Тема "Самопознание". Семинар-пpaктикум в 10-м классе (2 часа)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Особенности человеческого познания.
- Самопознание - как путь к самореализации, проявлению своего "Я" в деятельности.
- "Меня замечают, следовательно, я существую"
- Инструменты и способы самопознания. Самоисповедь.
- Внешность и внутренний мир: взаимосвязь и взаимовлияние.
ОБОРУДОВАНИЕ: На доске рисунок - шарж, отражающий человека в зеркале.
Правую часть доски занимает понятийный блок:
- Познавательная деятельность человека: Основные формы. Субъект. Объект.
- Познание. Виды познания.
- Что такое самопознание? Самооценка? Самоисповедь?
ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ДОСКИ ЗАНИМАЮТ АФОРИЗМЫ (на выбор):
- "Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя" /Сократ
- "Власть над собой - высшая власть" /Сенека
- "Но жизнь, к несчастью, коротка,
- А путь до совершенства дальний:" / Гете
"Человек в известной степени вырастает, когда он познает самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть". Ф.Шеллинг.
1-й УРОК:
Мы продолжаем сегодня разговор на тему "Самопознание". Попытаемся более глубоко и детально разобраться в поставленных вопросах. Но прежде, чем мы продолжим разговор, предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.
РАБОТА С ПОНЯТИЙНЫМ БЛОКОМ (записанным на доске).
Вопрос № 1: Особенности человеческого познания
Учитель: В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.
Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о земле, океане, далеких светилах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит и жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек- самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой Главной Тайны.
Итак, поговорим об особенностях человеческого познания.
Выступления детей по данному вопросу. Вопросы были предложены учащимся за месяц до проведения семинара. Каждый ученик выбрал тот, который представляет для него наибольший интерес.
Вопрос № 2:
Самопознание - как путь к самореализации, проявлению своего "Я" в деятельности.
Учитель: Есть старая китайская притча о простом крестьянине, жившем в эпоху постоянных междоусобных войн. Была у того крестьянина единственная лошадь. И вот однажды она исчезла. Собрались соседи, и каждый сочувствовал крестьянину: " Какая беда, единственная лошадь пропала". Но крестьянин только сказал: "Смотря как на это посмотреть".
И что же? Вскоре лошадь вернулась и привела с собой целый табун диких лошадей. Соседи начали поздравлять крестьянина с удачей. А тот опять заметил: "Смотря как на это посмотреть".
Прошло некоторое время, и сын крестьянина, объезжал жеребца, упал и сломал ногу.
"Какое несчастье"- твердили соседи. "Смотря как на это посмотреть"- ответил крестьянин.
Через несколько дней в деревню нагрянули чиновники и солдаты - забирать здоровых юношей в армию. У сына крестьянина была сломана нога и его не взяли. Все соседи радовались за юношу. Ну а крестьянин, как всегда произнес: " Смотря как на это посмотреть".
В чем смысл притчи? Лучше всего его отражают слова Эпиктета: "Людей расстраивают не события, а то, как они смотрят на них ".
Выступления детей по данному вопросу.
Учитель: " Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное - путешествие внутрь самого себя"./ Ф. Феллини.
Существует интересная методика.
Человеку предлагают взять лист бумаги и быстро, особенно не задумываясь, десять раз подряд ответить на вопрос "Кто Я " или "Какой Я"?
Казалось бы, так просто, но большинство людей с трудом добираются до десятого пункта. Сколько людей - столько и списков. Подобный перечень многое говорит о составившем его человеке - с этой целью методику и применяют психологи. Как трудно учесть и перечислить все то, что формирует чувство-"Это Я", которое называют чувством идентичности.
Вопрос №3 "Меня замечают, следовательно, я существую".
Выступления учеников по данному вопросу.
Учитель: Анализ анкет "Много друзей - это хорошо или плохо?"
Вопрос № 4. Инструменты и способы самопознания. Самоисповедь.
Выступления учеников по данному вопросу.
