Внеклассное мероприятие для 7-го класса "Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны"
Цель:
- Рассказать ребятам о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка.
- Помочь осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
Форма проведения. Рассказ с элементами беседы.
УМК: книга Юрия Иванова "Долгие дни блокады", опopные конспекты (Приложение 1, Приложение 2), магнитофон, запись 7 симфонии Дмитрия Шостаковича.
Ход занятия
1. Оргмомент. Для создания более доверительной атмосферы и предрасположенности к откровенному разговору целесообразно разместить детей полукругом, так, чтобы они видели лица друг друга. Необходимо записать тему и оформить доску соответственно тематике внеклассного мероприятия.
2.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о северном городе, северной столице нашей Родины и её героических жителях, людях беззаветно преданных своему делу, своему городу, своей стране.
- Вы догадались, о каком городе пойдет речь?
- О Санкт-Петербурге.
- А что вы знаете об этом городе?
(Важнейший культурный и промышленный центр, основанный в дельте р. Невы в 1703 г. Петром I. С 1712 по 1918 гг. столица России. Его называют северной Венецией. С 1924 по 1991 гг. был переименован в Ленинград.)
Совсем недавно Санкт-Петербург отмечал 300летие со дня основания. Как удивительно течет время. Порой дни мелькают как мгновения, а порой мгновения тянутся годами. Так было и в Ленинграде 1941 года. (Звучит фрагмент 7 симфонии Дмитрия Шостаковича.)
- Ребята, какой хаpaктер у этой музыки, что вы услышали?
- Она тревожная, грозная, возникает ощущение опасности :.
- Вы правы, эта музыка ассоциируется с войной. Бьёт баpaбанная дробь - наступают немецкие войска, звучат духовые - это воют сирены, гудят самолеты, воздушная тревога, сейчас начнут бомбить.
- Ребята, что вы знаете о Ленинграде 1941-42 гг.?
- Ленинград был в блокаде.
В 1941 г. прямое наступление фашистов на город захлебнулось. И тогда Фюрер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей. 18 сентября 1941 г. началась блокада. 900 дней и ночей тяжелейших испытаний.
Год сорок первый
Год сорок второй
Полгорода лежит в земле сырой
Полгорода уничтожила, убила блокада.
(От голода, болезней и бомбежки погибло около 1 млн. человек)
- Что же это за чудовище блокада?
Чтобы понять и оценить меру испытаний, выпавших на долю ленинградцев, послушайте воспоминания очевидцев тех страшных событий.
Ленинград обстреливали. Каждый день на него обрушивали бомбы и снаряды. Зимой 1941-1942 гг. наступили самые тяжелые времена. Массовый голод, убийца-"невидимка", беспощадный союзник врага, как его называли. Кого настигал голод, корчились и мучались так же, как и тяжелораненые.
В руках я держу кусочек хлеба, 125 гр. - суточная норма. Но если бы видели тот блокадный хлеб, когда его брали в руки, с него текла вода, и он был словно глина.
125, 150 и даже 250 гр. хлеба при отсутствии каких-либо других продуктов не могли обеспечить физиологическое существование организма в условиях холодной зимы. И люди падали от голода, они умирали, груды тел лежали в подвалах, траншеях, во дворах.
Чтобы выжить пищу приходилось изобретать. Ели столярный клей, кожаные ремни, древесные опилки, подсолнечный жмых. В таких условиях среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести по совести несмотря ни на что. Либо выжить любыми способами за счет ближнего, родного, кого угодно. Тяжелейшему испытанию подверглись все человеческие чувства: любовь, верность, сострадание, милосердие, доброта, вера в победу, надежда на лучшее.
В блокадном Ленинграде люди не только выживали сами, но и спасали животных. Обо всем этом можно прочитать в книге Юрия Иванова "Долгие дни блокады". Эта книга о ленинградцах, о взрослых и детях, о девчонках и мальчиках, которым в те годы было по 13-14 лет. А еще она о сотрудниках ленинградского зоопарка.
Давайте вместе полистаем некоторые страницы. (Чтение вслух первого отрывка, см. Приложение 1.)
Каждый день Ник снаряжал маленькие "промысловые" экспедиции. Искали в парках желуди, ягоды шиповника и рябины. Находили промерзшие кочерыжки. В столовых госпиталей собирали вываренные по три раза говяжьи и свиные кости. Отправлялись на фронт, где на "нейтралке" валялись трупы убитых коней.
