Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории и обществознания "Международное гуманитарное право"
>Актуальность темы: сохранение человеческой жизни, защита прав мирного населения значимая проблема и для XXI века.
Цели урока:
Образовательные цели:
- познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов;
- рассмотреть историю развития МГП.
Развивающие цели:
- систематизировать информацию, выделять главное в тексте;
- устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательные цели:
- содействовать формированию гуманистического мировоззрения, таких личностных качеств, как сопереживание, уважение к человеку, опознание ценности жизни, милосердие.
Учебник для IX класса "Введение в обществознание". Автор: Боголюбов.
Алгоритм урока.
I. Стадия "вызов".
Слайд 2.
Обсуждение картины Пикассо "Герника";
Статистика войн и погибших;
Ассоциации к слову "война".
(Тема, цели урока)
Приложение 1.
Слайд 4.
II. Стадия "осмысления".
1. Приём "инсерт". Работа с учебником с.234 - 235, абзац 1 (три группы, составляет каждая самостоятельно "V" и "+"). Слайд 5.
2. Приём "фишбоун" (Анализ "V" и "+", установить причинно - следственные связи вывод). Работа на доске.
Приём "инсерт". Работа с учебником с.235. Слайд 5 (Заполнить "?").
III. Стадия "рефлексия".
Составление кластера 2.
На доске заготовка - контур кластер в виде дома. Игра - пазлы (собрать, используя полученные знания).
Составить "Синквейн".
Д/з. Слайд 6 - работа с документами + Интернет.
I. Стадия "вызов"
26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был сравнён с землёй фашистской бомбардировкой и несколько тысяч людей были погребены под его развалинами. Это событие потрясло испанского художника Пикассо живущего в это время в Париже. Незадолго до этого он получил заказ на роспись для испанского павильона международной выставки в Париже.
Слайд 2. (приложение 1) Панно под названием "Герника" стало главным событием выставки. Громадная композиция (28 кв.м.) написанная в течении нескольких недель в творческом порыве связало искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом. Вторая Мировая война ещё усилила значение этого полотна.
Какие чувства у вас вызывает эта картина? Какие впечатление? Каковы внутренние ощущения? Эмоции? Какие изменения происходят в настроении?
(Страх, беспокойствие, ужас, неуверенность, хаос, трагизм, нарушение внутренней гармонии).
Через символику, аллегоризм, деформацию художник выразил ужас, безумие, отчаяние, трагедию погибающего мира. В "Гернике" нет ничего от конкретного города, нет ни самолётов, ни убийц. По мнению художника, та4 должны были видеть этот мир погибающие под обломками люди. Этими средствами художник сумел выразить всю суть фашизма, передать ощущение хаоса, разрушения, крушения мира. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой".
Чем вызваны эти ужасы? Определите одним словом.
(Война).
Какие ассоциации у вас с этим словом?
(Бедствия, голод, разруха, нищета, беженцы, погибшие, ужас, раненые, пленные сироты)
Статистические данные о погибших в Слайде 2 (приложение 1) За последние 5 тысяч лет - около 14 тысяч войн, погибло 5 миллиардов человек. XX век - две Мировые войны, погибло <70 миллионов человек.
Кластер 1 (Слайд 3) (приложение 1).
(Кого мы относим к жертвам войны?)
На 1 убитого военного: 10 гражданских лиц. В случае ядерной войны 1:100.
Можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, военнопленные).
Слайд 4. (приложение 1) Международное гуманитарное право призвано обеспечить защиту личности в условиях вооружённых конфликтов, и основано на принципах человеколюбия.
II. Стадия "осмысления".
История развития МГП?
Содержание нормы МГП?
Роль МГП в урегулирование вооружённых конфликтов.
Слайд 5. (приложение 1) Работа в группах с текстом с.234 -235. Приём "инсерт". Заполнить "V" и "+".
"V" | "+" | "?" |
Отобрать материал, который касается "Законодательного оформления прав человека на международном уровне" (Рисунок 1).
Приём "фишбоун" (Рисунок 2).
Комментарий к "фишбоуну"
На протяжении всей истории вооружённые конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. Жестокостью отличалась отношение не только к врагу, но и к собственным воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. 1859г - французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых, обречённых на cмepть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала. Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на общественных началах. По его предложению из единомышленников был создан так называемый "Комитет пяти".(1860), который в дальнейшем стал Международным Комитетом Красного Креста.(1880) Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию, которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых в войне на суши 1864г.В ней содержалось всего 10 статей , но они послужили основой для дальнейшего развития МТП. Через два года австро-прусская война, показала её значимость ,особенно при Садове. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась её. Она располагала хорошо оснащёнными госпиталями. Прусский Красный Крест был всё время там, где нужна была его помощь. Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя . В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.
В 1867 году почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую Конвенцию 1864 год, приобрела всеобщий хаpaктер.
Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-балгарская война 1885 год. Cмepтность в ней составила не более 2%. Государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу.
Работа с текстом с.235 - 236. Приём "инсерт". Заполнить "?" (Рисунок 1).
Стадия "Рефлексия"
Кластер 2.
Собрать пазлы в виде дома или составить схему, используя полученные знания на уроке.
Вопросы:
- Кого относят к жертвам войны? (Военнопленные, раненые, гражданские лица).
- Кто наиболее незащищён? (Дети).
- Какое человеческое качество стало основой МГП? (Человеколюбие).
- Перечислить составные МГП с которыми познакомились на уроке. (МККК, Женевская конвенция и т.д.).
Синквейн
- Право
- Международное гуманитарное
- Запрещает, ограждает, защищает,
- Жизнь - наивысшая ценность!
- Человеколюбие
Д/з. Работа с документом (Слайд 6) (приложение 1).
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
02 10 2023 18:38:24
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
01 10 2023 6:15:13
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
30 09 2023 21:25:57
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
29 09 2023 21:59:14
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
28 09 2023 9:47:49
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
27 09 2023 2:20:53
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
26 09 2023 23:38:49
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
25 09 2023 16:58:22
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
24 09 2023 14:44:29
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
23 09 2023 4:48:41
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
22 09 2023 4:33:10
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
21 09 2023 6:41:28
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
20 09 2023 11:58:44
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
19 09 2023 22:43:23
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
18 09 2023 22:35:19
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
17 09 2023 6:14:39
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
16 09 2023 0:54:37
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
15 09 2023 5:59:39

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
14 09 2023 16:26:28
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
13 09 2023 7:19:11
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
12 09 2023 3:46:10
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
11 09 2023 5:59:40
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
10 09 2023 5:29:32
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
09 09 2023 20:27:48
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
08 09 2023 5:49:42
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
07 09 2023 1:24:36
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
06 09 2023 6:58:23
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
05 09 2023 20:13:33
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
04 09 2023 8:14:32
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
03 09 2023 21:42:42

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
02 09 2023 0:56:32
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
01 09 2023 13:16:48
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
31 08 2023 11:15:20
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе.
...
30 08 2023 17:18:55
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
29 08 2023 8:15:36
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
28 08 2023 23:52:34
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
27 08 2023 23:29:15
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
26 08 2023 18:38:23
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
25 08 2023 4:15:42
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
24 08 2023 21:44:49
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
23 08 2023 4:16:23
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
22 08 2023 22:12:42
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
21 08 2023 21:51:13
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
20 08 2023 11:59:13
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
19 08 2023 2:25:23
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
18 08 2023 1:10:12
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
17 08 2023 3:13:40
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
16 08 2023 18:43:48
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
15 08 2023 22:22:25
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
14 08 2023 18:55:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::