Учитель: Самопознание вовсе не безобидное занятие. Человек иногда заглядывает в такую темную и опасную бездну, где легко потеряться. "Если долго всматриваться в бездну, то и бездна начинает вглядываться в тебя"./Ф.Ницше
Желание достичь результата быстро, одним прыжком, минуя утомительный подъем,
может привести и к игле наркомана, и в кабинет психиатра. Поспешность иногда порождает разочарование, уныние. Лучше двигаться постепенно, давая себе время осознать открытия, сделанные на пути самопознания. Современные психологи говорят, чем больше правильных представлений о себе, тем беспроблемнее жизнь.
Вопрос № 5. Внешность и внутренний мир: взаимосвязь и взаимовлияние.
Учитель: Существует ли связь между внешностью и внутренним миром человека? И если да, то какая? Прошу, ваша точка зрения!
Выступления учеников по данному вопросу.
Учитель: Изменяя себя, человек может поддаться coблaзну стать столь же хорошим "как некто другой". Ориентируясь на кого-либо, не стоит забывать заглядывать в себя: вполне вероятно, лично вам необходимо нечто иное.
Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: "Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?"
Ответ был прост: "Антоний! Себе внимай!".
Заключительная часть первого урока.
Учитель: Любой человек неповторим. Эта мысль столь очевидна и столь естественна, что кажется бaнaльной. Однако, если вдуматься, невозможно не поразиться тому, насколько мы разные, как много составляющих образуют уникальный облик и внутренний мир каждого из нас. Наследственность и особенности внутриутробного развития, тип нервной системы и хаpaктер, жизненный опыт и влияние окружающих, убеждения и глубинные, самим человеком не осознаваемые установки: А также многое, многое другое. Невозможно сказать, что из этих составляющих менее, а что более важно, невозможно перечислить и учесть все существующие взаимосвязи и взаимовлияния.
В совокупности разные грани формируют одно целое, причем целое, осознающее свое единство и уникальность. "Я - это я, и другого такого нет" - знает о себе каждый человек. И каждый в большей или меньшей степени готов отстаивать собственную неповторимость, дорожит ею и стремится лучше понять ее. Человеческая душа - это всегда бездна, погружение в которую, видимо, является самым увлекательным и самым важным из всех возможных путешествий.
2-й УРОК: Пpaктическая часть /класс разбит на группы /
1.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (Проанализируйте притчу "Пятьдесят лет вежливости" и дайте хаpaктеристику героев притчи).
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу.
"Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне". Жена намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал:
"Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь".
Ответьте на вопрос: Какое отношение имеет данная притча к теме "Самопознание"?
(После обсуждения ответ дает лидер группы).
2.БЛОК САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ
Учащимся предлагается выполнить письменно следующий тест. Отвечать они должны словами "да" или "нет".
1.Чувствуешь ли ты себя хорошо таким, каков ты есть?
2.Считаешь ли ты, что тебя преследуют неудачи?
3.Когда совершаешь какой-нибудь поступок, думаешь ли ты о том, что подумают или скажут о тебе другие люди?
4.Есть ли у тебя привычка вспоминать происходившее с тобой, высказывания людей в происходивших ситуациях, размышлять о том, какое мнение складывается у людей о тебе?
5.Испытываешь ли ты смущение, если тебя хвалят в твоем присутствии?
6.Можешь ли ты длительное время находиться в одиночестве?
7.Чувствуешь ли ты связь между твоим хорошим настроением и наличием у тебя денег?
8.Часто ли у тебя появляется такое чувство, что случится что-то плохое?
9.Трудно ли проявлять к другим людям свои чувства?
10.Можешь ли ты высказывать свое мнение классу, независимо от того, принимается оно классом или нет?
Обработка результатов:
За каждый ответ, совпавший с ключом, ученик получает 5 баллов.
Ключ: ответ "да"- на вопрос 1 и 10; ответ "нет"- на все остальные вопросы.
- 35-50 баллов:
Ты любишь себя, ты жизнерадостен, способен к тому, чтобы проявлять любовь к другим людям. Это дает тебе возможность быть успешным в своих собственных глазах и глазах своих друзей. Ты необходим окружающим тебя людям, это придает тебе жизненные силы.
Ты считаешь, что жизнь имеет смысл. Ты - человек, который дорожит своим достоинством и не умаляет достоинства других людей.