- Ребята, зачем в блокадном городе, где каждый день умирали люди, сотрудники пытались сохранить животных зоопарка? Какая у них теплилась надежда, во что они верили?
- Ребята, вы были когда-нибудь в зоопарке? Для чего их создают?
Зоопарки нужны в мирное время, а тогда была война. Почему сотрудники пытались сохранить животных зоопарка? Прочтите, что сами ленинградские дети думали об этом. (Приложение 1, второй отрывок.)
В этой коротенькой заметке многое читается между строк.
Вера!
В спасение зоопарка - в спасение детей - в спасение нации (сохранение духовных ценностей) - в спасение города - в спасение страны.
Далее вы видите фотографии животных (Приложение 2), которые благодаря заботам людей пережили блокаду. Бегемот Красавица вместо обычных 30-40 кг корма получала 4-6 кг смеси из овощей, травы и жмыха. И для заполнения желудка еще 30 кг распаренных опилок.
Вернемся к страницам книги Юрия Иванова (Приложение 1, третий отрывок).
Каждый день Софья Петровна варила Красавице "болтушку" из рубленой соломы, сена и горстки жмыховых отбросов. Этим варевом питались вдвоем. Шкуру животного обтирали подогретой невской водой и смазывали камфорным маслом, чтобы успокоить боль. Носить воду и искать дрова помогали дети Жорик, Жека Володя и Нина. Особенно страшно было во время бомбежки. Это можно увидеть на фотографии. Копытные животные в панике метались по загону, рычали медвежата. Однажды ранило двух оленей, и служительница С.А. Коновалова делала им перевязки, отдавала часть своего хлеба. Когда с питанием стало совсем тяжело, приучали хищных животных к растительной пище. Медведей кормили фаршем из овощей и травы. Но тигрята отказывались есть такую смесь и тогда травой и жмыхом набивали шкурки кроликов, смазывали их рыбьим жиром. Coблaзненные вкусным запахом изголодавшиеся животные поедали такие тушки. Так обманывали и хищных птиц, добавляя немного рыбы.
А вот еще одна интересная фотография. У гамадрила Эльзы в ноябре 1941 года родился детеныш. У истощенной обезьяны не было молока, и ближайший родильный дом ежедневно выделял пол-литра донорского молока. В блокадном Ленинграде гамадрильчик выжил.
Зоосад был закрыт для посетителей только в страшную зиму 1941-42 гг. но уже весной 1942 истощенные люди своими силами восстановили часть загонов. 8 июля зоосад торжественно открылся для посетителей.
Вот как описывает это событие Юрий Иванов.
"До открытия зоопарка оставалось еще часа полтора. Люди были оживлены, они улыбались друг другу и говорили "Здравствуйте! Здравствуйте!"
Заиграл оркестр!
Ник быстро шел навстречу небольшой группе людей.
- Пускай первыми войдут дети.
Ворота распахнулись. Несмело, настороженно оглядываясь, мальчики и дeвoчки направились к бегемотнику.
Дети строго, молчаливо глядели на громадное животное, а взрослые смотрели на детей, со страхом вглядываясь в их старческие лица - что это? Они разучились улыбаться? Враг убил в них все детское?
- Глядите, я скажу "ап", и Красавица раскроет пасть - начал Ник, но запнулся.
Бегемотиха медленно подняла голову и распахнула свою громадную пасть. Дети шевельнулись. И вдруг одна дeвoчка несмело улыбнулась, за ней и другая. А мальчишка в кепке расхохотался и выкрикнул: - Вот это пасть. Как чемодан.
В тот день люди все шли и шли. Сколько было возгласов удивления, радости, сколько благодарных слов. Глядя в оживленные лица горожан, Володя размышлял о смысле жизни: для чего живет человек? Для чего он предназначен?"
Какой взрослый, какой трудный вопрос для 13летнего мальчишки?
- Ребята, а вы смогли бы ответить на этот вопрос?
(Прим. Нередко такой вопрос вызывает растерянность у детей, им трудно на него ответить. Учитель может помочь ребятам, включить их в диалог, начав первым отвечать на поставленный вопрос.)
Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас честно, не лукавя, сам себе задал бы такой вопрос. И я не сомневаюсь, что ответы будут разными.
