Урок обществознания по теме "Самопознание" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

Цели:

  1. Раскрыть сущность самопознания, сложность и              глубину этого процесса.
  2. Формировать у учащихся умение объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.
  3. Развивать у детей наблюдательность, навыки самоанализа.

Оборудование: телевизор, DVD-плеер, мультимедийная установка, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, тест «Проверьте свои знания!», тест «Твоя самооценка»).

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю cмepть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Ф. Вийон

Ход урока

I. Организационный момент

На экране – первый слайд, звучит музыка.

- Добрый день, дeвoчки! Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II. Изучение нового материала

План

  1. Самовосприятие. Этапы самопознания
  2. Самооценка
  3. «Я»-концепция
  4. Самоисповедь и внутренний монолог

1. Самовосприятие. Этапы самопознания

- Говоря о познавательной деятельности человека, мы использовали такие понятия, как «субъект познавательной деятельности» и «объект познавательной деятельности». Пользуясь иллюстрацией слайда, дайте определение этих понятий.

- А теперь попробуйте определить вид деятельности, ее субъект и объект. (Познавательная деятельность; деятельность субъекта направлена на самого себя; субъект и объект познавательной деятельности совпадают – это человек).

- Таким образом, этот урок мы посвятим познанию особого объекта – самих себя. Мы постараемся сегодня раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса; будем учиться объективно хаpaктеризовать себя и адекватно оценивать других.

- Трудно не согласиться со словами французского поэта XV века Франсуа Вийона (обращаясь к эпиграфу, написанному на доске) – каждому человеку приходится всю жизнь, порой, не отдавая себе в том отчета, познавать самого себя, узнавать что-то новое.

Беседа о самопознании:

- Дeвoчки, как вы думаете, когда начинается процесс самопознания? С какого возраста?

(В самом раннем детстве).

- Вы, наверное, слышали, что малышей нельзя подносить к зеркалу. Почему? Ведь он уже отлично узнает папу и маму, близких людей, радостно им улыбается…

(Ребенок не узнает себя и может испугаться).

- И вот наступает момент открытия, узнавания себя любимого! Вспомните, как это происходит, в чем выражается.

(Ребенок с особым удовольствием, с восторгом смотрит в зеркало, узнает себя (в первую очередь!) на фотографиях).

- Так с чего же начинается самопознание?

(С самоузнавания, выделения себя из внешнего мира).

- До двух - трехлетнего возраста главным источником знаний о самом малыше являются…(родители). В чем это выражается?

(Они дают ребенку имя, говорят что он мальчик, сынок, братик, внук и т.д.)

- А когда ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, какую знаменитую фразу он произносит?

(Я сам!)

- С этого времени ребенок начинает словами обозначать признаки своего «Я», хаpaктеризовать себя. Как это бывает?

- Итак, назовите первые этапы самопознания?

(1 – самоузнавание. 2 - способность словами хаpaктеризовать себя.)

- Таким образом, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». И процесс этот продолжается всю жизнь.

2. Понятие самооценки

- Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Молодая царица, глядя в волшебное зеркало, задает ему вопрос. Какой? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех белее, всех румяней и милее?»). Так из чего же складывается, прежде всего, образ «Я» у молодых людей, у подростков?

(Из представлений о собственной внешности)

- Каждая из нас, глядя в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.

- А каково ваше отношение к самим себе, эмоциональное отношение к собственному образу - то есть ваша самооценка?

3. Тестирование

Я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Твоя самооценка. Какая она?» - возьмите листы оранжевого цвета - и суммировать набранное количество баллов.

Тестирование проходит на фоне музыкального клипа Ю. Савичевой «Если в сердце живет любовь».

- А теперь познакомьтесь с результатами и выслушайте советы.

Я желаю вам, как поется в песне, оставаться самими собой, но при этом, помогая природе, ухаживать за собой, поддерживая красоту лица и тела.

Самооценку можно выразить такой формулой:

- Прокомментируйте, пожалуйста, эту формулу с точки зрения математики. (С точки зрения математики, самооценка – это отношение успеха к притязанию. То есть наша самооценка зависит от величины успеха и притязания).

