Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"
Цель урока:
- содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
- пробудить в душах учащихся чувство глубокого патриотизма, любви к большой и малой родине, чувство гордости за её героическое прошлое.
Оформление кабинета: на доске - портреты белгородцев - ветеранов и участников Великой Отечественной войны, освободителей города Белгорода; выставка книг о войне, иллюстрации Великого танкового сражения на Курской дуге, плакат "Родина-мать зовёт".
ТСО: настенная карта, магнитофон, компьютер, проектор.
Презентация.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим нетрадиционный урок. Это урок-экскурсия, тема которого "Белгородцы в боях за Родину". Проводится он в 65 годовщину Победы на Курской дуге. Будут озвучены события Великой Отечественной войны, в которых принимали участие наши земляки-белгородцы. С помощью рассказов, воспоминаний, фотодокументов мы совершим прогулку по улицам нашего города, побываем в тех местах, которые расскажут нам о героических днях Великой Отечественной войны. Итак, в путь:
(Звучит песня "Эх, путь-дорожка:")
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941:
Крепко спала наша страна после трудового дня, а по ту сторону границы в тишине раннего летнего утра немецкие генералы нетерпеливо смотрели на советские заставы, перебрасывались короткими фразами, поглядывали на часы, торопя стрелки. Всё было готово для вторжения. Урчали моторы трёх с половиной тысяч танков, готовых ринуться на советскую землю. Подрагивали, подвешенные к крыльям четырёх тысяч самолётов бомбы, жаждущие опуститься на наши мирные сёла и города. Угрюмо смотрели зияющими жерлами пятьдесят тысяч нацеленных орудий. Сто девяносто пехотных и моторизированных дивизий ждали сигнала, чтобы перейти советские рубежи.
Последние секунды :Четыре часа утра по среднеевропейскому времени: Страшный удар обрушился на нашу мирную страну.
"Вставай, страна огромная, вставай на cмepтный бой
С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!"- зазвучало из репродукторов песня той поры. Появились плакаты "Родина-мать зовёт!"
На защиту своей Отчизны поднялись и белгородцы.
Сообщение учащегося 1: С началом Великой Отечественной войны Белгород, как и вся страна, перешел на военное положение. Были созданы истребительный батальон и народное ополчение, формировалась 299-я стрелковая дивизия, которую уже в августе 1941 года белгородцы проводили на фронт. Воины её, получив боевое крещение на Десне, защищали Тулу, сражались под Сталинградом, громили врага на Белгородчине, освобождали Украину. Собирались деньги (из личных сбережений граждан) в фонд обороны: Валуйского, Корочанского, Старооскольского районов.
Формируются партизанские отряды из партийных и комсомольских работников. Были созданы отдельные диверсионные группы, состоявшие из местных жителей, переходивших линию фронта - Шебекино, село Сажное. В партизанских архивах за период Великой отечественной войны есть одно интересное донесение, хаpaктеризующее действия народных мстителей весной 1943 года на нашей земле: Партизаны и партизанки Курской области, совершая диверсии, разрушая коммуникации врага, железные и шоссейные дороги, приводя их в негодность, создавая невыносимые условия для врага, оказали огромную помощь нашей армии в освобождении Курской области от немецко-фашистских захватчиков.
Организаторы партизанского движения в тылу врага вовлекли в это дело тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции. Партизанское движение стало массовым народным движением. Особенно выделялись в этот период партизанские отряды под руководством Полякова Андрея Алексеевича, который действовал на территории Микояновского района, и Проскурина Михаила Ильича, действовавшего на территории Шебекинского района.
Проведенные этими отрядами операции, в результате хорошей подготовленности, отваги и мужества партизан, были в большинстве своем эффективными. В одной из операций отряд под комaндованием М.И.Проскурина разгромил штаб 3-го батальона 513-го стрелкового полка противника, при этом было истрeблено 59 солдат и офицеров. Партизаны захватили радиостанцию, станковый пулемет, 10 ящиков боеприпасов и штабные документы.
Партизанский отряд под комaндованием Проскурина за 4 месяца своей деятельности совершил около 50 налетов на гарнизоны противника, при этом было истрeблено около 500 фашистских солдат и офицеров, захвачено много оружия, а также документы штаба разгромленной вражеской воинской части.
