Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"
Цель урока:
- содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
- пробудить в душах учащихся чувство глубокого патриотизма, любви к большой и малой родине, чувство гордости за её героическое прошлое.
Оформление кабинета: на доске - портреты белгородцев - ветеранов и участников Великой Отечественной войны, освободителей города Белгорода; выставка книг о войне, иллюстрации Великого танкового сражения на Курской дуге, плакат "Родина-мать зовёт".
ТСО: настенная карта, магнитофон, компьютер, проектор.
Презентация.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим нетрадиционный урок. Это урок-экскурсия, тема которого "Белгородцы в боях за Родину". Проводится он в 65 годовщину Победы на Курской дуге. Будут озвучены события Великой Отечественной войны, в которых принимали участие наши земляки-белгородцы. С помощью рассказов, воспоминаний, фотодокументов мы совершим прогулку по улицам нашего города, побываем в тех местах, которые расскажут нам о героических днях Великой Отечественной войны. Итак, в путь:
(Звучит песня "Эх, путь-дорожка:")
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941:
Крепко спала наша страна после трудового дня, а по ту сторону границы в тишине раннего летнего утра немецкие генералы нетерпеливо смотрели на советские заставы, перебрасывались короткими фразами, поглядывали на часы, торопя стрелки. Всё было готово для вторжения. Урчали моторы трёх с половиной тысяч танков, готовых ринуться на советскую землю. Подрагивали, подвешенные к крыльям четырёх тысяч самолётов бомбы, жаждущие опуститься на наши мирные сёла и города. Угрюмо смотрели зияющими жерлами пятьдесят тысяч нацеленных орудий. Сто девяносто пехотных и моторизированных дивизий ждали сигнала, чтобы перейти советские рубежи.
Последние секунды :Четыре часа утра по среднеевропейскому времени: Страшный удар обрушился на нашу мирную страну.
"Вставай, страна огромная, вставай на cмepтный бой
С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!"- зазвучало из репродукторов песня той поры. Появились плакаты "Родина-мать зовёт!"
На защиту своей Отчизны поднялись и белгородцы.
Сообщение учащегося 1: С началом Великой Отечественной войны Белгород, как и вся страна, перешел на военное положение. Были созданы истребительный батальон и народное ополчение, формировалась 299-я стрелковая дивизия, которую уже в августе 1941 года белгородцы проводили на фронт. Воины её, получив боевое крещение на Десне, защищали Тулу, сражались под Сталинградом, громили врага на Белгородчине, освобождали Украину. Собирались деньги (из личных сбережений граждан) в фонд обороны: Валуйского, Корочанского, Старооскольского районов.
Формируются партизанские отряды из партийных и комсомольских работников. Были созданы отдельные диверсионные группы, состоявшие из местных жителей, переходивших линию фронта - Шебекино, село Сажное. В партизанских архивах за период Великой отечественной войны есть одно интересное донесение, хаpaктеризующее действия народных мстителей весной 1943 года на нашей земле: Партизаны и партизанки Курской области, совершая диверсии, разрушая коммуникации врага, железные и шоссейные дороги, приводя их в негодность, создавая невыносимые условия для врага, оказали огромную помощь нашей армии в освобождении Курской области от немецко-фашистских захватчиков.
Организаторы партизанского движения в тылу врага вовлекли в это дело тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции. Партизанское движение стало массовым народным движением. Особенно выделялись в этот период партизанские отряды под руководством Полякова Андрея Алексеевича, который действовал на территории Микояновского района, и Проскурина Михаила Ильича, действовавшего на территории Шебекинского района.
Проведенные этими отрядами операции, в результате хорошей подготовленности, отваги и мужества партизан, были в большинстве своем эффективными. В одной из операций отряд под комaндованием М.И.Проскурина разгромил штаб 3-го батальона 513-го стрелкового полка противника, при этом было истрeблено 59 солдат и офицеров. Партизаны захватили радиостанцию, станковый пулемет, 10 ящиков боеприпасов и штабные документы.
Партизанский отряд под комaндованием Проскурина за 4 месяца своей деятельности совершил около 50 налетов на гарнизоны противника, при этом было истрeблено около 500 фашистских солдат и офицеров, захвачено много оружия, а также документы штаба разгромленной вражеской воинской части.
Будучи связанным с советской воинской частью, этот отряд не раз передавал комaндованию ценные сведения о противнике. Участвуя однажды в операции вместе с бойцами воинского подразделения, партизаны выбили противника из трех населенных пунктов, истребив более 600 гитлеровских солдат и офицеров.
