Тема "Самопознание". Семинар-пpaктикум в 10-м классе (2 часа)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Особенности человеческого познания.
- Самопознание - как путь к самореализации, проявлению своего "Я" в деятельности.
- "Меня замечают, следовательно, я существую"
- Инструменты и способы самопознания. Самоисповедь.
- Внешность и внутренний мир: взаимосвязь и взаимовлияние.
ОБОРУДОВАНИЕ: На доске рисунок - шарж, отражающий человека в зеркале.
Правую часть доски занимает понятийный блок:
- Познавательная деятельность человека: Основные формы. Субъект. Объект.
- Познание. Виды познания.
- Что такое самопознание? Самооценка? Самоисповедь?
ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ДОСКИ ЗАНИМАЮТ АФОРИЗМЫ (на выбор):
- "Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя" /Сократ
- "Власть над собой - высшая власть" /Сенека
- "Но жизнь, к несчастью, коротка,
- А путь до совершенства дальний:" / Гете
"Человек в известной степени вырастает, когда он познает самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть". Ф.Шеллинг.
1-й УРОК:
Мы продолжаем сегодня разговор на тему "Самопознание". Попытаемся более глубоко и детально разобраться в поставленных вопросах. Но прежде, чем мы продолжим разговор, предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.
РАБОТА С ПОНЯТИЙНЫМ БЛОКОМ (записанным на доске).
Вопрос № 1: Особенности человеческого познания
Учитель: В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.
Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о земле, океане, далеких светилах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит и жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек- самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой Главной Тайны.
Итак, поговорим об особенностях человеческого познания.
Выступления детей по данному вопросу. Вопросы были предложены учащимся за месяц до проведения семинара. Каждый ученик выбрал тот, который представляет для него наибольший интерес.
Вопрос № 2:
Самопознание - как путь к самореализации, проявлению своего "Я" в деятельности.
Учитель: Есть старая китайская притча о простом крестьянине, жившем в эпоху постоянных междоусобных войн. Была у того крестьянина единственная лошадь. И вот однажды она исчезла. Собрались соседи, и каждый сочувствовал крестьянину: " Какая беда, единственная лошадь пропала". Но крестьянин только сказал: "Смотря как на это посмотреть".
И что же? Вскоре лошадь вернулась и привела с собой целый табун диких лошадей. Соседи начали поздравлять крестьянина с удачей. А тот опять заметил: "Смотря как на это посмотреть".
Прошло некоторое время, и сын крестьянина, объезжал жеребца, упал и сломал ногу.
"Какое несчастье"- твердили соседи. "Смотря как на это посмотреть"- ответил крестьянин.
Через несколько дней в деревню нагрянули чиновники и солдаты - забирать здоровых юношей в армию. У сына крестьянина была сломана нога и его не взяли. Все соседи радовались за юношу. Ну а крестьянин, как всегда произнес: " Смотря как на это посмотреть".
В чем смысл притчи? Лучше всего его отражают слова Эпиктета: "Людей расстраивают не события, а то, как они смотрят на них ".
Выступления детей по данному вопросу.
Учитель: " Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное - путешествие внутрь самого себя"./ Ф. Феллини.
Существует интересная методика.
Человеку предлагают взять лист бумаги и быстро, особенно не задумываясь, десять раз подряд ответить на вопрос "Кто Я " или "Какой Я"?
Казалось бы, так просто, но большинство людей с трудом добираются до десятого пункта. Сколько людей - столько и списков. Подобный перечень многое говорит о составившем его человеке - с этой целью методику и применяют психологи. Как трудно учесть и перечислить все то, что формирует чувство-"Это Я", которое называют чувством идентичности.
Вопрос №3 "Меня замечают, следовательно, я существую".
Выступления учеников по данному вопросу.
Учитель: Анализ анкет "Много друзей - это хорошо или плохо?"
Вопрос № 4. Инструменты и способы самопознания. Самоисповедь.
Выступления учеников по данному вопросу.