Будучи связанным с советской воинской частью, этот отряд не раз передавал комaндованию ценные сведения о противнике. Участвуя однажды в операции вместе с бойцами воинского подразделения, партизаны выбили противника из трех населенных пунктов, истребив более 600 гитлеровских солдат и офицеров.
В феврале 1942 года политуправление Юго-Западного фронта направило в партизанский отряд М.И.Проскурина известного поэта Евгения Долматовского и композитора Дмитрия Кабалевского, чтобы они воспели подвиги народных мстителей. Вскоре в партизанском отряде М.И.Проскурина родилась песня, известная фронтовикам и всем партизанам. Ее пели тогда фронтовики шепотом. Отсюда и название - "Песня шепотом".
Окружили синие туманы,
Наш лесок,
Походное жилье.
Запоемте песню
Партизаны,
Чтоб друзья услышали ее.
Не грусти туда вернемся
Скоро,
Отогреем сердце у Днепра,
Отомстим врагу
За кровь и горе,
И настанет славная пора.Пусть на небе звезды
Светят ярко,
Я гадать не стану
О судьбе,
Что грустишь ты, Оля-партизанка,
Или Киев вспомнился тебе?
Ведь недаром
Мстителем зовется
Наш народ,
Пристанище мое,
Эта песня шепотом поётся,
Чтоб враги не слышали ее.
Учащийся 2: В октябре 1941 года фашистские войска приблизились к нашему городу. У его западных окраин части Первой гвардейской стрелковой дивизии и Первой отдельной танковой бригады в течение двух суток сдерживали натиск врага. 24 октября после тяжёлых боёв наши войска оставили Белгород. Для населения потянулись мучительные дни и месяцы фашистской оккупации. Здесь, как и везде на временно оккупированной советской земле, гитлеровцы установили режим кровавого террора, насилия, грабежей и массового истрeбления людей. Немцы установили новый порядок: во всех населенных пунктах были организованны комaнды гестапо. Наиболее свирепое гестапо было в Белгороде на улице имени Ленина (ныне Гражданский проспект). Создано два небольших концентрационных лагеря, на улице Коммунистической (ныне Преображенская) в подвалах двух больших зданий. В центре города Белгорода на базарной площади была сооружена виселица.
6 февраля 1942 года в Белгороде была проведена крупная облава на жителей города. Людей свозили на Камышитовый завод, около двух тысяч человек, облили стены бензином и подожгли. Такие акции осуществили в деревне Гусек Прохоровского района, в Чернянском районе, в Ивнянском районе - в школах, сельских Советах. В основном это были женщины преклонного возраста и дети.
Учащийся 3 (сопровождает рассказ показом по карте): После славных побед, одержанных в битве на Волге, и наступательных боёв первой половины 1943 года войска Брянского, Центрального и Воронежского фронтов глубоко вклинились в расположение противника западнее Курска. Линия фронта здесь образовала форму дуги, на южном уступе её находился Белгород, на северном - Поныри.
- г. Орел - северный фас (Комaндующий фронтом Рокоссовский)
- г. Курск (Воронежский фронт генерал Ватутин)
- г. Белгород - южный фас Курской дуги
В районы Орла и Белгорода Гитлер направил лучшие свои дивизии: "Адольф Гитлер", "Мертвая голова", "Великая Германия". К весне 1943 года немецкая промышленность выпускала новые танки - "Тигры", "Пантеры", новые самолеты.
На 5 июля была назначена операция. Два часа велась артиллерийская подготовка советских войск. Немецкие танковые дивизии двинулись на прорыв. С 5 июля начались ожесточенные бои на южном фасе Курской дуги.
9 июля Монштейн изменил направление главного удара.
Он обходит село Яковлево через Прохоровку. 12 июля под Прохоровкой началось крупнейшее в истории войн танковое сражение, в котором было задействовано 1200 танков одновременно. Противник был остановлен, понёс огромные потери, а затем, после нескольких упopных боёв, отброшен к Белгороду.
5 августа 1943 года войска Воронежского и Степного фронтов штурмом овладели Белгородом.
Город пpaктически был разрушен, встречать освободителей вышли всего 150 жителей, которые ютились в подвалах.
О прошлом память не прогонишь,
Она впечатана в сердца:
Любимый город, ты ещё помнишь
Всю ярость вражьего свинца?