В феврале 1942 года политуправление Юго-Западного фронта направило в партизанский отряд М.И.Проскурина известного поэта Евгения Долматовского и композитора Дмитрия Кабалевского, чтобы они воспели подвиги народных мстителей. Вскоре в партизанском отряде М.И.Проскурина родилась песня, известная фронтовикам и всем партизанам. Ее пели тогда фронтовики шепотом. Отсюда и название - "Песня шепотом".
Окружили синие туманы,
Наш лесок,
Походное жилье.
Запоемте песню
Партизаны,
Чтоб друзья услышали ее.
Не грусти туда вернемся
Скоро,
Отогреем сердце у Днепра,
Отомстим врагу
За кровь и горе,
И настанет славная пора.Пусть на небе звезды
Светят ярко,
Я гадать не стану
О судьбе,
Что грустишь ты, Оля-партизанка,
Или Киев вспомнился тебе?
Ведь недаром
Мстителем зовется
Наш народ,
Пристанище мое,
Эта песня шепотом поётся,
Чтоб враги не слышали ее.
Учащийся 2: В октябре 1941 года фашистские войска приблизились к нашему городу. У его западных окраин части Первой гвардейской стрелковой дивизии и Первой отдельной танковой бригады в течение двух суток сдерживали натиск врага. 24 октября после тяжёлых боёв наши войска оставили Белгород. Для населения потянулись мучительные дни и месяцы фашистской оккупации. Здесь, как и везде на временно оккупированной советской земле, гитлеровцы установили режим кровавого террора, насилия, грабежей и массового истрeбления людей. Немцы установили новый порядок: во всех населенных пунктах были организованны комaнды гестапо. Наиболее свирепое гестапо было в Белгороде на улице имени Ленина (ныне Гражданский проспект). Создано два небольших концентрационных лагеря, на улице Коммунистической (ныне Преображенская) в подвалах двух больших зданий. В центре города Белгорода на базарной площади была сооружена виселица.
6 февраля 1942 года в Белгороде была проведена крупная облава на жителей города. Людей свозили на Камышитовый завод, около двух тысяч человек, облили стены бензином и подожгли. Такие акции осуществили в деревне Гусек Прохоровского района, в Чернянском районе, в Ивнянском районе - в школах, сельских Советах. В основном это были женщины преклонного возраста и дети.
Учащийся 3 (сопровождает рассказ показом по карте): После славных побед, одержанных в битве на Волге, и наступательных боёв первой половины 1943 года войска Брянского, Центрального и Воронежского фронтов глубоко вклинились в расположение противника западнее Курска. Линия фронта здесь образовала форму дуги, на южном уступе её находился Белгород, на северном - Поныри.
- г. Орел - северный фас (Комaндующий фронтом Рокоссовский)
- г. Курск (Воронежский фронт генерал Ватутин)
- г. Белгород - южный фас Курской дуги
В районы Орла и Белгорода Гитлер направил лучшие свои дивизии: "Адольф Гитлер", "Мертвая голова", "Великая Германия". К весне 1943 года немецкая промышленность выпускала новые танки - "Тигры", "Пантеры", новые самолеты.
На 5 июля была назначена операция. Два часа велась артиллерийская подготовка советских войск. Немецкие танковые дивизии двинулись на прорыв. С 5 июля начались ожесточенные бои на южном фасе Курской дуги.
9 июля Монштейн изменил направление главного удара.
Он обходит село Яковлево через Прохоровку. 12 июля под Прохоровкой началось крупнейшее в истории войн танковое сражение, в котором было задействовано 1200 танков одновременно. Противник был остановлен, понёс огромные потери, а затем, после нескольких упopных боёв, отброшен к Белгороду.
5 августа 1943 года войска Воронежского и Степного фронтов штурмом овладели Белгородом.
Город пpaктически был разрушен, встречать освободителей вышли всего 150 жителей, которые ютились в подвалах.
О прошлом память не прогонишь,
Она впечатана в сердца:
Любимый город, ты ещё помнишь
Всю ярость вражьего свинца?
(Ю. Грязнов)
Учащийся 4: (показывает фотографии генерал-майора Лебедя, Николая Шершнёва, комментирует) Его имя хорошо известно белгородцам. Оно высечено на бронзовой плите у Вечного огня на площади Революции, его имя носит одна из улиц города, а на перекрёстке улиц Народной и Б. Хмельницкого, у стадиона генералу М. П. Лебедю установлен мраморный бюcт.