- А знаете, что ответил Володя?
"Главное предназначение человека быть нужным другим, трудится для счастья всех:
Вот для чего надо жить, вот для чего стоит жить:"
- Вы согласны?
Во время блокады Ленинград обстреливали каждый день. Но в день открытия зоопарка, в яркий и солнечный день не было воздушной тревоги, не было артобстрела.
- Почему?
Ответ на этот вопрос мы тоже найдем на страницах романа.
":этот день на всем фронте, окружавшим Ленинград был особенно напряженным. Еще с рассвета вся артиллерия, защищавшая город, начала бить по орудийным позициям врага. И в тот момент, когда ленинградские ребятишки с восторгом разглядывали животных, тысячи снарядов кромсали землю и бетон: советские артиллеристы громили врага, отвлекали огонь на себя".
Тема нашей беседы "Ленинградский зоопарк в годы Великой отечественной войны". Но, говоря о спасении животных, мы говорили о людях. О тех, кто верил в победу, проявлял стойкость духа, сострадание и милосердие к окружающим. Именно эти качества позволили им победить. 64 года назад был завоеван мир. Советские люди совершили этот подвиг ради будущих поколений, ради нас с вами. Я очень советую вам прочесть книгу Юрия Иванова "Долгие дни блокады". А закончить нашу беседу мне бы хотелось стихами другого автора. Это стихотворение Сергея Островского.
(Звучит тихая мелодия)
Разговор с потомком.
У времени - причудливая кромка,
За нею память. Годы. Города.
Она вольна домчаться до потомка
Или однажды сгинуть без следа.
Так что же мы оставим ей в наследство?
Многоголосье? Или немоту?
Цветов и солнца яркое соседство?
Или сгоревшей тверди черноту?
Взбесившихся paкет столпотворенье?
Лихих пожаров атомный набег?
Или земных щедрот благословенье,
С незамутненной трепетностью рек?
Потомок мой, иду к тебе сквозь годы.
Оливковая ветвь в моей руке.
Пусть все твои печали и невзгоды -
Как тонкий облак, тают в далеке.
И не огонь, не cмepтные раскаты,
А пусть над этой ширью ветровой
Всегда встают восходы и закаты,
Как продолженье радости живой.
И по земле, по всем меридианам,
Пусть мир звучит на разных языках
Да отзовется он за океаном
И на других, на всех материках.
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
04 06 2023 3:11:45
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
03 06 2023 0:37:21
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
02 06 2023 14:18:29
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
01 06 2023 13:40:44
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
31 05 2023 7:48:15
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
30 05 2023 11:54:34
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
29 05 2023 15:18:12
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
28 05 2023 14:17:24
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
27 05 2023 16:15:25
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
26 05 2023 20:35:35
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
...
25 05 2023 7:41:27
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
24 05 2023 16:52:51
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
23 05 2023 2:49:52
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
22 05 2023 10:34:19
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
21 05 2023 16:51:39
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
20 05 2023 19:16:53
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
19 05 2023 10:39:55
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
18 05 2023 20:18:43
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
17 05 2023 11:14:17
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
16 05 2023 18:34:45
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
15 05 2023 18:38:45
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
14 05 2023 15:30:47
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
13 05 2023 20:34:18
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
12 05 2023 3:51:14

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
11 05 2023 7:30:27
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы.
...
10 05 2023 8:43:43
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
09 05 2023 11:22:48
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
08 05 2023 10:46:47
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь.
...
07 05 2023 12:59:14
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
06 05 2023 0:36:41
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
05 05 2023 9:48:22
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
04 05 2023 18:22:28
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
03 05 2023 3:20:49
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
02 05 2023 9:27:57
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
01 05 2023 0:52:48
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
30 04 2023 15:57:44
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
29 04 2023 18:15:26
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
28 04 2023 22:57:10
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
27 04 2023 3:17:51
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
26 04 2023 6:10:11
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
25 04 2023 22:59:57
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
24 04 2023 8:58:37
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
23 04 2023 7:50:55
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
22 04 2023 11:25:53
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
21 04 2023 19:16:41
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
20 04 2023 22:41:25
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
19 04 2023 22:14:10

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
18 04 2023 14:42:50
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
17 04 2023 10:59:53
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
16 04 2023 18:54:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::