Учитель: Самопознание вовсе не безобидное занятие. Человек иногда заглядывает в такую темную и опасную бездну, где легко потеряться. "Если долго всматриваться в бездну, то и бездна начинает вглядываться в тебя"./Ф.Ницше
Желание достичь результата быстро, одним прыжком, минуя утомительный подъем,
может привести и к игле наркомана, и в кабинет психиатра. Поспешность иногда порождает разочарование, уныние. Лучше двигаться постепенно, давая себе время осознать открытия, сделанные на пути самопознания. Современные психологи говорят, чем больше правильных представлений о себе, тем беспроблемнее жизнь.
Вопрос № 5. Внешность и внутренний мир: взаимосвязь и взаимовлияние.
Учитель: Существует ли связь между внешностью и внутренним миром человека? И если да, то какая? Прошу, ваша точка зрения!
Выступления учеников по данному вопросу.
Учитель: Изменяя себя, человек может поддаться coблaзну стать столь же хорошим "как некто другой". Ориентируясь на кого-либо, не стоит забывать заглядывать в себя: вполне вероятно, лично вам необходимо нечто иное.
Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: "Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?"
Ответ был прост: "Антоний! Себе внимай!".
Заключительная часть первого урока.
Учитель: Любой человек неповторим. Эта мысль столь очевидна и столь естественна, что кажется бaнaльной. Однако, если вдуматься, невозможно не поразиться тому, насколько мы разные, как много составляющих образуют уникальный облик и внутренний мир каждого из нас. Наследственность и особенности внутриутробного развития, тип нервной системы и хаpaктер, жизненный опыт и влияние окружающих, убеждения и глубинные, самим человеком не осознаваемые установки: А также многое, многое другое. Невозможно сказать, что из этих составляющих менее, а что более важно, невозможно перечислить и учесть все существующие взаимосвязи и взаимовлияния.
В совокупности разные грани формируют одно целое, причем целое, осознающее свое единство и уникальность. "Я - это я, и другого такого нет" - знает о себе каждый человек. И каждый в большей или меньшей степени готов отстаивать собственную неповторимость, дорожит ею и стремится лучше понять ее. Человеческая душа - это всегда бездна, погружение в которую, видимо, является самым увлекательным и самым важным из всех возможных путешествий.
2-й УРОК: Пpaктическая часть /класс разбит на группы /
1.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (Проанализируйте притчу "Пятьдесят лет вежливости" и дайте хаpaктеристику героев притчи).
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу.
"Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне". Жена намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал:
"Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь".
Ответьте на вопрос: Какое отношение имеет данная притча к теме "Самопознание"?
(После обсуждения ответ дает лидер группы).
2.БЛОК САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ
Учащимся предлагается выполнить письменно следующий тест. Отвечать они должны словами "да" или "нет".
1.Чувствуешь ли ты себя хорошо таким, каков ты есть?
2.Считаешь ли ты, что тебя преследуют неудачи?
3.Когда совершаешь какой-нибудь поступок, думаешь ли ты о том, что подумают или скажут о тебе другие люди?
4.Есть ли у тебя привычка вспоминать происходившее с тобой, высказывания людей в происходивших ситуациях, размышлять о том, какое мнение складывается у людей о тебе?
5.Испытываешь ли ты смущение, если тебя хвалят в твоем присутствии?
6.Можешь ли ты длительное время находиться в одиночестве?
7.Чувствуешь ли ты связь между твоим хорошим настроением и наличием у тебя денег?
8.Часто ли у тебя появляется такое чувство, что случится что-то плохое?
9.Трудно ли проявлять к другим людям свои чувства?
10.Можешь ли ты высказывать свое мнение классу, независимо от того, принимается оно классом или нет?
Обработка результатов:
За каждый ответ, совпавший с ключом, ученик получает 5 баллов.
Ключ: ответ "да"- на вопрос 1 и 10; ответ "нет"- на все остальные вопросы.
- 35-50 баллов:
Ты любишь себя, ты жизнерадостен, способен к тому, чтобы проявлять любовь к другим людям. Это дает тебе возможность быть успешным в своих собственных глазах и глазах своих друзей. Ты необходим окружающим тебя людям, это придает тебе жизненные силы.
Ты считаешь, что жизнь имеет смысл. Ты - человек, который дорожит своим достоинством и не умаляет достоинства других людей.