О видах самооценки (индивидуальное сообщение).

- Дeвoчки, как, согласно формуле, повысить самооценку?

- А о чем всегда надо помнить, работая над самооценкой (нужно быть самокритичными)

4. Групповая работа

- Дeвoчки, как вы думаете, а из чего еще, кроме оценки внешности, формируется наша самооценка?

(Наша самооценка формируется и из представлений о нас других людей. Из того, как они оценивают нашу внешность, наши поступки.)

А как вы думаете, легко ли дать адекватную оценку человеку по первому впечатлению? Красивыми у нас получаются люди, которые нам нравятся, а некрасивыми те, которых мы почему-то не любим. Мы неизбежно становимся субъективными. Особенно в ситуациях, когда сталкиваемся с непривычными взглядами, мнениями, ценностями, верованиями.

А мы ведь такие разные. И по внешности, и по взглядам, и по чувствам. Мы уникальны, неповторимы, и в то же время похожи.

Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, выполнить следующее задание:

- Внимательно рассмотрите дeвyшку на экране. Поможет ли вам описание внешности дeвyшки составить ее психологический портрет? План работы – у вас в рабочих листах дан. Какая группа будет наиболее внимательной?

Проверка выполнения: каждая группа зачитывает свой вариант, затем им предлагается вариант хаpaктеристики, выполненный школьным психологом.

- Так какая же пара оказалась самой внимательной?

5. Обобщающий вывод

- Какой вывод по проделанной нами работе вы можете сделать?

(Наша самооценка складывается не только из мнения о собственной внешности, но и из мнения о нас окружающих людей. Значение мнения окружающих в самопознании человека велико. Все мы разные и точки зрения у нас разные. Поэтому нужно быть терпимыми, толерантными к другим людям. Стараться не делать поспешных выводов о незнакомых людях.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Для того чтобы сохранить нашу красоту, осанку, я предлагаю немного отдохнуть, выполнив несколько движений.

6. «Я»-концепция и образ «Я»

- «Я» человека как объект познания – сложное и динамичное образование. «Я»-концепция (или образ «Я») – что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

Для того чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного на четыре части. (Комментарий слайда). Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

- Давайте попробуем выяснить то, что вы не знаете, а другие знают («Я» слепое).

В рабочих листах найдите задание № 4 и запишите в левый столбик все, что вам нравится в себе (нос, ухо, глаза, походка, черты хаpaктера и т.д.), а в правый столбик – все, что вам не нравится в себе.

Проверка:

- Какой столбик получился больше?

- Нравитесь ли вы себе?

У кого левый столбик получился больше – любит себя, у кого – правый, тот не очень хорошо к себе относится.

А может, он просто плохо себя знает?

Игра «Зеркало» как путь к «Я» открытому

- Сидящие в классе – это зеркало. Они называют все достоинства одноклассницы – помогают таким образом увидеть в себе хорошее, полюбить себя.

7. Вывод

Итак, наше «Я» состоит из нескольких частей. Мы отдаём предпочтение одной или другой стороне. Но наша сила, красота в единстве и многообразии нашего Я. Любите и принимайте себя такими, какие вы есть.

Будьте интересны себе и окружающим. Пусть у вас много будет разных «Я».

8. Самоисповедь и внутренний диалог

Важным средством познания себя является самоисповедь. Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его. Как вы думаете, а когда человек приходит к этому? Самоисповедь помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует, в самом себе. Самоисповедь – это непростой шаг. Очень трудно быть честным перед самим собой, гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя.

- Рано или поздно каждый человек приходит к самоисповеди, задавая себе вопросы: Кто я? Что я? Какой я? Зачем я живу? И хорошо, если эти вопросы возникают в юности, молодости, когда у вас все впереди, и вы можете изменить себя, свое поведение, отношение к окружающим. Но бывает и так, как у героя повести В. Белова «Привычное дело» Ивана Африкановича, который прожил жизнь, не задумываясь, пил-гулял, родил 9 детей, не жалел жену-труженицу, а та, надорвавшись на домашней и колхозной работе, умирает в цвете лет. И только эта беда заставила Ивана Африкановича оглянуться назад, задуматься о своей беспутной жизни.

