяжении всей истории вооружённые конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. Жестокостью отличалась отношение не только к врагу, но и к собственным воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. 1859г - французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых, обречённых на cмepть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала. Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на общественных началах. По его предложению из единомышленников был создан так называемый "Комитет пяти".(1860), который в дальнейшем стал Международным Комитетом Красного Креста.(1880) Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию, которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых в войне на суши 1864г.В ней содержалось всего 10 статей , но они послужили основой для дальнейшего развития МТП. Через два года австро-прусская война, показала её значимость ,особенно при Садове. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась её. Она располагала хорошо оснащёнными госпиталями. Прусский Красный Крест был всё время там, где нужна была его помощь. Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя . В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.
В 1867 году почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую Конвенцию 1864 год, приобрела всеобщий хаpaктер.
Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-балгарская война 1885 год. Cмepтность в ней составила не более 2%. Государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу.
Работа с текстом с.235 - 236. Приём "инсерт". Заполнить "?" (Рисунок 1).
Стадия "Рефлексия"
Кластер 2.
Собрать пазлы в виде дома или составить схему, используя полученные знания на уроке.
Вопросы:
- Кого относят к жертвам войны? (Военнопленные, раненые, гражданские лица).
- Кто наиболее незащищён? (Дети).
- Какое человеческое качество стало основой МГП? (Человеколюбие).
- Перечислить составные МГП с которыми познакомились на уроке. (МККК, Женевская конвенция и т.д.).
Синквейн
- Право
- Международное гуманитарное
- Запрещает, ограждает, защищает,
- Жизнь - наивысшая ценность!
- Человеколюбие
Д/з. Работа с документом (Слайд 6) (приложение 1).
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
20 03 2023 1:16:29

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
19 03 2023 8:54:20
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
18 03 2023 23:50:17
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
17 03 2023 12:11:51
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
16 03 2023 9:49:47
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
15 03 2023 0:28:42
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны.
...
14 03 2023 5:17:44
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
13 03 2023 9:16:52
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
12 03 2023 14:10:28
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
11 03 2023 0:21:41
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
10 03 2023 6:59:15
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории.
...
09 03 2023 17:44:18
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса.
...
08 03 2023 10:32:39
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
07 03 2023 2:13:40
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
06 03 2023 3:31:30
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
05 03 2023 4:51:49
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
04 03 2023 17:28:58
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
03 03 2023 18:40:24
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
02 03 2023 15:41:38
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
01 03 2023 20:51:12
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
28 02 2023 1:56:36
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
27 02 2023 6:31:12
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
26 02 2023 18:57:13
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
25 02 2023 7:36:13
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
24 02 2023 0:39:53
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
23 02 2023 13:25:43
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
22 02 2023 9:23:37
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий.
...
21 02 2023 15:23:16
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
20 02 2023 19:32:40
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
19 02 2023 22:17:51
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 02 2023 9:43:12
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
17 02 2023 3:50:35
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
16 02 2023 5:11:27
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
15 02 2023 6:13:43
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
14 02 2023 23:28:49
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
13 02 2023 9:24:55
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
12 02 2023 20:27:32
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
...
11 02 2023 0:15:14
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
10 02 2023 6:49:24

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
09 02 2023 18:55:51
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
08 02 2023 0:26:48
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
07 02 2023 6:59:51
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
06 02 2023 5:22:21
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
05 02 2023 20:33:43
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
04 02 2023 11:24:57
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
03 02 2023 15:18:41
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
02 02 2023 10:43:47
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
01 02 2023 0:43:14
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
31 01 2023 7:57:18
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
30 01 2023 4:26:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::