Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)
Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.
Цели занятия:
- Общеобразовательная - повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби»
- Воспитательная – уважительное отношение к истории своей страны
- Развивающая – развитие устной речи, творческих способностей и интеллектуального уровня учащихся.
Техническое обеспечение: компьютер, экран, проектор.
План занятия:
I. Орг.момент (1мин)
II. Актуализация знаний (5 мин)
- устный опрос
- решение задач
III. Пpaктическая работа в группах (5 мин)
IV. Итог урока (заключительное слово учителя)
V. Домашнее задание
Ход занятия
I. Орг. момент
Сообщение темы и целей урока.
Эпиграф занятия:
Москва! Москва!
Люблю тебя, как сын,
Как русский –
Сильно, пламенно и нежно!
II. Актуализация знаний
1) устный опрос
Учитель математики: Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по Московскому кремлю. Для того, чтобы путешествие прошло увлекательно и интересно, необходимо вспомнить правила действия с десятичными дробями.
- Как умножить д/д на 10,100, ….
- Как разделить д/д на 10,100, ….
- Как сравниваются д/д
- Как сложить или вычесть д/д …..
2) решение задач
Учитель истории: На нашей земле немало памятников старины, но Московский кремль – особенный. Это архитектурная летопись Москвы. На каждой парте лежит схема Московского кремля, с которой на вас смотрят башни и стены кремля, они величественны и красивы.
Учитель математики: Если посмотреть на схему – это неправильный треугольник, в вершинах которого стоят башни: Арсенальная, Беклемишевская и Водовзводная. Но по этому поводу существуют разные мнения. Один из исследователей Кремля – Бертенёв – отмечал, что кремлевские стены расположены в виде многоугольника, в котором насчитывается более 20 вершин.
Учитель истории: Сегодняшний Кремль – крупнейший музей мира, хранитель величайших национальных сокровищ.
Учитель математики:
Задание 1:
В каком году был построен первый Кремль? Это вы узнаете, выполнив вычисления по цепочке:
4,5+0,5
+6,47
∙100
[1147 – год основания Москвы]
Задание 2:
Выполнив следующее задание, мы узнаем, кто построил Московский кремль.
0,03∙100 0,1:100 2,4:10 2∙10 5∙100
15:100 121:100 74∙100 0,072∙100 14:100
0,014 |
7,2 |
3 |
7400 |
2,4 |
0,24 |
20 |
й |
к |
д |
р |
ж |
о |
у |
---|
0,15 |
500 |
0,001 |
1,21 |
5 |
0,1 |
740 |
о |
и |
л |
г |
а |
в |
б |
---|
[Долгорукий]
Учитель истории: На месте маленькой крепости князь Юрий Долгорукий приказал построить новый кремль больших размеров.
Учитель математики: Площадь старой крепости была 15000 м2, а площадь кремля, построенного Долгоруким, была на 75000 м2 больше. Вычислить площадь нового кремля, выразив данные задачи в гектарах.
[90000м2= 9 га]
Учитель истории: В 1238 г.
К берегам Москвы – реки
Хан Батый привел полки.
Занялись у стен пожары,
Загорелся Кремль свечой.
Все дотла сожгли татары
И умчались саранчой.
В 1325 г.
Но прошло немного лет
И на старом пепелище.
На кремлевском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба,
Белокаменные храмы
С золотыми куполами.
И Москва назло всем ханам
Засияла красотой.
Управлялась князь Иваном ….
А как прозвали этого московского князя, вы узнаете, выполнив следующее задание:
Учитель математики:
Задание 3:
Решить уравнение. Их корни запишите в порядке возрастания и под каждым корнем напишите букву, которой была обозначена неизвестная величина.
1. 100,6 – л = 30,2 |
л = 70,4 |
2. 21,1+а = 67,3 |
а = 46,2 |
3. к+40,5 = 120,5 |
к = 80 |
4. 66,3-и = 5,05 |
и = 61,25 |
5. 10т = 602 |
т = 60,2 |
6. 710:а = 10 |
а = 71 |
80 | 71 | 70,4 | 61,25 |
60,2 | 46,2 |
К | а | л | и |
т | а |
---|
Задание 4:
Корень каждого уравнения соответствует высоте одной из башен Кремля:
Водовзводная – 61,25 м
Арсенальная – 60,2 м
Беклемешевская – 46,2 м
Спасская – 71 м
Никольская – 70,4 м
Троицкая – 80 м
Найти сумму и округлить до десятых.