Чтение монолога

Иван Африканович сидел на могиле жены и смотрел на речку, на желтые ясные березы вдали.

«…Ты уж, Катерина, не обижайся… Не бывал, не проведал тебя, все то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать. Как без тебя живу? Так и живу, стал, видно, привыкать… Я ведь, Катя, и не пью теперече, постарел, да и неохота стало. Ты, бывало, ругала меня… Ребята все живы, здоровы. Катюшку к Тане да к Митьке отправили, Анатошка в строительном – этот уж скоро на свои ноги встанет… Ну, а Мишку с Васькой отдал в приют, уж ты меня не ругай… Не управиться бы матке со всеми-то. Худая стала, все говорит, что руки болят, да ведь и годы уж, ты, Катя, знаешь сама… Да ведь они санапалы у нас, двойники-то. Остались там, хоть бы им что. Картошку выкопал. Корову заведем новую, телушка у Мишки Петрова обошлась нынче, куплю телушку-то. Да. Вот, дeвка, вишь, как все обернулось-то… Я ведь Дypaк был, худо я тебя берег, знаешь сама… Вот один теперь… Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости. Худо мне без тебя, вздоху нет, Катя. Уж так худо, думал за тобой следом… А вот оклемался… А твой голос помню. И всю тебя, Катерина, так помню, что… Да. Ты, значит, за ребят не думай ничего. Поднимутся. Вон уж самый младший, Ванюшка-то, слова говорит… такой парень толковый и глазами весь в тебя. Я уж… да. Это, буду к тебе ходить-то, а ты меня и жди иногда… Катя… Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя, мне-то… Мне-то чего… Ну… что теперече… вон рябины тебе принес… Катя, гoлyбушка…»

Иван Африканович весь задрожал. И никто не видел, как горе пластало его на похолодевшей, не обросшей травой земле, - никто этого не видел.

(В. Белов Привычное дело// Русская проза XX века. – с.388)

- Как горько, что раскаяние пришло к Ивану Африкановичу так поздно, когда ничего уже исправить нельзя.

Я желаю, чтобы ваша жизнь сложилась счастливо, и вам никогда не было бы стыдно и больно за свои поступки. Пусть все у вас сложится хорошо!

III. Закрепление.

А в конце урока я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив небольшой тест «Проверьте свои знания».

IV. Запись домашнего задания

V. Итог урока.

Приложение 1. Раздаточный материал.

Приложение 2. Презентация

Использованная литература, источники

  1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 – 11 кл./ Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2004.
  2. Учебное электронное издание по курсу «Обществознание», разработанное компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис». 2003, ООО «Марис», ЗАО «Новый диск»
  3. Элективные курсы. История, обществознание, право (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2006


Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"


    Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

      Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

29 11 2022 6:11:10

"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)


    "Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)

      Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....

28 11 2022 10:43:30

Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


    Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

      Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...

27 11 2022 14:14:21

Знаменитый полководец Александр Суворов


    Знаменитый полководец Александр Суворов

      Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....

26 11 2022 22:18:19

Владимир Святославич. Принятие христианства


    Владимир Святославич. Принятие христианства

      Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

25 11 2022 21:41:55

Тема урока "Меч и дипломатия Александра Невского". 6-й класс


    Тема урока "Меч и дипломатия Александра Невского". 6-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....

24 11 2022 3:39:28

Тоталитарные режимы в 30-е гг. XX века: Италия, Германия, Испания


    Тоталитарные режимы в 30-е гг. XX века: Италия, Германия, Испания

      Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....

23 11 2022 22:52:43

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

      Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

22 11 2022 17:43:16

Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"


    Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"

      Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....

21 11 2022 21:47:49

Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень


    Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень

      Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью  обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....

20 11 2022 11:33:47

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс


    КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

      Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....

19 11 2022 21:49:53

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"


    Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

      В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

18 11 2022 10:12:34

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....