- 15-35 баллов:
Трудно сказать, любишь ли ты себя. Скорее всего, ты над этим не задумываешься. Ты слабо используешь свои способности, считая, что у тебя ничего не получится. В других людях ты больше ищешь их слабости, чем их достоинства. Тебе трудно дарить людям свою доброту и внимание, даже по отношению к себе ты делаешь это крайне редко. Это сказывается на твоих взаимоотношениях с родными и близкими людьми.
- 0-15 баллов:
Ты определенно не любишь себя. Иногда бывают такие дни, что ты сам себя ненавидишь. При этом ты часто испытываешь неуверенность в себе, своих силах. Это приводит к тому, что ты принимаешь неверное решение и совершаешь поступки, за которые бывает стыдно и
Приходится раскаиваться за их совершение. Пора задуматься над тем, к чему может привести такое равнодушие к своей личности. Тебе нужно тренировать свою волю, свой хаpaктер, чтобы взрослая жизнь не застала тебя врасплох.
3.ЗАДАНИЕ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ
Во все времена людей озадачивала проблема двойственности "Я". Как бы вы объяснили причины такой раздвоенности?
Во мне два Я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты -
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица -
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки: может оказаться
Что я давлю не то второе Я.
/В.Высоцкий/
Заключительная часть урока
Учитель: Давайте - же попытаемся ответить на вопрос: "Зачем человеку познавать самого себя и что это ему дает?".
Ученики: Высказывают свою точку зрения.
Учитель: А теперь позвольте дать вам несколько советов (можно зачитать)
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ К ВОПРОСУ О САМОПОЗНАНИИ:
- Помните, что вы - личность, и цените себя за это.
- Развивайте в себе нестандартность и незаурядность, они обязательно найдутся.
- Относитесь к себе и своим поступкам критично.
- Развивайте немного ироническое отношение к самому себе. Это поможет уберечь себя от переоценки и высокомерия.
- Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
- Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
- Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
- Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
- Любите людей, и они ответят вам тем же.
(Можно распечатать и вручить каждому ученику)
Приложение.
Список использованной литературы.
1.Аванта +. Энциклопедия для детей. Духовный мир человека. Том 18, Человек, часть третья Раздел "Я и другие", Москва, Аванта +, 2004
2.Н.И.Дереклеева. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся Москва, "Вако", 2004
3.А.В.Мудрик. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих Москва, "Просвещение", 1990
4.Как построить свое "Я" / под редакцией В.П.Зинченко
5.Л.Н.Куликова. Воспитать себя. Москва, "Просвещение", 1991
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
18 03 2024 16:15:23
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
17 03 2024 3:25:51
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
16 03 2024 7:22:49
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
15 03 2024 11:40:35
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
14 03 2024 5:17:38
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
13 03 2024 11:18:30
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
12 03 2024 4:48:50
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
11 03 2024 11:50:25
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
10 03 2024 18:33:54
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
09 03 2024 10:48:49
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
08 03 2024 11:25:24
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
07 03 2024 9:41:59
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
06 03 2024 11:59:38
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
05 03 2024 22:41:49
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
04 03 2024 20:52:46
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
03 03 2024 23:37:43
Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
02 03 2024 1:25:59
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
01 03 2024 18:15:17
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
29 02 2024 17:55:56
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
28 02 2024 1:55:48
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
27 02 2024 3:53:47
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
26 02 2024 17:39:34
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
25 02 2024 11:51:14
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
24 02 2024 11:24:29
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
23 02 2024 12:52:13
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
22 02 2024 22:41:18
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
21 02 2024 7:49:50
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
20 02 2024 1:56:24
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
19 02 2024 7:41:51
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
18 02 2024 5:15:14
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
17 02 2024 15:38:34
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
16 02 2024 16:41:36
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
15 02 2024 11:36:55
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
14 02 2024 22:55:44
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
13 02 2024 2:22:39
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
12 02 2024 8:26:50
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
11 02 2024 23:14:28
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
10 02 2024 9:22:49
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
09 02 2024 11:12:58
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
08 02 2024 23:48:49
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
07 02 2024 3:46:30
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
06 02 2024 11:28:35
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
05 02 2024 23:54:50
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
04 02 2024 21:57:28
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
03 02 2024 5:26:15
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
02 02 2024 22:39:41
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
01 02 2024 12:27:41
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
31 01 2024 19:23:48
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
30 01 2024 12:53:46
На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
29 01 2024 6:42:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::