Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"


    Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"


Цель урока:

  • содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
  • пробудить в душах учащихся чувство глубокого патриотизма, любви к большой и малой родине, чувство гордости за её героическое прошлое.

Оформление кабинета: на доске - портреты белгородцев - ветеранов и участников Великой Отечественной войны, освободителей города Белгорода; выставка книг о войне, иллюстрации Великого танкового сражения на Курской дуге, плакат "Родина-мать зовёт".

ТСО: настенная карта, магнитофон, компьютер, проектор.

Презентация.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим нетрадиционный урок. Это урок-экскурсия, тема которого "Белгородцы в боях за Родину". Проводится он в 65 годовщину Победы на Курской дуге. Будут озвучены события Великой Отечественной войны, в которых принимали участие наши земляки-белгородцы. С помощью рассказов, воспоминаний, фотодокументов мы совершим прогулку по улицам нашего города, побываем в тех местах, которые расскажут нам о героических днях Великой Отечественной войны. Итак, в путь:

(Звучит песня "Эх, путь-дорожка:")

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941:

Крепко спала наша страна после трудового дня, а по ту сторону границы в тишине раннего летнего утра немецкие генералы нетерпеливо смотрели на советские заставы, перебрасывались короткими фразами, поглядывали на часы, торопя стрелки. Всё было готово для вторжения. Урчали моторы трёх с половиной тысяч танков, готовых ринуться на советскую землю. Подрагивали, подвешенные к крыльям четырёх тысяч самолётов бомбы, жаждущие опуститься на наши мирные сёла и города. Угрюмо смотрели зияющими жерлами пятьдесят тысяч нацеленных орудий. Сто девяносто пехотных и моторизированных дивизий ждали сигнала, чтобы перейти советские рубежи.

Последние секунды :Четыре часа утра по среднеевропейскому времени: Страшный удар обрушился на нашу мирную страну.

"Вставай, страна огромная, вставай на cмepтный бой

С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!"- зазвучало из репродукторов песня той поры. Появились плакаты "Родина-мать зовёт!"

На защиту своей Отчизны поднялись и белгородцы.

Сообщение учащегося 1: С началом Великой Отечественной войны Белгород, как и вся страна, перешел на военное положение. Были созданы истребительный батальон и народное ополчение, формировалась 299-я стрелковая дивизия, которую уже в августе 1941 года белгородцы проводили на фронт. Воины её, получив боевое крещение на Десне, защищали Тулу, сражались под Сталинградом, громили врага на Белгородчине, освобождали Украину. Собирались деньги (из личных сбережений граждан) в фонд обороны: Валуйского, Корочанского, Старооскольского районов.

Формируются партизанские отряды из партийных и комсомольских работников. Были созданы отдельные диверсионные группы, состоявшие из местных жителей, переходивших линию фронта - Шебекино, село Сажное. В партизанских архивах за период Великой отечественной войны есть одно интересное донесение, хаpaктеризующее действия народных мстителей весной 1943 года на нашей земле: Партизаны и партизанки Курской области, совершая диверсии, разрушая коммуникации врага, железные и шоссейные дороги, приводя их в негодность, создавая невыносимые условия для врага, оказали огромную помощь нашей армии в освобождении Курской области от немецко-фашистских захватчиков.

Организаторы партизанского движения в тылу врага вовлекли в это дело тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции. Партизанское движение стало массовым народным движением. Особенно выделялись в этот период партизанские отряды под руководством Полякова Андрея Алексеевича, который действовал на территории Микояновского района, и Проскурина Михаила Ильича, действовавшего на территории Шебекинского района.

Проведенные этими отрядами операции, в результате хорошей подготовленности, отваги и мужества партизан, были в большинстве своем эффективными. В одной из операций отряд под комaндованием М.И.Проскурина разгромил штаб 3-го батальона 513-го стрелкового полка противника, при этом было истрeблено 59 солдат и офицеров. Партизаны захватили радиостанцию, станковый пулемет, 10 ящиков боеприпасов и штабные документы.