17 11 2022 0:15:25

Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"


    Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

      Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....

16 11 2022 23:18:59

Актуальные возможности музея сельской школы


    Актуальные возможности музея сельской школы

      Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....

15 11 2022 15:52:40

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"


    Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

      Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

14 11 2022 10:25:42

Поход персов в Скифию


    Поход персов в Скифию

      На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....

13 11 2022 15:52:12

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...

12 11 2022 17:10:36

Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"


    Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"

      Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...

11 11 2022 3:28:24

Урок-викторина "Новая история XIX – начала XX века


    Урок-викторина "Новая история XIX – начала XX века

      Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....

10 11 2022 15:59:38

Тема урока: "Пролетели года. Отгремели бои…" Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война". Урок-конкурс (неролевая игра). 9-й класс


    Тема урока: "Пролетели года. Отгремели бои…" Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война". Урок-конкурс (неролевая игра). 9-й класс

      Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...

09 11 2022 9:47:53

"Древний Восток"


    "Древний Восток"

      Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....

08 11 2022 22:35:39

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

07 11 2022 5:42:50

Путешествие по Венеции. 6-й класс


    Путешествие по Венеции. 6-й класс

      Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....

06 11 2022 20:18:38

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе


    История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

      В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

05 11 2022 12:38:44

Урок-размышление "Гражданин – человек свободный и ответственный" (обществознание, 9-й класс)


    Урок-размышление "Гражданин – человек свободный и ответственный" (обществознание, 9-й класс)

      Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...

04 11 2022 16:48:29

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

03 11 2022 12:46:35

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"


    Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

      Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...

02 11 2022 8:49:31

Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"


    Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"

      Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....

01 11 2022 19:58:19

Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья


    Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья

      Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...

31 10 2022 18:51:20

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

30 10 2022 17:59:56

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"

      При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....

29 10 2022 12:19:42

Урок изучения нового материала по истории России в 11-м классе по теме "Начало Великой Отечественной войны. Лето–осень 1941 года. Причины неудач Красной Армии"


    Урок изучения нового материала по истории России в 11-м классе по теме "Начало Великой Отечественной войны. Лето–осень 1941 года. Причины неудач Красной Армии"

      В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...

28 10 2022 23:53:12

Проект урока "Соседи восточных славян"


    Проект урока "Соседи восточных славян"

      Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

27 10 2022 3:46:16

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

      Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

26 10 2022 9:59:31

Интегрированный урок немецкого языка и истории по теме "Старый немецкий город"


    Интегрированный урок немецкого языка и истории по теме "Старый немецкий город"

      Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....

25 10 2022 17:43:36

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков


    Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

      Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

24 10 2022 18:28:38

Методическая разработка урока по теме "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда", 9-й класс. "900 дней блокадного Ленинграда"


    Методическая разработка урока по теме "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда", 9-й класс. "900 дней блокадного Ленинграда"

      Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....

23 10 2022 4:58:43

Урок мира


    Урок мира

      Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

22 10 2022 12:56:44

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе)


    Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе)

      Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....

21 10 2022 9:56:41

Рынок, ратуша, собор


    Рынок, ратуша, собор

      Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....

20 10 2022 3:49:40

История России. 10-й класс


    История России. 10-й класс

      Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

19 10 2022 22:35:32

Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене


    Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

      Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....

18 10 2022 23:56:16

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

17 10 2022 9:27:30

Царствование Павла I (10-й класс)


    Царствование Павла I (10-й класс)

      Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...

16 10 2022 6:50:32

Тесты по истории России в 9-м классе


    Тесты по истории России в 9-м классе

      Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....

15 10 2022 20:38:30

Внутрипредметная интеграция на уроке истории "Прощай, Древний Восток!"


    Внутрипредметная интеграция на уроке истории "Прощай, Древний Восток!"

      Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....

14 10 2022 20:14:42

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

13 10 2022 15:22:50

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума


    Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

      К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

12 10 2022 22:16:12

Урок-эстафета "Звездный час" по теме "Древняя Греция"


    Урок-эстафета "Звездный час" по теме "Древняя Греция"

      Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....

11 10 2022 4:17:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.