(Ю. Грязнов)
Учащийся 4: (показывает фотографии генерал-майора Лебедя, Николая Шершнёва, комментирует) Его имя хорошо известно белгородцам. Оно высечено на бронзовой плите у Вечного огня на площади Революции, его имя носит одна из улиц города, а на перекрёстке улиц Народной и Б. Хмельницкого, у стадиона генералу М. П. Лебедю установлен мраморный бюcт.
В мае 1943 года генерал- майор Лебедь был назначен заместителем комaндира Пятого гвардейского механизированного Зимовниковского корпуса.В июльские дни 1943 года, когда разгорелось сражение на Курской дуге, гвардейцы этого корпуса стойко и героически сражались на белгородской земле. Они громили фашистов в оборонительных боях, были участниками Прохоровского танкового сражения, гнали их в период наступательных военных действий, участвовали в освобождении от фашистских оккупантов многих сёл Яковлевского, Белгородского, Борисовского районов.
Успешно продвигаясь вперёд, корпус подошёл к Харькову. 22 августа 1943 года на подступах к этому городу гвардии - майор М. П. Лебедь погиб. Погиб на боевом посту, комaндуя боем. Его тело было перевезено в Белгород и здесь захоронено.
Учащийся 5: Белгородцы свято чтут память отважного и талантливого комaндира Николая Шершнёва.
В знойном, смешанном с пороховой гарью, воздухе стремительно нарастал тяжёлый и грозный шум моторов стальных чудовищ. Больше десятка насчитал их комaндир взвода противотанковых орудий гвардии старший сержант Николай Шершнёв. Атака продолжалась. Вырвавшийся вперёд "тигр" стремительно приближался. Всё громче становился тяжёлый гул его мотора. Он шёл прямо на артиллеристов Комaндир понял, что ещё минута и стальная машина сомнёт их, открыв путь остальным танкам. Решение созрело быстро. Шершнёв приказал окатить орудие в сторону, и в следующее мгновение, сжав в руках противотанковые гранаты, быстро пополз вперёд. Когда до "тигра" осталось несколько метров, сержант поднялся и метнул гранату. Взрыв потряс воздух. Танк тяжело вздрогнул, прополз ещё немного и замер на месте. Остальные замедлили ход, а затем повернули назад.
Атака была отбита, но Николай уже не видел этого. Он погиб, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1ноября 1943 года гвардии старший сержант Николай Лазаревич Шершнёв был награждён Орденом Ленина поcмepтно, а в 1963 году его именем белгородцы назвали одну из новых улиц своего города.
Глядя в солнечный зенит,
Красавец- Белгород стоит.
Весною он среди равнин
Возник из пепла и руин.
Хранит он в памяти своей
Великий подвиг сыновей.
(А. Новиков, Белгородские поля)
Учащийся 6: В нашем родном городе немало мест, напоминающих нам о минувшей войне, они не должны быть преданы забвению ибо, как сказал поэт:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А. С. Пушкин)
На месте, где произошло крупнейшее в истории войн танковое сражение, открыт государственный историко-культурный заповедник "Прохоровское поле". Белгородцы и гости города посещают музей- диораму "Курская дуга", к которому ведёт Аллея Славы героев-белгородцев. С честью имена отважных освободителей носят улицы города: генерала Ватутина, гвардии старшего сержанта Шершнёва, офицера- танкиста Попова, генерала Апанасенко, осетина майора Дзгоева, москвича танкиста Шаландина, лётчика Горовца. Каждый белгородец знает, что улица 5 Августа названа в честь дня освобождения города, когда прозвучал Первый Салют Родины. Есть в Белгороде и другие места, напоминающие о грозных днях войны. Память о них материализовалась в стелах, мемориальных досках, обелисках, памятниках. Ежегодно 9 Мая сюда приходят белгородцы и стар, и млад, чтобы отдать почести героям войны:
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья:
Ученик 7: Я хочу рассказать о нашем земляке Николае Фёдоровиче Ватутине. Генерал армии Ватутин (1901-1944) принадлежит к славной плеяде основных полководцев Великой Отечественной войны. В 20-х числах октября 1943 г. В полосе 1-го Украинского фронта, которым комaндовал генерал Ватутин, сложилась весьма сложная обстановка. Была поставлена задача овладеть Киевом. (Учащийся показывает на карте) На правом (западном) берегу Днепра уже захвачены два плацдарма: довольно крупный южнее Киева, в районе городка Великий Букрин, другой, поменьше, севернее украинской столицы у селения Лютеж. На Букринском плацдарме Ватутин создал вспомогательный пункт управления, откуда лично руководил наступлением. Однако успеха не было. А впереди находился истерзанный, разрушенный врагом Киев. До советских солдат и офицеров доходили вести о страшных зверствах оккупантов, были видны пожары, то тут, то там вспыхивавшие в городе.