В мае 1943 года генерал- майор Лебедь был назначен заместителем комaндира Пятого гвардейского механизированного Зимовниковского корпуса.В июльские дни 1943 года, когда разгорелось сражение на Курской дуге, гвардейцы этого корпуса стойко и героически сражались на белгородской земле. Они громили фашистов в оборонительных боях, были участниками Прохоровского танкового сражения, гнали их в период наступательных военных действий, участвовали в освобождении от фашистских оккупантов многих сёл Яковлевского, Белгородского, Борисовского районов.
Успешно продвигаясь вперёд, корпус подошёл к Харькову. 22 августа 1943 года на подступах к этому городу гвардии - майор М. П. Лебедь погиб. Погиб на боевом посту, комaндуя боем. Его тело было перевезено в Белгород и здесь захоронено.
Учащийся 5: Белгородцы свято чтут память отважного и талантливого комaндира Николая Шершнёва.
В знойном, смешанном с пороховой гарью, воздухе стремительно нарастал тяжёлый и грозный шум моторов стальных чудовищ. Больше десятка насчитал их комaндир взвода противотанковых орудий гвардии старший сержант Николай Шершнёв. Атака продолжалась. Вырвавшийся вперёд "тигр" стремительно приближался. Всё громче становился тяжёлый гул его мотора. Он шёл прямо на артиллеристов Комaндир понял, что ещё минута и стальная машина сомнёт их, открыв путь остальным танкам. Решение созрело быстро. Шершнёв приказал окатить орудие в сторону, и в следующее мгновение, сжав в руках противотанковые гранаты, быстро пополз вперёд. Когда до "тигра" осталось несколько метров, сержант поднялся и метнул гранату. Взрыв потряс воздух. Танк тяжело вздрогнул, прополз ещё немного и замер на месте. Остальные замедлили ход, а затем повернули назад.
Атака была отбита, но Николай уже не видел этого. Он погиб, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1ноября 1943 года гвардии старший сержант Николай Лазаревич Шершнёв был награждён Орденом Ленина поcмepтно, а в 1963 году его именем белгородцы назвали одну из новых улиц своего города.
Глядя в солнечный зенит,
Красавец- Белгород стоит.
Весною он среди равнин
Возник из пепла и руин.
Хранит он в памяти своей
Великий подвиг сыновей.
(А. Новиков, Белгородские поля)
Учащийся 6: В нашем родном городе немало мест, напоминающих нам о минувшей войне, они не должны быть преданы забвению ибо, как сказал поэт:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А. С. Пушкин)
На месте, где произошло крупнейшее в истории войн танковое сражение, открыт государственный историко-культурный заповедник "Прохоровское поле". Белгородцы и гости города посещают музей- диораму "Курская дуга", к которому ведёт Аллея Славы героев-белгородцев. С честью имена отважных освободителей носят улицы города: генерала Ватутина, гвардии старшего сержанта Шершнёва, офицера- танкиста Попова, генерала Апанасенко, осетина майора Дзгоева, москвича танкиста Шаландина, лётчика Горовца. Каждый белгородец знает, что улица 5 Августа названа в честь дня освобождения города, когда прозвучал Первый Салют Родины. Есть в Белгороде и другие места, напоминающие о грозных днях войны. Память о них материализовалась в стелах, мемориальных досках, обелисках, памятниках. Ежегодно 9 Мая сюда приходят белгородцы и стар, и млад, чтобы отдать почести героям войны:
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья:
Ученик 7: Я хочу рассказать о нашем земляке Николае Фёдоровиче Ватутине. Генерал армии Ватутин (1901-1944) принадлежит к славной плеяде основных полководцев Великой Отечественной войны. В 20-х числах октября 1943 г. В полосе 1-го Украинского фронта, которым комaндовал генерал Ватутин, сложилась весьма сложная обстановка. Была поставлена задача овладеть Киевом. (Учащийся показывает на карте) На правом (западном) берегу Днепра уже захвачены два плацдарма: довольно крупный южнее Киева, в районе городка Великий Букрин, другой, поменьше, севернее украинской столицы у селения Лютеж. На Букринском плацдарме Ватутин создал вспомогательный пункт управления, откуда лично руководил наступлением. Однако успеха не было. А впереди находился истерзанный, разрушенный врагом Киев. До советских солдат и офицеров доходили вести о страшных зверствах оккупантов, были видны пожары, то тут, то там вспыхивавшие в городе.
Первыми перешли в наступление части и соединения, находившиеся на Букринском плацдарме. Противник, давно уже ожидавший наступления именно отсюда, принял эти атаки за главный удар. На этом и строился расчёт Ватутина. Когда враг окончательно пришёл к выводу, что русские наносят главный удар здесь и стали выдвигать под Букрин свои резервы, с Лютежского плацдарма развернулось мощное наступление советских войск.