Партизанский отряд под комaндованием Проскурина за 4 месяца своей деятельности совершил около 50 налетов на гарнизоны противника, при этом было истрeблено около 500 фашистских солдат и офицеров, захвачено много оружия, а также документы штаба разгромленной вражеской воинской части.

Будучи связанным с советской воинской частью, этот отряд не раз передавал комaндованию ценные сведения о противнике. Участвуя однажды в операции вместе с бойцами воинского подразделения, партизаны выбили противника из трех населенных пунктов, истребив более 600 гитлеровских солдат и офицеров.

В феврале 1942 года политуправление Юго-Западного фронта направило в партизанский отряд М.И.Проскурина известного поэта Евгения Долматовского и композитора Дмитрия Кабалевского, чтобы они воспели подвиги народных мстителей. Вскоре в партизанском отряде М.И.Проскурина родилась песня, известная фронтовикам и всем партизанам. Ее пели тогда фронтовики шепотом. Отсюда и название - "Песня шепотом".

Окружили синие туманы,
Наш лесок,
Походное жилье.
Запоемте песню
Партизаны,
Чтоб друзья услышали ее.
Не грусти туда вернемся
Скоро,
Отогреем сердце у Днепра,
Отомстим врагу
За кровь и горе,
И настанет славная пора.
Пусть на небе звезды
Светят ярко,
Я гадать не стану
О судьбе,
Что грустишь ты, Оля-партизанка,
Или Киев вспомнился тебе?
Ведь недаром
Мстителем зовется
Наш народ,
Пристанище мое,
Эта песня шепотом поётся,
Чтоб враги не слышали ее.

Учащийся 2: В октябре 1941 года фашистские войска приблизились к нашему городу. У его западных окраин части Первой гвардейской стрелковой дивизии и Первой отдельной танковой бригады в течение двух суток сдерживали натиск врага. 24 октября после тяжёлых боёв наши войска оставили Белгород. Для населения потянулись мучительные дни и месяцы фашистской оккупации. Здесь, как и везде на временно оккупированной советской земле, гитлеровцы установили режим кровавого террора, насилия, грабежей и массового истрeбления людей. Немцы установили новый порядок: во всех населенных пунктах были организованны комaнды гестапо. Наиболее свирепое гестапо было в Белгороде на улице имени Ленина (ныне Гражданский проспект). Создано два небольших концентрационных лагеря, на улице Коммунистической (ныне Преображенская) в подвалах двух больших зданий. В центре города Белгорода на базарной площади была сооружена виселица.

6 февраля 1942 года в Белгороде была проведена крупная облава на жителей города. Людей свозили на Камышитовый завод, около двух тысяч человек, облили стены бензином и подожгли. Такие акции осуществили в деревне Гусек Прохоровского района, в Чернянском районе, в Ивнянском районе - в школах, сельских Советах. В основном это были женщины преклонного возраста и дети.

Учащийся 3 (сопровождает рассказ показом по карте): После славных побед, одержанных в битве на Волге, и наступательных боёв первой половины 1943 года войска Брянского, Центрального и Воронежского фронтов глубоко вклинились в расположение противника западнее Курска. Линия фронта здесь образовала форму дуги, на южном уступе её находился Белгород, на северном - Поныри.

  • г. Орел - северный фас (Комaндующий фронтом Рокоссовский)
  • г. Курск (Воронежский фронт генерал Ватутин)
  • г. Белгород - южный фас Курской дуги

В районы Орла и Белгорода Гитлер направил лучшие свои дивизии: "Адольф Гитлер", "Мертвая голова", "Великая Германия". К весне 1943 года немецкая промышленность выпускала новые танки - "Тигры", "Пантеры", новые самолеты.

На 5 июля была назначена операция. Два часа велась артиллерийская подготовка советских войск. Немецкие танковые дивизии двинулись на прорыв. С 5 июля начались ожесточенные бои на южном фасе Курской дуги.

9 июля Монштейн изменил направление главного удара.

Он обходит село Яковлево через Прохоровку. 12 июля под Прохоровкой началось крупнейшее в истории войн танковое сражение, в котором было задействовано 1200 танков одновременно. Противник был остановлен, понёс огромные потери, а затем, после нескольких упopных боёв, отброшен к Белгороду.