Первыми перешли в наступление части и соединения, находившиеся на Букринском плацдарме. Противник, давно уже ожидавший наступления именно отсюда, принял эти атаки за главный удар. На этом и строился расчёт Ватутина. Когда враг окончательно пришёл к выводу, что русские наносят главный удар здесь и стали выдвигать под Букрин свои резервы, с Лютежского плацдарма развернулось мощное наступление советских войск.
С жестокими боями прорывались советские войска к столице Украины, враг отчаянно сопротивлялся. Вечером, 4 ноября, части 3-й гвардейской танковой армии вышли на подступы к Киеву в районе шоссе Киев-Житомир и к утру перерезали эту важнейшую коммуникацию врага. Танки, развернувшись в линию, безостановочно двигались вперёд, прорезая ночную мглу ярким светом множества зажженных фар, ослепляя бежавших в панике гитлеровцев. Ещё день прошёл в ожесточённых схватках. К 4 часам утра 6 ноября 1943 года войска Ватутина полностью овладели столицей Украины. Через час Военный Совет фронта телеграфировал в Ставку: "Город Киев полностью очищен от немецких оккупантов".
Киевская операция вошла в военную историю как славная страница советского военного искусства. И памятник полководцу генералу Ватутину, высящийся над Днепром, напоминает о бесcмepтной славе героев Великой Отечественной, одним из которых он был.
Белгородцы по праву гордятся своим замечательным земляком, прославившим Родину:
Славой бесcмepтной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым - дорога вперёд
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
(А.Сурков, Песня смелых, 22 июня 1941 г.)
Учитель: А сейчас объявляется мини- викторина на тему: Белгородцы в боях за Родину. Вопросы классу:
Кто из белгородцев повторил подвиг Александра Матросова?
(Подвиг А. Матросова повторили два белгородца- сержант Г. Т. Ткаченко из Красной Яруги и рядовой Н. Н. Кравцов из Ровенёк)
Кто она и откуда- первая женщина- лётчица, Герой Советского Союза?
(Дочь рабочего Paкитянского сахарного завода Надежда Федутенко. С первых дней Великой Отечественной войны пилот трaнcпортной авиации, а с 1942 г.- лётчик женского полка бомбардировочной авиации, которым комaндовала Марина Раскова. Майор Н. Федутенко совершила более 500 боевых вылетов).
Какие поля ратной Славы России вы знаете?
(Куликово поле, Бородинское, Прохоровское.)
Чем прославилась белгородчина в годы гражданской войны?
(В наших местах родилась Первая Конная армия).
В 1995 году федеральным законом было установлено ежегодно отмечать 15 победных дней или Дней Воинской славы России. Какие из них относятся к периоду Великой Отечественной войны?
(Принято ежегодно отмечать: 5 декабря - Московская битва (1941 г. ), 2 февраля- Сталинградская битва, 23 августа -Курская битва (1943г.), 27 января -снятие блокады Ленинграда (1944г.), 9 мая -день Великой Победы (1945г.)
Учитель: Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 27 апреля 2007 года № 558 городу Белгороду было присвоено почётное звание - Город Воинской Славы, что соответствует званию - Город-Герой.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 2:22:11
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 17:40:54
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 23:55:33
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 18:45:17
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 9:19:51
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 11:41:40
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 21:39:56
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 15:25:36
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 7:31:18
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 14:24:18
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 8:18:57
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 6:46:13
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 0:25:10
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 8:49:36
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 20:34:43
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 13:39:19
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 18:18:15
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 21:15:46
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 11:42:30
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 19:56:35
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 9:30:40
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 19:33:10
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 13:59:49
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 6:47:36
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 15:23:53
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 18:38:31
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 8:44:44
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 20:18:19
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 10:26:41
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 9:50:12
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 18:58:20
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 14:24:47
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 20:31:34
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 12:49:51
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 15:14:11
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 21:15:13
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 15:55:43
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 21:21:19
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 21:57:51
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 18:45:35
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 22:11:58
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 0:22:57
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 16:22:17
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 13:40:21
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 7:48:56
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 6:42:21
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 18:56:25
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 5:18:36
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 1:16:50
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 19:45:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::