[389,05≈389,1]
Учитель истории: При виде древних стен и башен А.Блок оставил прекрасные строки:
В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского кремля.
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля!
Задание 5:
Учитель математики: Стены Кремля, построенного при Ю. Долгоруком, имели длину 1,2 км, а при Иване Калите – 1,67 км. На сколько метров увеличилась длина кремлевских стен?
[на 140м]
Задание 6:
Длину сегодняшних стен Кремля найдем, выполнив следующее задание
17: (0,3+9,7) +2233,3 =[2235м]
Учитель истории: Кремлевские стены заканчиваются зубцами, за которыми могли бы укрываться его защитники. Зубцы формой напоминают ласточкин хвост. Сколько зубцов венчают стены Кремля, вы узнаете, выполнив следующее задание:
Задание 7:
Учитель математики:
Упростить выражение и найти его значение, при x =100.
6,1x+3,8+4,3x+1,2 = [1045]
Учитель истории: Современный Кремль это музей под открытым небом. Познакомимся с шедеврами бронзового литья XVIII века.
III. Пpaктическая работа в группах
Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает разрезанную на 6 частей открытку, на обороте которой написаны примеры, а так же разграфленную на 6 частей карту размером с открытку, где записаны ответы к этим примерам. Выполнив задания верно и наложив свой «пример» на ответ, одна группа должна получить «Царь-колокол», а другая – «Царь-пушку».
IV. Домашнее задание
Составить по два примера на правила действия с д/д, которые мы сегодня повторяли на уроке.
V. Итог урока
Учитель математики: Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что вы сегодня узнали много интересных вещей, надеюсь, что у вас останутся хорошие впечатления и позвольте мне закончить наше занятие словами М.Ю.Лермонтова:
«Нет…Ни Кремля, ни его зубчатых стен…ни тяжелых дворцов его описать не возможно. Надо видеть, чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!»
Кремль – начало всех начал – и столицы, и государства.
Спасибо за урок!!!
Приложения
1. Приложение 1
2. Презентация
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
08 12 2023 13:50:32
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
07 12 2023 16:17:13
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
06 12 2023 12:21:51
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
05 12 2023 23:48:26
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
04 12 2023 3:29:14

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
03 12 2023 0:26:38
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
02 12 2023 7:35:19
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
01 12 2023 8:10:28
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
30 11 2023 18:57:26
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
29 11 2023 15:30:56
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
28 11 2023 16:44:25
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
27 11 2023 4:24:21
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
26 11 2023 0:54:21
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
25 11 2023 2:22:37
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
24 11 2023 15:15:49
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
23 11 2023 11:35:58
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
22 11 2023 8:25:21
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
21 11 2023 1:11:31
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
20 11 2023 12:31:20
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
19 11 2023 2:28:17
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
18 11 2023 11:44:38
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
17 11 2023 20:54:14
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
16 11 2023 9:41:49
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
15 11 2023 3:36:41

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
14 11 2023 16:59:39
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
13 11 2023 19:31:30
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
12 11 2023 21:12:19
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
11 11 2023 3:36:37
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
10 11 2023 17:27:32
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
09 11 2023 9:33:24
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
08 11 2023 16:48:50
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
07 11 2023 22:18:39
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
06 11 2023 18:16:23
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
05 11 2023 19:41:41
Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....
04 11 2023 8:18:27
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
03 11 2023 23:47:59
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
02 11 2023 22:55:45
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
01 11 2023 11:24:36
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
31 10 2023 11:27:45
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства.
...
30 10 2023 19:46:56
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
29 10 2023 11:26:57
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
28 10 2023 22:53:33
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
27 10 2023 3:14:36
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
26 10 2023 1:52:54
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
25 10 2023 13:20:38
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
24 10 2023 12:36:23
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
23 10 2023 21:41:22
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
22 10 2023 10:22:36
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
21 10 2023 13:43:11
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
20 10 2023 1:46:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::