- 15-35 баллов:
Трудно сказать, любишь ли ты себя. Скорее всего, ты над этим не задумываешься. Ты слабо используешь свои способности, считая, что у тебя ничего не получится. В других людях ты больше ищешь их слабости, чем их достоинства. Тебе трудно дарить людям свою доброту и внимание, даже по отношению к себе ты делаешь это крайне редко. Это сказывается на твоих взаимоотношениях с родными и близкими людьми.
- 0-15 баллов:
Ты определенно не любишь себя. Иногда бывают такие дни, что ты сам себя ненавидишь. При этом ты часто испытываешь неуверенность в себе, своих силах. Это приводит к тому, что ты принимаешь неверное решение и совершаешь поступки, за которые бывает стыдно и
Приходится раскаиваться за их совершение. Пора задуматься над тем, к чему может привести такое равнодушие к своей личности. Тебе нужно тренировать свою волю, свой хаpaктер, чтобы взрослая жизнь не застала тебя врасплох.
3.ЗАДАНИЕ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ
Во все времена людей озадачивала проблема двойственности "Я". Как бы вы объяснили причины такой раздвоенности?
Во мне два Я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты -
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица -
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки: может оказаться
Что я давлю не то второе Я.
/В.Высоцкий/
Заключительная часть урока
Учитель: Давайте - же попытаемся ответить на вопрос: "Зачем человеку познавать самого себя и что это ему дает?".
Ученики: Высказывают свою точку зрения.
Учитель: А теперь позвольте дать вам несколько советов (можно зачитать)
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ К ВОПРОСУ О САМОПОЗНАНИИ:
- Помните, что вы - личность, и цените себя за это.
- Развивайте в себе нестандартность и незаурядность, они обязательно найдутся.
- Относитесь к себе и своим поступкам критично.
- Развивайте немного ироническое отношение к самому себе. Это поможет уберечь себя от переоценки и высокомерия.
- Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
- Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
- Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
- Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
- Любите людей, и они ответят вам тем же.
(Можно распечатать и вручить каждому ученику)
Приложение.
Список использованной литературы.
1.Аванта +. Энциклопедия для детей. Духовный мир человека. Том 18, Человек, часть третья Раздел "Я и другие", Москва, Аванта +, 2004
2.Н.И.Дереклеева. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся Москва, "Вако", 2004
3.А.В.Мудрик. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих Москва, "Просвещение", 1990
4.Как построить свое "Я" / под редакцией В.П.Зинченко
5.Л.Н.Куликова. Воспитать себя. Москва, "Просвещение", 1991
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
09 08 2022 2:24:18
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
08 08 2022 18:50:17
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
07 08 2022 17:40:26
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
06 08 2022 3:44:17
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
05 08 2022 5:16:45
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
04 08 2022 20:19:55
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
03 08 2022 5:45:12
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
02 08 2022 7:55:54
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
01 08 2022 5:34:24
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
31 07 2022 20:36:28
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
30 07 2022 10:31:21
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
29 07 2022 8:10:48

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
28 07 2022 13:43:18
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
27 07 2022 12:53:23
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
26 07 2022 12:36:31
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
25 07 2022 1:22:19
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
24 07 2022 5:29:11
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
23 07 2022 0:32:48
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
22 07 2022 11:53:10
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
21 07 2022 11:13:41
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
20 07 2022 10:51:24

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
19 07 2022 4:31:21
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
18 07 2022 3:43:18
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
17 07 2022 1:24:43
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
16 07 2022 1:14:10
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
15 07 2022 18:19:48
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
14 07 2022 8:26:34
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
13 07 2022 17:42:46
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
12 07 2022 0:43:49
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
11 07 2022 19:50:15
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
10 07 2022 0:51:44
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
09 07 2022 11:10:43
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
08 07 2022 0:17:36
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
07 07 2022 0:34:50
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
06 07 2022 20:49:29
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
05 07 2022 8:55:41
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
04 07 2022 12:58:15
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
03 07 2022 17:56:43
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
02 07 2022 15:19:41
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
01 07 2022 3:18:49
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса.
...
30 06 2022 17:35:52
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
29 06 2022 18:24:20
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
28 06 2022 17:14:37
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
27 06 2022 3:17:28
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
26 06 2022 17:24:44
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
25 06 2022 0:43:11
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
24 06 2022 18:29:12
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
23 06 2022 14:52:17
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
22 06 2022 7:45:39
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
21 06 2022 0:46:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::