5 августа 1943 года войска Воронежского и Степного фронтов штурмом овладели Белгородом.

Город пpaктически был разрушен, встречать освободителей вышли всего 150 жителей, которые ютились в подвалах.

О прошлом память не прогонишь,
Она впечатана в сердца:
Любимый город, ты ещё помнишь
Всю ярость вражьего свинца?
(Ю. Грязнов)

Учащийся 4: (показывает фотографии генерал-майора Лебедя, Николая Шершнёва, комментирует) Его имя хорошо известно белгородцам. Оно высечено на бронзовой плите у Вечного огня на площади Революции, его имя носит одна из улиц города, а на перекрёстке улиц Народной и Б. Хмельницкого, у стадиона генералу М. П. Лебедю установлен мраморный бюcт.

В мае 1943 года генерал- майор Лебедь был назначен заместителем комaндира Пятого гвардейского механизированного Зимовниковского корпуса.В июльские дни 1943 года, когда разгорелось сражение на Курской дуге, гвардейцы этого корпуса стойко и героически сражались на белгородской земле. Они громили фашистов в оборонительных боях, были участниками Прохоровского танкового сражения, гнали их в период наступательных военных действий, участвовали в освобождении от фашистских оккупантов многих сёл Яковлевского, Белгородского, Борисовского районов.

Успешно продвигаясь вперёд, корпус подошёл к Харькову. 22 августа 1943 года на подступах к этому городу гвардии - майор М. П. Лебедь погиб. Погиб на боевом посту, комaндуя боем. Его тело было перевезено в Белгород и здесь захоронено.

Учащийся 5: Белгородцы свято чтут память отважного и талантливого комaндира Николая Шершнёва.

В знойном, смешанном с пороховой гарью, воздухе стремительно нарастал тяжёлый и грозный шум моторов стальных чудовищ. Больше десятка насчитал их комaндир взвода противотанковых орудий гвардии старший сержант Николай Шершнёв. Атака продолжалась. Вырвавшийся вперёд "тигр" стремительно приближался. Всё громче становился тяжёлый гул его мотора. Он шёл прямо на артиллеристов Комaндир понял, что ещё минута и стальная машина сомнёт их, открыв путь остальным танкам. Решение созрело быстро. Шершнёв приказал окатить орудие в сторону, и в следующее мгновение, сжав в руках противотанковые гранаты, быстро пополз вперёд. Когда до "тигра" осталось несколько метров, сержант поднялся и метнул гранату. Взрыв потряс воздух. Танк тяжело вздрогнул, прополз ещё немного и замер на месте. Остальные замедлили ход, а затем повернули назад.

Атака была отбита, но Николай уже не видел этого. Он погиб, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1ноября 1943 года гвардии старший сержант Николай Лазаревич Шершнёв был награждён Орденом Ленина поcмepтно, а в 1963 году его именем белгородцы назвали одну из новых улиц своего города.

Глядя в солнечный зенит,
Красавец- Белгород стоит.
Весною он среди равнин
Возник из пепла и руин.
Хранит он в памяти своей
Великий подвиг сыновей.
(А. Новиков, Белгородские поля)

Учащийся 6: В нашем родном городе немало мест, напоминающих нам о минувшей войне, они не должны быть преданы забвению ибо, как сказал поэт:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А. С. Пушкин)

На месте, где произошло крупнейшее в истории войн танковое сражение, открыт государственный историко-культурный заповедник "Прохоровское поле". Белгородцы и гости города посещают музей- диораму "Курская дуга", к которому ведёт Аллея Славы героев-белгородцев. С честью имена отважных освободителей носят улицы города: генерала Ватутина, гвардии старшего сержанта Шершнёва, офицера- танкиста Попова, генерала Апанасенко, осетина майора Дзгоева, москвича танкиста Шаландина, лётчика Горовца. Каждый белгородец знает, что улица 5 Августа названа в честь дня освобождения города, когда прозвучал Первый Салют Родины. Есть в Белгороде и другие места, напоминающие о грозных днях войны. Память о них материализовалась в стелах, мемориальных досках, обелисках, памятниках. Ежегодно 9 Мая сюда приходят белгородцы и стар, и млад, чтобы отдать почести героям войны:

И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья:

Ученик 7: Я хочу рассказать о нашем земляке Николае Фёдоровиче Ватутине. Генерал армии Ватутин (1901-1944) принадлежит к славной плеяде основных полководцев Великой Отечественной войны. В 20-х числах октября 1943 г. В полосе 1-го Украинского фронта, которым комaндовал генерал Ватутин, сложилась весьма сложная обстановка. Была поставлена задача овладеть Киевом. (Учащийся показывает на карте) На правом (западном) берегу Днепра уже захвачены два плацдарма: довольно крупный южнее Киева, в районе городка Великий Букрин, другой, поменьше, севернее украинской столицы у селения Лютеж. На Букринском плацдарме Ватутин создал вспомогательный пункт управления, откуда лично руководил наступлением. Однако успеха не было. А впереди находился истерзанный, разрушенный врагом Киев. До советских солдат и офицеров доходили вести о страшных зверствах оккупантов, были видны пожары, то тут, то там вспыхивавшие в городе.

Первыми перешли в наступление части и соединения, находившиеся на Букринском плацдарме. Противник, давно уже ожидавший наступления именно отсюда, принял эти атаки за главный удар. На этом и строился расчёт Ватутина. Когда враг окончательно пришёл к выводу, что русские наносят главный удар здесь и стали выдвигать под Букрин свои резервы, с Лютежского плацдарма развернулось мощное наступление советских войск.

С жестокими боями прорывались советские войска к столице Украины, враг отчаянно сопротивлялся. Вечером, 4 ноября, части 3-й гвардейской танковой армии вышли на подступы к Киеву в районе шоссе Киев-Житомир и к утру перерезали эту важнейшую коммуникацию врага. Танки, развернувшись в линию, безостановочно двигались вперёд, прорезая ночную мглу ярким светом множества зажженных фар, ослепляя бежавших в панике гитлеровцев. Ещё день прошёл в ожесточённых схватках. К 4 часам утра 6 ноября 1943 года войска Ватутина полностью овладели столицей Украины. Через час Военный Совет фронта телеграфировал в Ставку: "Город Киев полностью очищен от немецких оккупантов".

Киевская операция вошла в военную историю как славная страница советского военного искусства. И памятник полководцу генералу Ватутину, высящийся над Днепром, напоминает о бесcмepтной славе героев Великой Отечественной, одним из которых он был.

Белгородцы по праву гордятся своим замечательным земляком, прославившим Родину:

Славой бесcмepтной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым - дорога вперёд
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
(А.Сурков, Песня смелых, 22 июня 1941 г.)

Учитель: А сейчас объявляется мини- викторина на тему: Белгородцы в боях за Родину. Вопросы классу:

Кто из белгородцев повторил подвиг Александра Матросова?

(Подвиг А. Матросова повторили два белгородца- сержант Г. Т. Ткаченко из Красной Яруги и рядовой Н. Н. Кравцов из Ровенёк)

Кто она и откуда- первая женщина- лётчица, Герой Советского Союза?

(Дочь рабочего Paкитянского сахарного завода Надежда Федутенко. С первых дней Великой Отечественной войны пилот трaнcпортной авиации, а с 1942 г.- лётчик женского полка бомбардировочной авиации, которым комaндовала Марина Раскова. Майор Н. Федутенко совершила более 500 боевых вылетов).

Какие поля ратной Славы России вы знаете?

(Куликово поле, Бородинское, Прохоровское.)

Чем прославилась белгородчина в годы гражданской войны?

(В наших местах родилась Первая Конная армия).

В 1995 году федеральным законом было установлено ежегодно отмечать 15 победных дней или Дней Воинской славы России. Какие из них относятся к периоду Великой Отечественной войны?

(Принято ежегодно отмечать: 5 декабря - Московская битва (1941 г. ), 2 февраля- Сталинградская битва, 23 августа -Курская битва (1943г.), 27 января -снятие блокады Ленинграда (1944г.), 9 мая -день Великой Победы (1945г.)