С жестокими боями прорывались советские войска к столице Украины, враг отчаянно сопротивлялся. Вечером, 4 ноября, части 3-й гвардейской танковой армии вышли на подступы к Киеву в районе шоссе Киев-Житомир и к утру перерезали эту важнейшую коммуникацию врага. Танки, развернувшись в линию, безостановочно двигались вперёд, прорезая ночную мглу ярким светом множества зажженных фар, ослепляя бежавших в панике гитлеровцев. Ещё день прошёл в ожесточённых схватках. К 4 часам утра 6 ноября 1943 года войска Ватутина полностью овладели столицей Украины. Через час Военный Совет фронта телеграфировал в Ставку: "Город Киев полностью очищен от немецких оккупантов".
Киевская операция вошла в военную историю как славная страница советского военного искусства. И памятник полководцу генералу Ватутину, высящийся над Днепром, напоминает о бесcмepтной славе героев Великой Отечественной, одним из которых он был.
Белгородцы по праву гордятся своим замечательным земляком, прославившим Родину:
Славой бесcмepтной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым - дорога вперёд
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
(А.Сурков, Песня смелых, 22 июня 1941 г.)
Учитель: А сейчас объявляется мини- викторина на тему: Белгородцы в боях за Родину. Вопросы классу:
Кто из белгородцев повторил подвиг Александра Матросова?
(Подвиг А. Матросова повторили два белгородца- сержант Г. Т. Ткаченко из Красной Яруги и рядовой Н. Н. Кравцов из Ровенёк)
Кто она и откуда- первая женщина- лётчица, Герой Советского Союза?
(Дочь рабочего Paкитянского сахарного завода Надежда Федутенко. С первых дней Великой Отечественной войны пилот трaнcпортной авиации, а с 1942 г.- лётчик женского полка бомбардировочной авиации, которым комaндовала Марина Раскова. Майор Н. Федутенко совершила более 500 боевых вылетов).
Какие поля ратной Славы России вы знаете?
(Куликово поле, Бородинское, Прохоровское.)
Чем прославилась белгородчина в годы гражданской войны?
(В наших местах родилась Первая Конная армия).
В 1995 году федеральным законом было установлено ежегодно отмечать 15 победных дней или Дней Воинской славы России. Какие из них относятся к периоду Великой Отечественной войны?
(Принято ежегодно отмечать: 5 декабря - Московская битва (1941 г. ), 2 февраля- Сталинградская битва, 23 августа -Курская битва (1943г.), 27 января -снятие блокады Ленинграда (1944г.), 9 мая -день Великой Победы (1945г.)
Учитель: Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 27 апреля 2007 года № 558 городу Белгороду было присвоено почётное звание - Город Воинской Славы, что соответствует званию - Город-Герой.
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
27 03 2024 6:33:16
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
26 03 2024 0:24:16
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
25 03 2024 21:27:41
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...
24 03 2024 2:47:15
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
23 03 2024 16:42:44
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
22 03 2024 19:43:54
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...
21 03 2024 13:56:38
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
20 03 2024 4:58:20
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
19 03 2024 5:12:18
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
18 03 2024 6:27:53
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...
17 03 2024 9:12:44
Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...
16 03 2024 2:15:30
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...
15 03 2024 20:12:13
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
14 03 2024 2:27:22
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
13 03 2024 21:42:11
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
12 03 2024 17:30:37
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
11 03 2024 12:14:56
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
10 03 2024 4:38:47
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
09 03 2024 8:57:34
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...
08 03 2024 15:34:34
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
07 03 2024 4:59:36
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
06 03 2024 17:13:56
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
05 03 2024 12:16:12
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
04 03 2024 13:31:24
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
03 03 2024 15:23:13
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
02 03 2024 19:28:27
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
01 03 2024 0:43:12
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
29 02 2024 12:47:55
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
28 02 2024 20:15:34
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
27 02 2024 0:47:15
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
26 02 2024 5:52:18
Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
25 02 2024 16:27:26
На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
24 02 2024 12:25:25
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
23 02 2024 13:18:51
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
22 02 2024 2:18:58
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
21 02 2024 2:25:27
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
20 02 2024 22:15:21
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
19 02 2024 4:12:10
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
18 02 2024 9:31:10
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
17 02 2024 9:18:13
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
16 02 2024 23:20:21
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
15 02 2024 15:59:54
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
14 02 2024 10:40:52
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
13 02 2024 14:42:25
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
12 02 2024 9:56:44
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
11 02 2024 8:23:46
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
10 02 2024 5:33:28
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
09 02 2024 12:21:51
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
08 02 2024 6:40:41
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
07 02 2024 9:15:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::