Учитель: Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 27 апреля 2007 года № 558 городу Белгороду было присвоено почётное звание - Город Воинской Славы, что соответствует званию - Город-Герой.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"


    Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

      Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

22 10 2021 8:47:35

Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"


    Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...

21 10 2021 4:49:46

Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс


    Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс

      Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...

20 10 2021 1:12:25

Разработка открытого урока по теме "Древний Восток"


    Разработка открытого урока по теме "Древний Восток"

      Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...

19 10 2021 3:29:17

Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"


    Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"

      Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...

18 10 2021 1:14:59

Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"


    Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"

      На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...

17 10 2021 22:52:55

Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"


    Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"

      Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...

16 10 2021 18:57:23

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

15 10 2021 22:17:46

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"


    Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

      Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

14 10 2021 11:23:10

Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."


    Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

      Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....

13 10 2021 9:34:16

Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"


    Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"

      Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...

12 10 2021 13:49:25

Война за Россию. 11-й класс


    Война за Россию. 11-й класс

      Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....

11 10 2021 17:50:25

Вечер памяти декабристов


    Вечер памяти декабристов

      Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь. ...

10 10 2021 11:41:33

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

09 10 2021 16:45:58

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"


    Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

      Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

08 10 2021 6:49:21

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

07 10 2021 20:38:14

Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества". Игра по истории Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.


    Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества". Игра по истории Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

      Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...

06 10 2021 22:36:10

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)


    Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

      Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...

05 10 2021 17:34:23

Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс


    Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс

      Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....

04 10 2021 20:53:44

Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера


    Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера

      У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....

03 10 2021 9:56:14

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"


    Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

      Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....

02 10 2021 7:16:52

Создание мотивационной среды при использовании интеpaктивных технологий на уроках истории и обществознания


    Создание мотивационной среды при использовании интеpaктивных технологий на уроках истории и обществознания

      Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....

01 10 2021 6:10:36

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

30 09 2021 4:48:58

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

29 09 2021 8:19:34

Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)


    Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)

      Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...

28 09 2021 17:54:23

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

27 09 2021 21:35:54

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»


    Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

      Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....

26 09 2021 15:25:55

Сказания о лекарственных растениях Севера


    Сказания о лекарственных растениях Севера

      Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....

25 09 2021 12:29:42

Педагогическая мастерская на уроках истории


    Педагогическая мастерская на уроках истории

      Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...

24 09 2021 10:50:30

Урок обществознания "Гуманность на войне. Миф или реальность?". 9-й класс


    Урок обществознания "Гуманность на войне. Миф или реальность?". 9-й класс

      Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....

23 09 2021 4:35:29

Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"


    Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"

      Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....

22 09 2021 2:58:37

Аграрная реформа П.А. Столыпина


    Аграрная реформа П.А. Столыпина

      Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...

21 09 2021 23:58:46

Кубань в Великой Отечественной войне


    Кубань в Великой Отечественной войне

      Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...

20 09 2021 19:51:10

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России


    Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

      Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

19 09 2021 15:20:57

Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию


    Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию

      Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....

18 09 2021 2:42:56

Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»


    Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»

      Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....

17 09 2021 17:53:28

Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.


    Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.

      Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....

16 09 2021 15:26:24

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

15 09 2021 7:23:19

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

14 09 2021 9:15:39

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды


    История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

      Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....

13 09 2021 6:59:12

Героическая оборона Севастополя


    Героическая оборона Севастополя

      Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....

12 09 2021 10:47:35

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся


    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся

      Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы....

11 09 2021 19:36:10

Открытый урок "Многообразие способов познания. Ненаучное познание"


    Открытый урок "Многообразие способов познания. Ненаучное познание"

      Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...

10 09 2021 10:26:40

Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"


    Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"

      В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......

09 09 2021 20:54:35

Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"


    Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"

      Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...

08 09 2021 3:24:47

Урок истории в 9-м классе по теме "И мужество нас не покинет…" (Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда)


    Урок истории в 9-м классе по теме "И мужество нас не покинет…" (Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда)

      На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....

07 09 2021 22:41:15

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"


    Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

      В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

06 09 2021 12:14:44

Признаки, функции и формы государства


    Признаки, функции и формы государства

      Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....

05 09 2021 1:23:26

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"


    Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

      Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

04 09 2021 19:23:23

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"


    Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

      Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

03 09 2021 9:26:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::